Научная статья на тему 'Проектирование индивидуальных траекторий обучения с использованием онлайн-курсов'

Проектирование индивидуальных траекторий обучения с использованием онлайн-курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
924
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТ / ВЫПУСКНИК / ОНЛАЙН-КУРС / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDIVIDUAL TRAJECTORY OF TRAINING / STUDENT / GRADUATE / ONLINE COURSE / E-LEARNING / DISTANCE LEARNING / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ELECTRONIC EDUCATIONAL PLATFORM / QUALITY OF LEARNING / INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешугина Елена Анатольевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепов Максим Михайлович

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий является одной из важных задач современных учебных заведений. Однако по ряду причин, в том числе и в связи с увеличением доли самостоятельной работы студентов возникает потребность в использовании электронных средств для организации этого процесса. Индивидуальная траектория может быть выстроена лучшим образом с использованием онлайн-курсов. Нами было установлено несколько определений понятия «Индивидуальная образовательная траектория». Проанализировав их, мы основываемся на том, что это деятельность, которую осуществляет студент для реализации собственных образовательных целей по его способностям, возможностям и мотивации при консультации педагога. Реализация этих целей возможна с использованием онлайн-курсов, доступ к которым осуществляется круглосуточно. Они могут использоваться как дополнительный инструмент в организации смешанного обучения, так и самостоятельно (при переводе какой-либо дисциплины в полностью электронный формат). Для подготовки студента к формированию индивидуальной образовательной траектории необходимо прохождение нескольких этапов, после чего обучающемуся будет легче выбирать для себя цели и ставить задачи. В пример приведена деятельность Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Установлено, что студент может записаться на любой интересный ему курс и восполнить пробелы в знаниях. Данные курсы располагаются на специальных электронных образовательных платформах. Некоторые из них приведены в статье. Также определен перечень инструментов, который должен содержать в себе каждый курс. Отмечено, что при всем многообразии курсов единой системы их централизации нет. В связи с этим освещено предложение по реализации проекта «Современная образовательная цифровая среда в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алешугина Елена Анатольевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепов Максим Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING OF INDIVIDUAL TRAJECTORIES OF TRAINING WITH THE USE OF ONLINE COURSES

Designing individual educational trajectories is one of the important tasks of modern educational institutions. However, in connection with the increase in the proportion of independent work of students, there is a need to use electronic means to organize this process. Individual trajectory can be built in the best way using online courses. We have established several definitions of the concept of "Individual educational trajectory". Analyzing them, we are based on the fact that this is the activity that the student performs for the realization of his own educational goals in terms of his abilities, abilities and motivation in consultation with the teacher. Realization of these goals is possible with the use of online courses, access to which is carried out around the clock. They can be used as an additional tool in the organization of mixed instruction, and independently (when translating any discipline into a fully electronic format). To prepare a student for the formation of an individual educational trajectory, it is necessary to go through several stages, after which it will be easier for the student to choose goals for himself and set tasks. As an example, the activity of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin is cited. It is established that the student can enroll in any course interesting to him and fill the gaps in knowledge. These courses are located on special electronic educational platforms. Some of them are given in the article. A list of tools is also defined, which should include each course. It is noted that for all the variety of courses, there is no single centralization system. In this regard, the proposal for the project "Modern Educational Digital Environment in the Russian Federation" was highlighted.

Текст научной работы на тему «Проектирование индивидуальных траекторий обучения с использованием онлайн-курсов»

педагогические науки

Алешугина Елена Анатольевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепов Максим Михайлович ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ ...

УДК 378.147

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0047

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙН-КУРСОВ

© 2019

Алешугина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.65, e-mail: elenaaleshugina@mail.ru) Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Кутепов Максим Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: kmm-asb@mail.ru)

