педагогические науки
Абрамова Наталья Сергеевна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ...
УДК 378.147
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0001
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
© 2019
Абрамова Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru)
Аннотация. Высшее образование в России на сегодняшний день строится в условиях компетентностного подхода, организующего практическую направленность и требующего формирования в студентах самостоятельности. Поэтому в статье раскрываются актуальные вопросы организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации практико-ориентированного подхода. В первую очередь авторы анализируют определение понятия «практико-ориентированный подход», выделяя главные аспекты его формирования. Практико-ориентированный подход - это подход, при котором обучение строится на формировании у обучающихся профессиональных компетенций в ходе практической деятельности. Авторы рассматривают особенности самостоятельной деятельности студентов и предлагают несколько действенных способов формирования самостоятельной работы, акцентируя внимание на электронных технологиях, которые являются неотъемлемым элементом современного высшего образования. Проанализировав различные точки зрения ученых, авторы выделяют основные сущностные черты практико-ориентированного подхода. В данной статье среди электронных образовательных платформ была выделена Moodle. Ее инструментами обучающиеся могут воспользоваться в любое время. Преподаватели в свою очередь располагают на своих курсах вспомогательные материалы, необходимые для студентов. Авторы считают, что особая роль в формировании самостоятельной работы студентов отводится проектному обучению. Выполняя проект, обучающиеся имеют возможность работать как индивидуально, так и в команде, максимально раскрывая свой потенциал в таких условиях. Преподаватель лишь поддерживает процесс, определяя главные направления его развития. Каждый этап выполнения проекта подробно раскрывается.
Ключевые слова: обучающийся, выпускник, самостоятельность, студент, самостоятельная работа, практико-ориентированный подход, образовательные технологии, проблемное обучение, проектное обучение, электронные образовательные технологии, практическая деятельность, компетентностный подход.
THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF A PRACTICAL ORIENTED APPROACH
© 2019
Abramova Natalia Sergeevna, сandidate of Economic Sciences, associate professor
Tyumen Higher Military Engineering Command School named. Marshal Engineering Troops A.I. Proshlyakova, Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Smirnova Zhanna Venediktovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St. 9, e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru)
Abstract. Higher education in Russia today is built in the context of a competence-based approach, which organizes a practical orientation and requires the formation of independence in students. Therefore, the article reveals topical issues of the organization of independent work of students in the context of the practice-oriented approach. First of all, the authors analyze the definition of the concept "practice-oriented approach", highlighting the main aspects of its formation. Practice-oriented approach is an approach in which training is based on the formation of students' professional competencies in the course of practical activities. The authors consider the peculiarities of independent activity of students and offer several effective ways of forming independent work, focusing on electronic technologies, which are an integral part of modern higher education. After analyzing the different points of view of scientists, the authors identify the main essential features of the practice-oriented approach. In this article, among the electronic educational platforms Moodle was highlighted. Students can use its tools at any time. The teachers, in turn, have on their courses support materials necessary for students. The authors believe that project learning is given a special role in shaping the students' independent work. Carrying out the project, students have the opportunity to work both individually and as a team, maximizing their potential in such conditions. The teacher only supports the process, identifying the main directions of its development. Each phase of the project is disclosed in detail.
Keywords: student, graduate, autonomy, student, independent work, practice-oriented approach, educational technologies, problem-based learning, project-based learning, electronic educational technologies, practical activities, competence approach.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Во всем мире в сфере образования активно развивается практическая направленность обучения. Если за рубежом эта тенденция существует достаточно давно, то в России она появилась относительно недавно. На сегодняшний
день в России, требования Федеральных государственных образовательных стандартов установили компетентностью образовательную парадигму [1]. Благодаря ей высшие образовательные учреждения формируют у обучающихся компетенции, которые будущие выпускники смогут применять в профессиональной сфере и
Abramova Natalia Sergeevna, Vaganova Olga Igorevna, Smirnova Zhanna Venediktovna THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK IN THE CONDITIONS ...
pedagogical sciences
бытовых условиях [2]. От их сформированное™ зависит конкурентоспособность обучающихся [3]. Кроме того, в связи с появившимися изменениями объем аудиторной работы студентов сокращается, увеличивается количество самостоятельной работы [4]. В этих условиях, где главенствует практическая направленность обучения и возрастает объем самостоятельной работы, появляется необходимость в поиске новых, более результативных способов ее организации [5].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. По мнению многих ученых отсутствие опыта практики может стать причиной профессиональной некомпетентности выпускников и их низкой конкурентоспособности [6]. Выявлением сущности и механизмов практического обучения занимались такие ученые как Ю.Н. Галагузова, Ю.В. Ветров, В.А. Болотников, В.П. Борисенков, П.И. Образцов.
