УДК: 159.913 :613.97
ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СИТУАЦИЯХ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ С ПОЗИЦИИ
ПСИХОГИГИЕНЫ
ШКИЛЬ ИВАН АНАТОЛЬЕВИЧ Кафедра общей гигиены с экологией, Первого медицинского факультета Ордена Трудового Красного Знамени Медицинского института им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского» Ордена Трудового Красного Знамени Медицинского института им. С.И. Георгиевского. Российская Федерация. г. Симферополь ORCID Ю 0009-0003-2001-0724 ЛАХНО ВАЛЕНТИНА АНАТОЛЬЕВНА Кафедра общей гигиены с экологией Первого медицинского факультета Ордена Трудового Красного Знамени Медицинского института им. С.И. Георгиевского, ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского» Ордена Трудового Красного Знамени Медицинского института им. С.И. Георгиевского. Российская Федерация. г. Симферополь ORCID Ю 0000-0002-9014-9647 АННОТАЦИЯ
В современном мире люди часто сталкиваются с нарушением эмоционального состояния, в данной статье описано как психогигиена связана с нашим психологическим контролем и возможностью регуляции состояния при стрессовых нагрузках.
Эмоциональное состояние человека можно считать базовой характеристикой его психики, так как оно создает условия для протекания всех психических процессов. Главное - проявлять свои эмоции нужно правильно, чтобы не навредить себе и окружающим.
Человек в состоянии самостоятельно регулировать свои эмоции, однако это весь сложное дело, которое дается с трудом.
Ключевые слова: психогигиена, стресс, регуляция, профилактика, эмоциональное выгорание
POSSIBILITIES OF PSYCHIC SELF-REGULATION IN SITUATIONS
OF STRESS FROM THE POSITION OF PSYCHOHYGIENE
SHKIL IVAN ANA TOL YEVICH
Department of General Hygiene with Ecology, First Medical Faculty of the Order of the Red Banner of Labor of the Medical Institute named after S.I. Georgievsky FGAOU HE "Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky" Order of the Red Banner of Labor of the Medical Institute named after S.I. Georgievsky. Russian Federation. Simferopol
ORCID ID 0009-0003-2001-0724 LAKHNO VALENTINA ANATOLYEVNA Department of General Hygiene and Ecology of the First Medical Faculty of the Order of the Red Banner of Labor of the Medical Institute named after S.I. Georgievsky, FSAEI HE "Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky" Order of the Red Banner of Labor of the
Medical Institute named after S.I. Georgievsky. Russian Federation.
Simferopol ORCID ID 0000-0002-9014-9647 ABSTRACT
In the modern world, people often encounter a violation of the emotional state, this article describes how psychohygenism is related to our psychological control and the ability to regulate the state under stress. The emotional state of a person can be considered a basic characteristic of his psyche, since it creates conditions for the course of all mental processes. The main thing of this article is how people show their emotions correctly so as not to harm yourself and others. A person is able to regulate his emotions independently, but this is a very difficult task, which is difficult.
Keywords: psychohygiena, stress, regulation, prevention, emotional burnout
STRESSLI VAZIYATLARDA PSIXOGIGIYENA MAQOMIDAN KELIB CHIQQAN HOLDA RUXIY O'ZINI-O'ZINI BOSHQARISH
IMKONIYATLARI
SHKIL IVAN ANA TOLIEVICH
umumiy gigiyena va Ekologiya kafedrasi, birinchi tibbiyot fakulteti, Mehnat Qizil Bayroq ordenli S.I. Georgiyevskiy nomidagi Tibbiyot instituti, V.I. Vernadskiy nomidagi Qrim Federal Universiteti. Rossiya Federatsiyasi. Simferopol sh. ORCID ID 0009-0003-2001-0724
LAXNO VALENTINA ANATOLIEVNA umumiy gigiyena va Ekologiya kafedrasi, birinchi tibbiyot fakulteti, Mehnat Qizil Bayroq ordenli S.I. Georgiyevskiy nomidagi Tibbiyot instituti, V.I. Vernadskiy nomidagi Qrim Federal Universiteti. Rossiya Federatsiyasi. Simferopol sh. ORCID ID 0000-0002-9014-9647
ANNOTATSIYA
Zamonaviy dunyoda odamlar ko'pincha hissiy buzilishlarga duch kelishadi, bu maqolada ruhiy gigiyenaning bizning psixologik nazoratimiz va stress ostidagi holatimizni tartibga solish qobiliyati bilan bog'liqligi tasvirlangan.
