Научная статья на тему 'Возможности применения качественных исследований в гуманистической психологии'

Возможности применения качественных исследований в гуманистической психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
260
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности применения качественных исследований в гуманистической психологии»

Раздел IV. Психология и вызовы современности

риалы помогают оптимизировать процесс создания информационного банка данных о проявлении агрессии учащихся и эффективно их использовать в коррекционно-педагогическом процессе широким кругом лиц, организовывать тренинги психоло-го-педагогической компетентности педагогов в области коррекции агрессивного поведения подростков, толерантного взаимодействия родителей и детей, а также тренинги толерантности и личностного роста подростков.

Егорова И.А. (Таганрог) ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Одним из основных направлений развития современной психологии является смещение фокуса внимания и научного интереса в сторону сложных и многогранных психологических явлений, таких, как личность, индивидуальность, межличностные отношения, межличностное познание. Не случайно все большее распространение среди психологов получают идеи гуманистической психологии с ее представлениями о самоактуализации (А. Маслоу), личностном росте и развитии, полноценно функционирующем человеке (К. Роджерс), смысле жизни (В. Франкл).

Анализ идей гуманистической психологии показывает, что она предстает как минимум в двух аспектах: с одной стороны, это определенная психологическая школа с собственным уникальным взглядом на природу человека и движущие силы его поведения и развития; с другой стороны - это ряд психотерапевтических практик, в основе которых лежит этот особый взгляд. Отечественная психология, принимая оба эти аспекта, формирует и третий - гуманистическая психология начинает рассматриваться еще как определенная стратегия исследования сложных психологических феноменов. И в этом смысле более удачным нам представляется термин «гуманитарная психология», предложенный Б.С. Братусем, поскольку он не только позволяет обратиться к огромному наследию русской философской мысли, замечательным идеям культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, но и фиксирует существенное отличие гуманитарной и естественнонаучной парадигм, сосуществующих в современной психологии.

Как было показано в работах В.Н. Дружинина, способы эмпирического описания психологических явлений непосредственно связаны с уровнем организации психики, к которому эти явления относятся. Так, психофизиологический уровень может быть описан с помощью наиболее математически мощных измерительных шкал (шкалы отношений и интервалов), дальнейшие уровни описываются уже менее мощными шкалами, а высшие уровни (индивидуальность, жизненный путь) практически не поддаются измерению, принятому в рамках естественнонаучной парадигмы. Иначе говоря, с ростом уровня психической регуляции уменьшаются возможности представления изучаемых феноменов в количественных характеристиках.

С другой стороны, по мере усложнения психологических явлений увеличивается возможность их описания при помощи качественных характеристик, и тогда ведущую роль начинают играть качественные исследования - анализ единичных случаев (как уникальных, так и наиболее типичных), построение различного рода классификаций и типологий, выделение в рамках изучаемого процесса относительно самостоятельных периодов.

Качественная и количественная стратегии исследования различаются между собой не только изучаемыми феноменами, методами обработки и представления

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

данных, но и способами организации исследования: в качественной стратегии нет жесткого требования большого объема однотипной информации, четко оговоренных способов обеспечения достоверности данных, план исследования может меняться в зависимости от характера получаемой информации. Тем не менее, качественная стратегия исследования позволяет выявить и описать то, что теряется при использовании количественной - своеобразие явлений, характеристики, делающие их уникальными. Кроме того, применение качественных исследований позволяет вписать изучаемые феномены в более широкий контекст - культурный, исторический, социальный, и, наконец, контекст жизненного пути отдельной личности.

Таким образом, качественные исследования наиболее применимы в рамках гуманистической психологии, поскольку отвечают всем ее базовым идеям.

Иванченко Г. ПОТЕНЦИАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА И ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОСТИ1

Подобно тому как «третий мир» на глазах расширяет свое по меньшей мере численное преобладание, расширяется «третий мир» той модальности, которой в гуманитарных науках уделялось существенно меньше внимания, чем модальностям реального и должного - модальности возможного. В анализе темпов социокультурных изменений нередко акцент делается исключительно на убыстрение жизненного цикла культурных практик, произведений искусства и т.п. М.Н. Эпштейн в недавней монографии «Философия возможного» (2001) убедительно демонстрирует масштабы не только ускорения, но и стремительного расширения сферы возможного; более того, можно говорить не просто о потенциальности как таковой, но о «по-тенциации самой реальности». Под потенциацией М.Н. Эпштейн предлагает понимать возрастание степеней возможного в самой реальности, процесс превращения необходимостей в альтернативные возможности. Впечатляющим примером овоз-можения реальности является повседневное существование в современной западной цивилизации - пользование страховкой и кредитом, основанными на вероятностных расчетах, а не на фактах.

Каковы будут следствия потенциации реальности на индивидуально-психологическом уровне? На наш взгляд, одним из ближайших следствий уже становится «инфляция возможного», обесценивание возможностей в силу их неисчислимости, релятивизм и цинизм в их оценке. Обилие возможностей поддерживает иллюзию их вечной, неиссякающей доступности для осуществления. По сути продлевается состояние ранней юности с ее игрой возможностями, вероятно близкое отношению к шансам и возможностям бессмертных богов, которые не зря обычно были вечно юными.

Д.А. Леонтьевым (2005) сформулировано представление о двух сменяющих друг друга фазах единого цикла экзистенциального взаимодействия субъекта с миром: фазы открытости и закрытости. Если содержанием первой является расширение спектра возможностей действия, которые может раскрыть для себя субъект, раскрытие потенциала свободы, то главным содержанием фазы закрытости является сужение спектра возможностей, совладание с их избыточностью, переход к реализации. Редукция фазы открытости, отмечает Д.А. Леонтьев, приводит к ригидности

1 Работа поддержана РГНФ, грант 04-06-00288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.