Научная статья на тему 'Изучение уровня эмоционального выгорания среди работников дошкольных учреждений и учителей начальных классов'

Изучение уровня эмоционального выгорания среди работников дошкольных учреждений и учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
389
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
emotional burnout / workforce psychology / pedagogy / psychology / occupational health / эмоциональное выгорание / психология трудового коллектива / педагогика / психоло- гия / гигиена труда

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сарчук Елена Владимировна, Вейсова Рейъан Рустемовна, Кочурова Полина Сергеевна

В данной статье рассматривается проблема эмоционального выгорания у работников дошкольных учреждений и учителей начальных классов, факторы, способствующие выгоранию и их составляющие. Было исследовано 110 работников дошкольных учреждений и учителей начальных классов. Авторы для оценки эмоционального выгорания использовали анкетно-опросный метод «Диагностика эмоционального выгорания (К. Масла, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)». Приведены результаты опроса среди исследуемого контингента специалистов и подведены итоги проделанной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сарчук Елена Владимировна, Вейсова Рейъан Рустемовна, Кочурова Полина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problem of emotional burnout in workers at preschool institutions and primary school teachers, factors contributing to burnout and their components. 110 preschool workers and primary school teachers were investigated. The authors used the questionnaire-survey method “Diagnosis of emotional burnout (K. Masla, S. Jackson, in the adaptation of NE Vodopyanova)” to assess emotional burnout. The results of the survey among the studied contingent of specialists are presented and the results of the work done are summarized.

Текст научной работы на тему «Изучение уровня эмоционального выгорания среди работников дошкольных учреждений и учителей начальных классов»

Сарчук Елена Владимировна,

кандидат медицинских наук, доцент;

Медицинская академия им. С.И.Георгиевского, г.Симферополь,

Вейсова Рейъан Рустемовна, студент 3-го курса;

Медицинская Академия им.С.И.Георгиевского, г.Симферополь,

Кочурова Полина Сергеевна,

студент 3-го курса.

Медицинская академия им. С.И. Георгиевского, г.Симферополь

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10670 ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Sarchuk Elena Vladimirovna,

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor;

Medical Academy. S.I. Georgievsky, Simferopol, Veysova Reyan Rustemovna, 3rd year student;

Medical Academy named after S.I. Georgievsky, Simferopol,

Kochurova Polina Sergeevna,

3rd year student.

Medical Academy. S.I. Georgievsky, Simferopol

STUDYING THE LEVEL OF EMOTIONAL BURNOUT AMONG EMPLOYEES OF PRESCHOOL ESTABLISHMENTS AND TEACHERS OF INITIAL CLASSES

Аннотация.

В данной статье рассматривается проблема эмоционального выгорания у работников дошкольных учреждений и учителей начальных классов, факторы, способствующие выгоранию и их составляющие. Было исследовано 110 работников дошкольных учреждений и учителей начальных классов. Авторы для оценки эмоционального выгорания использовали анкетно-опросный метод «Диагностика эмоционального выгорания (К. Масла, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)». Приведены результаты опроса среди исследуемого контингента специалистов и подведены итоги проделанной работы.

Abstract.

This article deals with the problem of emotional burnout in workers at preschool institutions and primary school teachers, factors contributing to burnout and their components. 110 preschool workers and primary school teachers were investigated. The authors used the questionnaire-survey method "Diagnosis of emotional burnout (K. Masla, S. Jackson, in the adaptation of NE Vodopyanova) " to assess emotional burnout. The results of the survey among the studied contingent of specialists are presented and the results of the work done are summarized.

Keywords: emotional burnout, workforce psychology, pedagogy, psychology, occupational health

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, психология трудового коллектива, педагогика, психология, гигиена труда

В течение последнего десятилетия остро стоит вопрос о решении психологических проблем, способов их решения и возникновения психосоматических расстройств. Специалисты различных отраслей жизни могут претерпевать так называемое выгорание. Эмоциональное выгорание является одной из самых распространённых форм профессиональной деструкции. Оно представляет собой механизм защиты, который направлен в ответ на травмирующие психику факторы профессиональной деятельности [8]. Высокий уровень ответственности, регулярная вербальная коммуникация, экзогенный стресс при работе в коллективе приводят к тому, что работники дошкольных образовательных учреждений и первой ступени общеобразовательной школы достаточно рано испытывают феномен профессиональной деструкции, который влечёт за собой ухудшение продуктивности и трудоспособности.

В медицинском аспекте эмоциональное выгорание можно выделить в синдром эмоционального выгорания (СЭВ). В Международной Классификации Болезней 10 пересмотра СЭВ относится к рубрике Z73 и может считаться заболеванием -«Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни» [6].

