Шеин Ю.П.
кандидат социологических наук, доцент кафедры «Туризм и гостеприимство» Уфимской государственной академии экономики и сервиса, г. Уфа
УДК 332.05:332.146.2.012.2 (470+571)
К ПРОЕКТУ ТУРИСТСКОГО СУПЕРКЛАСТЕРА «БАШКОРТОСТАН»
Статья посвящена анализу проекта туристского рекреационного суперкластера «Башкортостан», проблемам туризма в республике
Ключевые слова: туристский проект, туристско-рекреационный суперкластер «Башкортостан», SWOT-анализ проекта, туристские объекты кластера.
TO THE PROJECT TOURIST SUPERCLUSTER «BASHKORTOSTAN»
Article analyzes the project for tourism and recreation super cluster «Bashkortostan», the problems of tourism in the republic.
Key words: tourist project, tourist-recreational supercluster «Bashkortostan», SWOT-analysis of the project, tourist facilities of the cluster.
В рунете опубликована декларация проекта туристско-рекреационного суперкластера «Башкортостан», которая была представлена Н.Э. Никольской, заместителем председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму [3].
Представляется уместным критически-конструктивно оценить слабые стороны и угрозы данного проекта туристского суперкластера, также отметив его сильные стороны и возможности, т. е. произвести его SWOT-анализ.
Первое, что можно оценить как слабую сторону проекта туристского суперкластера, это ведомственный характер, келейность его подготовки в недрах туристского подразделения Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму. Следовательно, с самого начала не отдается должного внимания основным принципам разработки кластера и технологиям управления проектом туристско-рекреационного кластера.
Напомним, что кластер - это географически локализованное сочетание предприятий, органов власти и других участников, связанных едиными материальными, финансовыми, информационными и другими потоками. При этом критерием кластера должна быть группа взаимосвязанных компаний как условие для формирования в регионе производственных связей между поставщиками, производителями, вузами, финансовыми институтами, госу-
дарственными и другими организациями, которые в совместном ведении бизнеса за счет конкуренции и использования эффекта масштаба достигают общего экономического эффекта деятельности.
В декларации же проекта туристского суперкластера «Башкортостан» лишь обобщенно указана некая, одним разработчикам проекта известная, схема, и в ней уже есть туристская индустрия Республики Башкортостан, а все остальные субъекты кластера
- министерства и ведомства Республики Башкортостан, субъекты туристской индустрии и туристские ресурсы Республики Башкортостан, Союз туринду-стрии Башкортостана - видимо, уже реально связаны кооперационными деловыми отношениями. Что не совсем соответствует действительности.
Обращает на себя внимание, что министерства и ведомства РБ стоят в представленной схеме над субъектами туристской индустрии, реальной производительной силой проектируемого кластера, а вузы, научное обеспечение, инвесторы и другие важные участники кластера вообще остаются в тени.
Да, в докладе Р.У. Кинзикеева в рамках Дней Республики Башкортостан в Москве 27 апреля 2012 года отмечается, что в Уфе имеется вузовская база подготовки кадров туриндустрии, что по направлениям внутреннего туризма в Башкортостане работает 60 % туроператоров, то есть 18 организаций [2]. Но при этом не отмечается, что вышеуказанное направление для этих туроператоров составляет
33,4 % от общего числа обслуженных туристов и лишь 18,4 % оборота туристских фирм [1].
Из плюсов активного продвижения туринду-стрии РБ следует отметить, что в марте этого года на VII Международной выставке «Интурмаркет-2012» состоялось подписание Протокола о намерениях по сотрудничеству, а в ближайшей перспективе подписание Соглашения в сфере содействия развитию внутреннего туризма между Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству Москвы, Государственным комитетом Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму и Постоянным представительством Башкортостана при Президенте Российской Федерации. В рамках Соглашения, а также за счет средств долгосрочной целевой республиканской программы в здании Представительства в Москве, на Доброслободской, 6, строение 2 будет развернута постоянно действующая выставочная экспозиция туристских продуктов Республики Башкортостан. Там же будет создана площадка для презентаций туроператоров Москвы и Башкортостана, где можно будет получить информацию по экскурсиям для туристов Москвы и Башкортостана [2].
Но инвестиционная привлекательность туринду-стрии РБ по-прежнему пока невысока. По данным муниципалитетов, объем вложенных внутренними инвесторами республики средств в строительство объектов туриндустрии составляет порядка 1 млрд. 600 млн. руб. При этом Программа предполагает общий объем финансирования 6 млрд. 754 млн. руб., в том числе из внебюджетных источников, т. е. частных инвестиций, 4 млрд. 720 млн. руб. То есть пока лишь треть предусмотренных частных инвестиций - реальность.