Insonning hissiy holatini uning psixikasining asosiy xususiyati deb hisoblash mumkin, chunki u barcha ruhiy jarayonlarning sodir bo'lishi uchun sharoit yaratadi. Asosiysi, o'zingizga va boshqalarga zarar etkazmaslik uchun his-tuyg'ula-ringizni to'g'ri ifodalash. Inson o'z his-tuyg'ularini mustaqil ravishda tartibga solishga qodir, ammo bu murakkab masala.
Kalit so'zlar: ruhiy gigiyena, stress, tartibga solish, oldini olish, hissiy charchash
Введение
В современном обществе человек все чаще попадает под воздействие разнообразных факторов, к которым необходимо приспосабливаться. Прежде всего это касается условий труда, профилактики профессиональной патологии, снижения уровня заболеваемости населения, особенно работающего, эмоциональной окраски повседневной и профессиональной жизни, ведь «Снижение влияния факторов трудового процесса на работников в течение их трудовой деятельности до уровней приемлемых рисков - это задача, выполнение которой позволит сохранить профессиональное здоровье работающих и приумножить трудовой потенциал страны» [5, с.150].
Частые нервные нагрузки на работе и учебе, проблемы в семейной жизни, несоблюдение режима сна и отдыха, отсутствие физической активности и рационального питания, отсутствие понимания со стороны окружающих, частые споры, все это может привести к стрессовому состоянию и напряжению человека, нарушению его внутренней гармонии (депрессии, агрессии, неврозов). Это может способствовать развитию различных нарушений со стороны психического и психологического здоровья, появлению заболеваний, либо рецидивов хронических заболеваний.
Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф., Дьяконова Т.И. (2018) считают, что «Хорошо продуманная и отработанная, привычная последовательность и определенная система в труде, плановая деятельность всегда продуктивнее спонтанной и хаотичной. Правильное распределение и физической, и умственной нагрузки во времени очень важно. Неравномерность нагрузки, штурмовщина, спешка в одни периоды и бездеятельность в другие одинаково вредны. Работоспособность снижается как от чрезмерного утомления при штурмовщине, так и вследствие бездеятельности,
вялых темпов в работе» [4, с.8], очень важным является наличие хорошего психического здоровья.
Полякова О.Б., Бонкало Т.И. (2023) определяют психическое здоровье как «благополучие личности, адаптивность, склонность к действию, а не переживанию (сюда же относится отличное расположение духа, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т. п.). С другой стороны находятся разрушающие проявления личности, которые мешают приятным эмоциям, они заставляют человека чувствовать общую неудовлетворенность, обиду, вину. Если человек нездоров психологически, то он действует по привычным схемам, не желает менять что-то, неправильно воспринимает неудачи и удачи. Но не стоит считать, что благополучие в психологическом плане и позитивные качества характера - одно и то же, поскольку нормы позитивных черт в обществах мира отличаются. Это не пример идеальной личности, а стремление к себе и к другим. Здоровая психологически личность понимает, что с ней происходит, ощущает целостность. Получается, такой человек не считает остальных угрозой для себя» [6, с. 7].
Согласно «теории А. Маслоу, психологическое здоровье не только наполняет личность субъективным чувством благополучия, но и является верным само по себе: в таком смысле оно над болезнью; оно не просто лучше, оно правдиво, поскольку здоровая личность может увидеть больше истины» [6, с.7].
В современном обществе довольно часто встречается синдром профессионального или эмоционального выгорания среди работников «эмоциональных профессий», то есть профессий, в которых наибольший удельный вес занимает процесс общения с людьми, высокая ответственность за их жизнь и здоровье, часто «провоцируют появление отрицательных воздействий на
специалиста ряд стереотипов, среди которых, в первую очередь, следует назвать когнитивные, поведенческие, аффективно-мотивационные. Не менее значимыми оказываются и организационный (степень определенности выполняемых функций) и ролевой (коллегиальность, согласованность, интеграция усилий) факторы. Отдельно следует отметить профессиональные кризисы, которые могут проявляться в периоды переквалификации, овладении смежными профессиями» [7, с. 173].
Черная Е.В. (2015) считает, что «основными признаками синдрома эмоционального выгорания считаются следующие: ощущение эмоционального истощения; наличие негативных чувств по отношению к клиентам; негативная самооценка» [7, с. 173].
Нестабильное эмоциональное состояние работников и невозможность либо нежелание самостоятельного урегулирования такого состояния (умение управлять эмоциями), а также предрасположенность к синдрому эмоционального выгорания, неудовлетворенность результатами своего труда, нередко приводят к профессиональной деформации «проявляющуюся в нарушении целостности личности, ещё большему снижению защитных механизмов, ведущих к нарушению адаптации, не способности противостоять усиливающимся действиям губительных факторов. В конечном итоге всё это ведёт человека к саморазрушению» [7, с. 174]. В целях недопущения развития данного процесса, необходимо все трудовые процессы рассматривать с позиций психогигиены.
«Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая условия и факторы окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека - гигиены.
Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья и душевного равновесия. Она призвана помогать как отдельному человеку, так и группам людей избегать неблагоприятных воздействий, опасных для их психического здоровья, обучать справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к сложившейся ситуации» [1, с. 7].
Черная Е.В. (2015) считает, что «Психогигиена - это отрасль науки, существующая на стыке двух направлений: психологии и гигиены. Она изучает любые позитивные для человека воздействия среды, особенности жизни и предлагает действенные профилактические пути поддержания психического здоровья, которое является интегративным психологическим фактором, свидетельствующим о степени полноценности жизнедеятельности личности [7, с. 171].
Впервые понятие о психогигиене было упомянуто отечественными психиатрами И.П. Мержеевским и С.С. Корсаковым в конце XIX века.
Основоположник психогигиены в России И.П. Мержеевский видел важнейшее средство сохранения душевного здоровья и повышения продуктивности деятельности в высоких стремлениях и интересах личности. [8, с. 8].
Достижение внутреннего эмоционального равновесия стало одной из главных проблем жизни человека. Основной причиной проявления тревожности является стресс, который может привести к эмоциональному нарушению.
Стресс - это неспецифическая реакция организма, которая возникает при действии различных экстремальных стресс-факторов, угрожающих нарушением внутренней среды, и характеризуется
изменениями функций нервной и эндокринной систем. По своей биологической природе стресс - адаптивная реакция, возникающая под влиянием необычных, чрезвычайных либо экстремальных воздействий на организм человека и способствующая приспособлению организма к новым условиям.
Эффективным средством профилактики симптома профессионального выгорания, доступным каждому, без исключения, медицинскому работнику, является использование способов саморегуляции и восстановления себя.
Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием» [2, с. 240].
Целью исследования является изучение уровней проявления тревожности среди различных слоев населения Крыма (студенты, и работники института), значимости социальных проблем с психоэмоциональным состоянием организма, с разработкой способов психической саморегуляции и практических рекомендаций для предупреждения развития стресса.
Задачи исследования включали: проведение онлайн-опроса; оценку и интерпретацию полученных результатов опроса; разработку практических рекомендаций.
Материалы и методы.
Исследование проводилось с использованием психологических тестов в тестовой форме «Ооод!е формы» «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, 1953), адаптирован Т.А. Немчиным (1966 г.). Опросник состоит из 50 утверждений, предназначен для измерения уровня тревожности, каждое утверждение указывается на отдельной карточке. Согласно инструкции по проведению тестирования, обследуемый откладывает
вправо и влево карточки в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями [3 с.48].
Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности. Каждый ответ «да» и ответ «нет» на высказывания оценивается в 1 балл.
Суммарная оценка: 40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги; 15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне; 0-5 баллов - о низком уровне тревоги. В 1975 г. В. Г. Норакидзе дополнил опросник шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах.
Тест на терпимость состоит из 9 вопросов [3 с.399], позволяет выявить некоторые особенности личности.
- от 0 до 4 очков: свидетельствуют о непреклонности и некоторой «упрямости» личности;
- от 6 до 12 очков: свидетельствуют о способности «твердо отстаивать свои убеждения», при необходимости человек может менять свое мнение, иногда проявляет излишнюю резкость, неуважение к собеседнику;
- от 14 до 18 очков: твердость убеждений личности отлично сочетается с большой тонкостью и гибкостью ума, достаточно критически относится к своему мнению, при необходимости, способен к переубеждению собеседника [3 с.400].
В ходе исследования применялись общепринятые при статистических исследованиях методы: анкетирование, статистические, аналитические, математические.
Результаты и обсуждение.
Психологическое тестирование проводилось среди студентов 3-4го курса Первого медицинского факультета Ордена Трудового Красного Знамени Медицинского института им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского»
В тестировании «личностная шкала проявления тревоги» приняло участие 544 человека, из них мужчин 81,43%, женщин 18,57%, результаты исследования представлены на рис.1.
Рис.1.Личностная шкала проявления тревоги
Из рисунка 1 видно, что наибольший удельный вес среди респондентов занимает низкий уровень тревожности -56,8%, что указывает на спокойный тип темперамента и удовлетворенность настоящим положением вещей.
Среди женщин этот показатель занимает 11,8%, среди мужчин 45% что может быть связано с тем что мужчины меньше склоны к тревоге чем женщины.
При анализе установлено, что наиболее высокий показатель отмечен в группе лиц молодого возраста от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.), это может быть связано с более высокой степенью психической и эмоциональной зрелостью.
Средний уровень тревожности характерен для 30,3% респондентов, причем в женской категории 5,88%, а в мужской 27,42%.
