международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
с учетом международных тенденций. В числе стратегических направлений развития высшего образования особое место занимает укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений.
Особое внимание должно уделяться развитию в российской высшей школе научных исследований и разработок, оказывающих решающее влияние на повышение качества подготовки специалистов.
В этой связи, необходимо принятие мер, направленных на повышение требований к качеству профессионального образования, в частности:
- переаттестацию всех общеобразовательных программ в области экономики, права и менеджмента;
Опираясь на вышеуказанное можем полагать, что основной целью высшего образования является подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.
Таким образом, решение задачи коренного улучшения системы высшего юридического образования образования, качества подготовки специалистов в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.
Список использованной литературы:
1. Гаджиева П.Д. Концептуальные положения развития правового образования учащихся в условиях модернизации системы образования// Ж. «Право и образования», №1, 2011г.
2. Пушкарева Е. А. О современных проблемах развития теории и практики образовательного процесса // Философия образования. - 2010. - № 4 (33).- С. 45-51.
© П.Д. Гаджиева, М. А. Курбанов, 2015
УДК 378.1; 371.3
Глушков Вадим Александрович, студент 2 курса, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация Беляева Татьяна Андреевна, студент 2 курса, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева О. А. к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УТОЧНЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ВОСПИТАНИЕ» В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСОВ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА» И «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»
Аннотация
В статье отражена практика уточнения категории «воспитание», детерминация которой осуществляется в структуре подготовки будущих педагогов, определяющих перспективность организации не только воспитательной работы в образовательном учреждении, но и включении в систему научно-
196
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
педагогических исследований
Ключевые слова
Культура самостоятельной работы, моделирование, гуманизм, педагогическая методология, социализация,
самореализация, научное исследование.
Воспитание как педагогически целесообразный процесс выступает объектом изучения родителей и педагогов, продуктом педагогической (родители) и профессионально-педагогической (педагоги) деятельности, ресурсом развития личности и социальных отношений.
Осуществим моделирование категории «воспитание» в структуре поиска оптимальных возможностей педагогического моделирования, верифицирующего специфику деятельности педагога и возможностей развивающейся личности обучающегося, включенного в систему социальных ролей и обязанностей, предпочтений и эталонов культуры современного воспитательно-образовательного пространства.
Воспитание с точки зрения акмеологического подхода - это педагогически и социально обусловленный процесс, фасилитирующий развивающейся личности (обучающемуся) достижение определенного уровня развития и сформированности потребностей, способностей, ценностей, целей, компетенций, предопределяющих оптимизацию поиска и достижения вершин в различных направлениях самореализации и саморазвития, самоутверждения и самосовершенствования.
Воспитание с точки зрения аксиологического подхода - это процесс, верифицирующий истинность принятия и распространения норм культуры и этики, морали и права, обеспечивающих сохранение и преумножение ценностей и богатств государства и народа, системно предопределяющих выявление механизмов и моделей накопления и систематизации, применения и распространения, обновления и трансформации социального опыта, ценностей и ценностных ориентаций, общечеловеческого потенциала развития личности и общества, качественную самореализацию и самоутверждение личности, построенных в соответствии с условиями и возможностями, ограничениями и приоритетами гуманизма и соблюдения нормального распределения способностей выборки субъектов воспитательно-образовательного пространства.
Воспитание с точки зрения научного подхода - это процесс определения и реализации условия для качественного построения социальных и социально-педагогических отношений, в структуре которых происходит сознательная верификация социального опыта и ценностей, предопределяющих формирование мировоззрения и модели социализации, самореализации, самосовершенствования личности в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях и приоритетах развития общества.
Воспитание с точки зрения деятельностного подхода - это процесс формирования и развития личности, системно обеспечивающий и общество, и развивающуюся личность потенциалом гуманно-личностных основ взаимодействия и самореализации, самосохранения и самоидентификации, саморазвития и самосовершенствования, детерминирующих и оптимизирующих возможность и условия формирования мировоззрения, моделей ведущей деятельности и общения, хобби и восстановления организма.
Воспитание с точки зрения личностного подхода - это процесс, фасилитирующий развивающейся личности качественное освоение нравственно-этической и культурно-исторической граней социальных отношений и позиции сравнения превосходства и состоятельности ведущей деятельности субъектов воспитательно-образовательного и культурно-исторического пространства, предопределяющих повышение качества жизни и возможности продуктивного становления и развития личности.
Воспитание обучающегося с точки зрения компетентностного подхода - это процесс и продукт, результат и система, модель и ресурс развития личности, предполагающий формирование ценностей и совокупности компетенций у обучающегося, включенного в систему приоритетов и норм современной системы образования как фундамента самосохранения личности и общества, обеспечивающих конкурентоспособные отношения и формы сотрудничества, реализующего условия и практику, возможности и эталоны успешного развития личности через деятельность и общение в различных социально и профессионально допустимых формах.
Воспитание с точки зрения поведенческого подхода - это процесс формирования личности в
197
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
социокультурной среде, детерминируемый и верифицируемый через освоение правил поведения и соответствующих норм культуры и этики, образующих конгломерат моделей и концепций развития и формирования личности, оптимизирующих возможность сохранения благоприятных условий сосуществования и развития в системе идей и практики социального устройства всех звеньев цепи ноосферы.
Воспитание с точки зрения эзотерического подхода - это процесс формирования определенных морально-нравственных и системно-деятельностных качеств развивающейся личности, выявляемых и верифицируемых через качество приобщения к традициям, культуре народа, системной постановки решения задач соблюдения норм этики, духовного становления личности и возможности уникального развития и самореализации, выявляемых не только в модели научного познания, но и в модели эзотерического восприятия и отображения объективного внутри человека и в среде его отношений.
Выделенные и модифицированные нами определения категории «воспитание» являются продуктами сформированности культуры самостоятельной работы личности, определяющей перспективность создания средств и ресурсов научной деятельности - базовыми условиями самоорганизации личности, от качества которых зависит жизнеспособность развивающейся личности и общества в целом. Дальнейшая работа может быть построена в системе реализации заявленных направлений организации современной практики воспитательного процесса, гибко реагирующего на все изменения в системе социальных отношений, норм культуры, специфики сотрудничества и сотворчества личности и общества.
Список использованной литературы
1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
2. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jomal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
3. Редлих С.М., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. №11. С.58-65.
4. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. направления подготовки «050100 - Педагогическое образование», профиля -«Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978-5-85117-743-9.
5. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. направления подготовки «050100-Педагогическое образование», профиля -«Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978-5-85117-742-2.
6. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативноправовое обеспечение образования»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров направления подготовки «050100-Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с. ISBN 978-5-7262-2025-3.
7. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров направления подготовки «050100 - Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978-5-7262-2022-2.
8. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения»: учеб.-метод. пособ. для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 -Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978-5-7262-2023-9.
9. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров направления подготовки «050100 -Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978-5-7262-2024-6.
10. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с.
© В. А. Глушков, Т. А Беляева, Козырева О. А., 2015
198