Объяснение низкой инвестиционной активности здесь простое - потенциальным инвесторам важно знать не только проектную стоимость туристских кластеров, но и расчетные сроки окупаемости проектов, показатели чистого приведенного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, другие важные показатели бизнес-планов этих проектов, по крайней мере, инфраструктурных проектов, исполнение которых берет на себя государство.
Также не в полной мере на текущий период использован потенциал туристского рынка РБ, потребительская привлекательность по соотношению «цена - качество» (за исключением, пожалуй, санаторно-курортного сегмента). Неконкурентно высокие цены при, скажем, скромном по качеству сервисе (от трансфера и маркетинга-микс до удобств пребывания в дестинациях) пока что склоняют потребителей к вывозу туристских затрат в Турцию, Грецию и т. д. Именно конкурентные цены и рост ка-
чества услуг пока что остаются слабым местом тур-индустрии РБ на целевом рынке.
Но вернемся к программным документам стратегии развития въездного и внутреннего туризма, опубликованным Госкомитетом РБ по предпринимательству и туризму. Это:
- Комплексная программа развития туризма в Республике Башкортостан до 2020 года;
- Концепция развития туризма в Республике Башкортостан до 2020 года;
- Долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан на 2012-2016 годы»;
- Республиканская целевая программа «Развитие социального туризма в Республике Башкортостан на 2011 год».
В Долгосрочной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан на 2012-2016 годы» намечены проектные разработки в составе следующих основных мероприятий:
1. Создание четырех туристских кластеров: «Нугуш», «Бурзянский», «Красноусольский», «Павловский».
2. Развитие туристской инфраструктуры на базе существующих объектов - «точек роста» (санаториев, ООПТ, туристских и музейных комплексов).
3. Мероприятия по продвижению регионального турпродукта на российском рынке.
Комплексная программа развития туризма в Республике Башкортостан до 2020 года предусматривает создание туристско-рекреационного суперкластера федерального значения «Башкортостан», в котором выделены уже семь туристских кластеров. Это кластеры «Абзелил-Белорецк», «Нугуш», «Красноусольский», «Бурзянский», «Речной», «Уфимский», «Павловский».
Здесь необходимо сделать несколько существенных замечаний:
1. В картограмме декларации туристско-рекреационного суперкластера федерального значения [2] ошибочно поменялись местами на территории РБ кластеры «Нугуш» и «Абзелил-Белорецк».
2. Нейм «Речной» для развития бренда туристского кластера не годится, так, Нугуш, например, тоже река в вышеуказанном списке кластеров. Поэтому лучше назвать этот кластер по топониму - «Белая река» или «Бельский».
3. В сравнении пилотного проекта «Золотое кольцо Башкортостана» УГАЭС 2004 г. [4] и проектных кластеров целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан на 2012-2016 годы»22 отмечается
22 Следует отметить, что и тот и другой проекты пока рано называть проектами, поскольку проекты в их истинном виде - просчитанные, техникоэкономически обоснованные, проработанные в отношении структурной декомпозиции работ, четко спланированные по срокам начала и окончания, бюджету, графику работ и т. д., а также проработанные в организационном и кадровом (команды проекта) отношении исполненные системы работ.
некоторая преемственность, за исключением того, что изменены названия кластеров и границы обрели административно-территориальный характер, а также скорректирован их состав и определены приоритеты проектируемых объектов в кластерах.
При очевидно сильных сторонах анализируемой целевой программы, обретении кластерами четких очертаний, проектных туристских объектов в них, проектной стоимости (см. таблицу) по ее организации (келейность) и содержанию выявляются проблемные вопросы и явно слабые стороны.