Согласно статистике, эмоциональному выгоранию наиболее сильно подвержены те профессии, которые требуют общения и контакта с другими людьми, их обслуживания и постоянного обучения, изучения актуальных проблем и новых методик труда [5]. Современные требования к воспитателям и учителям начальных классов, учитывающие модернизацию образовательной системы, могут изменять не только профессиональные привычки и стереотипы специалистов, но и может повлиять на личность человека[1]. Своевременное обнаружение эмоционального выгорания позволяет устранить

Р8УСН0Ь001САЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / <<ШЦШМУМ~^©УГМак>>#М43)),2(0]9

профессиональную деструкцию на ранних этапах и предотвратить конфликты в коллективы и снижение продуктивности специалистов.

На современном этапе гигиены труда и коллективной психологии исследователи выделяют особый комплекс проблем, который составляет в сумме эмоциональное выгорание[2]. Одним из его компонентов считают эмоциональное истощение, которое проявляется в виде астенического или астено-невротического синдрома, кроме того, возможно ухудшение настроения и самочувствия от мыслей о работе, её предметам и объектам [3].

Вторым компонентом, составляющим комплекс профессионального выгорания, является деперсонализация личности и утрата гуманизма. В данном аспекте деперсонализацию необходимо рассматривать как снижение личностной вовлеченности к объектам профессиональной деятельности, то есть, к детям [9]. В коллективе могут отмечать, что сотрудник стал холоден к детям, безынициативен насчёт работы. Помимо этого, в коллективе часто возникают конфликты и ссоры, которые приводят к разладу и ухудшают состояние коллег и сотрудников.

Последний компонент -редукция личных достижений - имеет две характеристики: первая говорит о том, что редукция - это занижение собственных успехов, негативная оценка собственных достигнутых результатов, а вторая гласит, что редукция начинается с пренебрежения к собственным достоинствам, перекладывании своей ответственности на других людей и принижения себя как специалиста в сфере профессиональной деятельно-сти[7].

Объективная оценка каждого из компонентов является важным этапом для своевременного выяв-

ления эмоционального выгорания и разработки мероприятий, направленных на улучшение психоэмоционального состояния работников и для нормализации микроклимата в коллективе.

Нам проведено исследование среди работников дошкольных образовательных учреждений и педагогов в сегменте начальной школы. Для изучения уровня эмоционального выгорания мы использовали анкетно-опросный метод «Диагностика эмоционального выгорания (К. Масла ,С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)»

Опросник состоит из 22 вопросов, которые позволяют определить классические компоненты эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, выявить деперсонализацию личности и обнаружить редукцию личных достижений. Оценка осуществлялась в баллах.

Нами было обследовано 110 работников дошкольных учебных учреждений и педагоги начальной школы. Респонденты находились в возрасте от 21 до 75 лет. Среди испытуемых педагогов-мужчин 47 человек (42,7%), женщин - 63 человек (57,2%) минимальный стаж работы исследованных составил 3 года, максимальный - 50 лет, средний - 19,6 лет.

В ходе нашего исследования было вывялено, что работники дошкольных учебных учреждений и педагоги начальной школы претерпевают эмоциональное выгорание независимо от возраста (высокий уровень эмоционального выгорания наблюдается как у педагогов молодого возраста, так и старших специалистов).

На рис. 1 и рис. 2 проиллюстрировано соотношение ключевых компонентов эмоционального выгорания, полученных и интерпретированных при опросе среди работников дошкольных учреждений и учителей начальной школы.

□ Очень высокий ЕЭ высокий И Средний 0 Низкий И Нет

Рис 1. Распределение исследованных педагогов женщин, в зависимости от уровня показателей эмоционального выгорания, %о

На рисунках представлены следующие компоненты: эмоциональное истощение (ЭИ), деперсонализация (ДП) и редукция личных достижений

(РЛД).

Рис. 2. Распределение исследованных педагогов мужчин, в зависимости от уровня показателей эмоционального выгорания, %

%

: 38,2;

Я

. 6,4

Li'.i'.i'ii'.i'.i'l

м

и

□ Очень

высокий ЕЗ высокий

ЕЗ Средний

_ЭИ_

РЛД

В ходе исследования было выявлено, что у мужчин намного сильнее выражено очень высокий (38,2%), высокие (42,5%) уровни показатели эмоционального истощения, а также деперсонализации по очень высокому уровню (34%) и высокому уровню (21,4%), но редукция личных достижений у женщин выражена сильнее, очень высокий уровень у них составил (9,5%), а средний (39,7%).

Вероятно, это можно объяснить тем, что специалисты-мужчины, в отличие от женщин более сдержаны эмоционально, они в большей степени могут абстрагироваться от проблем, связанных с работой, и не проецируют на себя разногласия в коллективе и неудачи других коллег. У женщин присутствует особенности характера, которые не позволяют им остаться равнодушными при возникновении конфликтных ситуаций и проблем у воспитанников, даже если последние претерпевают сложности вне учебного или воспитательного процесса. Женщины быстрее истощаются и ощущают себя плохими специалистами в своей области.