Аннотация. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий является одной из важных задач современных учебных заведений. Однако по ряду причин, в том числе и в связи с увеличением доли самостоятельной работы студентов возникает потребность в использовании электронных средств для организации этого процесса. Индивидуальная траектория может быть выстроена лучшим образом с использованием онлайн-курсов. Нами было установлено несколько определений понятия «Индивидуальная образовательная траектория». Проанализировав их, мы основываемся на том, что это деятельность, которую осуществляет студент для реализации собственных образовательных целей по его способностям, возможностям и мотивации при консультации педагога. Реализация этих целей возможна с использованием онлайн-курсов, доступ к которым осуществляется круглосуточно. Они могут использоваться как дополнительный инструмент в организации смешанного обучения, так и самостоятельно (при переводе какой-либо дисциплины в полностью электронный формат). Для подготовки студента к формированию индивидуальной образовательной траектории необходимо прохождение нескольких этапов, после чего обучающемуся будет легче выбирать для себя цели и ставить задачи. В пример приведена деятельность Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Установлено, что студент может записаться на любой интересный ему курс и восполнить пробелы в знаниях. Данные курсы располагаются на специальных электронных образовательных платформах. Некоторые из них приведены в статье. Также определен перечень инструментов, который должен содержать в себе каждый курс. Отмечено, что при всем многообразии курсов единой системы их централизации нет. В связи с этим освещено предложение по реализации проекта «Современная образовательная цифровая среда в Российской Федерации».

Ключевые слова: индивидуальная траектория обучения, студент, выпускник, онлайн-курс, электронное обучение, дистанционное обучение, высшее учебное заведение, электронная образовательная платформа, качество обучения, самостоятельность.

DESIGNING OF INDIVIDUAL TRAJECTORIES OF TRAINING WITH THE USE OF ONLINE COURSES

© 2019

Aleshugina Elena Anatolievna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of foreign languages N. Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ilyinskaya Street, 65, e-mail: elenaaleshugina@mail.ru) Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kutepov Maxim Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of physical education and sports Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St., 9, e-mail: kmm-asb@mail.ru)

Abstract. Designing individual educational trajectories is one of the important tasks of modern educational institutions. However, in connection with the increase in the proportion of independent work of students, there is a need to use electronic means to organize this process. Individual trajectory can be built in the best way using online courses. We have established several definitions of the concept of "Individual educational trajectory". Analyzing them, we are based on the fact that this is the activity that the student performs for the realization of his own educational goals in terms of his abilities, abilities and motivation in consultation with the teacher. Realization of these goals is possible with the use of online courses, access to which is carried out around the clock. They can be used as an additional tool in the organization of mixed instruction, and independently (when translating any discipline into a fully electronic format). To prepare a student for the formation of an individual educational trajectory, it is necessary to go through several stages, after which it will be easier for the student to choose goals for himself and set tasks. As an example, the activity of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin is cited. It is established that the student can enroll in any course interesting to him and fill the gaps in knowledge. These courses are located on special electronic educational platforms. Some of them are given in the article. A list of tools is also defined, which should include each course. It is noted that for all the variety of courses, there is no single centralization system. In this regard, the proposal for the project "Modern Educational Digital Environment in the Russian Federation" was highlighted.

Keywords: individual trajectory of training, student, graduate, online course, e-learning, distance learning, higher education institution, electronic educational platform, quality of learning, independence.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. За последние годы система высшего образования подверглась трансформации, поскольку изменились потребности общества, работодателей и самих обучающихся. Современная образовательная парадигма ставит новые

ориентиры, достижение которых повышает качество обучения, предоставляет более широкие возможности для будущих выпускников. Формирование индивидуальной образовательной траектории является одним из таких ориентиров, благодаря которым студент лучше усваивает материал и формирует необходимые компетенции

Aleshugina Elena Anatolievna, Vaganova Olga Igorevna, Kutepov Maxim Mikhailovich pedagogical

DESIGNING OF INDIVIDUAL TRAJECTORIES OF TRAINING ... sciences

на должном уровне. Для того, чтобы сделать этот процесс более динамичным, а студентов более мобильными, соблюдая при этом требования Федерального государственного образовательного стандарта, необходимо выстраивать индивидуальную образовательную траекторию с применением электронных курсов. К тому же с появлением тенденции к увеличению доли самостоятельной работы, онлайн-курсы являются важным элементом в современном обучении. Они могут использоваться как дополнительный инструмент в организации смешанного обучения, так и самостоятельно (при переводе какой-либо дисциплины в полностью электронный формат).

