Известия ТРТУ
Тематический выпуск
данных, но и способами организации исследования: в качественной стратегии нет жесткого требования большого объема однотипной информации, четко оговоренных способов обеспечения достоверности данных, план исследования может меняться в зависимости от характера получаемой информации. Тем не менее, качественная стратегия исследования позволяет выявить и описать то, что теряется при использовании количественной - своеобразие явлений, характеристики, делающие их уникальными. Кроме того, применение качественных исследований позволяет вписать изучаемые феномены в более широкий контекст - культурный, исторический, социальный, и, наконец, контекст жизненного пути отдельной личности.
Таким образом, качественные исследования наиболее применимы в рамках гуманистической психологии, поскольку отвечают всем ее базовым идеям.
Иванченко Г.
ПОТЕНЦИАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА И ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОСТИ1
Подобно тому как «третий мир» на глазах расширяет свое по меньшей мере численное преобладание, расширяется «третий мир» той модальности, которой в гуманитарных науках уделялось существенно меньше внимания, чем модальностям реального и должного - модальности возможного. В анализе темпов социокультурных изменений нередко акцент делается исключительно на убыстрение жизненного цикла культурных практик, произведений искусства и т.п. М.Н. Эпштейн в недавней монографии «Философия возможного» (2001) убедительно демонстрирует масштабы не только ускорения, но и стремительного расширения сферы возможного; более того, можно говорить не просто о потенциальности как таковой, но о «по-тенциации самой реальности». Под потенциацией М.Н. Эпштейн предлагает понимать возрастание степеней возможного в самой реальности, процесс превращения необходимостей в альтернативные возможности. Впечатляющим примером овоз-можения реальности является повседневное существование в современной западной цивилизации - пользование страховкой и кредитом, основанными на вероятностных расчетах, а не на фактах.
Каковы будут следствия потенциации реальности на индивидуально-психологическом уровне? На наш взгляд, одним из ближайших следствий уже становится «инфляция возможного», обесценивание возможностей в силу их неисчислимости, релятивизм и цинизм в их оценке. Обилие возможностей поддерживает иллюзию их вечной, неиссякающей доступности для осуществления. По сути продлевается состояние ранней юности с ее игрой возможностями, вероятно близкое отношению к шансам и возможностям бессмертных богов, которые не зря обычно были вечно юными.
Д.А. Леонтьевым (2005) сформулировано представление о двух сменяющих друг друга фазах единого цикла экзистенциального взаимодействия субъекта с миром: фазы открытости и закрытости. Если содержанием первой является расширение спектра возможностей действия, которые может раскрыть для себя субъект, раскрытие потенциала свободы, то главным содержанием фазы закрытости является сужение спектра возможностей, совладание с их избыточностью, переход к реализации. Редукция фазы открытости, отмечает Д.А. Леонтьев, приводит к ригидности
1 Работа поддержана РГНФ, грант 04-06-00288.
Раздел IV. Психология и вызовы современности
и упрощенности жизненного мира, снижению регуляторной роли сознания. Но возможна и редукция фазы закрытости, приводящая к безответственной игре смыслами, изъятыми из контекста собственного бытия в мире.
«Инфляция возможного» нарушает функционирование обеих фаз. Даже не будучи редуцированной, первая фаза реализуется не без труда: обилие возможностей затрудняет совладание с ними. Выбор в значительной степени становится случайным. Фаза закрытости органична, когда выбор был осмысленным, осознанным, ценностно-обоснованным. Случайная же возможность лишь изредка вызывает состояние мобилизации и решимости завершить начатое.
Мы до сих пор рассматривали ситуацию с относительно независимыми возможностями, но это редкий случай - практически всегда за одной возможностью выстраивается целая цепочка новых. В случае органичности сделанного ранее выбора возможности будут менее противоречивыми и потенциально конфликтующими. Случайные выборы рано или поздно разбалансируют всю конструкцию деятельности (деятельностей) по реализации возможного.
В каких отношениях «разбегающаяся Вселенная» возможного находится с миром должного? Это также междисциплинарная проблема, и этика, психология, философская антропология делают акцент на определенных группах противоречий: между возможным и должным, между различными требованиями долженствований, между отдельными возможностями и должным. Вместе с тем отношение к возможному имеет даже проблема выбора между долженствованиями - например, та экзистенциальная ситуация, которую психотерапевт К. Дюргхайм называет «мукой напряжения между внешней обязанностью и внутренним долгом», а философ и культуролог М.Н. Эпштейн характеризует как противозовие двух этически требовательных реальностей: зов призвания, с одной стороны, и отзывчивости, с другой.
«Внутренний долг» или «призвание» существуют не сами по себе, а в сложном переплетении реального, «обрастающего» гроздями возможностей, и потенциального, ищущего выхода в реальность. То, что мы увидели те или иные возможности среди бесчисленных иных, уже свидетельствует об их неполной чуждости нам. Самый суровый долг порой не просто «разрешает» выход в потенциальное измерение, но порой и подразумевает, требует выделения и «удерживания» некоторых констелляций возможностей. Только слепота, граничащая с фанатизмом, безапелляционно вычеркивает какие бы то ни было новые возможности; но и релятивизм, этика «всевозможностного», не позволяет удерживать продуктивное напряжение между обязанностями и внутренним долгом. И это напряжение поддерживается только постоянным устремлением вперед, «колебанием на острие меча», как характеризовал жизнь в одном из своих писем А.А. Ухтомский.
Канаркевич О.С. (Ставрополь), Юнг В.К. (Таганрог)
ПРОГРАММА И МОДЕЛЬ ПРЕВЕНТИВНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РАЗВИТИЕ ТРЕЗВЕННИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Модель профилактической работы по предупреждению алкогольной зависимости реализуется как составная часть образовательного процесса в вузе. Разработанная программа была направлена на работу со студентами-психологами, что и определило ее содержание и целевые установки по профилактике алкогольной зависимости среди молодежи и подростков. Участие студентов в реализации этой программы позволило им получить первый опыт работы в качестве практикующего