На уровень защитного механизма изменения личности влияют личностный, организационный и ролевой факторы. Мотивация и способы реагирования на внешний стресс формируют высокую самоотдачу работе и установкой, что рабочий процесс несёт большую ответственность [1]. Такой способ работы приводит к быстрому эмоциональному выгоранию у воспитателей и учителей начальных классов, так как педагоги часто страдают от комплекса гиперопеки над воспитанниками и отдаются работе больше, чем другие специалисты, работающие с людьми. Помимо этого, работа с детьми предполагает высокий уровень когнитивного и

эмоционального напряжения, которые дополнительно способствуют личностных изменений специалистов на разных этапах их учебного про-цесса.Ролевой фактор характеризуется ролевой конфликтностью, и неопределённостью: данные понятия определяют противоречия между выполняемыми функциями педагогов. Организационный фактор - комплекс профессиональных задач и их выполнения, стиля работы, степени ответственности коллектива и отдельных специалистов. В зависимости от того, как коллектив относится к выполняемой работе и к детям как к объекту своей специальности, отдельно взятый специалист будет подвержен эмоциональному выгоранию в той или иной степени [4].

Отдельно для работников дошкольных учреждений и учителей начальных классов хочется выделить фактор постоянного профессионального соприкосновения с детьми. У данного контингента специалистов стресс возникает не только по причине повышенной ответственности и эмоционально отдачи, но и ввиду специфики функций воспитателя и педагога. Как правило, работники образовательных учреждений подвержены стрессу в связи с необходимостью общения с родителями, выполнения функции психолога для детей, необходимостью уделить внимание каждого ребенку персонально и найти к нему подход для достижения наилучших результатов в процессе обучения и воспитания.

Истощение защитных механизмов, вызывающее возникновение эмоциональное выгорание, неминуемо приводит к снижению качества выполняемой работы, ухудшению самочувствия педагога, а также скажется на уровне ответственности и

атмосфере в коллективе. Психология трудового коллектива говорит о том, что эмоциональное выгорание тянет за собой те последствия, которые в дальнейшем лишь усугубляют эмоциональное выгорание и формируют «порочный круг».

Для устранения эмоционального выгорания в коллективах и профилактики возникновения данного феномена рекомендуют проводить беседы с коллегами, общие разговоры и обсуждения, появляющихся во время учебного процесса проблем. Кроме того, работникам дошкольного образования необходимо постоянно помнить о том, что чрезмерная отдача себя работе порой не улучшить качество выполняемых функций, а усугубить проблемы. Своевременная диагностика, которая не предоставляет особого труда коллег, может помочь поддержать работника, испытывающего эмоциональное выгорание и вывести его из состояния деперсонализации личности и редукции собственных возможностей.

Таким образом, эмоциональное выгорание у работников дошкольных учреждений и учителей начальных классов является важной проблемой и требует особенного внимания. Пренебрежение здоровым микроклиматом в коллективе, игнорирование индивидуальных проблем коллег, отсутствие коллективных обсуждений и постоянные конфликты подрывают психическое и физическое здоровье человека и личности, что приводит к ухудшению качества выполнения профессиональных функций.

Современные методики устранения эмоционального выгорания могут помочь вырастить здоровый коллектив и поддерживать уровень необходимых для работы с детьми качеств. Правильное управление человеческими ресурсами, осознание воспитателями и учителями сложностей собственной работы и поиск индивидуального комфортного подхода к каждому воспитаннику позволят выстро-

ить адекватную схему работы и продлят жизнь личности как высококвалифицированного специалиста в своей области знаний.

Список используемой литературы

1. Александрова Н. В. Факторы эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации // Вестник НовГУ. - 2018. -№5(96). - С. 7-9.

2. Борисова М. В. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания // Ярославский педагогический вестник. -2011. - №2. - С. 212-213.

3. Влах Н. И. Эмоциональное выгорание у представителей "помогающих" профессий // Психология служебной деятельности. - 2015. - №1. - С. 96-103.

4. Водопьянова Н. Е. Старченкова Е. С. Синдром выгорания. - 2 изд. - СПб: Питер, 2016. - 336 с.

5. Королева Е. Г. Синдром эмоционального выгорания // Журнал ГрГМУ. - 2007. - №3. - С. 108111.

6. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) // МКБ-10 URL: https://mkb10.su/ (дата обращения: 26.03.2019).

7. Полякова О. Б. Специфика жизнестойкости психологов и педагогов с профессиональными деформациями (выгоранием) / О. Б. Полякова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2016. — Т. 11, № 4 (158). — С. 82-91.

8. Самохвал В. Г. Проблемы возникновения профессиональной деструкции и профессионального выгорания // Территория науки. - 2016. - №4. -С. 20-23.

9. Чутко Л. С. Козина Н. В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. - 2 изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2014. - 255 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.