С.У. Тастемирова,
преподаватель специальных дисциплин,
КГКП «Костанайский строительный колледж»
He2i32i свздер: интерак-muemi оцыту, oïui-oïi ба-цылау, студенттердщ оз-<)ii< Ж) мысы, ужым<)ы вз беттен оцыту, бтмд\ тех-нологиялары, ынт ымсщтасу sdici
Ключевые слова: интерактивное обучение, самоконтроль, самостоятельная работа студентов, коллективное самообучение, образовательные технологии, метод сотрудничества
Keywords: online training, self control, in dependent work of student, collective sel-feducation, educational technologies, method of cooperation
- Весгннк «0pjiey»-kst
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Ацдатпа
Макал ада арнайы пэндердщ сабактарында колданган окыту эдютер1, ^стаздардьщ кэс1би дэрежесш дамыту мэселелер1 ка-растырылады.
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития профессиональной компетентности педагога, применяемые методы обучения на уроках специальных дисциплин.
Annotation
This article describes the development of professional competence of teachers, teaching methods used at the lessons of special subjects.
Основной задачей учебного процесса является формирование общепрофессиональных и специальных компетенций студента. Выйдя в самостоятельную жизнь, сегодняшний выпускник строительного колледжа, имеющий квалификацию «Техник-строитель», должен уметь принимать правильные решения, обладать необходимыми практическими навыками рабочих профессий. Учебный процесс состоит из нескольких этапов, при выполнении которых студенты должны понимать, что каждый шаг дает необходимые знания, которые могут пригодиться в жизни. Для получения необходимых результатов в обучении необходимо приметать активные методы обучения и создать для этого необходимую среду [1].
Учебный процесс на уроке формируется с учетом личностный особенностей студентов. Программа по предмету метается с учетом требований времени, способствующих повышению конкурентоспособности выпускника.
Основная задача нашей педагогической деятельности - подготовка конкурентоспособных, всесторонние развитых, квалифицированных специалистов. Исходя из этих задач основными целями считаю:
• формирование, закрепление, совершенствование знаний, 5 умений и практических навыков обучающихся по освоению вы- ^ бранной профессии;
• развитие познавательных способностей и творческого мыш- £ лента;
• воспитание профессиональной самостоятельности; ^
• активация деятельности учащихся путём постановки про- £ блемных ситуаций на занятиях [2].
Для реализации их на уроках важно приметать личностно-ори- 2 вотированный подход, элементы группового обучения и техноло- jj гии сотрудничества. Интерактивное обучение помогает препода- ^ вателям уверенно управлять учебным процессом. Интерактивные ^ методы обучения хорошо воспринимаются студентами, развивая £ их умственные и практические способности. Развивать творче- 2 ские и практические навыки необходимо через самостоятельное решение практических задач, через выполнение индивидуальных опережающих заданий по программе, создание индивидуальных
ь
проектов-макетов, рисунков, курсовых проектов.
Планирую в дальнейшем совершенствовать работу над методической темой: «Повышение интеллектуального уровня выпускника через разнообразные формы развития личности, профессионального становления и самореализации». Понимая актуальность этой проблемы, определяю содержание педагогической деятельности при разработке учебно-методического комплекса дисциплины. На уроках активно сочетаю контроль с самоконтролем, автоматизированную оценку достижений студентов. Чтобы повысить интерес студентов к обучаемому предмету нужно правильно организовать самостоятельную работу студентов. Для этого приметаю аудиторную и внеаудиторную формы самостоятельной работы студентов.
В обучении студентов использую элементы различных образовательных технологий, способствующих повышению познавательной деятельности студентов. Метод проектов позволяет студентам активно включаться в работу. Его использую на практических занятиях про предмету: «Архитектурные конструкции». Выполняя небольшие графические работы, студенты применяют при этом различные материалы: техническую и нормативную литературу, интернет-сайты, развивают свой кругозор и самостоятельность, становятся уверенными в принятии определенных решений. Учебная, техническая, нормативная литература при этом успешно выполняют свои дидактические функции: учебную, развивающую, воспитательную, побуждающую, контрольно-коррекционную.
При коллективном взаимо обучении можно достичь хороших результатов:
• совершенствуются навыки логического ^ мышления и понимания;
• при взаимном общении развивается па-^ мять;
• каждый студент в группе работает индиви-^ дуально;
• повышается ответственность студентов за —' результаты своего и коллективного труда;
• формируется самооценка личностей, воз* можностей и способностей студентов.
