педагогические науки
Кутепов Максим Михайлович, Шагалова Ольга Глебовна, Леонтьева Галина Аликовна ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОГРАММНЫХ ...
УДК 378.147
ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ И ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
© 2018
Кутепов Максим Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Шагалова Ольга Глебовна, кандидат исторических наук, доцент, кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: [email protected]) Леонтьева Галина Аликовна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Современное образование строится под воздействием требований ФГОС нового поколения, который делает акцент на самостоятельности студента, его творческой составляющей. Закон «Об образовании в Российской Федерации» говорит о необходимости внедрения электронных образовательных ресурсов. При увеличении доли внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов такая стратегия является очень продуктивным решением. Электронные учебные пособия, в отличие от традиционных предосталвяют большее количество наглядных материалов, к тому же доступны студенту в любое удобное для него время. Студент может воспользоваться пособиями при наличии сети Интернет в любом месте. В статье выделены главные преимущества использования интерактивных технологий. Цель настоящего исследования заключается в изучении аспектов применения интерактивных технологий для предоставления учебно-методического материала в высшей школе. Установлено, что электронные учебные пособия представляют собой программное средство, обладающее тремя основными функциями, которые представлены в статье. В качестве примера была выбрана электронная платформа Moodle. Moodle предоставляет структурированный учебный текст и поясняющие его мультимедиа-иллюстрации, тренирующие упражнения с оказанием оперативной помощи в виде подсказок, позволяет организовать промежуточный и итоговый контроль. Функциональные свойства интерактивных технологий предоставляют образовательному процессу реализацию множества возможностей, которые и были представлены в статье. Также представлены особенности электронного мультимедийного учебника (звуковое сопровождение, качество фотографий, единый дизайн).
Ключевые слова: интерактивные технологии, профессиональное обучение, компетентностный подход, компетенции, учебно-методический материал, технические ресурсы, информационно-коммуникационные технологии, электронное обучение, Федеральный государственный образовательный стандарт, Moodle.
POSSIBILITIES OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES, SOFTWARE AND TECHNICAL RESOURCES IN THE PRESENTATION OF EDUCATIONAL-METHODICAL MATERIAL
© 2018
Kutepov Maxim Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of physical education and sports Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov street, 1. е-mail: [email protected]) Shagalova Olga Glebovna, candidate of historical pedagogical sciences, associate professor of the department of humanitarian and general scientific disciplines Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal of the engineering troops A.I. Proshlyakov
of the Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: [email protected]) Leontyeva Galina Alikovna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov street, 1. е-mail: [email protected])
Abstract. Modern education is built under the impact of the requirements of the GEF new generation, which emphasizes the independence of the student, his creative component. The Law "On Education in the Russian Federation" speaks about the need to introduce electronic educational resources. With an increase in the share of out-of-class independent activities of students, such a strategy is a very productive solution. Electronic teaching aids, unlike traditional materials, provide more visual materials, and are also available to the student at any time convenient for him. A student can use benefits if there is an Internet network anywhere. The article highlights the main advantages of using interactive technologies. The purpose of this study is to explore the application of interactive technologies for the provision of teaching materials in higher education. It is established that e-learning aids are a software tool with three main functions, which are presented in the article. As an example, the electronic platform Moodle was chosen. Moodle provides structured instructional text and explaining its multimedia illustrations, training exercises with the provision of prompt help in the form of hints, allows you to organize intermediate and final control. The functional properties of interactive technologies provide the educational process with the realization of many opportunities that were presented in the article. Also features of the electronic multimedia textbook (sound accompaniment, quality of photos, uniform design) are presented.
Keywords: interactive technologies, professional training, competence approach, competences, educational materials, technical resources, information and communication technologies, e-learning, Federal State Educational Standard, Moodle.
