Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ 3 КУРСА И ВРАЧЕЙ НАИБОЛЕЕ СТРЕССОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ 3 КУРСА И ВРАЧЕЙ НАИБОЛЕЕ СТРЕССОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное выгорание / психологический портрет / реаниматологи / стресс / студенты-медики / травматологи / хирурги. / medical students / professional burnout / psychological profile / resuscitators / stress / surgeons / traumatologists.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Коврижных Екатерина Викторовна, Лахно Валентина Анатольевна, Бекирова Севиля Руслановна

Профессия врача требует от специалистов не только высоких профессиональных навыков, но и крепкой психики. В настоящей статье мы рассматриваем психологический портрет студентов медиков 3 курса, а также врачей, работающих в наиболее напряженных и стрессовых областях медицины (реаниматологов, хирургов и травматологов). Целью нашего исследования стало проведение сравнительного анализа психологических портретов врачей стрессовых специальностей и студентов медицинского вуза, выявление общих и специфических закономерностей, изучение влияния стрессовых факторов на психическое здоровье, а также разработка рекомендаций по психогигиенической характеристике условий труда и обучения. Проведение сравнительного анализа уровня эмоционального напряжения, снижения концентрации внимания в течение рабочего дня, стрессоустойчивости и профессионального выгорания респондентов осуществлялось с помощью психологических тестирований: корректурной пробы Бурдона, таблицы Крепелина, PSM-25, тестов Бойко и Айзенка. Результаты исследования показывают, что студенты и врачи данных специальностей демонстрируют средний уровень стресса на фоне профессионального выгорания, однако есть определенные отличия в психическом состоянии, что связано с различным уровнем нагрузки, способностью реагировать на стрессовые ситуации, личностными факторами респондентов, отношением к собственному виду деятельности. В современном мире профессия врача считается одной из самых ответственных и стрессовых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Коврижных Екатерина Викторовна, Лахно Валентина Анатольевна, Бекирова Севиля Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF PSYCHOLOGICAL PORTRAITS OF 3RD YEAR MEDICAL STUDENTS AND DOCTORS OF THE MOST STRESSFUL SPECIALTIES

The profession of a doctor requires specialists not only to have high professional skills, but also a strong psyche. In this article, we consider the psychological profile of 3rd year medical students, as well as doctors working in the most stressful and stressful fields of medicine (intensive care specialists, surgeons and traumatologists). The purpose of our study was to conduct a comparative analysis of psychological portraits of doctors of stressful specialties and students of a medical university, identify general and specific patterns, study the influence of stressful factors on mental health, as well as develop recommendations on the psychohygienic characteristics of working and learning conditions. A comparative analysis of the level of emotional stress, decreased concentration during the working day, stress resistance and professional burnout of the respondents was carried out using psychological tests: the Bourdon proof-reading test, the Kraepelin table, PSM-25, Boyko and Eysenck tests. The results of the study show that students and doctors of these specialties demonstrate an average level of stress against the background of professional burnout, however, there are certain differences in mental state, which is associated with different levels of stress, the ability to respond to stressful situations, personal factors of respondents, attitude to their own type of activity. In the modern world, the profession of a doctor is considered one of the most responsible and stressful.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ 3 КУРСА И ВРАЧЕЙ НАИБОЛЕЕ СТРЕССОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК: 612.821.2-057.875+616-089.5+617+616-001

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ СТУДЕНТОВ- МЕДИКОВ 3 КУРСА И ВРАЧЕЙ НАИБОЛЕЕ СТРЕССОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

КОВРИЖНЫХЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА студентка 3-го курса специальности «Лечебное дело» Ордена Трудового Красного Знамени Медицинский институт им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет» им. В. И. Вернадского. Симферополь, Россия,

ОНОЮ Ю 0009-0000-3231-6091 ЛАХНО ВАЛЕНТИНА АНАТОЛЬЕВНА кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены общей с экологией Ордена Трудового Красного Знамени Медицинский институт им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет» им. В.И. Вернадского Симферополь,

Россия, ОНОЮ Ю 0000-0001-6841-8188 БЕКИРОВА СЕВИЛЯ РУСЛАНОВНА студентка 3-го курса специальности «Лечебное дело» Ордена Трудового Красного Знамени Медицинский институт им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет» им. В.И. Вернадского. Симферополь, Россия,