Данный уровень показателя характерен для юношеской возрастной группы от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.), это может быть обусловлено разнообразным уровнем самооценки, что является характерным для данного возраста
Проведенный анализ выявил «группу риска», которая составляет 12,9%, из них женщин 4,6%, а мужчин 8,3%. Выявлено, что соотношение процента женщин к мужчинам в группе риска выше.
Данный показатель характерен в юношеской возрастной категории, что указывает на неустойчивую нервную систему и может проявляться через такие состояния, как тревога, депрессия и чрезмерная самокритика.
В опросе на определение терпимости «тест на терпимость» приняли участие 512 человек, из них: 79,3% мужчин и 20,7% женщин.
Из общего числа респондентов 40,4% имеют высокий уровень терпимости, (п=207), что свидетельствует об эмоциональной стабильности, и избегании конфликтных ситуаций.
Наиболее часто высокий показатель терпимости был отмечен в возрастной группе, причем среди мужчин он составил 32,3%, а среди женщин - 12,1%
Наиболее это выражено в возрастной категории от 20-35 лет, среди женского (мужского) населения.
Среди мужчин данный показатель значительно отличается от женского, так как женщины, более терпеливы.
Наибольший удельный вес среди респондентов, занимает группа со средним уровнем терпимости 54,7% (п=280), из которых женщин 8%, а мужчин 46,7%, что свидетельствует о том, что, в
зависимости от различных ситуаций человек будет проявлять себя толерантно, так же и интолерантно.
Низкий уровень терпимости установлен в 4,9% респондентов (п=25), причем мужчин 3,53%, а женщин 1,37%, и характерно для лиц с выраженной агрессии, вспыльчивости, замкнутости, необщительности.
Рис.2. Результаты исследований респондентов (тест на
терпимость)
Выводы
Исследования показывают, что среди респондентов доля повышенной тревожностью невелика, что является положительным сигналом. Современные реалии жизни нередко подвергают человека негативному влиянию окружающих факторов, что отражается на его психоэмоциональном состоянии, так как люди с пониженным уровнем терпимости, и повышенным уровнем тревожности находятся в зоне риска развития психических и психологических расстройств.
Тем не менее, для тех, кто находится в группе риска, мы рекомендуем применять различные профилактические методики.
Существуют несколько подходов к психическому саморегулированию: нервно-мышечная релаксация, дыхательные упражнения, медитация и занятия йогой.
Кроме того, для поддержания психической стабильности и оптимальной продуктивности можно использовать техники регуляции, такие как метод отвлечения, самоубеждения и самоприказа.
К числу способов сохранения психологического здоровья можно отнести и рациональное питание. Люди зачастую упускают из виду качество и разнообразие своего рациона; увеличение потребления продуктов, способствующих выработке гормонов, положительно сказывается на эмоциональном фоне.
Двигательная активность также важна, так как малоподвижный образ жизни может привести к физическим и психологическим недугам. Рекомендуется заниматься физической активностью, чтобы повысить уровень эндорфинов и улучшить настроение. Наконец, для сохранения внутреннего баланса необходимо заниматься саморазвитием, что способствует повышению самооценки и пониманию собственных возможностей.
Список литературы:
1.Замбржицкий О.Н. Психогигиена и психопрофилактика: //учебно-методическое пособие Минск: БГМУ, 2021. - 56 с.
2.Ланько Н.И. Профилактика профессионального выгорания как часть психогигиены медицинского работника //Актуальные тенденции развития системы здоровьесберегающей деятельности в среднем профессиональном образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (20 февраля 2024 года, г. Ульяновск) / Под. ред. Е.П. Поповой. - Ульяновск: ОГБПОУ УМК, 2024. - С.237-241.
3.Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: 2007, Издательство «Эксмо». - 416 с.
4.Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф., Дьяконова Т.И. Основы здорового образа жизни для всех. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2018. - 126 с. ISBN 978-5-299-00969-9
5. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2023 году: Государственный доклад. Москва: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2024. - 364 с.
б.Полякова О.Б., Бонкало Т.И. Психологическое здоровье: дайджест [Электронный ресурс] / О.Б. Полякова, Т.И. Бонкало. -Электрон. текстовые дан. - М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2023. - 54 с. URL:
https://niioz.ru/upload/iblock/484/484a1dc3dd89337355cbede98f0d639e. pdf (Дата обращения: 27.11.2024).
7.Черная Е.В. Психогигиена как фактор профилактики синдрома эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе //Научные исследования: от теории к практике. - 2015. - № 5(6). -С.171-173. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25464845 (Дата обращения: 27.11.2024).
8. Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф., Дьяконова Т.И., Практическая психогигиена учебно-методическое пособие. -Санкт-Петербург: СпецЛист, 2018. - 8стр.