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Под индивидуальной образовательной траекторией некоторые ученые понимают обеспечение для каждого обучающегося прав и возможностей на формирование собственных образовательных целей и задач [1]. Индивидуальную образовательную траекторию трактуют также как персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании, значение и цель которого осмыслены самостоятельно или в совместной с преподавателем деятельности [2]. То есть это деятельность, которую осуществляет студент для реализации собственных образовательных целей по его способностям, возможностям и мотивации при консультации педагога.

Выбор, выстраивание и реализация индивидуальной образовательной траектории позволяют обучающемуся развивать те качества, которые востребованы в современном обществе. Данный процесс помогают осуществить на сегодняшний день онлайн-курсы [3]. Для их реализации существует достаточно много электронных образовательных платформ [4]. Университет выбирает одну из таких платформ, и преподаватели разрабатывают для каждой своей дисциплины специальный курс, на котором располагается вся необходимая информация для студентов, учебные материалы, задания в различных формах [5]. Такие курсы разрабатываются для внутриу-ниверситетского использования и слушатель, не являющийся обучающимся данной организации, не может получить к ним доступ. Как правило, они дополняют учебный процесс. Но существуют также массовые открытые онлайн-курсы - курсы, рассчитанные на неограниченное количество участников с открытым доступом материалов для всех желающих [6]. В России их распространение началось в 2013 году, однако активное развитие и использование пришлось на 2015 год [7]. На сегодняшний день функционирует множество различных курсов на русском языке, расположенных на отечественных и зарубежных платформах, которые мы рассмотрим ниже.

Однако стоит отметить, что при всем их многообразии единой системы централизации нет. Для решения данной проблемы был инициирован проект «Современная образовательная цифровая среда в Российской Федерации» [8]. Реализация данного проекта позволит обеспечить доступ к онлайн-курсам всем категориям граждан и образовательным организациям. А также же позволит:

- осуществлять поиск онлайн-курсов в особом реестре;

- проводить оценку качества онлайн-курсов [9];

- формировать цифровые портфолио слушателей для признания результатов работодателями [10].

Использование в обучении таких курсов позволит студентам наилучшим образом выстроить свою образовательную траекторию.

Формирование целей статьи (постановка задания). Изучить процесс проектирования индивидуальных образовательных траекторий с использованием онлайн-курсов. Для этого необходимо решить следующие задачи: 186

- установить определение понятия «Индивидуальная образовательная траектория»;

- рассмотреть инструменты онлайн-курсов;

- определить существующие образовательные платформы;

- выявить преимущества онлайн-курсов.

Изложение основного материала исследования с

полным обоснованием полученных научных результатов. Среди существующих открытых образовательных платформ, на которых можно найти необходимые курсы мы выделяем:

- Открытое образование [11];

- Образование на русском (направлена на продвижение русского языка и образования на русском);

- Stepik [12];

- Лекториум;

- OpenProfession [13].

Каждый из онлайн-курсов, для того, чтобы им мог воспользоваться студент должен содержать следующие инструменты:

- короткие видео-лекции;

- интерактивные задания, тесты [14];

- дополнительные материалы;

- поддержка студентов через форум;

- виртуальные лаборатории и симуляторы [15].

Все задания, содержащиеся на курсе студент может выполнять в любом удобном для него месте при наличии сети Интернет, а также вернуться при необходимости к материалам для повторения в любое время [16]. Обучающиеся таким образом формируют свою самостоятельность и учатся нести ответственность за выполняемые задания, поскольку влияние преподавателя может осуществляться только с помощью электронных средств, без непосредственного вмешательства [17].

Тем не менее, для построения индивидуальной траектории помощь педагога-тьютора все же необходима. В Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина для подведения студента к полностью самостоятельной работа на электронном курсе преподаватель оказывает некоторое влияние и при проектировании данного процесса использует принципы модульности (отдельные модули обучающемуся воспринимать проще); вариативности (из вариативной части студенты могут выбрать интересующие их модульные элементы, методы, технологии, формы, средства), за счет данного принципа учебный процесс адаптируется под их индивидуальные возможности и запросы. Студенты обучались принимать решения посредством трех ступеней. На информационной ступени студенты диагностировали ситуацию, то есть определяли собственную готовность к восприятию нового материала. На данной ступени обучающиеся проходили два этапа:

- сопутствующее повторение [18];

- целеполагание в процессе совместно-распределенной деятельности обучающегося и педагога [19].