ОНОЮ Ю 0009-0009-9324-9668 АННОТАЦИЯ

Профессия врача требует от специалистов не только высоких профессиональных навыков, но и крепкой психики. В настоящей статье мы рассматриваем психологический портрет студентов - медиков 3 курса, а также врачей, работающих в наиболее напряженных и стрессовых областях медицины (реаниматологов, хирургов и травматологов). Целью нашего исследования стало проведение сравнительного анализа психологических

портретов врачей стрессовых специальностей и студентов медицинского вуза, выявление общих и специфических закономерностей, изучение влияния стрессовых факторов на психическое здоровье, а также разработка рекомендаций по психогигиенической характеристике условий труда и обучения. Проведение сравнительного анализа уровня эмоционального напряжения, снижения концентрации внимания в течение рабочего дня, стрессоустойчивости и профессионального выгорания респондентов осуществлялось с помощью психологических тестирований: корректурной пробы Бурдона, таблицы Крепелина, PSM-25, тестов Бойко и Айзенка. Результаты исследования показывают, что студенты и врачи данных специальностей демонстрируют средний уровень стресса на фоне профессионального выгорания, однако есть определенные отличия в психическом состоянии, что связано с различным уровнем нагрузки, способностью реагировать на стрессовые ситуации, личностными факторами респондентов, отношением к собственному виду деятельности. В современном мире профессия врача считается одной из самых ответственных и стрессовых.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, психологический портрет, реаниматологи, стресс, студенты-медики, травматологи, хирурги.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF PSYCHOLOGICAL PORTRAITS OF 3RD YEAR MEDICAL STUDENTS AND DOCTORS OF THE MOST STRESSFUL SPECIALTIES

KOVRIZHNYKH EKATERINA VIKTOROVNA

3rd year student of the specialty "General Medicine" of the Order of the Red Banner of Labor Medical Institute named after S.I. Georgievsky

FSAOU HE "Crimean Federal University" named alter V. I. Vernadsky.

Simferopol, Russia, ORCID ID 0009-0000-3231-6091 LAKHNO VALENTINA ANATOLYEVNA Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Hygiene in General with Ecology of the Order of the Red Banner of Labor Medical Institute named after S.I. Georgievsky FGAOU HE "Crimean Federal University" named after V.I. Vernadsky Simferopol,

Russia, ORCID ID 0000-0001-6841-8188 BEKIROVA SEVILYA RUSLANOVNA 3rd year student of the specialty "General Medicine" of the Order of the Red Banner of Labor Medical Institute named after S.I. Georgievsky FGAOU HE "Crimean Federal University" named after V.I. Vernadsky.

Simferopol, Russia, ORCID ID 0009-0009-9324-9668 ABSTRACT

The profession of a doctor requires specialists not only to have high professional skills, but also a strong psyche. In this article, we consider the psychological profile of 3rd year medical students, as well as doctors working in the most stressful and stressful fields of medicine (intensive care specialists, surgeons and traumatologists). The purpose of our study was to conduct a comparative analysis of psychological portraits of doctors of stressful specialties and students of a medical university, identify general and specific patterns, study the influence of stressful factors on mental health, as well as develop recommendations on the psychohygienic characteristics of working and learning conditions. A comparative analysis of the level of emotional stress, decreased concentration during the working day, stress resistance and professional burnout of the respondents was carried out using psychological tests: the Bourdon proof-reading test, the Kraepelin table, PSM-25,\Boyko and Eysenck tests. The results of the study show that students and doctors of these specialties demonstrate an average level of stress against the

background of professional burnout, however, there are certain differences in mental state, which is associated with different levels of stress, the ability to respond to stressful situations, personal factors of respondents, attitude to their own type of activity. In the modern world, the profession of a doctor is considered one of the most responsible and stressful.

Keywords: medical students, professional burnout, psychological profile, resuscitators, stress, surgeons, traumatologists.

