педагогические науки
Абрамова Наталья Сергеевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепова Любовь Ивановна РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ...
УДК 378.147
РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© 2018
Абрамова Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и общенаучных дисциплин» Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова
Министерства обороны РФ (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Кутепова Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, е-mail: lubovkutepova@mail.ru)
Аннотация. Для обеспечения высокого качества получаемого студентами вузов образования необходима грамотная подготовка учебно-методического обеспечения. Поскольку в системе образования широко распространен компетентностный подход, требующий формирования у студентов профессиональных и общекультурных компетенций, в частности развития коммуникативной и информационной компетенций, важно применение компьютерных технологий. Информационно-коммуникационные технологии в современном обществе играют большую роль. Информационно-коммуникационные технологии способствуют мобильности, упрощают и оптимизируют процесс работы. Под информационно-коммуникационными технологиями, применяемыми в образовании, мы будем понимать совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. Благодаря данным технологиям модернизация образовательного процесса в высшей школе происходит наиболее эффективным образом. И разработка и применение учебно-методического обеспечения, реализующегося с помощью принципов и средств электронного обучения, становится одним из самых эффективных инструментов. В статье было выделено несколько трактовок понятия электронное обучение. Выявлены компоненты современного электронного-учебно-методического обеспечения. Приведены рекомендации к его созданию. С помощью компьютерных средств обучения как функциональных составляющих учебно-методического обеспечения открываются широкие возможности использования общедоступных интернет-технологий в образовательном процессе. В образовательном процессе вуза активно используется электронная платформа Moodle. Она предоставляет все необходимые инструменты для электронного учебно-методического обеспечения. С ее помощью можно создать электронный учебно-методический комплекс. В статье указаны этапы формирования ЭУМК, а также выявлены его положительные стороны, среди которых увеличение интенсивности самостоятельной работы студентов и повышение мотивации к изучению дисциплины. Данные положения в условиях компетентностного подхода приобретают особую актуальность.
Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, профессиональное обучение, информационно-коммуникационные технологии, компетентностный подход, компетенции, компетентность, электронное обучение, электронное образовательное издание, Moodle.
DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL-METHODICAL SUPPORT IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
© 2018
Abramova Natalia Sergeevna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of humanitarian and general scientific disciplines Tyumen Higher Military Engineering Command School. Marshal of the engineering troops A.I. Proshlyakov
of the Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru) Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of "Professional Education and Management of Educational Systems" Kutepova Lyubov Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov street, 1, е-mail: lubovkutepova@mail.ru)
Abstract. To ensure the high quality of education received by students of higher education, competent preparation of educational and methodological support is necessary. Since the competence system is widely used in the education system and requires the formation of professional and general cultural competencies among students, in particular the development of communicative and information competencies, it is important to use computer technologies. Information and communication technologies play an important role in modern society. Information and communication technologies promote mobility, simplify and optimize the work process. Under information and communication technologies used in education, we mean a set of methods, processes and software and hardware integrated with the purpose of collecting, processing, storing, distributing, displaying and using information. Thanks to these technologies, the modernization of the educational process in higher education is most effective. And the development and application of educational and methodological support, implemented through the principles and tools of e-learning, is becoming one of the most effective tools. In the article, several interpretations of the concept of e-learning were singled out. The components of modern electronic educational and methodical support are revealed. The recommendations for its creation are given. With the help of computer training tools as functional components of teaching and methodological support, there are wide opportunities for using public Internet technologies in the educational process. The electronic platform Moodle is actively used in the educational process of the university. It provides all the necessary tools for electronic training and methodological support. With its help, you can create an electronic educational and methodical complex. The article points out the stages in the formation of the EUMK, as well as its positive aspects, including an increase in the intensity of independent work of students and an increase in motivation to study the discipline. These provisions in the context of the competence approach are of particular relevance.
Keywords: educational and methodical support, vocational training, information and communication technologies, competence approach, competences, competence, e-learning, electronic educational publication, Moodle.