На каждом из этапов студент выбирает себе задание, которое он способен выполнить и которое соответствует уровню его подготовки. Задания разного уровня содержат индивидуальные проблемы под частные диагностические цели [20]. В каждом задании содержится конкретная информация по изучаемой проблеме. На оперативной ступени студент принимает решение о том, каким образом действовать, чтобы разрешить проблему [21]. Решение состоит в выработке способов управления ситуацией [22]. В рамках данной ступени деятельность студента делится на два этапа:

- исследование и осмысление информации;

- интерпретация информации и поиск дальнейших способов действия [23].

На организационной ступени определяется структура изучаемого способа действия. Данная ступень также содержит два этапа:

- включение нового способа действия в систему зна-

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Алешугина Елена Анатольевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепов Максим Михайлович

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ ...

ний;

- самооценка студентами своей деятельности [24].

Только после прохождения данных ступеней студент может начинать самостоятельно ориентироваться в электронных курсах, подбирая для себя необходимые.

Обратим внимание, преимущества онлайн-курсов в том, что студент, осознавая необходимость дополнительной информации, может записаться на любой курс, отвечающий его потребностям и восполнить пробелы в знаниях. Разнообразие данных курсов позволяет обратиться к любой научной сфере, при этом обучение проходит в комфортной обстановке, что мотивирует студента на дальнейшее пополнение своих знаний [25]. К тому же, такая форма обучения предоставляет возможность взаимодействовать с лучшими преподавателями лучших вузов [26].

Электронное обучение по качеству не уступает очной форме благодаря систематизации актуальной информации, ссылок на дополнительные источники, разнообразие заданий и форм взаимодействия с преподавателем. К примеру, может быть организована групповая форма деятельности, развивающаяся по различным сценариям

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Построение индивидуальной траектории обучения с помощью онлайн-курсов делает образование студента более полным, поскольку за счет самостоятельного выбора курса, научной области студент расширяет свои знания в удобной форме, благодаря чему появляется дополнительная мотивация к изучению той или иной сферы. Обучающийся становится самостоятельным, ответственным за свою деятельность, развивает творческую составляющую. Однако, построение индивидуальной образовательной траектории должно проходить постепенно. В пример мы привели деятельность НГПУ имени Козьмы Минина. Мы рассмотрели несколько ступеней, с помощью которых происходит подготовка студента к самостоятельному самоопределению. Индивидуальная траектория обучения является своеобразной матрицей индивидуального образовательного пространства, где при помощи знаков и символов студент может определить свое местонахождение, установить задачи на ближайшее время и перспективу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лаптева А.В., Ваганова О.И., Малеева М.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 50-53.

2. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007

3. Ваганова О.И., Илятенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2

4. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения //Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

5. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3.С.3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-3

6. АбрамоваН. С., Ваганова О. И., Трутанова А. В. Формирование коммуникативных умений магистрантов при изучении дисциплин профессионального цикла//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 17-20.

7. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environmentMOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.

8. ПетровскийА.М., СмирноваЖ.В., Ваганова О.И. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе практического обучения//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 213-216.

9. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.

10. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and founda-

tions" //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.

11. Ваганова О.И., Шагалова О.Г., Трутанова А.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, №3(20). С. 15-18.

12. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.

13. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)

14. Лошкарева Д.А., АлешугинаЕ.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.

15. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.

16. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24

17. ПрохороваМ.П., Ваганова О.И., Алешугина Е.А., Тростин В.Л. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 21-25.

18. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42

19. Гладков А.В., Прохорова М.П., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию// Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 77-80.

20. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.

21. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами информационной образовательной среды//Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. №1. С. 43-48.

22. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. С. 44-50.

23. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компе-тентностного подхода//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.

24. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 51-54.

25. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения в электронной среде/Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 239-241.

26. Лошкарева ДА., Ваганова О.И., Макеева А.В. Методика проведения занятий с использованием интерактивных технологий обучения //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 53-56.

Статья поступила в редакцию 09.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.