3-KURS TIBBIYOT TALABALARI VA ENG STRESSLI SHIFOKORLIK MUTAXASSISLIKLARI PSIXOLOGIK SURATLARINING QIYOSIY

XUSUSIYATLARI

KOVRIJNIXEKATERINA VIKTOROVNA

"Davolash ishi"yo^nalishi 3-kurs talabasi, Mehnat Qizil Bayroq ordenli S.I. Georgiyevskiy nomidagi Tibbiyot instituti, V.I. Vernadskiy nomidagi Qrim Federal Universiteti. Rossiya Federatsiyasi. Simferopol

sh. ORCID ID 0009-0000-3231-6091 LAXNO VALENTINA ANATOLIEVNA t.f.n., umumiy gigiyena va ekologiya kafedrasi dotsenti, Mehnat Qizil Bayroq ordenli S.I. Georgiyevskiy nomidagi Tibbiyot instituti, V.I. Vernadskiy nomidagi Qrim Federal Universiteti. Rossiya Federatsiyasi.

Simferopol sh. ORCID ID 0000-0001-6841-8188 BEKIROVA SEVILYA RUSLANOVNA "Davolash ishi" yo^nalishi 3-kurs talabasi, Mehnat Qizil Bayroq ordenli S.I. Georgiyevskiy nomidagi Tibbiyot instituti, V.I. Vernadskiy nomidagi Qrim Federal Universiteti. Rossiya Federatsiyasi. Simferopol

sh. ORCID ID 0009-0009-9324-9668 ANNOTATSIYA

Shifokorlik kasbi mutaxassislardan nafaqat yuqori kasbiy mahorat, balki kuchli ruhiyatga ham ega bo'lishni talab qiladi. Ushbu maqolada biz

tibbiyotning uchinchi kurs talabalari, shuningdek, tibbiyotning eng qizg'in va stressli sohalarida ishlaydigan shifokorlar (reanimatologlar, jarrohlar va travmatologlar) psixologik suratini ko'rib chiqamiz. Tadqiqotimizning maqsadi stressli ixtisoslik shifokorlari va tibbiyot universiteti talabalarining psixologik suratlarini qiyosiy tahlil qilish, umumiy va o'ziga xos qonuniyatlarni aniqlash, stress omillarining ruhiy salomatlikka ta'sirini o'rganish va mehnat va o'qish sharoitlarining psixogigienik xususiyatlari haqida tavsiyalar ishlab chiqish edi. Respondentlarning hissiy stressi, ish kuni davomida diqqatni jamlashning pasayishi, stressga chidamliligi va kasbiy charchash darajasini qiyosiy tahlil qilish psixologik testlar yordamida amalga oshirildi: Burdon testi, Kraepelin jadvali, PSM-25, Boyko va Ayzenk testlari. Tadqiqot natijalari shuni ko'rsatadiki, ushbu mutaxassisliklar talabalari va shifokorlari kasbiy charchash fonida o'rtacha stress darajasini namoyish etadilar, ammo ruhiy holatda ma'lum farqlar mavjud bo'lib, bu turli darajadagi ish yuki, stressli vaziyatlarga javob berish qobiliyati, respondentlarning shaxsiy omillariga va o'z faoliyat turiga munosabati bilan bog'liq. Zamonaviy dunyoda shifokor kasbi eng mas'uliyatli va stressli kasblardan biri hisoblanadi.

Kalit so'zlar: professional charchash, psixologik surat, reanimatologlar, stress, tibbiyot talabalari, travmatologlar, jarrohlar.

Введение. Проблема стресса в современном мире представляет фундаментальную, прогрессирующую научную проблему. Ежедневно человечество сталкивается с воздействием экстремальных факторов экологического, техногенного, социального характера, вызывающих изменения в психическом статусе [1].

Стресс - адаптивный ответ организма, контролирующийся центральной нервной и эндокринной системами. Основные структуры мозга, вовлеченные в стресс-реактивность, включают префронтальную кору, гиппокамп, амигдалу, представляющие

лимбическую систему, и гипоталамус [2]. А эндокринная система, в ответ на стрессовый фактор продуцирует гормоны надпочечников, в частности глюкокортикоиды и катехоламины. Избыток кортизола, связанный с хроническим или очень сильным острым стрессом, повреждает нейроны гиппокампа, снижает нейрогенез, что способствует развитию когнитивных нарушений [3]. В результате стресс отражается на работоспособности, профессиональной эффективности и безопасности труда, состоянии здоровья, качестве жизни индивида и общества в целом. Кроме этого, появление феномена профессионального выгорания коррелирует с длительными стрессовыми условиями [1].

