деятельности суда. Особые усилия будущего судьи должны быть направлены на усвоение материалов, касающихся воспитательного воздействия суда.
Заостровцева М.Н. (Коряжма, Архангельская область)
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Социальные, экономические, экологические и другие проблемы современного российского общества оказывают существенное влияние на личностное развитие и поведение подрастающего поколения. Особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, цинизм, духовная опустошенность многих школьников, что нередко ведёт к проявлениям агрессии. Наиболее заметным это становится в подростковом возрасте.
Анализ различных форм агрессивного поведения подростков в общеобразовательной школе позволяет выделить противоречия между: а) многообразием видов проявления агрессивного поведения подростков и отсутствием четкой классификации типичных проявлений агрессии, что необходимо для организации целенаправленной психолого-педагогической коррекции; б) существующими традиционными направлениями коррекционной работы, приучающими подростка к социально одобряемым образам поведения и отсутствием таких подходов в коррекционно-педагогической работе, в которых главный акцент ставился бы на формирование личности подростка, способной противостоять провоцирующим ситуационным факторам, влияющим на агрессивное поведение в школьной, семейной, информационной среде и среде сверстников; в) разноплановостью усилий субъектов образовательного процесса и отсутствием оптимальной модели психолого-педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков.
Анализ психолого-педагогической литературы и результаты эксперимента позволили выявить и всесторонне охарактеризовать типичные характеристики вербальной прямой агрессии, вербальной косвенной агрессии, физической прямой агрессии, физической косвенной агрессии современных подростков. Разработанная в исследовании комплексная диагностика проявления их агрессивного поведения с позиции классификации его типов дала возможность получить данные, необходимые для выявления предпосылок, установления иерархии ситуационных факторов, вызывающих агрессивность школьников; а также отслеживания её динамики.
Методологическим условием исследования заявленной проблемы является ситуационно-субъектный подход, который заключается в реализации диалектической связи между коррекционно-педагогическими действиями в конкретной ситуации и их адекватным отражением через субъектное восприятие подростком, что обеспечивает формирование его устойчивости в конфликтных ситуациях, расширение пределов выносливости к стрессам, поведенческим отклонениям, неопределён-ности жизненных планов, установок и т.д. Этот подход, в отличие от традиционного, нацеленного на приучение подростков к социально одобряемым образцам поведения, позволяет осуществить обстоятельный и объективный анализ способов решения проблемы агрессивного поведения подростков, опираясь на их лучшие положительные качества, стремление реализовывать потребности в общении, самоактуализации, саморазвитии.
Нами установлено, что с позиции ситуационно-субъектного подхода коррекция агрессивного поведения подростков эффективна в условиях формирования
Известия ТРТУ
Тематический выпуск
коллективного психолого-педагогического субъекта, в качестве которого выступают классный воспитатель, социальный педагог и педагог-психолог, способные интегрировать усилия всех прямых и опосредованных участников образовательного процесса в коррекционно-педагогической работе. Такой субъект буквально «выращивается» в ходе совместно-разделенной деятельности, когда каждый педагог решает задачи коррекции агрессивного поведения детей своими профессиональными средствами и одновременно формируются такие свойства коллективного субъекта, как целенаправленность, мотивированность, целостность, структурированность, согласованность, организованность, результативность.
Центральное место в данном исследовании занимает разработка и обоснование трёхзвенной модели, отражающей содержание и структуру совместной деятельности классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по коррекции агрессивного поведения подростков. Первое звено даёт представление о функциональных обязанностях каждого из педагогических работников в диагностировании, предупреждении, профилактике и коррекции проявления агрессии школьников подросткового возраста. Второе звено модели отражает последовательно углубляющуюся интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (эмоциональная настроенность, осознание необходимости совместных действий, соучастие, согласованность действий, развитое сотрудничество, достижение социально значимых результатов). Третье звено педагогической модели характеризует смену этапов коррекционно-педагогической деятельности (диагностический, мотивационный, содержательный, коррекционный и рефлексивно-экспертный). Разработанная психо лого-педагогическая модель лежит в организации основы проектирования программы коррекции проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте, которая включает в себя такие разделы, как предупреждение агрессивного поведения школьников, его коррекция, индивидуальная работа с наиболее агрессивными детьми.