Основные характеристики туристских кластеров в туристско-рекреационном суперкластере
федерального значения «Башкортостан»
Название кластера Проектная стоимость, млн. руб. Размещение в районах Проектные туристские объекты в кластере
«Нугуш» 3 060 Мелеузовский, Кугарчинский, Зилаирский, Зианчуринский - туристско-рекреационная зона «Нугушское междуречье»; - горно-туристский комплекс «Нугуш»; - конно-туристский комплекс и школа конного туризма; - турбаза «Урман» на Ямашлинском водохранилище; - база отдыха «Омшанник»; - туристский комплекс в рамках проекта «Алтын кольцо»
«Бурзянский» 913 Бурзянский, Ишимбайский - туристские комплексы «Марат Тугай», «Акбулатово»; - историко-этнографический музейный комплекс в дер. Акбулатово; - гостиничный комплекс в селе Старосубхангулово и дер. Гадельгареево; - историческая реконструкция дороги «Старый Екатерининский тракт» с туристскими стоянками; - комплекс туристских стоянок на берегах рек; - мемориальный комплекс «Ырыузар Ташы», мечеть и исторический музей; - палаточный городок возле озера Тугар-Салган
«Красноусольский»» 1 492 Г афурийский, Архангельский, Кармаскалинский - оздоровительный и СПА-курорт на базе санатория «Красноусольск»; - туристский комплекс на базе историко-культурного центра «Саит-Баба»; - парк-комплекс «Республика туризма «Сулонг»; - туристский центр «Город-курорт Усаклы»; - комплекс придорожного сервиса и кемпинг на трассе Уфа - Белорецк; - горно-лыжный центр «Улутау», турбаза «Сим», база отдыха на р. Лемеза; - лечебно-оздоровительный комплекс «Солонцы»; - рыбоводческие хозяйства в селах Сафроновка и Лагутовка; - охотничьи хозяйства у деревень Узунларово, Айтмембетово, Азово
«Павловский» 2 316 Нуримановский, Караидельский, Салаватский - туристский центр с комплексом турмаршрутов «По следам Салавата Юлаева»; - многопрофильный центр для детей и молодежи «Башкирский Артек» и агротуристский центр в окрестностях села Павловка; - физкультурно-оздоровительные комплексы в селах Красная Горка и Караидель; - туристский горно-лыжный комплекс «Павловский парк»; - база отдыха ООО «Башкирская Рица»; - физкультурно-оздоровительный комплекс «Звездный»; - санаторий в селе В.Тегерменево на 200 мест; - турбаза в п. Магинск; - детский оздоровительный лагерь на 150 мест; - комплекс турстоянок на р. Юрюзань
Название кластера Проектная стоимость, млн. руб. Размещение в районах Проектные туристские объекты в кластере
Республиканский инфраструктурный 19 222 - туристско-информационный центр; - интерактивный навигационный туристский интернет-портал; - центр экскурсий; - научно-производственный кластер (научнопроизводственный республиканский туристский центр и система мини-производств национальных промыслов и ремесел в агро- и этнотуристских объектах); - туристская сеть домов рыбака и охотника; - развитие сети придорожного туризма вдоль федеральных трасс М5 «Волга» и М7 «Урал»
Всего бюджет по туристскому суперкластеру «Башкортостан»: 20 млрд. руб., в т. ч.: 5 млрд. руб. из федерального бюджета, 1 млрд. руб. из республиканского бюджета, 14 млрд. руб. частные инвестиции
Почему из состава проектных туристских класте -ров вдруг исчез перспективный «Ирендык-Талкас» на территории Баймакского района Башкирского Зауралья? Кластер, перспективный и в отношении развития этого региона, и в отношении кооперации с Челябинской областью, в которой, близ ее границ с Баймакским районом РБ, находится сакральная туристская дестинация «Аркаим».
Также непонятно, почему проект «город-курорт Усмангали» заменен на проект «город-курорт Уса-клы». Дело в том, что, помимо целительных ресурсов данной территории на стыке Белорецко-го и Архангельского районов для создания новых санаторно-курортных объектов, Саит-Баба и Усман-гали выбраны особо важными местами посещений последователями буддизма, т. е. могут стать еще и дестинациями паломнического туризма.
Следует отметить, что проектные туристские кластеры суперкластера «Башкортостан» в значительной части создаются на базе уже существующих санаторно-курортных и других туристских объектов. С одной стороны, это разумно: потребуются меньшие капитальные затраты на обустройство территории под туристские цели, сократятся сроки исполнения проектов и т. д. Но с другой стороны, в рассматриваемых проектных туркластерах существует опасность сохранения монопольного состояния рынка въездного и внутреннего туризма рынка РБ, т. е. рынка под контролем продавца. Потери от такого положения дел, отсутствия конкуренции, стимулирующей рост уровня сервиса, гибкую ценовую политику, устраивающую потребителей, в перспективе будут огромными. И, главное, без конкуренции продавцов услуг в кластерах упомянутые продавцы (субъекты туристского рынка) не будут в должной мере беспокоиться о развитии собственного туристского бизнеса, не будут заниматься инновациями, дающими конкурентное преимущество
уже во внешней среде, в конкуренции с другими туркластерами за пределами РБ.