Хроническое эмоциональное перенапряжение ассоциировано с такими заболеваниями как сахарный диабет второго типа, депрессия, повышенная хроническая утомляемость, патологии сердечнососудистой системы, в частности повышается риск возникновения инфаркта миокарда и инсульта, ожирения и алкоголизма [4, 10].

Врачи, работающие в экстренной медицине, ежедневно сталкиваются с уникальными психологическими вызовами. Их профессиональная деятельность напрямую связана с высокой ответственностью и как эмоциональными, так и физическими нагрузками, особенно в период пандемий.

Частая работа с критическими состояниями пациентов и необходимость в короткие промежутки времени, принимать сложные решения нередко приводят специалистов к эмоциональному выгоранию на фоне развития хронического чувства тревоги, постоянной самокритики. Кроме этого, сотрудники операционного блока работают в командах, где очень важна благоприятная атмосфера и положительный социально-психологический климат в коллективе. Переутомление, в свою очередь, способствует снижению работоспособности и появлению некоторой рассеянности, нередко

снижается внимание, что в результате может оказывать негативное влияние на качество диагностики и лечение заболеваний, что является недопустимым в практике врача, а особенно в условиях оказания экстренной медицинской помощи.

Общим в группах, выбранных для сравнительных характеристик, является то, что они ежедневно сталкиваются с различного рода факторами, влияющими на их эмоциональное и физическое состояние.

Воздействие стресса на личностные характеристики студентов-медиков несколько отличаются: студенты 3 курса находятся на наиболее сложном этапе обучения, поскольку необходимо в короткие сроки переработать значительный объем поступающей информации, определиться с направлением будущей специализации, получить значительное количество практических навыков, справиться со страхом перед ответственностью за жизни пациентов, самокритикой и так далее. То, насколько эффективно студенты справляются с учебными нагрузками и связанным с ними стрессом, влияет на состояние здоровья и успеваемость, а в будущем и на становление их, как будущих специалистов.

Методы исследования. Настоящее исследование проводилось на базе учебного заведения - Ордена Трудового Красного Знамени Медицинский институт им. С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный Университет» им. В. И. Вернадского и двух медицинских организациях Республики Крым - ГБУЗ РК «Сакская районная больница» и «Джанкойская центральная районная больница».

В ходе нашего исследования были сформированы и опрошены две независимые когорты респондентов: студенты, третьего курса 1 медицинского факультета (п = 114), средний возраст 20,17 ± 0,36 лет, и врачи стрессовых специальностей (п = 51), в том числе: врачи-

реаниматологи (п = 15), врачи-хирурги (п = 20), врачи-травматологи (п = 16), с различным трудовым стажем.

Для составления психологического портрета респондентов были использованы тесты и методики: тест Бурдона, шкала PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона, таблица Крепелина, опросник Г.Ю. Айзенка, методика диагностики уровня профессионального выгорания по В. В. Бойко.

Корректурная проба Бурдона представляет собой метод оценки концентрации внимания. Тестирование проводили дважды в один день в начале и в конце рабочего дня. При проведении тестирования применялись бланки корректурной пробы, представляющие собой листы с напечатанными 40 рядами по 40 случайно выбранных букв. Респонденты в течение 60 секунд вычеркивали букву «В» в нечетных рядах, а в четных подчеркивали букву «О». После чего исследователь произносил слово: «черта», а респонденты ставили вертикальную полосу в строке, которую успели просмотреть [5].

Для оценки умственной работоспособности и концентрации внимания применялась таблица Крепелина. Тестирование проводили дважды в день аналогично предыдущему методу. Обследуемому давали бланк таблицы, содержащий пары однозначных цифр, напечатанных одна под другой, и под ними респонденты записывали результат сложения, до тех пор, пока исследователь не говорил: «Стоп!» через 20 секунд. После чего рассчитывали коэффициент работоспособности путем соотношения неверных ответов в течение первых и последних 4 строк [5].