Современное образование строится в рамках ком-петентностного подхода, внедренного Федеральным государственным образовательным стандартом. Новые требования устанавливают использование в образовательном процессе интерактивных образовательных технологий и поскольку доля самостоятельной работы
студентов увеличивается, данные требования упрощают работу и делают ее более продуктивной и интересной для обучающихся. Мотивация в процессе обучения является одним из главных компонентов, так студент сможет стать более активным [1]. Многие современные образовательные технологии опираются именно на
Kutepov Maxim Mikhailovich, Shagalova Olga Glebovna, Leontyeva Galina Alikovna pedagogical
POSSIBILITIES OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES, SOFTWARE ... sciences
это положение. Так обучающиеся смогут действовать в любых ситуациях самостоятельно и творчески [2]. Актуальность рассматриваемой темы заключается в необходимости выявления новых аспектов применения электронных ресурсов для представления учебных материалов в постоянно изменяющихся условиях.
Начальной целью интерактивного обучения является организация продуктивного процесса обучения для раскрытия студентами своих задатков, творческих способностей. Весь учебный материал, располагаемый на электронных ресурсах должен сохранять свою информативность, предоставлять возможность обратной связи с преподавателем [3]. Отметим, что электронное обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса высшей школы и используется во всех формах обучения. Применение электронных технологий позволяет повысить качество образования в целом за счет постоянно пополняющихся мировых образовательных ресурсов [4].
Реформирование образовательной системы идет не только в России, но и зарубежных странах. К примеру, в США идет переход от обучения в аудиториях к обучению через Интернет с использованием электронных библиотек [5]. Франция приняла финансируемую правительством программу электронного обучения «100 % курсов в цифровой форме для 100 % обучаемых». Финляндия, Ирландия и Южная Корея присоединились к внедрению электронного обучения [6].
Весь мир в сфере образования старается переходить к электронным технологиям, поскольку их возможности в представлении учебных материалов достаточно широки. Кроме того, такие материалы доступны для обучающихся в любое время в любом месте, то есть студент осуществляет подготовку тогда когда удобно именно ему. Таким образом новая парадигма сформировала индивидуализированный подход к обучению каждого участника образовательного процесса.
Электронные учебные пособия представляют собой программное средство, обладающее тремя основными функциями. Первая заключается в решении конкретной педагогической задачи в определенной предметной области. Вторая отражает законченный цикл обучения в этой сфере. Третья реализует процесс взаимодействия между педагогом и обучающимися [7]. В отличие от традиционных учебников, электронные пособия включают гораздо большее количество наглядных материалов [8, 9]. Особый способ подачи также отличает электронные пособия и учебники, они допускают адаптацию студента по уровню его подготовки. Обучающийся может осуществлять самоконтроль на всех этапах работы. Студент может получить подсказку и необходимое разъяснение неограниченное количество раз [10].
Электронные учебные пособия широко используют графические образы и мультимедиа. При использовании таких пособий появляется возможность моментального перехода на дополнительный материал. Кроме основного блока материалов, который включает в себя теоретико-познавательный компонент (ключевые понятия и термины, факты, процессы, эксперименты), инструментально-практический компонент (характеристики методов познания, способы самостоятельного поиска знаний) должны быть отработаны дополнительные блоки. Например, блоки заданий и практикумов, интернет-ссылки, глоссарии [11].
Эти блоки с течением времени могут меняться, обновляться и дополняться. Стоит отметить, что в отличие от традиционного учебника замена информации является не затратной процедурой.
Располагаться такие ресурсы могут на электронных платформах. Мы возьмем в пример Moodle как наиболее часто используемую. Эта система предоставляет широкий набор инструментов для обучения: тест, вики, форум, глоссарий. МооШе предоставляет структурированный учебный текст и поясняющие его мультимедиа-иллюстрации, тренирующие упражнения с оказанием 274
оперативной помощи в виде подсказок, позволяет организовать промежуточный и итоговый контроль [12].
Нижегородский государственный педагогический университет активно использует систему Moodle. На курсе, разработанном преподавателем располагаются необходимые учебные материалы, глоссарии и ссылки на дополнительные материалы. На рисунке 1 показан пример структуры подраздела учебной дисциплины «Педагогические технологии» в электронном виде.
