Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал психотехнических игр в образовательном процессе младших школьников'

Воспитательный потенциал психотехнических игр в образовательном процессе младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
630
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Небиев Магомедшафи Небиевич

В статье рассматриваются возможности использования психотехнических игр в образовательном процессе младших школьников. Психотехническая игра выступает одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал психотехнических игр в образовательном процессе младших школьников»

УДК 373.2

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПСИХОТЕХНИЧЕСКИХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2013

Небиев М.Н.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются возможности использования психотехнических игр в образовательном процессе младших школьников. Психотехническая игра выступает одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и

психофизиологических функций, успешности обучения в целом.

The author of the article discusses the possibilities of using the psycho-technical games in the primary schoolchildren’s educational process. The psycho-technical game is one of the instruments to stimulate the pupils’ cognitive abilities, developing their sustainable interest and need for the intellectual activity, improving the school-significant mental and psycho-physiological functions, the success of training in General.

Ключевые слова: познавательная активность, познавательный интерес,

психотехнические приемы, игровые методы, дифференцированный подход.

Keywords: cognitive activity, cognitive interest, psycho-technical techniques, game methods, differentiated approach.

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность».

Проблема познавательной активности школьников в обучении исследовалась многими исследователями прошлого, которые в самых разнообразных трактовках главную ее функцию видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для личности обучаемого стало желанной потребностью, без удовлетворения которой немыслимо благополучие субъекта. Эффективное формирование познавательной активности, по мнению Н. Винокуровой, Г. М. Гаджиева, М. А. Данилова, Е. И. Добринской, Э. В. Соколова, Е. В. Коротаевой, И. Я. Лернера, А. К. Марковой, М. Н. Скаткина и др., предопределяется совокупностью условий включения в учебную деятельность [1,2, 4-7, 9].

Из анализа психолого-педагогичес-кой литературы следует, что формирование познавательной активности младших школьников, будет более эффективной, если использовать воспитательный потенциал психотехнических игр, способствующий проявлению познавательной активности младшими школьниками.

В практике образовательных учреждений распространены различные виды игр -подвижные, ролевые, дидактические и другие. Им уделяется значительное внимание в педагогической и психологической литературе. В настоящее время выделяют два

направления разработки игровых видов деятельности: психотехнические игры и социально-психологический ролевой тренинг. Психотехнические игры представляют собой процедуры группового разучивания упражнений на развитие разнообразных психических функций - внимания, памяти, воображения и других.

Впервые психотехнические игры были разработаны для спортсменов Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым с целью их психологической подготовки к соревнованиям, коррекции эмоционально-отрицательных переживаний, восстановлению психических сил [10].

Специально разработанные психотехнические игровые упражнения и задания были использованы как средство коррекции физического и нравственного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста при нарушениях зрительного анализатора [8].

Проблема использования психотехнических игр как средства физического воспитания детей дошкольного возраста рассматривалась в работе Д. И. Гасановой [3].

В нашем исследовании психотехническая игра рассматривается как средство формирования познавательной активности младших школьников. Анализ анкетных данных, полученных при опросе педагогов, показывает, что ключевым условием эффективности формирования познавательной активности младших школьников выступает интеграция воспитательного потенциала психотехнических игр.

Педагогическая ценность психотехнических игровых методов и приёмов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.

Для педагога школы психотехническая игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.

Психотехническая игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширных технологий;

- как технологии внеклассной работы, включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме психотехнических игр.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностью выбора и элемента соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении. Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при интерактивной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Психотехническая игра содержит как бы два элемента - познавательный и игровой. И очень важно, чтобы ни один из них не был упущен, иначе её эффективность может быть сведена к нулю. Игра должна быть динамичной, поэтому недопустимы пространственные объяснения и общие замечания дисциплинарного порядка. Учитель должен очень хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, чётко представлять их цель, соблюдать определённый темп, предоставляя детям относительно большую самостоятельность [3].