Оценку уровня стресса проводили в соответствии со шкалой РБМ-25 Лемура-Тесье-Филлиона, определялись соматические, поведенческие и эмоциональные показатели. Опросник включает в себя 25 утверждений. Интерпретацию результатов производили подсчетом суммы всех ответов - показатель психической

напряженности (ППН). В зависимости от значения ППН выделяют 3 уровня стресса: до 99 баллов - низкий, от 100 до 154 баллов -средний, более 155 баллов - высокий [6].

Для оценки психических состояний, применялся опросник Г.Ю. Айзенка состоящий из 40 вопросов, по которым определялись показатели: уровень тревожности (1-10 вопросы), фрустрация (1120 вопросы), агрессивность (21- 30 вопросы) и ригидность (31-40 вопросы).

Интерпретацию результатов проводили после подсчета суммы баллов каждого блока по рекомендуемой шкале: 0-7 баллов -отсутствие или слабая выраженность состояния; 8-14 баллов -средняя выраженность (допустимая); 15-20 баллов - ярко выраженное проявление [7].

Уровень профессионального выгорания определялся по методике В.В. Бойко. С помощью опросника (84 вопроса), выявлялись три основные фазы и соответствующие им симптомы эмоционального выгорания: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом; 10-15 баллов - складывающийся симптом; 16 и более -сложившийся симптом.

Затем по количественным показателям отдельных симптомов оценивали сформированность каждой из фаз: 36 и менее баллов -фаза не сформировалась; 37-60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза [8].

Результаты исследования статистически обработаны с помощью стандартных методов вариационной статистики: расчет средних значений и стандартного отклонения с использованием прикладных программ STATISTICA version 10.0 и Microsoft Excel 2011.

Результаты и обсуждение.

Для оценки изменения концентрации внимания студентов (n=114) и врачей экстренных специальностей (n=51) по истечению

рабочего дня были выбраны медианы наиболее эффективных минутных интервалов, результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Изменения концентрации внимания среди студентов и врачей экстренных специальностей

Анализ изменения объёма внимания показал, что наибольшее снижение внимания отмечалось в когорте студентов в конце рабочего дня - в среднем, они успевали просмотреть на 1 строку меньше, чем в начале дня.

Таким образом, снижение концентрации внимания среди студентов составило 3%, что может быть связано с постоянным напряжением зрения и монотонной сидячей работой в течение дня. В других группах наблюдались незначительные изменения, адекватные профессиональной деятельности.

При оценке уровня умственной работоспособности по методике «таблицы Крепелина» установлено, что в группе студентов также наблюдалось значительное снижение работоспособности - 7,5%, что коррелирует с результатами корректурной пробы Бурбона. Данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Характеристика изменения работоспособности

Из рисунка 2 видно, что в группе студентов работоспособность в конце рабочего дня снижается, что вполне закономерно. В группе врачей-реаниматологов не наблюдалось снижение работоспособности, что возможно связано с их профессиональной деятельностью и необходимостью поддержания высокой работоспособности в течение рабочей смены, что будет в последующем приводить к изменению некоторых физиологических реакций.

Практически аналогичная ситуация наблюдается в и группе врачей-хирургов, что характеризует труд врачей-хирургов и реаниматологов, как эвристический.

В группе врачей-травматологов, уровень работоспособности в конце рабочего дня несколько повышен, что возможно связано с окончанием рабочего дня, получением положительных эмоций.

При оценке стресса по шкале РБМ-25 результаты составили 105 ± 15; 117,5 ± 7,5; 107,5 ± 21 ,б и 70,5 ± 10,5 в группах студентов, врачей - реаниматологов, врачей- хирургов и врачей-травматологов соответственно.

Установлено, что результаты исследований студентов (38%), большинства врачей-хирургов (70%) и всех опрошенных

врачей- реаниматологов характеризовались наличием среднего уровня стресса. Также установлено, что на момент проведения тестирования, 62% респондентов первой, 30%- третьей и 100% -четвертой групп, испытывали низкий уровень стресса.

По результатам тестирования по шкале PSM-25 Лемура- Тесье- Филлиона, высокий уровень стресса (более 155 баллов) не установлен. Таким образом, несмотря на наличие снижения работоспособности в течение рабочего дня большинство студентов характеризуются низким уровнем стресса.

Психологическое состояние респондентов оценивали с помощью опросника Айзенка Г. Ю. Полученные результаты представлены в таблице 1 (см. табл.1).