В современном обществе к системе высшего образо- вания предъявляются новые требования к качеству под-
Abramova Natalia Sergeevna, Vaganova Olga Igorevna, Kutepova Lyubov Ivanovna pedagogical
DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL-METHODICAL SUPPORT ... sciences
готовленное™ выпускников. Изменяются цели, задачи и технологии, используемые в образовательном процессе. Потенциальные работодатели нуждаются в специалистах широкого профиля, поэтому востребованность узкопрофессиональной подготовки падает, актуальность приобретает модель интегрального типа, в которой сочетаются цели, результаты, содержание обучения в комплексном виде и учитывают изменения в профессиональной деятельности, формируя у студентов широкую социально-профессиональную компетентность [1-5].
Поэтому формирование информационной компетенции как интегративного качества личности системного образования знаний приобретает особую актуальность [6-8]. Данная компетенция позволит студенту легко ориентироваться в сфере информационно-коммуникационных технологий и использовать приобретенный опыт в постоянно изменяющихся условиях [9]. Актуальность изучаемой темы обуславливает необходимость постоянного мониторинга изменяющихся образовательных условий.
Как показывает практика, в образовательных учреждениях России накоплен достаточный опыт по созданию электронных средств учебного назначения, по внедрению информационных технологий в учебный процесс, но эта деятельность по большей части носит разрозненный характер и требует комплексного подхода к сбору, классификации и представлении в единой информационной образовательной среде учебно-методических и дидактических материалов [10, 11].
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3, независимо от формы получения образования, при реализации основных образовательных программ, должно применяться электронное обучение и создаваться условия для оптимального функционирования информационно-образовательной среды, которая обеспечит освоение студентами ООП в полном объеме [12-14].
Под информационно-коммуникационными технологиями понимают программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, современные средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению и передаче информации, а также возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей [15].
Что касается электронного обучения (е-1еатт^), то различные источники производят его трактовку по-разному:
- обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий [16];
- организация образовательного процесса, управление им и передача знаний с использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий [17].
Для организации электронного обучения в высшей школе требуется интеграция программно-технических средств и психолого-педагогических средств и условий, которые гарантируют эффективность сопровождения и функционирования образовательного процесса, поэтому и возникают новые требования к учебно-методическому обеспечению [18]. Состав и структуру нового поколения учебного материала, по мнению И.В. Роберт определяет изменение формы предоставления учебного материала, где ключевая роль отводится электронным образовательным изданиям и средствам [19]. К тому же, в рамках компетентностного подхода учебно-методическое обеспечение должно позволять реализовывать концептуальные подходы федеральных государственных образовательных стандартов [20]. Электронный учебник может полностью или частично заменить основной.
Электронное учебно-методическое обеспечение дисциплины состоит из следующих компонентов:
- рабочая программа;
- методические указания преподавателя к изучению 182
дисциплины;
- учебные пособия;
- практикумы [21];
- глоссарии;
- Интернет-ресурсы;
- методические указания преподавателям по проведению занятия в системе Moodle [22].
Как видно к основным компонентам присоединяются элементы, связанные с компьютерными технологиями. Отсюда следует цель статьи: выявить особенности разработки учебно-методического обеспечения на основе использования информационно-коммуникационных технологий [23].
Реализация профессиональных образовательных программ в вузе с применением современных учебно-методических материалов должна проходить в условиях эффективного функционирования информационно-образовательной среды, которая включает электронные ресурсы учебного назначения, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, компьютерных средств обучения [24].
Компьютерные средства обучения (КСО) представляют собой программный комплекс, предназначенный для решения круга педагогических задач, имеющий предметное содержание и ориентированный на взаимодействие со студентами [25].