Практико-ориентированный подход - это подход, при котором обучение строится на формировании у обучающихся профессиональных компетенций в ходе практической деятельности. Здесь могут применяться проблемные методы, анализ конкретных ситуаций, проектное обучение.
Суть технологии проблемного обучения заключается в том, чтобы поставить перед студентом вопрос так, чтобы при ответе на него не было возможности опереться на существующие шаблоны [7]. При построении учебного процесса, преподаватель постепенно усложняет задачи и вопросы, тем самым выстраивает в мышлении обучающегося особую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему понадобится дополнительная информация, которую необходимо добыть самостоятельно [8].
Так студенты получают новые знания не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности.
От грамотного подбора технологий и методов обучения зависит успешность будущего выпускника. Например, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предлагают следующие методы обучения: проблемного изложения; частично-поисковый; исследовательский [9]. С помощью данных инструментов у студентов активно формируется самостоятельность. Среди исследователей практико-ориентированного обучения также выделяем А.А. Цхай, Ю.К. Бабанского, И.А. Зимнюю, С.А. Лебедева [10].
Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотрение организации самостоятельной работы студентов в условиях практико-ориентированного подхода. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность практико-ориентированного подхода при подготовке современных выпускников высших школ;
- определить роль самостоятельности при подготовке современного выпускника;
- выделить наиболее результативные способы формирования самостоятельной работы обучающихся высших учебных заведений.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализируя различные точки зрения ученых, можно выделить основные сущностные черты практико-ориенти-рованного подхода в высшем образовании:
- ориентация обучения на предметную и функциональную составляющую профессиональной деятельности не исключая формирования готовности студента к научно-исследовательской деятельности [11];
- организация учебных ситуаций, приближенных к реальным профессиональным условиям с помощью методов проблемно-ориентированного и проектного обучения (В рамках проблемного-ориентированного обучения педагог ставит перед студентами проблему, помогая найти пути решения, скрывая возникающие противоре-
чия [12].
Студенты знакомятся с логикой решения вопроса, осваивают приемы научного мышления; Проектное обучение подразумевает самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которая производится на протяжении определенного педагогом периода времени [13]. Работа при этом проходит в несколько этапов (могут варьироваться): выбор обучающимися темы, деление студентов на рабочие группы, подготовка материалов, разработка самого проекта, оформление результатов, презентация, рефлексия);
- формирование профессионального опыта обучающихся в ходе практических занятий и различных видов практик [14];
- включение в обучение различных технологий прак-тико-ориентированного обучения для формирования профессиональных, личностно-значимых и социально-значимых компетенций, которые в будущем обеспечат качественное выполнение выпускниками своих профессиональных функций [15];
- создание условий, в которых сложность поставленных задач увеличивается со временем, постепенно, переводя обучающихся от типовых профессиональных действий к продуктивной творческой работе [16].
Выше мы уже указывали способы, с помощью которых организация самостоятельной работы студентов проходит более интенсивно, однако, на наш взгляд, одним из самых действенных вариантов является проектное обучение [17].
Выполняя проект, обучающиеся имеют возможность работать как индивидуально, так и в команде. Преподаватель лишь поддерживает процесс, определяя главные направления его развития [18]. Для выполнения проекта обучающимся необходимо пройти несколько этапов:
- выбор темы (она должна быть понятной и близкой студенту, а также подчинена конкретным учебным ситуациям и профессиональным интересам будущего выпускника) [19];
- разработка и организация плана выполнения проекта (важны этап, в котором преподаватель помогает студентам сформулировать проблему, установить цель, выбрать источники информации, организовать рабочие группы, определить формы представления результатов) [20];
- непосредственное выполнение проектной деятельности [21]; Здесь осуществляется подбор и анализ информации, структуризация материалов в соответствии с планом, подготовка к презентации. На данном этапе обучающиеся могут воспользоваться инструментами, предоставленными на электронной образовательной платформе МооШе для активного взаимодействия, обсуждения планов [22-27]. На рисунке 1 представлены элементы, которые будут способствовать продуктивной работе [28]. На своем курсе их располагает преподаватель для организации помощи студентам [29].
Рисунок 1 - инструменты, предоставляемые преподавателем для организации помощи студентам для выполнения проекта
14
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Абрамова Наталья Сергеевна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ...