Анализ тревожности характеризовался наличием повышенного уровня в группах студентов (15,8%), врачей-реаниматологов (86,7%) и врачей- травматологов (37,5%), что указывает на частое возникновение чувства тревоги и ожидание неблагополучия с предчувствием грозящей опасности для состояния пациентов, либо результатов академической успеваемости среди студентов.

Таблица 1

Характеристика психологических состояний студентов и врачей

№ Психологические Группы респондентов:

п/п характеристики Студенты Врачи- Врачи- Врачи-

(П=114) реаниматологи хирурги травматологи

(П=15) (П=20) (П=16)

1 Тревожность 13,7 ± 2,3 16,2 ± 3,2 10,1 ± 2,9 14,0 ± 2,0

2 Фрустрация 10,3 ± 2,3 13,1 ± 1,9 8,6 ± 2,4 7,5 ± 2,5

3 Агрессивность 17,1 ± 3,1 7,3 ± 2,7 10,5 ± 1,5 14,3 ± 1,7

4 Ригидность 13,2 ± 2,2 13,0 ± 2,0 13,5 ± 2,5 14,1 ± 1,1

Из таблицы 1 видно, что показатель фрустрации был слабо или допустимо выражен у 98,8% респондентов всех групп, у 13,3%

врачей-реаниматологов отмечался выраженный показатель фрустрации, что свидетельствует об отсутствии страха перед будущим у большинства опрошенных.

Показатель агрессивности на высоком уровне отмечался у 87,7% студентов и 6,3% опрошенных травматологов, что свидетельствует о склонности к неспровоцированным проявлениям враждебности к окружающим. Данная характеристика личности связана с частыми конфликтами, чувствами зависти и ревности. Агрессия является защитным механизмом личности при неудачах. Одновременно, 98% врачей доброжелательны, сдержаны и спокойны во взаимоотношениях с коллегами и пациентами.

Повышенный уровень показателя ригидности (проявление внутреннего сопротивления, неспособности к поведенческим изменениям даже при изменяющихся условиях окружающего мира), отмечался: у 13,2% студентов, 6,7% врачей-реаниматологов, 15% врачей-хирургов и 18,8% врачей-травматологов, что возможно связано с хроническим эмоциональным утомлением, развивающимся на фоне тревожности из-за страха любой экстремальной ситуации. Из литературных источников известно, что проявления ригидности характерны для людей старшего возраста.

Анализ психологических состояний респондентов (уровень эмоционального выгорания), проводился с использованием методики В. В. Бойко, сравнительным методом, результаты исследования (выраженность отдельных фаз и симптомов) представлены в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика компонентов синдрома эмоционального выгорания среди студентов и врачей

№ Показатели / фазы Группы респондентов:

п/п студенты (П=114) врачи- реаниматологи врачи-хирурги врачи- травматологи

Фаза «Напряжение» 46 38 48 39

1 Переживание психотравмирующих обстоятельств 12 12 13 10

2 Неудовлетворенность собой 11 7 12 11

3 «Загнанность в клетку» 6 6 5 4

4 Тревога и депрессия 17 13 18 14

Фаза «Резистенция» 78 44 51 48

1 Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 24 16 16 18

2 Эмоционально- нравственная дезориентация 11 9 12 11

3 Расширение сферы экономии эмоций 21 9 11 10

4 Редукция профессиональных обязанностей 22 10 12 9

Фаза «Истощение» 47 85 73 79

1 Эмоциональный дефицит 22 28 22 26

2 Эмоциональная отстраненность 4 16 14 12

3 Личностная отстраненность (деперсонализация) 15 26 21 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Психосоматические и психовегетативные нарушения 10 15 16 13

Из таблицы 2 видно, что фаза «Напряжение» находится в стадии формирования у всех опрошенных респондентов, она характеризуется ощущением эмоционального истощения и

усталости, вызванной профессиональной деятельностью. В развитии данной фазы симптом «тревога и депрессия» был определен как доминирующий, он оказался сложившимся у 55,8% опрошенных и встречался у 65% врачей-хирургов. Причинами данной психологической характеристики может выступать конгломерат факторов, таких как недостаток сна и физической активности, перфекционизм, склонность к самокритике и др.