Для обеспечения эффективности внедрения КСО необходимо учитывать следующее:
- предоставлять условия для изучения студентами материала самостоятельно, которые позволят им выбирать время и место для изучения дисциплины;
- предоставлять средства для вариативного и адаптивного обучения, способные учитывать индивидуальные особенности обучающегося (текущего уровня подготовки, темпа изучения, скорости восприятия учебного материала, особенностей мыслительной деятельности, способности к запоминанию студентом предоставляемой информации);
- создавать автоматизированный контроль и повышать объективность оценивания результатов обучения;
- предоставлять исчерпывающие методические рекомендации и указания, помогающие как в работе с электронным ресурсом, так и с содержанием учебного материала [26, 27].
С помощью компьютерных средств обучения как функциональных составляющих учебно-методического обеспечения открываются широкие возможности использования общедоступных интернет-технологий в образовательном процессе.
В образовательном процессе вуза активно используется электронная платформа Moodle. Она предоставляет все необходимые инструменты для электронного учебно-методического обеспечения. С ее помощью можно создать электронный учебно-методический комплекс.
К положительным сторонам ЭУМК относят:
- разнообразные формы представления информации (возможность применения аудио- и видеоинформации, графических схем и чертежей);
- задания могут распределяться по уровню сложности, учитываются особенности каждого обучающегося;
- увеличение интенсивности самостоятельной работы студентов (усиливается роль самообучения, самоконтроля);
- повышается мотивация, интерес, а вместе с тем и познавательная активность с помощью разнообразных форм работы;
- обеспечение своевременной и объективной оценки результатов деятельности студентов [28].
Этапы разработки ЭУМК:
- постановка цели (целевой компонент);
- психологическое обоснование разработки (психологический портрет обучающегося, пояснительная записка, тематическое планирование, методические рекомендации проведения занятий, методические рекомен-
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Абрамова Наталья Сергеевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепова Любовь Ивановна РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ...
дации к самостоятельной работе);
- основное содержание материала по теме (планы-конспекты, дополнительный материал, опорные конспекты, практические задания, глоссарии);
- средства итогового контроля знаний и оценки результатов изучения темы;
- создание электронной оболочки для ЭУМК;
- апробация [29].
Таким образом, проектирование, разработка и реализация учебно-методического обеспечения в рамках электронного обучения в высшем учебном заведении предоставляет возможность расширения организационно-методического обеспечения учебно-педагогического процесса, хранения, передаче, преобразованию, анализу и применению различной учебной информации, способствует повышению оперативности обеспечения КСО при изменении структуры и содержания обучения, поэтому следствие является увеличение мобильности системы образования [30]. К тому же, уникальные информационные материалы могут быть доступными, представленными в мультимедийной форме [31].
Учитывая тот факт, что студенты - люди привыкшие использовать компьютерные технологии в своей повседневной жизни, мы можем с уверенностью говорить о необходимости всестороннего внедрения информационно-коммуникационных технологии в систему высшего образования, в том числе и для разработки учебно-методического обеспечения. Находясь в постоянной доступности, электронные учебные пособия способствуют самосовершенствованию обучающегося как будущего специалиста, развивают его самостоятельность, что крайне необходимо в условиях компетентностного подхода. Происходит индивидуализация процесса обучения, то есть студент может осваивать материал в удобное для него время в удобном месте и просматривать его столько раз, сколько это необходимо.
При всей самостоятельности и индивидуализации процесса обучения он остается контролируемым и управляемым, поэтому преподаватель может своевременно устранять пробелы в обучении студента. Информационно-коммуникационные технологии способствуют более глубокому изучению материала, позволяют повысить эффективность обучения студентов, а значит повысить качество образования в высшей школе в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гудалина Т.А. Содержательная характеристика социально-профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 46-49.
2. Курилова О.Л., Смагин А.А., Липатова С.В., Курилов Ф.М. Мониторинг компетентности выпускников вуза // Вестник НГИЭИ. 2016. № 6 (61). С. 66-79.
3. Левина А.П. Формирование рынка труда выпускников вузов в условиях моноструктурной экономики: социологический аспект // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 46-49.
4. Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г. Комплексная оценка готовности выпускников магистратуры к профессиональной деятельности // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 171-176.
5. Иванова Т.Н. К вопросу о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 60-63.
6. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Комплект дидактических тестов по курсу «Проектно-сметное дело». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 6 (61). С. 87.
7. Темирджанова М.А. Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психоло-
гия. 2014. № 3. С. 71-73.
8. Добудько Т.В., Пугач В.И., Бурцев Н.П., Пугач О.И., Тюжина И.В., Данилюков П.А. Формирование информационно-технологической компетентности магистров педагогического образования в контексте развития электронного образовательного пространства педагогического вуза // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 182-188.
9. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования.
2017. № 57-1. С. 3-9.
10. Балашова Е.С., Богачева А.В., Воронкова А.А., Мальцева С.М. К вопросу о формировании предметных результатов образовательной деятельности студентов гуманитарных специальностей в контексте кросскуль-турной коммуникации //Карельский научный журнал.
2018. Т. 7. № 1 (22). С. 12-15.
11. Смирнова Е.В. Применение электронных средств учебного назначения для формирования и развития навыков чтения иноязычного профессионально-ориентированного текста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 220-223.
12. Vaganova O.I., Aleshugina E.A., Trutanova A.V. Electronic system of management of moodle training in organization of educational process of students-certificates // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 25-27.
13. Кочеткова И.С., Терская Л.А. Опыт использования системы электронного обучения (moodle) в общенаучных и специальных дисциплинах // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 93-97.
14. Рудая М.А., Шафранова О.Е. Особенности методического обеспечения электронного обучения слушателей по программам дополнительного профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 175-178.
15. Алешугина Е.А. Способы отбора лексического содержания профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов в неязыковом вузе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2009. 189 с.
16. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога//Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 2.
17. Колдина М.И., Лапшова А.В. Коммуникативная компетентность педагога в условиях модернизации об-разования//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 59-65.
18. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении// Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.
19. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования // Издание стереотипное / Москва, 2010.
20. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.
21. Smirnova Z., Vaganova O., Shevchenko S., Khizhnaya A., Ogorodova M., Gladkova M. Estimation of educational results of the bachelor's programme students// IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3469-3475.
Abramova Natalia Sergeevna, Vaganova Olga Igorevna, Kutepova Lyubov Ivanovna DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL-METHODICAL SUPPORT ...
pedagogical sciences
22. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов //Проблемы современного педагогического образования. 2017. N° 575. С. 201-207.
23. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Интегративно-модульный подход к разработке содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 172-175.
24. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42
25. Немова О.А., Кутепов М.М, Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В Социокультурные механизмы трансляции ценностей: на примере приобщения молодежи г.Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни//Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 48-51.
26. Петров А.Ю. Инновационный менеджмент в открытой образовательной системе/А.Ю. Петров, М.Н. Булаева, А.А Сиротова//Человек и образование. - 2016. - №4. - С. 134-138.
27. Петров, А. Ю. Управленческо-педагогическая деятельность руководителя профессиональной образовательной организации по повышению качества образования: монография/А. Ю. Петров, Ю. Н. Петров, М. Н. Булаева. Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. - 267 с.
28. Маркова С.М., Наркозиев А.К., Дидактические основы исследования содержания профессионального образования//Вестник Мининского университета. -2017. - № 3 (20). - С. 7.
29. Инженерно-педагогическое образование: Методология, теория, практика: Монография. Под ред. С.М.Марковой.-Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. - 225 с.
30. Угодчикова Н.Ф., Крюкова Г.К., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Деятельность кафедры иностранных языков как реакция на изменения социально-экономических условий в обществе. Приволжский научный журнал. 2014. № 1 (29). С. 239-243.
31. Кутепов М.М., Ямбаева Н.В., Елыгина К.А. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. № 2 (15). С. 83-86.
Статья поступила в редакцию 04.04.2018
Статья принята к публикации 26.06.2018
184
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)