Психотехнические игры могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и обработать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность

осуществлять дифференцируемый подход к обучению детей с разным уровнем знаний.

Практика показала, что психотехническая игра на уроке требует очень тонкой инструментовки со стороны учителя, умения хорошо чувствовать уровень подготовки и развития детей, их отношение к предлагаемой игре и её дидактическую направленность, чтобы игровая задача полностью совпадала с учебной [8].

Итак, в игре создаются такие условия, в которых ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации, приобретая собственный опыт, получает знания. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального положительного отношения к заданию.

Выявляя воспитательный потенциал психотехнических игр, исследуя влияние психотехнических игр на уровень познавательной активности младших школьников, мы провели пролонгированный эксперимент, в котором участвовало 200 учащихся младших классов. Велось систематическое наблюдение в течение четырех лет, которое позволило, используя ряд диагностических процедур, выявить уровни проявления и развития интереса и активности в учебной деятельности.

Констатирующий эксперимент был организован для экспериментального и контрольного классов и включал частные методики Г. И. Щукиной «методика конвертов», О. С. Богдановой «нравственного выбора», а также педагогические диагностики для младших школьников «4+3» Г. Ф. Гаврилычевой и др. По «методике конвертов» нами определялась направленность и предметность активности и его устойчивость у младших школьников, для чего в конвертах были задания из разных предметов и по выбору конверта определялся предмет интереса. В конвертах были задания репродуктивного, поискового и творческого характера, где прослеживалось выполнение (длительность, качество, эмоциональность, волевые проявления, сохранность активности к деятельности и т. д.), характеризующие устойчивость познавательного интереса и активность младших школьников экспериментального и контрольного классов. В ходе формирующего эксперимента выявились такие функции игры, как обучающая, коммуникативная, адаптационная, развлекательная, развивающая, познавательная. Методика формирующего эксперимента включала в себя программу психотехнических упражнений, игровых заданий, игр; дифференцированных игр-упражнений; моделирование игровых ситуаций; программу психокоррекционных игр.

Руководство психотехническими играми заключалось в выборе методики организации самой игры. Нами было определено свободное, программное и коррекционное ведение группы.

Свободное ведение заключалось в том, что группе детей предоставлялась свобода для выбора игры, то есть дети самостоятельно выбирали и предлагали педагогу игру. Программное ведение - наиболее определенный и жесткий стиль проведения занятий. Мы предлагали детям исполнить то или иное упражнение, поясняя его значение. К занятиям, проводимым по определенной программе, можно было заранее подготовиться, запланировав курс, рассчитывая время на каждое упражнение.

Коррекционное ведение психотехнической игры вытекало из наблюдений за поведением детей во время игры, анализа и выводов, сделанных нами.

На основании сформированности интереса и практических знаний, умений и навыков учащихся, в ходе контрольного эксперимента прослеживались динамика формирования познавательной активности младших школьников.

Мониторинг формирования познавательной активности младших школьников в экспериментальном классе указывает на позитивную динамику в распределении младших школьников по уровням: репродуктивный, поисковый, креативный (табл.).

Таблица

Динамика роста познавательной активности младших школьников

Уровни Контрольный класс Экспе риментальный класс

Констат. этап Форм. этап Обобщ. этап Констат. этап Форм. этап Обобщ. этап

кол. % кол. % кол. % кол. % кол. % кол. %

Репродуктивный 40 65,9 38 61,2 37 59,8 55 39,6 51 36,9 36 26

Поисковый 17 27,3 18 29,1 17 27,7 54 38,9 49 35,5 39 28,4

Креативный 5 6,8 7 9,7 8 12,5 29 21,5 38 27,6 63 45,6

Включенное наблюдение позволило выявить особенности умственного развития младших школьников, среди которых: продуктивность мышления (умение обобщать, сравнивать, делать выводы, выделять главное и др.); долговременность памяти и устойчивость внимания; особенности познавательной деятельности (репродуктивная, поисково-исполнительская, творческая); устойчивость интереса к учению; усиленность познавательной активности и т.д.