Очевидной сильной стороной проекта суперкластера «Башкортостан» является выделение средств из федерального и регионального бюджетов. Но задача привлечения частных инвестиций остается актуальной. Чтобы обеспечить приход частных инвесторов, необходимо глубокое профессиональное исследование рынка потребителей. Лишь на основе убедительных расчетов емкости и потенциала потребительского рынка и финансового плана проекта возможно привлечение частных инвестиций.
Пока умозрительно основными видами туризма в Долгосрочной целевой программе развития туризма в РБ обозначены в основном традиционные для республики его виды: лечебно-оздоровительный, экологический, конный, водный, горный, а также в какой-то степени новые - агротуризм, спелеологический, приключенческий.
Об инновациях, о стратегии инновационного развития туриндустрии в Башкортостане в анализируемой Долгосрочной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан на 2012-2016 годы», помимо новизны самих туристских объектов, не сказано практически ничего. Не закладывать в стратегии развития инновационный ресурс в наше динамичное время чревато утратой конкурентных преимуществ уже с самого начала исполнения проектов туристских кластеров.
Еще одно слабое место в отношении исполнения проектов туристских кластеров в РБ - проблема дефицита профессиональных проект-менеджеров и линейных менеджеров проектов.
Итак, в проекте туристского суперкластера «Башкортостан» пока не даны ответы на основные вопросы, если речь идет о кластерном подходе:
1. Как обеспечить конкурентоспособность туристского суперкластера РБ, в первую очередь, вы-
Развитие образования
вести на рынок привлекательные инновационные турпродукты по конкурентным ценам и уровню туристского сервиса?
2. Как обеспечить взаимовыгодное сотрудничество участников кластера (региональной и местной власти, деловых кругов, вузов и НИОКР, инфраструктурных подрядчиков, местных сообществ, потребителей), государственно-частное партнерство, заинтересованность в турпроекте частных инвесторов, кооперацию и стимулирующую конкуренцию в рамках проектных туркластеров?
3. Как организовать эффективное, компетентное управление проектом с заложенным в нем инновационным потенциалом, включая инженернотехнические ресурсосберегающие решения, работу с потребителем?
При всех вышеуказанных слабых сторонах и внешних угрозах опубликованного проекта туристского суперкластера «Башкортостан» начало делу положено, есть время и возможность внести в проект необходимые коррективы, привлечь к его исполнению необходимые человеческие ресурсы, качествен-
Валиев Ш.З.
доктор экономических наук, профессор, проректор по образовательной политике, заведующий кафедрой «Региональная экономика и управление» Уфимской государственной академии экономики и сервиса, г. Уфа
но произвести все необходимые работы по проекту на всех его фазах.
Список литературы:
1. Аналитическая записка о деятельности туристских фирм в Республике Башкортостан в 2010 г. [электронный ресурс: доступ на http://www.mbis. bash-kortostan.ru/sections/view/297].
2. Кинзикеев Р.У. Инвестиционные предложения Республики Башкортостан в сфере туризма. Доклад в рамках Дней Республики Башкортостан в Москве 27 апреля 2012 года [электронный ресурс: доступ на http://www.mbis.bashkor-tostan.ru/sections/view/441].
3. Никольская Н.Э. Об инвестиционном потенциале развития туризма в Республике Башкортостан [электронный ресурс: доступ на http://www. russia-tourforum.com/upload/presentation/617_round_ nikolskaya_ufa.pdf].
4. Пилотный проект «Золотое кольцо Башкортостана» / авт. колл.: А.Н. Дегтярев, И.Ю. Усманов, Л.Д. Матвеева, В.А. Максимов, М.Ш. Валиев, Ю.И. Усманов.
- Уфа: Уф. гос. ин-т сервиса, 2004. - 46 с.
Шендерова С.В.
кандидат экономических наук, доцент, докторант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, г. Санкт-Петербург
УДК 378:006.063 (470+571)
ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗОВ РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
В статье раскрываются основные институциональные противоречия общественно-профессиональной аккредитации (ОПА) основных образовательных программ (ООП) российских вузов. Во-первых, признание ООП образовательно-профессиональным сообществом не сопровождается определением ее принадлежности к тому или иному циклу Европейской рамки квалификаций. Во-вторых, отсутствует единое понимание ОПА как института среди представителей различных профессиональных групп. В-третьих, ОПА в России не