1.2, Понятие педагогической технологии, предмет, объект, результат реализации
Понятие педагогических технологий ф Видеоматериал х лекции
1—1 Задание для практического занятия 1.2. в аудитории
ч^. Задание для самостоятельной работы "Современные определения образовательных технологий"
^ Контрольный тест по теме "Понятие педагогической технологии, предмет, объект, результат реализации"
Рисунок 1 - Структура подраздела учебной дисциплины «Педагогические технологии»
Как мы можем наблюдать, здесь представлен материал, как в печатном виде, так и видеоматериал, а далее идут задания. Пройдя их студент может получить моментальный результат, который будет замечен и преподавателем. Так преподаватель вовремя сможет скорректировать образовательную траекторию студента и помочь ему восполнить пробелы.
Функциональные свойства интерактивных технологий предоставляют образовательному процессу реализацию следующих возможностей:
- неограниченный сбор, хранение, передача, преобразование, анализ и применение разнообразной информации;
- повышенная доступность образования;
- развитие личностно-ориентированного обучения;
- совершенствование организационного обеспечения образовательного процесса (виртуальные лаборатории, школы и университеты) [13];
- повышение активности обучающихся;
- независимость образовательного процесса от места и времени (студент может выбрать любое удобное для него время и место для изучения дисциплины, доступность информации зависит только от подключения к сети Интернет и наличия ноутбука, ПК, планшета или смартфона, любого технического средства способного обеспечить необходимый доступ);
- значительное совершенствование и расширение программного и методического обеспечения образовательного процесса [14];
- обеспечение индивидуальной траектории обучения (возможность выбора студентом необходимых ему курсов и материалов);
- развитие творческого потенциала студентов;
- развитие самостоятельности студентов посредством использования ими поисковой деятельности;
- повышение мотивации обучающихся [15].
Мультимедийность образования дает положительные результаты благодаря особому восприятию и запоминанию студентами материала с включением интуитивных реакций. К примеру, изображения могут иметь определенные цветовые акценты или лекция может содержать какие-либо звуки, которые впоследствии будут настраивать студента на определенный вид работы [16].
Материал интерактивных мультимедийных учебников может подаваться с учетом особенностей человеческого воспроизведения и памяти. Облегчить запоминание может весь комплекс средств, предоставляемый
компьютером [17]._
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Кутепов Максим Михайлович, Шагалова Ольга Глебовна, Леонтьева Галина Аликовна ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОГРАММНЫХ ...
Особенностями такого учебника являются:
- наличие звукового сопровождения. Речь диктора, звуки, которые сопровождают анимацию на экране;
- качество представленных фотографий и картинок;
- единый дизайн оформления;
- динамика развертывания кадра. Статические кадры запоминаются хуже, чем кадры развивающиеся вместе с объяснениями диктора [18];
- наличие кнопки «пауза» и «далее» для того, чтобы обучающийся смог остановить материал на нужном месте и сделать необходимые записи и продолжить изучать материал;
- наличие возможности повторного воспроизведения кадра и его перемотки;
- наличие контрольного блока. Может располагаться после каждой темы или же распределяться по всей теме;
- глоссарий. Обеспечение студентам доступа к этому ресурсу без отрыва от обучения [19].
Использование учебных презентаций и видеоматериалов приводят к созданию новых образовательных методик. Но, несмотря на разнообразие современных технических средств и технологий, следует сказать, что качество обучения зависит прежде всего от совершенства учебного материала, формы его представления и организации учебного процесса. Поэтому, на наш взгляд, при составлении презентаций необходимо обратить внимание на ряд принципов:
- слайды должны быть оснащены специальными аудиовизуальными средствами управления восприятием материала;
- динамика появления текста не должна быть слишком быстрой и слишком медленной чтобы сохранить внимание студента;
- слайд-фильм представляет студенту свою логику изучения материала;
- в тексте могут быть предложены ссылки на дополнительный материал [20].
