международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
Также студенты должны научиться определять структурную схему измерения индикатором часового типа. Поэтому для более эффективного усвоения теоретических знаний были разработаны следующие практические работы:
о «Основы проектирования зубчатых механизмов»; о «Основы проектирования рычажных механизмов»; о «Основы проектирования пружинных механизмов»; о «Расчет передачи винт-гайка скольжения»; о «Выбор структурных схем измерения детали»; о Дидактическая игра для закрепления изученного материала.
Выбранные практические работы способствуют формированию практических умений -профессиональных или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования, учебной и производственной (профессиональной) практики.
Список использованной литературы:
1. Дунаев П.Ф. конструирование узлов и деталей машин: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений /Дунаев П.Ф, Леликов О.П. - 9-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 496 с.
2. Иванов М.Л. Детали машин: Учеб. для студентов втузов/Под ред. В.А. Финогенова. — 6-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 2000. — 383 с: ил.
3. Левитский Н. И. Теория механизмов и машин [Текст] : учеб. пособие / Левитский Н. И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Наука, 1990. - 592 с. : ил.
4. Марков Н.Н., Ганевский Г.М. Конструкция, расчет и эксплуатация измерительных инструментов и приборов /Марков Н.Н., Ганевский Г.М. - М.: Машиностроение, 1981. - 367 с., ил.
5. Мигачева Г.Н. Рабочая программа дисциплины «Основы расчета и проектирования измерительных механизмов». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2015. 13 с.
6. Колеса зубчатые. Виды повреждений. Классификация и описание. Межгосударственный гос. стандарт. Режим доступа: http: //www .imash.ru/normatdok/etc_gosts/3355 -kolesa-zubchatye -vidy-povrezhdenijj ..html
© Н.А. Заводова, Г.Н. Мигачева, 2015
УДК 378.1; 371.3
Ивлев Александр Вячеславович,
студент 5 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация
ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»
Аннотация
В статье представлены особенности подготовки будущих педагогов по физической культуре в
208
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
структуре изучения курса «Теоретическая педагогика», обеспечивающего формирование заявленных стандартом подготовки компетенций и оптимизации модели продуктивного самовыражения и самореализации личности педагога.
Ключевые слова
Самореализация, самосовершенствование, педагогическая методология, культура самостоятельной работы,
моделирование.
В структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре важным компонентом профессионально-педагогической подготовки является подготовка будущего педагога по физической культуре к самостоятельному планированию и организации, планомерному включению будущего педагога в систему научно-исследовательской работы, ресурсы и процедуры которой непосредственно связаны с выполнением профессионально-трудовых функций, т.е. созданию и реализации условий для социализации и адаптации личности обучающегося, оздоровлению и включению личности обучающегося в акмеверифицированный процесс становления и развития и пр.
В таком понимании курс «Теоретическая педагогика» закладывает базовые знания научноисследовательской работы (общая структура исследования по педагогике, методология и методологические подходы, фасилитирующие изучение и организацию тех или иных направлений научно-педагогической практики, специфика и возможности использования методов научно-педагогического исследования и пр.) [1] и формирует ряд компетенций, непосредственно связанных с осуществлением постановки и решения противоречий целостного педагогического процесса, детализирующих и визуализирующих качество осуществления педагогической и профессионально-педагогической деятельности [2-6].
В структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» [2] будущие педагоги по физической культуре изучают такие разделы современного профессионально-педагогического знания, как «Общие основы педагогики» [4], «Теория воспитания», «Социальная педагогика», «Теория обучения» [5], «Управление педагогическими системами» [6], «Нормативно-правовое обеспечение образования» [3].
Остановимся подробнее на возможности изучения раздела «Управление педагогическими системами», в структуре которого может быть реализована практика построения и верификации качества организации включения будущего педагога к осуществлению самостоятельной практики научно-педагогических исследований.
Первыми звеном подготовки будущего педагога к организации такого рода деятельности является постановка и решение задачи моделирования и уточнения категориального аппарата современной педагогики, в том числе возможно задание на моделирование системы принципов управления ученическим коллективом, задание на уточнение и детализацию системы принципов педагогического взаимодействия и пр.
Практика постановки и верификации качества решения задач педагогического моделирования в рамках социально-педагогического знания может быть осуществлена и на заочных студенческих научно -практических конференциях, примером такой практики для студентов очной формы обучения в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» (изучение курса осуществлялось на протяжении двух семестров, - это 2 и 3 семестры, - соответственно 2013/2014 уч. год и 2014/2015 уч. год) является заочная научнопрактическая студенческая конференция «Социально-педагогические теории развития и социализации личности» и заочная научно-практическая студенческая конференция «Предметно-педагогические презентации как формы и средства реализации принципа наглядности в теории управления».
В заочной студенческой научно-практической конференции «Социально-педагогические теории развития и социализации личности» приняло участие 50 студентов, заняли призовые места в различных номинациях 36 студентов.
В ходе планирования и организации заочной научно-практической конференции «Социальнопедагогические теории развития и социализации личности» были представлены научно-педагогические статьи студентов, которые явились продуктами научно-педагогических статей различных Международных конференций со сборниками статей, помещенными в РИНЦ.
