Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
ISSN 2410-6070
№ 4/2015
Творческая задача не может быть непосредственно решена по какому-либо алгоритму. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамками одного решения. Необходим поиск решения, который требует творческой работы мышления.
Выбор задач, решения которых требуют творческого подхода, зависит от наличия у школьников исходного минимума знаний. По мере накопления знаний степень самостоятельности поиска решения должна нарастать.
Таким образом, использование творческих задач во внеклассной работе по математике способствует развитию личности школьника; формированию творческой активности и самостоятельности, познавательной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Фарков А. В. Внеклассная работа по математике. 5 - 11 классы. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 288 с.
2. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Часть I: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. - М.: Просвещение, 1977. -110с.
3. Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. -М.: Дрофа, 2002. - 192 с.
© Н А. Жигачева, 2015
УДК 378.1; 371.3
П. Д.Кисельников
студент 2 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: О. А.Козырева к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация
ВОЗМОЖНОСТИ УТОЧНЕНИЯ КАТЕГОРИИ «ВОСПИТАНИЕ» В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Аннотация
В статье отражены определения категории «воспитание», моделированные в ресурсах знаний современной педагогической методологии, располагающих будущего педагога по физической культуре к всестороннему анализу качества обеспеченности ресурсами современного образования в иерархии ступеней и институтов.
Ключевые слова
Педагогическое моделирование, гуманизм, педагогическая методология, воспитание,
самореализация.
Общепедагогическое знание позволяет создавать различные продукты педагогической поддержки в системе непрерывного образования, являющегося уникальной цепочкой в иерархии звеньев, ступеней и институтов современного обучения и развития личности. Попытаемся уточнить категорию «воспитание» в системе знаний акмеологического, аксиологического и гносеологического подходов, взяв за основу теорию современной педагогической методологии в области методологических подходов [1-3, 7], а также примеры уточнения понятийного аппарата современной педагогики [3-8].
Воспитание с точки зрения акмеологического подхода - это процесс развития личности, в структуре которого определяется ситуативно цель, непосредственно связанная с возможностями пополнения социального опыта личности в соответствии с условиями нормального распределения способностей и здоровья, которая планомерно достигается на оптимально высоком уровне качества решения той или иной
Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
педагогической задачи.
Воспитание с точки зрения аксиологического подхода - это педагогический процесс, направленный на формирование и развитие личности в структуре общечеловеческих и индивидуальных ценностей и приоритетов, механизмов самозащиты и условий продуктивного становления в модели ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, раскрывающих общие и специфические закономерности и условия жизнедеятельности в социальном пространстве по законам государственно-правового регулирования и морально-этическим нормам.
Воспитание с точки зрения гносеологического подхода - это процесс объективного, своевременного включения развивающейся личности в социальные отношения с целью изучения возможностей личности и окружающего мира в формировании внутреннего «я», познающего разные среды и определяющего для себя системы и модели, фасилитирующие объяснение и решение тех или иных задач определения, дополнения, верификации и ретрансляции социального опыта, верификации систем личностных и мультисредовых ценностей и приоритетов развития, социализации и самореализации личности, формирования научного мировоззрения, качественно раскрывающих в продуктах деятельности возможности сохранения и распространения культуры и ноосферы в уникальном полисубъектном и мультисредовом конгломерате условий и возможностей, теории и практики реконструкции отношений и объектов сосуществования и сотрудничества в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах детерминации и сравнения, визуализации и пропаганды, резервы которых и определяют базовые основы и механизмы коррекции описываемого процесса.
Уточненные определения могут быть заложены в основу организации воспитательной работы (классные часы) с обучающимися в решении тех или иных задач развития личности, самодетерминации, саморазвития, самореализации и взаимодействия в антропосреде. Список использованной литературы:
1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
2. Козырева О. А. Методология в подходах и задачах: учебное пособие для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 73 с. [+приложение на CD]. ISBN 978-5-85117-360-8.
3. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978-5-7148-0346-8.
4. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: моногр. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с. ISBN 978-5-85117-411-7.
5. Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. - Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 627 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978-5-85117-226-3.
6. Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики : учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 115 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978-5-85117-357-8.
7. Козырева О. А. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 279 с. [+приложение на CD]. ISBN 978-5-85117-353-0.
8. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк: КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 207 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978-585117-359-2.
© П. Д. Кисельников, О. А.Козырева, 2015
Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
УДК 371.14
Т. С. Комиссарова,
д.п.н., профессор НИИ географии, экологии и природопользования ЛГУ им. А. С. Пушкина Санкт-Петербург, Российская Федерация
А. Л. Миллер
аспирант кафедры педагогики и педагогических технологий ЛГУ им. А. С. Пушкина Санкт-Петербург, Российская Федерация
ПРИЧИНЫ НЕДОСТАТОЧНОЙ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрено понятие ИКТ-компетентность применительно к учителям, проанализированы причины недостаточной ИКТ-компетентности учителей. Выделены и коротко охарактеризованы два главных пути ее повышения — использование адаптивности программных продуктов и сетевое взаимодействие учителей.
Ключевые слова
ИКТ-компетентность, электронный образовательный ресурс, адаптивность, сетевое взаимодействие.
Изменения в культуре информационного общества, связанные с приданием информации статуса стратегического ресурса, выдвигают на первый план проблемы формирования информационной культуры личности. Умение использовать новые информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности — это не только общественная ценность, но и личностно значимая интеллектуальная ценность, имеющая огромное мотивационное значение ([1, 2]). Стандарт профессиональной деятельности педагога1 выделяет ИКТ-компетентность в качестве необходимых умений [8]. Под ИКТ-компе-тентностью в широком смысле понимается способность индивида решать различные (учебные, профессиональные, личные) задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий [9]. В узком смысле под ИКТ-компетентностью следует понимать личностное качество учителя, проявляющееся в его готовности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей педагогической деятельности для решения учебных и практических задач.
Ю. А. Шестаковой [12] выделено два вида ИКТ-компетентности учителя — базовая и предметно-ориентированная. Под базовой ИКТ-компетентностью подразумевается обладание знаниями и умениями, необходимыми для решения образовательных задач, с помощью средств информационно-коммуникационных технологий общего назначения. Под предметно-ориентированной ИКТ-компетентностью — освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию учебного предмета, а также готовность к их внедрению в образовательную деятельность.
В настоящее время существует проблема развития ИКТ-компетентности среди учителей. По результатам проведенного нами опроса, базовые навыки работы со средствами информатизации имеют 84% учителей, но дальнейшее развитие ИКТ-компетентности происходит медленно и неравномерно. Н. В. Арсентьева [3] выделяет следующие причины:
1. Система повышения квалификации при существующей норме не позволяет педагогам развиваться также быстро, как информационные технологии.
2. Ряд педагогов имеют низкую мотивацию на изучение новых программных продуктов.
3. Нет регламентирующих документов, которые бы четко определяли стандарт ИКТ-компетентности педагога.
4. Внутришкольные мероприятия по развитию ИКТ-компетентности требуют дополнительных ресурсов — как временных, так и материальных.
Что касается первой причины, то ее рассмотрение мы начнем с цитаты А. Р. Наумова. «Современные
1 Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.