Традиционная схема обучения имела бы множество проблем в современном образовании поскольку поток новой информации все возрастает. Внедрение мультимедиа оптимизирует процесс работы преподавателя, дает возможность создать широкий справочный и иллюстративный материал, предоставляемый в различном виде: тексты, графика, анимация, звуковые и видео-элементы [21].
Можно с уверенностью утверждать, что использование в образовательном процессе интерактивных технологий и программных средств приводит к увеличению продуктивности образовательного процесса. Электронные учебные пособия и учебники информируют студентов гораздо подробнее и качественнее, чем традиционные, поскольку вмещают в себя больше наглядного материала. К тому же могут постоянно дополняться и обновляться, что не приводит к излишним затратам. И студенты при этом имеют значительную осведомленность в самых актуальных темах. Приведенный нами пример говорит о комплексности воздействия электронных учебных пособий. К преимуществам компьютерных технологий следует отнести также и возможность построения индивидуальной траектории обучения (индивидуализация обучения на сегодняшний день является одним из главных приоритетов в обучении).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.
2. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении// Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.
3. Инженерно-педагогическое образование:
Методология, теория, практика: Монография. Под ред. С.М.Марковой.-Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. - 225 с.
4. Кутепов М.М., Ямбаева Н.В., Елыгина К.А. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. № 2 (15). С. 83-86.
5. Балашова Е.С., Богачева А.В., Воронкова А.А., Мальцева С.М. К вопросу о формировании предметных результатов образовательной деятельности студентов гуманитарных специальностей в контексте кросскуль-турной коммуникации //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 12-15.
6. Алешугина Е.А. Способы отбора лексического содержания профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов в неязыковом вузе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2009. 189с.
7. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога//Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 2.
8. Юрина М.В., Градалева Е.А. Методические основы создания мультимедийных учебных пособий // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 4 (13). С. 67-72.
9. Смирнова Е.В. Применение электронных средств учебного назначения для формирования и развития навыков чтения иноязычного профессионально-ориентированного текста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 220-223.
10. Угодчикова Н.Ф., Крюкова Г.К., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Деятельность кафедры иностранных языков как реакция на изменения социально-экономических условий в обществе. Приволжский научный журнал. 2014. № 1 (29). С. 239-243.
11. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Комплект дидактических тестов по курсу «Проектно-сметное дело». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 6 (61). С. 87.
12. Smimova Z., Vaganova O., Shevchenko S., Khizhnaya A., Ogorodova M., Gladkova M. Estimation of educational results of the bachelor's programme students// IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3469-3475.
13. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.
14. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 201-207.
15. Петров, А. Ю. Управленческо-педагогическая деятельность руководителя профессиональной образовательной организации по повышению качества образования: монография/А. Ю. Петров, Ю. Н. Петров, М. Н. Булаева. -Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. - 267 с.
16. Колдина М.И., Лапшова А.В. Коммуникативная компетентность педагога в условиях модернизации об-разования//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 59-65.
17. Маркова С.М., Наркозиев А.К., Дидактические основы исследования содержания профессионального образования//Вестник Мининского университета. -2017. - № 3 (20). - С. 7.
18. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода //
Kutepov Maxim Mikhailovich, Shagalova Olga Glebovna, Leontyeva Galina Alikovna POSSIBILITIES OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES, SOFTWARE ...
pedagogical sciences
Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.
19. Немова О.А., Кутепов М.М, Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В Социокультурные механизмы трансляции ценностей: на примере приобщения молодежи г.Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни//Теория и практика физической культуры. 2016. № 11. С. 48-51.
20. Петров А.Ю. Инновационный менеджмент в открытой образовательной системе/А.Ю. Петров, М.Н. Булаева, А.А Сиротова//Человек и образование. - 2016. - № 4. - С. 134-138.
21. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42
Статья поступила в редакцию 30.04.2018 Статья принята к публикации 26.06.2018
276
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)