________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_____________________________
Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2008. - V.11. -№ 3. - С. 296-318. ISSN 1436-4522
2. Нуриев, Н.К. Подготовка инженеров в дидактических системах нового поколения / Н.К. Нуриев, С.Д. Старыгина, А.Н. Титов, Е.В. Пашукова // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2011.- V.14. - N 4. - С. 386-403. - ISSN 14364522
3. Нуриев, Н.К. Проектирование дидактических систем нового поколения с использованием облачных технологий / Н.К. Нуриев, С.Д.Старыгина, Г.М. Ильмушкин, Н.К. Шайдуллина // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2013. - V. 16. - № 4. - С. 412-429. ISSN 1436-4522
4. Гибадуллина, Э.А. Организация в компетентностном формате базы учебных задач по дисциплине «Вычислительная математика» / Э.А. Гибадуллина // Наука: прошлое, настоящее, будущее: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Часть 1. - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 139-144.
5. Нуриев, Н.К. Цифровая модель деятельностного потенциала инженера / Н.К.Нуриев, С.Д. Старыгина // Альма-Матер - 2011. - № 10. - С.49-55.
6. Нуриев, Н.К. Дидактическая инженерия: проектирование техногенной образовательной среды быстрого развития / Н.К. Нуриев, С.Д. Старыгина, А.Н. Нуриев, О.Н. Зайцева - Материалы VII Международной научно-практической конференции «Электронная Казань 2015» (ИКТ в образовании: технологические, методические и организационные аспекты их использования) - Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2015 - C. 429-435.
7. Старыгина, С.Д. Дидактическая инженерия как метрико-ориентированная методология
инженерного образования / С.Д. Старыгина, Н.К. Нуриев // Международный электронный журнал “Образовательные технологии и общество (Education Technology & Society)”
(http://ifets.ieee.org/russian/periodical/joumal.html). - 2014 - V.17. - N 3. - С. 569 - 582. - ISSN 1436-4522.
8. Нуриев, Н.К. Дидактическая инженерия: логистика профессионального развития на основе
обучения / Н.К. Нуриев, С.Д. Старыгина, Д.А. Ахметшин // Международный электронный журнал “Образовательные технологии и общество (Education Technology & Society)”
(http://ifets.ieee.org/russian/periodical/joumal.html). - 2015. - V.18. - N 2. - С. 576-589. - ISSN 1436-4522.
© Н.К. Нуриев, С.Д. Старыгина, Э.А. Гибадуллина, 2015
УДК 378.1; 371.3
Обидин Сергей Витальевич,
студент 3 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация Бойкова Ирина Васильевна, аспирант,
Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДЕТЕРМИНАЦИИ И ВЕРИФИКАЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
В статье описана практика реализации условий продуктивного становления будущего педагога по
147
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____________________
физической культуре в модели сотрудничества и самореализации. В системе подготовки будущие педагоги моделируют категории «воспитание», определяют систему принципов воспитания, разрабатывают классные часы как формы воспитательной работы в образовательном учреждении общего образования.
Ключевые слова
Воспитание, методология, культура самостоятельной работы, педагогическое моделирование, сотрудничество, система принципов воспитания.
Возможности современного воспитания неоднозначно описываются в научно-педагогической литературе. Неудовлетворенность качеством современного воспитания, как многие века назад, определяют проблему двух поколений в принятии ценностей другого человека ценностями и атрибутами его самодетерминации и самореализации, взаимодействия и социализации, общения и самовыражения.
Возможность поиска оптимальных условий развития личности и взаимодействия в социуме - одна из важных задач развития антропосистемы, от качества постановки и верификации которой зависит наше будущее, где так необходимо соблюдение условий развития личности и общества, сохранение приоритетов гуманизма и продуктивного становления личности, определение модели самостоятельности и практики реализации условий формирования культуры самостоятельной работы личности, включенной в активный поиск воспроизводства опыта саморазвития и самореализации, самоутверждения и самореализации, взаимодействия и взаимопомощи. Практика изучения курсов «Теоретическая педагогика» [1-6] и «Практическая педагогика» [8] содержит особенности разработки и детализации педагогического взаимодействия, в том числе и воспитания как одной из древних идей определения возможностей социального пространства в воспроизводстве социального опыта личностью и ее условий развития в поликультурных отношениях и ресурсах самореализации. В таком понимании курс «Методика воспитательной работы» [7] продолжает идеи единства теории и практики современной профессиональнопедагогической деятельности.
Раскроем содержание и возможности педагогического моделирования в определении и решении задач детерминации системы принципов современного воспитания, особенности которого нами будут выделены и использованы в ресурсах теоретико-эмпирического материала детерминируемой задачи [1-15], методико-теоретическом обеспечении качества изучения учебных предметов цикла педагогических дисциплин [2-8], спецификой и возможностям профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов к осуществлению профессионально-трудовых и социально-педагогических функций в образовательном учреждении [9-15].
Под системой принципов воспитания будем понимать личностно ориентированную практику воспроизводства иерархии ценностей и приоритетов развития личности и системы социальных отношений в поиске и оптимизации ресурсов самодетерминации и самореализации, социализации и самоутверждения неустанно развивающейся личности, включенной в активный поиск социально значимых мотивов решения задач сохранения и преумножения социального воспроизводства условий и резервов развития антропосреды и ноосферы.
Система принципов воспитания реализуется личностью в общении и опыте ведущей деятельности, ресурсах самоидентификации, самоопределения, саморазвития, самосовершенствования, самореализации и взаимодействия.
