Библиографический список
1. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников / Н.В. Новотворцева. - Ярославль: Гринго, 1995. -240 с.
2. Теоретические и прикладные проблемы педагогического общения / Н.Д. Десяева, Л.В. Ассуирова, Т.А. Лебедева [и др.]. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 1999. - 267 с.
3. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание / С.А. Шапоринский. - М.: Педагогика, 1981. - 208 с.
4. Шмелева Т.В. Речевой жанр // Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник. - М.: Флинта; Наука, 2003. - С. 573-574.
5. Шмелева Т.В. Речевой жанр: Возможности описания / Т. В. Шмелева // Русистика. - Берлин, 1993. - С. 23-33.
6. Энциклопедия для дошколят / сост. Н.Л. Вадченко, Н.В. Хаткина. - Донецк: ПКФ «БАО», 1997. - 416 с.
З.А. Маллаева
возможности интерактивных методов обучения
в правовом образовании
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, игровые методы, правовое образование.
Интерактивные методы - это вовсе не новая мода в практике образования и никак не еще одна педагогическая панацея. Известно, что интерактивные методы в образовании использовались в педагогической практике давно, значительно раньше, чем появилось такое их наименование. Они прошли свой непростой исторический путь развития, всегда актуализируясь в особо сложных социальных условиях, связанных с активизацией духа нации, роли личности в истории. Тенденция использования интерактивных методов в образовании существовала в рамках гуманистической педагогической традиции.
Понятие «интерактивный» имеет своим источником термин «интеракция», который обозначает феномен социальной практики. Интеракция в качестве феномена социальной практики может быть определена как такая «межличностная связь, которая характеризуется совместным интеллектуально-духовно-практическим действием людей, то есть это совокупность актов взаимодействия пришедших в социальное соприкосновение личностей, когда мобилизуются и согласованно «работают» внутренние силы каждого из участников, реализуются их субъектные позиции» [2]. Уяснение сущности и специфики влияния на личность интерактивных методов воспитания и обучения требует рассмотрения интеракции как психологической категории. Прежде всего, интеракция - это категория социальной психологии: наряду с информационной и перцептивной функциями общения выделяется и функция интерактивная.
Высказывание Д.И. Писарева «общее образование есть скрепление и осмысление той естественной связи, которая существует между отдельной личностью и человечеством» [3] говорит о том, что взаимодействие возникает между познанием и познава-
© Маллаева З.А., 2013
емым миром, педагог же оказывается посредником между ними. Особого внимания в связи с вопросом о педагогическом взаимодействии заслуживают опыт и теоретические выводы С.Т. Шацкого. Одну из задач образования он видел в вооружении подрастающего поколения опытом установления разнообразных общественных связей, без которых невозможны развитие и полноценная жизнь [4]. В качестве одного из средств педагогического взаимодействия Шацкий использовал постановку спектаклей. Успех спектакля - во взаимосвязи реализации индивидуальных способностей (особенностей) и деятельности на общую пользу, на достижение общего успеха.
Учитывая, что при обучении интерактивными методами учащиеся взаимодействуют не только с учителем, но и между собой, уточним приведенное выше определение. Интерактивные методы обучения представляют собой систему правил организации взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных игр, гарантирующих педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их основных сфер. К интерактивным методам относят решение и составление различных занимательных заданий, проблемных ситуаций, ребусов, кроссвордов, диспуты, дискуссии, мозговую атаку, викторины, турниры знатоков, ролевые игры и т.п. [1].
Выявление сущности интерактивных методов обучения требует выделения функций данных методов в учебном процессе. Как показывает анализ педагогической литературы и массового педагогического опыта, наиболее часто реализуется функция активизации процесса обучения. Многие исследователи в состав функций интерактивных методов обучения включают формирование предметных знаний, умений и навыков в процессе самостоятельной работы, практическую проверку знаний и умений учащихся, развитие творческих способностей учащихся, личной свободы и раскованности ребят, улучшение психологического климата в группе после конфликта, развитие дружбы и взаимопомощи в коллективе. Таким образом, интерактивным методам обучения присущи обучающие, воспитательные и развивающие (включающие коммуникативные и психотехнические), релаксационные функции, которые могут реализовываться одновременно. Заканчивая описание сущности интерактивных методов обучения, приведем основные правила их применения в учебном процессе, обоснованные в педагогических исследованиях и дополненные нами: содержание учебного материала должно быть переструктурировано для создания учебных игр; выбор игр для конкретного урока осуществляется с учетом уровня развития формируемого качества и обучающими, развивающими и воспитательными целями урока: проектирование игровых моментов актуализирующих и подкрепляющих мотивационные состояния; форма воздействия на учащихся во время игры должна быть ненасильственной (совет, помощь, просьба и т.п.); результаты игровых действий фиксируются учителем; оценивание результатов игры производится с учетом достижения поставленных целей.
Какими возможностями обладают интерактивные методы? Каковы их возможности в обучении праву? Под возможностями интерактивных методов обучения в соответствии с общим определением возможностей педагогического процесса мы понимаем те свойства, потенциально содержащиеся в интерактивных методах обучения, которые при определенных условиях могут способствовать формированию правовых знаний, правовой культуры. Каждый конкретный метод из рассматриваемой нами группы имеет свой спектр возможностей.