Технология дифференцированного подхода проверялась и внедрялась в экспериментальном классе, начиная со второго класса, для чего на основе результатов включенного наблюдения нами были выделены три группы младших школьников: отстающие от общего темпа обучаемости, с отсутствием интереса к учению и недостаточными знаниями, умениями и навыками (низкий уровень); имеющие неустойчивый интерес к учению, средний темп обучаемости и преобладающую репродуктивную учебную деятельность (средний уровень); у которых темп значительно превышает средний, есть устойчивый интерес к учению, сформированы знания, умения и навыки (высокий уровень).

Наличие приведенных групп младших школьников привело к необходимости разработки и включения в технологию обучения применительно к каждому ученику программы дифференцированных заданий психотехнического и коррекционного характера. С этих позиций, младший школьник, имеющий высокий уровень познавательной активности, получал игровые задания на поиск нескольких путей решения учебно-познавательной задачи, выбор наиболее оригинального способа решения, развернутое обоснование способа решения задачи и приведение доказательств. Это игры «Разведчик», «Четвертый лишний», «Обобщающее слово» и т. Д-

Для младших школьников со средним уровнем познавательной активности в силу недостаточной сформированности готовности к учебной деятельности предъявлялись задания необходимые для обучения их пониманию структуры учебной деятельности, контролю и самоконтролю. Этому способствовали игры «Замри», «Кулачок», Пишущая машинка» и т. д.

Для младшего школьника с низким уровнем интереса, которому требуется непосредственное руководство со стороны учителя, предъявлялись игровые задания («Повтори за мной», «Знаковая дорожка»), связанные с определением алгоритма решения учебных задач, объяснением развернутых действий, особенно процессов самоконтроля и самопроверки. Постепенно у среднего и у слабого ученика формировалась общая ориентировка на объект усвоения как систему отношений, поэтому они чаще составляли модели, схемы, чертежи, т. е. создавали обобщенный способ решения задач данного типа.

Такая адаптация учебных материалов интегрированных курсов к индивидуальным особенностям младших школьников, использование психотехнических игр, учитывающих психологические особенности личности, позволяли формировать познавательную активность в учебной деятельности. При этом в учебной и внеучебной деятельности в групповых формах работы характер общения предполагал совместные игры, сотрудничество, невербальные коммуникации, внутренние психологические установки, препятствующие или способствующие проявлению активности и т. д.

Динамику роста активности подтверждают также качественные показатели, среди которых: увеличение числа творческих итоговых дел в классе, занятий в кружках, успешное выступление на республиканских, городских, районных олимпиадах и конкурсах, пополнение личной библиотеки и т. д.

Приведенные показатели познавательной активности младших школьников в учебной деятельности подтверждают значимость использования психотехнических игр

в организации педагогического процесса.

Примечания

1. Винокурова Н. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. М. : Эйдос, 1994. 153 с. 2. Гаджиев Г. М. Проектно-преобразовательная деятельность школьников. Махачкала, 2002. 3. Гасанова Д. И. Роль психотехнических игр в

физическом воспитании школьников / Мат-лы межвузовской научно-практической конференции «Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии». Махачкала : ДГПУ, 2007. С. 307-312. 4. Данилов М. А. Умственное воспитание // Педагогика. 1994. № 12. С.

70-86. 5. Добринская Е. И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности Л. : Знание,

1983. 32 с. 6. Коротаева Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся: (Вопр. теории и практики). Екатеринбург, 1995. 83 с. 7. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика, 1981. 8. Маллаев Д. М., Гасанова Д. И. Теория и практика

психотехнических игр в образовании: Учеб.-метод, пособие. М. : Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2013. 149 с. 9. Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М. : Педагогика, 1983. 64 с. 10. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1985. 160 с.

Статья поступила в редакцию 05.03.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.