Условиями эффективности деятельности коллективного субъекта психоло-го-педагогического труда по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков являются: интеграция индивидуальных целей в единую общественно значимую цель; активное, действенное отношение к совместной деятельности и высокая интенсивность контактов между классным воспитателем, социальным педагогом и педагогом-психологом; полноценная реализация статусно-ролевой позиции и распределенных функциональных обязанностей; отбор адекватных методов, методик, технологий изучения и коррекции агрессивного поведения школьников.
Критериями эффективности совместной деятельности классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по изучению особенностей и коррекции агрессивного поведения подростка выступает динамика уровней развития свойств коллективного субъекта этого направления психолого-педагогического труда, их удовлетворенность взаимодействием друг с другом и показатели проявлений агрессивного поведения школьников.
Экспериментальные данные позволили зафиксировать не только количественные, но и качественные изменения в проявлении различных видов агрессивного поведения подростков. В результате осуществляемой коррекционно-педагогической деятельности снизилась общая агрессивность испытуемых; уменьшилось количество конфликтов между подростками, а также в школьной и семейной средах; повысился контроль подростков над собственным поведением, уровень их социальной активности.
Практические результаты проведённого исследования воплощены в разработке научно-методического обеспечения деятельности педагогических работников и социально-психологических служб системы образования. Разработанные мате-
риалы помогают оптимизировать процесс создания информационного банка данных о проявлении агрессии учащихся и эффективно их использовать в коррекционнопедагогическом процессе широким кругом лиц, организовывать тренинги психоло-го-педагогической компетентности педагогов в области коррекции агрессивного поведения подростков, толерантного взаимодействия родителей и детей, а также тренинги толерантности и личностного роста подростков.
Егорова И.А. (Таганрог)
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Одним из основных направлений развития современной психологии является смещение фокуса внимания и научного интереса в сторону сложных и многогранных психологических явлений, таких, как личность, индивидуальность, межличностные отношения, межличностное познание. Не случайно все большее распространение среди психологов получают идеи гуманистической психологии с ее представлениями о самоактуализации (А. Маслоу), личностном росте и развитии, полноценно функционирующем человеке (К. Роджерс), смысле жизни (В. Франкл).
Анализ идей гуманистической психологии показывает, что она предстает как минимум в двух аспектах: с одной стороны, это определенная психологическая школа с собственным уникальным взглядом на природу человека и движущие силы его поведения и развития; с другой стороны - это ряд психотерапевтических практик, в основе которых лежит этот особый взгляд. Отечественная психология, принимая оба эти аспекта, формирует и третий - гуманистическая психология начинает рассматриваться еще как определенная стратегия исследования сложных психологических феноменов. И в этом смысле более удачным нам представляется термин «гуманитарная психология», предложенный Б.С. Братусем, поскольку он не только позволяет обратиться к огромному наследию русской философской мысли, замечательным идеям культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, но и фиксирует существенное отличие гуманитарной и естественнонаучной парадигм, сосуществующих в современной психологии.
Как было показано в работах В.Н. Дружинина, способы эмпирического описания психологических явлений непосредственно связаны с уровнем организации психики, к которому эти явления относятся. Так, психофизиологический уровень может быть описан с помощью наиболее математически мощных измерительных шкал (шкалы отношений и интервалов), дальнейшие уровни описываются уже менее мощными шкалами, а высшие уровни (индивидуальность, жизненный путь) практически не поддаются измерению, принятому в рамках естественнонаучной парадигмы. Иначе говоря, с ростом уровня психической регуляции уменьшаются возможности представления изучаемых феноменов в количественных характеристиках.
С другой стороны, по мере усложнения психологических явлений увеличивается возможность их описания при помощи качественных характеристик, и тогда ведущую роль начинают играть качественные исследования - анализ единичных случаев (как уникальных, так и наиболее типичных), построение различного рода классификаций и типологий, выделение в рамках изучаемого процесса относительно самостоятельных периодов.
Качественная и количественная стратегии исследования различаются между собой не только изучаемыми феноменами, методами обработки и представления