Список может быть разнообразным. Студенты также имеют возможность воспользоваться чатом, личными сообщениями [30].
-презентация проекта (Здесь студенты предоставляют полученные результаты в аудитории, отвечают на вопросы).
Проект помогает сформировать самостоятельность, которая в свою очередь раскрывает творческий потенциал будущих выпускников, что способствует их быстрой адаптации к реальным профессиональным условиям. Практико-ориентированный подход предоставляет свободу в выборе образовательного маршрута, является гибкими в перестройке структур и содержания профессионального образования в быстро изменяющейся конъюнктуре рынка труда.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В работе мы рассмотрели организацию самостоятельной работы студентов в условиях практико-ориентированного подхода. Мы установили, что практико-ориентированный подход гарантирует студентам максимальную подготовку к будущей профессиональной деятельности за счет используемых в процессе его реализации методов и технологий. Самостоятельная работа студента при этом формирует его способность в будущем творчески подходить к решению различных вопросов. Такой выпускник будет востребованным конкурентоспособным на рынке труда, поскольку его деятельность не ограничивается определенными рамками, он способен находить решения самых нестандартных задач.
В этом процессе обучающиеся свободно раскрывают свой потенциал и формируют компетенции, которые помогут им в осуществлении профессиональной деятельности на высоком уровне и обеспечат конкурентоспособность на рынке труда. Организация самостоятельной работы - одна из главнейших задач, возникающих в процессе реализации практико-ориентированного подхода. И высшие учебные заведения решают этот вопрос также и с помощью инновационных методов, используя электронные образовательные ресурсы. В нашем случае мы рассмотрели электронную образовательную платформу Moodle как сильный инструмент, помогающий в организации самостоятельной работы студентов. Данная платформа располагает всеми необходимыми элементами для достижения данной цели. Привыкшие к электронным технологиям студенты легко ориентируются в представленных материалах и коммуницируют со своими сокурсниками. За счет этого они развивают не только самостоятельность, необходимые компетенции, но и важную на сегодняшний день креативность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2
2. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
3. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3.С.3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-3
4. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
5. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
6. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.
7. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
8. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P.,
Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.
9. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
10. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)
11. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24
12. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
13. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Возможности электронной среды moodle в привлечении абитуриентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 13-15.
14. Kobernyk O.M., Stetsenko N.M., Boichenko V.V., Pryshchepa S.M. Improving professional and pedagogical training of future teachers by moodle platforms (on the example of the course «pedagogy») // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 53-58.
15. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Методы и средства формирования общекультурных компетенций обучающихся вуза// Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 175-177.
16. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни//Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.
17. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42
18. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.
19. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 201-207.
20. Угодчикова, Н. Ф. Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста/Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина//Приволжский научный жур-нал/Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Н. Новгород, 2007. -№ 2. -С. 149-154.
21. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу//Инновации и инвестиции. 2015. № 8.
22. Гладкова М.Н., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В., Юсупова Д.М. Технология кейс-обучения в подготовке бакалавров// Международный журнал экспериментального образования. 2017. №
6. С. 21-25.
23. Картузова Т.В., Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В. Использование некоторых элементов системы moodle в работе со студентами заочного отделения при изучении математических дисциплин // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 34-36.
24. Шурыгин В.Ю. Организация тестового контроля знаний студентов средствами LMSMOODLE//Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 172-174.
25. Сабирова Ф.М., Шурыгин В.Ю. Историко-биографический подход при изучении физики будущими учителями физики с использованием LMS MOODLE // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т.
7. № 1 (22). С. 287-290.
26. Кутепов М.М., Шагалова О.Г., Леонтьева Г.А. Возможности интерактивных технологий, программных средств и технических ресурсов в представлении учебно-методического материала // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 273-276.
27. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42.
28. Кутепов М.М., Бегоутов Л.С. Информационные технологии в спортивном судействе/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 30-33.
29. Иляшенко, Л.К. Познавательный интерес как побудительная сила активации учебной деятельности студентов/Л.К. Иляшенко, Л.М. Мешкова//Наука и бизнес: пути развития. -2013. № 10(28). -С. 18-21
30. Иляшенко, Л.К. Формирование профессиональной компетентности у будущих инженеров в ходе решения инженерных задач математическими методами/Л.К. Иляшенко, Л.М. Мешкова//Глобальный научный потенциал. -2013. -№ 10(31). -С. 21-24.
Статья поступила в редакцию 11.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019