Неоднократность постановки задачи оптимизации системы принципов воспитания - продукт развития личности и профессионально-педагогических отношений, где будущий педагог и педагог с определенным стажем поставлены в равные возможности определения приоритетов развития, различие социально-профессионального опыта определяет способность личности быстро верифицировать и варьировать различные условия коррекции системы отношений личности и общества, определении задач оптимизации любой педагогической практики, непосредственно связанной с социальным опытом и мировоззрением развивающейся личности и группы обучающихся (воспитанников).
В структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре в Новокузнецком филиале институте ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» на факультете физической культуры определение системы принципов воспитания осуществляется в качестве постановки и решения кейс-задания [2-8], в качестве оптимально поставленной задачи профессионально-педагогической деятельности и
148
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х______
самореализации педагога в условиях непрерывного профессионального образования [10, 13-15].
В модели описания, определения и верификации системы принципов различных педагогически детерминируемых явлений [10-12] задача моделирования системы принципов современного воспитания является базовой задачей подготовки будущих педагогов, т.к. все педагогические процессы представляют собой наисложнейшие системы детерминации педагогических и профессионально-педагогических возможностей становления личности педагога в выполнении трудовых функций и решении задач саморазвития и самосовершенствования, а воспитание представляет собой еще и мировую практику непрофессионального поиска достаточных ресурсов и резервов антропосреды в сохранении и преумножении ценностей и норм культуры, т.е. знание основ воспитания является базовым знанием, которое получает педагог непрофессионально - на протяжении всего периода развития личности в социуме, опережающем его профессионально-педагогическую подготовку и практику.
Определение системы принципов в модели нелинейного типа является следствием зрелого понимания специфики организации будущей педагогической практики, хотя и не всякая линейная система принципов воспитания является ученической. Любую моделируемую систему принципов воспитания можно отнести к определенному звену подготовки педагога к решению задач профессионально-педагогической самореализации и самосовершенствования. Покажем на примере практику моделирования системы принципов воспитания.
Система принципов воспитания обучающихся 5-11 классы (Обидин С. В., 2015):
• Принцип освоения обучающимся норм и правил общественного поведения и условий саморазвития и самореализации личности в модели ведущей деятельности и общения.
• Принцип приобретения начального опыта нравственной общественно значимой деятельности в постановке и верификации качества решения задач развития личности и педагогической системы.
• Принцип своевременного, качественного усвоения обучающимися нравственных ценностей и приоритетов социализации и самореализации личности в поликультурном пространстве, определяемых в резервах практики развития педагогической системы и соблюдения нормального распределения способностей личности, включенной в воспитательно-образовательные отношения.
• Принцип доступного и актуального формирования у обучающихся социально и личностно значимых качеств, необходимых для конструктивного и ответственного поведения в обществе, построенных с учетом правовых норм и этики, культуры и менталитета Российской Федерации.
• Принцип формирования самостраховки личности и общества в резервах практики противостояния негативным воздействиям социальной среды и асоциальной личности.
• Принцип формирования потребности и соблюдения практики ведения здорового образа жизни в системе негативного отношения к вредным (пагубным) привычкам.
• Принцип формирования любви к родной стране, ее истории и значению в развитии личности и реализации идей гуманизма и толерантности.
• Принцип формирования самостоятельности (культуры самостоятельной работы), позитивной, адекватной самооценки, само- и взаимоуважения, достаточного уровня притязаний и решения задач самореализации в микро-, мезо- и макрогрупповых отношениях и формах самодетерминации.
• Принцип учета ситуативной, многомерной ограниченности взаимодействия личности в антропосреде (ноосфере).
Список использованной литературы:
1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. проф. образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с.
2. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика.Управление образовательными системами»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед.образов.».М.: МИФИ, 2014. 56 с.
3. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с.
149
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________________
4. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед.образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с.
5. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативноправовое обеспечение образования»: учеб.-мет. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед. образ.». М.: МИФИ, 2014. 52 с.
6. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед. образ.», профиля-«Физ. культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с.
7. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подгот. «050100-Пед.образ.», профиля-«Физ.культура».Новокузнецк: КузГПА,2013.54 с.
8. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 - Пед. образование», профиля-«Физ. культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013.49 с.
9. Козырева О. А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога // Молодой ученый. 2010. № 11 (22). Т II. С. 127-131.
10. Казакова С. Л., Козырева О. А. Особенности организации, направления и принципы воспитания детей (кадетов) в условиях детского дома // Вестник педагогических инноваций. 2010. №3 (23). С. 32-45.
11. Козырева О. А., Кошелев А. А. Принципы, методы и средства моделирования портфолио обучающегося общеобразовательной школы // Вестник КузГПА. 2012. 9 (23). 11 с. URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/101/
12. Козырева О. А., Кучко Т. И., Шварцкопф Е. Ю. Формирование культуры самостоятельной работы педагога в структуре моделирования и апробации системы принципов педагогического взаимодействия // Вестник КузГПА. 2012. 11(25). 9 с. URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/111/
13. Козырева О.А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010. 217 с. [+прил. на CD].
14. Козырева О.А. Теория и методика воспитания: учеб. пособ. для студ. пед. вузов. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 267 с.[+прил. на CD].
15. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : КРИПКиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978-5-7148-0346-8.
© С. В. Обидин, И. В. Бойкова, 2015
УДК 37.012.8
Рапаева Юлия Валерьевна
аспирантка третьего года обучения ФГБОУ ВПО «ОГПУ», г. Оренбург, РФ j uliya_3108@mail. ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРИФРАЗИРОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В данной статье рассматривается методическая концепция обучения перифразированию школьников. Автор статьи доказывает, что целенаправленное, последовательное и систематическое обучение перифразированию школьников будет способствовать развитию мышления, выразительности речи.
Ключевые слова
перифраза, перифразирование, развитие речи школьника, троп.
150