Фаза «Резистенция», характеризуется избыточным эмоциональным истощением, провоцирующим проявление защитных механизмов психики, приводящих человека к отстраненности и безразличию, сложилась у 95,6% студентов, что подтверждается результатами их опроса: «Расширение сферы экономии эмоций» отмечается среди 89,5% студентов; а «Редукция профессиональных обязанностей» - 92,1%. Сложившиеся симптомы «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» отмечены у 85,9% всех респондентов.

Установлено, что фаза «Истощение» характеризуется психофизическим переутомлением, бессонницей, чувством опустошенности, нивелированием собственных профессиональных достижений и развившимся эмоциональным выгоранием [9]. Данная фаза сформировалась у 94,1% врачей-реаниматологов. Доминирующим симптомом фазы в группах выявили «Эмоциональный дефицит», который наблюдался у 100% опрошенных, что, по-видимому, связано с хроническим стрессом, сформировавшимся профессиональным выгоранием, состоянием кризиса в мире, а также нехватки заботы и душевного тепла со стороны окружающих.

Заключение

Таким образом, нами составлены актуальные на момент исследования, психологические портреты студентов-медиков 3 курса и работающих врачей экстренных специальностей: реаниматологов,

хирургов и травматологов. В рамках исследования удалось выявить некоторые отличия между выбранными когортами респондентов. Так, у студентов-медиков было выявлено большее снижение концентрации внимания и работоспособности в течение рабочего дня в сравнении с другими когортами. Кроме этого, субъекты данной группы характеризовались высоким уровнем агрессивности, нормальными показателями фрустрированности и ригидности. Для большинства студентов характерен симптом «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» в сформированной фазе «Резистентность».

При анализе психологического портрета работающих врачей установлено, что уровни тревожности и фрустрации повышены у большинства реаниматологов при низкой агрессивности и ригидности. Все опрошенные врачи характеризовались сформировавшейся фазой «Истощение» с доминирующим симптомом «Эмоциональный дефицит», у большинства был выявлен синдром эмоционального выгорания, способный оказывать негативное влияние на профессиональную деятельность и личную жизнь. При этом, большинство опрошенных испытывали допустимый уровень стресса, что свидетельствует о навыках опрошенных справляться с эмоциональными беспокойствами.

Для борьбы с эмоциональным выгоранием специалистов и для его предупреждения, необходимо выполнять ряд гигиенических требований, касающихся улучшения условий труда врачей: своевременное консультирование психологами или психотерапевтами; создание или поддержка рабочих групп, где врачи могли бы обсуждать трудности и делиться опытом; способствовать развитию благоприятного социально-психологического климата в коллективе; открытие комнат психоэмоциональной разгрузки; снижение дневной нагрузки, а особенно перегрузки, специалистов.

Кроме этого, необходимо создание во всех медицинских организациях специально отведенных комнат для отдыха, приема пищи, обеспечение гигиенических нормативов по освещению, вентиляции и эргономики рабочего пространства. Также немаловажным является разработка и внедрение программ оздоровления для специалистов, включающие физическую активность на свежем воздухе, доступность сбалансированного питания, благоприятный социально-психологический микроклимат.

Список литературы:

1. Журавлев А.Л. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. М.: Институт психологии РАН, 2011. 257 с.

2. Гуляева Н.В. Нейрохимия стресса: химия стресс-реактивности и чувствительности к стрессу // Нейрохимия. 2018. №2 Т.35. 111-114 с.

3. Ирхина А.В., Волошина М.М., Терещенко А.А., Григан С.А. Стресс. Психология стресса //Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2016. 1-5 с.

4. Аксенова Е. И., Камынина Н. Н., Турзин П. С. Профессиональный стресс медицинских работников: обзор зарубежных практик, М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2023. 48 с.

5. Зимина Н.А. Психологический практикум по изучению внимания. Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. 53 с

6. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 336 с.

7. Карелин А.А. Психологические тесты: [В 2 т.]. М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001. Т. 1. 312 с.

8. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. Санкт-Петербург: Питер, 1999. 105 с.

9. Чердымова Е.И., Чернышова Е.Л., Мачнев В.Я. Синдром эмоционального выгорания специалиста. Самара: И. Самарского университета, 2019. 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.