Метод сотрудничества использую при работе с; в малых группах. Главная идея обучения в соЕ трудничестве учиться вместе, а не просто помо-2 гать друг другу, осозновать собственные успехи и успехи товарищей. Основная идея в обучении в малых группах - общие цели и задачи, личная ответственность каждого студента, равные воз-
)рлеу»-к8! =
можности успеха [4].
Технология сотрудничества хорошо зарекомендовала себя при проведении урока - КВН, занятий по предметам: «Геодезия» и «Техническая механика».
Для работы со студентами применяю материалы различной степени трудности, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению студентов с различным уровнем знаний.
Для повышения теоретического уровня преподавания спецдисциплин необходимо усиление познавательной активности обучающихся. Игровая деятельность помогает учиться всему: мышлению, вниманию, укреплению профессиональных знаний. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса по предмету является проведение уроков в игровой форме.
Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование компетентности студентов, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний [3]. На занятиях все студенты имеют равные права и возможности принять самое активное участие, проявить собственную инициативу.
Для создания на уроке ситуации успеха и формирования положительной мотивации применяю различные методы стимулирования студентов. У учащихся такие уроки вызывают положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Проведение таких занятий дает возможность развивать личностные качества, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике. Такие занятия помогают лучше узнать и понять студентов, оценить их индивидуальность, решить проблемы общения, возможность самореализации и осуществлению собственных идей.
Основная задача нашей педагогической деятельности - подготовка конкурентоспособных, всесторонние развитых, квалифицированных специалистов. Исходя из этих задач основными целями считаю:
• формирование, закрепление, совершенствование знаний, умений и практических навыков обучающихся по освоению выбранной профессии;
• развитие познавательных способностей и творческого мышления;
• воспитание профессиональной самостоятельности;
• активация деятельности учащихся путём постановки проблемных;
1(15)72017
Вес гннк «Ор.1еу»-к81
Ж
• создание ситуаций на занятиях [2].
Реализацию требований Государственного образовательного стандарта осуществляю через использование на уроках теоретического обучения элементов новых педагогических технологий. Это информационные, игровые технологии, активные формы обучения. При обучении студентов на первом курсе приметаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивные методы обучения. На втором и третьих курсах обучения наиболее распространёнными являются исследовательский, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Акцентирую внимание в своей педагогической деятельности на деловых играх, которые создают способствует самореализации учащихся. Основой этого является система проблемно-творческих ситуаций на уроке, задач и заданий. В результате чего происходит творческое овладение профессиональными навыками, умениями и развитие способностей студентов.
Задача преподавателя - сделать так, чтобы встреча с незнакомым способствовало возникновению интереса к обучению. Вот здесь на помощь приходят уроки-игры. Разумно и уместно используя подобного рода уроки преподаватель увлекает обучающихся и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Убедилась, что на таких уроках обучающиеся работают более активно. Особенно радует, что те студенты, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то у каждого студента возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока слышу от студентов фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока. Цель моей работы обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результаты игры. Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые приметаются при решении учебной проблемы.
Существуют определённые требования к ор-
ганизации дидактических игр.
1) Игра - это форма деятельности студентов, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2) Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3) Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1) игры-упражнения (кроссворды, ребусы, викторины);
2) игры-путешествия (рассказы, дискуссии, творческие задания;
3) игры-соревнования (участники делятся на команды) [4].
Такой подход открывает перспективы профессионального роста, саморазвития и самосовершенствования выпускников. В ходе своей педагогической деятельности с целью определения эффективности учебного процесса, анализирую результаты обучения. Для этого использую контрольные, самостоятельные работы, разноуровневые тесты, диктанты, кроссворды. В результате общая успеваемость по спецпредметам составляет 100%, качество обучента-76%, средний балл 3,7-4.
Эффективность учебного процесса во многого зависит от умения педагога правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нестандартные формы проведения занятий дают возможность только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мижериков, В.А. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / В. А. Мижериков, под общ. ред. П.И.Пидкасистого, -М., ТЦ Сфера, 2004,-448с.
2. Горчакова-Сибирская, М.П. Инновации в профессиональной образовании [Текст]: Учебное пособие, / М.П. Горчакова - Сибирская. -Санкт-Петербург, 2000.-176 с.
3. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности [Текст] / В.М. Лизинский. - М., Центр « Педагогический поиск», 2002.-160 с.
4. Беспалько, В.К. Педагогические и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.К. Беспалько. - М„ 1995.-412 с.
х <
т
О го
2 из О о;
о
§
X
У, ш н
а. О ш н