Решение занимательных заданий, ребусов кроссвордов по праву требует от учащихся умения использовать полученные знания в нестандартной ситуации, заставляет посмотреть на знакомые явления и объекты с иной точки зрения. Необычная форма задания требует повышения внимания к деталям, способствует развитию воображения. Для самостоятельного составления кроссвордов по заданной теме необходимо проанализировать текст с целью выделения основных понятий. Если не дана готовая сетка, необходимо составить ее из выделенных понятий, затем четко сформулировать вопросы к понятиям, включенным в кроссворд. Таким образом, составление кроссвордов развивает умение анализировать текст, четко формулировать вопросы; составление сетки кроссворда тренирует внимание и пространственное воображение.
Соревновательные игры организуются в форме турниров, викторин, состязаний на скорость и точность решения кроссвордов, заданий и т.п. Главным элементом таких игр является соревновательный дух между командами. Так как одним из условий победы является скорость и точность ответа, а задания обычно формируются в нестандартной форме, участие в таких играх способствует развитию внимания, сообразительности, умения быстро находить ответ в нестандартной ситуации. В процессе соревнования школьники учатся управлять своими эмоциями: например, в соответствии с правилами, нельзя выкрикивать с места, а значит, нетерпеливому ученику придется сдерживать свое нетерпение. Игра - сложное и важное жизненное явление. Как особый вид деятельности она давно привлекает внимание ученых и практиков: философов, этнографов, медиков, психологов и, конечно же, педагогов. Существует много интересных теорий относительно происхождения игры, ее назначения в жизни человека.
Высокий потенциал игровых технологий в правовом образовании обусловлен теми же функциями, которые выполняет в образовательном процессе игра: развлекательной, коммуникативной, диагностической, функциями социализации, коррекции и др. Развлекательная функция игры в правовом образовании позволяет решить проблему, которая связана с высокой степенью сложности и абстрактности юридической терминологии и формулировок. Игра позволяет сделать их доступнее для учащихся: конкретизирует их близкими и понятными для детей примерами из окружающей жизни и насыщает учебно-воспитательный процесс эмоциональными примерами из истории, художественной литературы.
Игровые технологии значительно экономят время обучения. При условии правильного проведения и для достижения результатов игра обладает большей эффективностью по сравнению с традиционным уроком. Во-первых, потому что игра через функцию самореализации стимулирует активность школьников, в том числе и тех, кто демонстрирует стабильно низкий интерес к получению правовых знаний в рамках традиционного урока. Поскольку любая игра строится на принципах соревновательности, конкуренции, то в этих условиях правовая ситуация обязывает мобилизовать энергию, силы, ум ученика.
Игровые технологии позволяют школьникам быстро осваивать дидактику общения и приобретать навыки коллективной деятельности. Благодаря исполнению различных ролей учащиеся получают возможность ознакомиться с позициями противоположной стороны, ее интересами и целями. Конфликтная игровая ситуация позволяет оценить роль правовых норм в системе общественных отношений.
Дискуссии, диспуты обладают возможностью комплексного воздействия на личность учащегося. Они предполагают наличие нескольких точек зрения, которые отстаиваются сторонами в поисках решения. В ходе дискуссии учащиеся получают представле-
ние об объективном конфликте, учатся подбирать аргументы, вычленять проблему, кратко и точно формулировать и излагать свою позицию, правильно воспринимать чужую, преодолевать стереотипы на пути ее решения, следовательно развиваются конфликто-генные свойства интеллектуальной сферы. Обсуждая проблему, оппонентам приходится сдерживать отрицательные эмоции. Отстаивая свою точку зрения, участники дискуссии приобретают уверенность в себе - совершенствуется эмоциональная сфера.
Ролевая игра предусматривает принятие участниками на себя определенных ролей (сотрудников научной организации, фирмы, экспертов по какому-либо вопросу, журналистов и т.п.). Реализация игровой роли требует от участников дополнительных знаний, относящихся к их деятельности в принятой роли. Эти знания приобретаются в процессе самостоятельной работы с дополнительной литературой. Таким образом, при подготовке к игре совершенствуются познавательные умения анализировать, сопоставлять, делать выводы. Так как успех игры зависит от готовности каждого участника, участие в играх формирует чувство ответственности за порученное дело. Работа в группах способствует повышению навыков коллективной работы. Она учит и руководить, и подчиняться; участие каждого в принятии общего решения способствует преодолению психологического барьера, повышению уверенности в себе. Необходимость корректного ведения спора обусловливает повышение участниками уровня контроля своих эмоций, стремление избегать эмоциональных конфликтов.
Обобщая вышесказанное можно сделать следующие выводы: интерактивные методы обучения представляют собой систему правил организации взаимодействия учащихся между собой и учителем в форме учебных игр, гарантирующих педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их основных сфер. Использование игр в учебном процессе носит многофункциональный характер: выделяют обучающие, воспитательные, развивающие (включая коммуникативную и психотехническую), релаксационные функции игры. Под возможностями интерактивных методов обучения в правовом образовании мы понимаем те свойства и стороны, содержащиеся в интерактивных методах обучения, которые при определенных условиях могут способствовать формированию основных понятий о праве и правоотношениях, правовой культуры личности.
Библиографический список
1. Антони М.А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. - 2010. - № 12. - С. 53-63.
2. Ефимова Е.А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 10. -С. 23-24.
3. Писарев Д.И. Полное собрание сочинений и писем: в 12 т. / Д.И. Писарев. - М.: Наука, 2002,2003.
4. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / С.Т. Шацкий. - М., 1980.