Приведем некоторые наименования работ будущих статей студентов-педагогов по ФК (2014/2015
209
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
уч.год):
• Аксененко Ю. К. Некоторые возможности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в структуре постановки и верификации качества занятий конным спортом.
• Байменов М. С. Специфика моделирования и апробации системы принципов педагогического взаимодействия тренера по самбо с юношами, занимающимися самбо.
• Бондаренко А. Ю., Бражникова А. В. Некоторые аспекты уточнения понятий «социализация» и «самореализация» в плавании.
• Кисельников П. Д. Некоторые особенности детерминации основ педагогического взаимодействия при подготовке спортсменов-пловцов.
• Клепуков Р. С. Специфика детерминации категорий «социализация» и «самореализация обучающегося, занимающегося боксом» и пр.
• Портышев В. В. Некоторые аспекты детерминации социализации и самореализации спортсмена, занимающегося самбо.
• Сидоров А. О. Возможности уточнения понятийного аппарата современной педагогики спорта.
• Стародубов Д. Ю., Ащеулов Н. В. Некоторые особенности и возможности детерминации процессов самореализации и саморазвития личности юного спортсмена в боксе.
• Южаков И. А. Некоторые аспекты детерминации понятия «самореализация юношей в бодибилдинге».
Заочная студенческая научно-практическая конференция «Предметно-педагогические презентации как формы и средства реализации принципа наглядности в теории управления»: приняло участи 50 чел., заняли призовые места в различных номинациях 19 чел. В работе конференции были рассмотрены предметно-педагогические презентации «Паспорт школы», «Организационно-педагогическая структура современного образовательного учреждения», «Организационно-педагогическая модель образовательного учреждения» и пр.
Практика выше описанных работ и составляет практику создания условий для позитивного формирования у будущего педагога по физической культуре отношения к постановке и решению задач продуктивного самовыражения и самореализации личности обучающегося и педагога, цели и задачи которых лежат в поле научно-исследовательской деятельности, определяющей возможности оптимизации выбора модели профессиональной подготовки, качества формирования культуры самостоятельной работы личности, ситуативной коррекции мотивов, целей и смыслов профессионально-педагогической подготовки и саморазвития личности, достаточной базы для прохождения педагогической практики в условиях современного развития системы общего и профессионального образования.
Список использованной литературы:
1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. проф. образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с.
2. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 - Пед. образование», профиля-«Физ. культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978-5-85117-742-2.
3. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативноправовое обеспечение образования»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 - Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с. ISBN 978-5-7262-2025-3.
4. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 - Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с.
5. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 - Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с.
210
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2015 ISSN 2410-700X
6. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами»:учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 - Пед. образ.». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
7. Абдурахимов С. М., Зубанов В. П., Козырева О. А. Специфика уровневого изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре // Тенденции развития психологии и педагогики: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 20 марта 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С.3-4.
9. Барков Г.В., Козырева О.А. Система принципов педагогического взаимодействия в структуре детерминации моделей курса «Теоретическая педагогика»//Теоретико-методологические и прикладные аспекты науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 13 июня 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.103-104.
© А. В. Ивлев, О. А. Козырева 2015
УДК 378.1:004.9
Кравченко Ксения Владимировна
аспирант, ассистент ОмГТУ, г. Омск, РФ E-mail: [email protected]
ВЕДЕНИЕ УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ В КОМПЛЕКСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА
Аннотация
В статье рассмотрен бизнес-процесс учета успеваемости студентов в комплексной информационной системе университета. Освещены основные этапы работы деканата по вопросам посещаемости и успеваемости, оформлению дипломов. Выявлены преимущества организации учета успеваемости в комплексной информационной системе вуза.
Ключевые слова
Информационные технологии, управление вузом, комплексная информационная система, контингент
студентов, деканат, успеваемость.
Сегодня в условиях развития информационных технологий для высших учебных заведений особую актуальность приобретает автоматизация их деятельности. Применение компьютерных технологий позволяет упростить работу персонала, оптимизировать процесс управления и обеспечить конкурентоспособность вуза [1, с 49]. Работа с контингентом студентов в вузе является одной из главных
задач, подлежащих автоматизации.
Деканат является тем подразделением, которое обеспечивает работу со студентами. Основные обязанности сотрудников деканата представлены в таблице 1:
Таблица 1
Обязанности сотрудников деканата
Ответственный сотрудник Основные обязанности
Заместитель декана по учебной работе - ведет статистику успеваемости и задолженности, выдаёт направления на пересдачу предметов - представляет декану списки кандидатов на отчисление - составляет отчёты по контрольным неделям и сессиям
Заместитель декана по внеучебной работе и социальным вопросам - контролирует проживание студентов в общежитии - назначает все виды стипендии - ведёт учёт студентов льготных категорий
Диспетчер деканата - ведет картотеку студентов, выдает справки - работает с ведомостями и направлениями -формирует приказы по движению контингента - оформляет дипломы и приложения к ним
211