Научная статья на тему 'Психотехнические игры в образовательном процессе младших школьников'

Психотехнические игры в образовательном процессе младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2515
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПСИХОТЕХНИКА / ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ / РОЛЕВОЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Небиев Магомедшафи Небиевич

В статье рассматриваются возможности использования психотехнических игр в образовательном процессе младших школьников. Изучение теории вопроса, а также опыта применения психотехнических игр в процессе педагогического эксперимента позволило выявить положительное влияние психотехнических игр на физическое развитие, развитие психических процессов, формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Систематичность использования игр, внедрение их в различные формы работы, разработка методики организации и проведения психотехнических игр с младшими школьниками способствуют оптимизации процесса нравственного воспитания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психотехнические игры в образовательном процессе младших школьников»

24

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2010

УДК 373.2

ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

©гою небиев М.Н.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются возможности использования психотехнических игр в образовательном процессе младших школьников. Изучение теории вопроса, а также опыта применения психотехнических игр в процессе педагогического эксперимента позволило выявить положительное влияние психотехнических игр на физическое развитие, развитие психических процессов, формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Систематичность использования игр, внедрение их в различные формы работы, разработка методики организации и проведения психотехнических игр с младшими школьниками способствуют оптимизации процесса нравственного воспитания младших школьников.

The authors of the article consider the possibilities of using the psycho-technical games in younger schoolchildren’s educational process. The studying he theory of the problem, and the experience of applying the psycho-technical games as well in the course of pedagogical experiment allowed to reveal the positive influence of psycho-technical games upon the children of younger school age’s physical development, the development of psychic processes, the formation of moral qualities. The systematicness of using the games, their introduction into various forms of work, working out the methods of the organization and carrying out the psycho-technical games with younger schoolchildren promote the optimization of the process of younger schoolchildren’s moral education.

Ключевые слова: младшие школьники, образовательный процесс, психотехника, психотехнические игры, ролевой тренинг.

Keywords: younger schoolchildren, educational process, psycho-technique, psycho-technique games, role training.

Педагогическая литература значительное внимание уделяет характеристике отдельных видов игр, подвижных, ролевых, строительных, и их воспитательно-образовательным возможностям. Результаты многочисленных психолого-педагогических изысканий в области строения и специфики игры позволяют определить ее влияние на психическое развитие ребенка. Как показывают исследования, игра является эффективным средством умственного, физического, нравственного, эстетического воспитания школьников [4, 5, 9]. Она дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые способствуют освоению окружающей

действительности. В детских играх по мере развертывания происходит два ряда тесно связанных, но не совпадающих друг с другом изменений в умственном развитии ребенка. С одной стороны, изменения направлены на усвоение в процессе игры знаний и умений, обогащение опыта. С другой стороны, в игре у ребенка происходит формирование на основе внешней игровой деятельности умственного плана действий, развитие способности создавать системы обобщенных типичных образов окружающих предметов и явлений и затем совершать различные их мысленные преобразования, подобные тем, что происходили реально с материальными объектами.

Психолого-педагогические науки

25

• • •

Нравственное развитие детей связано с содержательной, тематической стороной игровой деятельности. Во всех играх отражаются отношения между людьми, их чувства, переживания, отношение к труду. Играя, ребенок активно усваивает содержащиеся в сюжете различные нормы социального поведения и типы взаимоотношений. Игра - это путь к познанию ребенком самого себя, своих способностей возможностей, своих пределов.

Помимо умственного и нравственного развития, через игру возможно осуществление коррекционно-развивающего воздействия на личность школьника с целью компенсации различных нарушений развития.

Выделяемые в настоящее время новые игровые формы - психотехника и ролевой тренинг привлекают все больше внимания педагогов и практических психологов. Социально-психологичес-кий ролевой тренинг представляет собой развитие сюжетной детской игры; он направлен на решение внутренних конфликтов индивида в ситуации отработки навыков выполнения тех или иных социальных функций (выработка и закрепление социокультурных норм). При этом игры становятся средством формирования культуры выходов из кризисов с помощью рефлексии [5].

В ряду описанных средств и методов развития и воспитания ребенка выделяются психотехнические игры, которые в настоящее время разработаны для спортсменов и педагогов.

Автор термина «психотехника» Г. Мюнстерберг считал своей целью объединение существующих специальных областей прикладной психологии и развитие зарождающихся (социальной психотехники, приложения психологии к сферам права, искусства, науки) и этим ставил задачу психологизации культуры. Ученый разделял прикладную психологию на каузальную и телеологическую. Каузальная есть приложение психологии к объяснению в других науках, в культуре, это - психология культуры, а телеологическая - приложение психологии для достижения практических целей. Это и есть «психотехника» [1].

Л. С. Выготский под психотехникой понимал наряду с психологией труда всю прикладную психологию, хотя ис-

следованием конкретных проблем психотехники не занимался. Он высоко ценил ее методологическое значение, заложенные в нее идеи, решаемые ею задачи. Л. С. Выготский активно участвовал в сближении психотехники с экспериментальной психологией, в решении важнейших теоретических проблем, которые вставали перед психотехникой. В работе «Исторический смысл психологического кризиса» он отмечал, что психология через психотехнику, психиатрию, детскую психологию, криминальную психологию впервые столкнулась с высоко организованной практикой - промышленной, воспитательной, политической, военной [3].

Значение психотехники, как и других прикладных дисциплин, по словам Л. С. Выготского, определяется тем, что она впервые в психологии избрала своим объектом практику, в которой сознательно регулируется и организуется психика человека, что в основе этой практики лежит научно неупорядоченный, но огромный психологический опыт [3].

Понятие «психотехника» сейчас употребляется в самых разных смыслах: и как набор приемов психического воздействия на человека, и как совокупность методов саморегуляции, и как новейшая методология психологии, предполагающая новый тип рациональности, и как культура психической деятельности в той или иной философско-религиозной традиции, а иногда, кивая на психотехнику 20-30-х годов, это понятие осмысляют как «психология - технике», то есть психофизиологическое исследование человека как субъекта труда с целью научной организации профотбора, профориентации.

Впервые психотехнические игры для спортсменов были разработаны Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым [10]. Авторами предлагаются игры на развитие внимания, самоконтроля, на развитие рефлексии, эмпатии, бессловесного общения, воображения и саморегуляции. Интерес представляют игры, упражнения, где участники выражают свое настроение, внутренний опыт, переживания и ощущения.

Дальнейшей разработке психотехнических игр для воспитателей, учителей, психологов, социальных работников были посвящены работы

26

Известия ДГПУ, №4, 2010

В. В. Петрусинского и Е. Г. Розановой, Д. М. Маллаева, Д. И. Гасановой и др. [4, 5, 7].

Е. И. Рогов [8] в своих рекомендациях для практических психологов среди упражнений предлагает адаптированные к школьникам модификации приемов, предложенных Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым.

В помощь учителю описаны психотехнические упражнения и коррекционные программы Н. В. Самоукиной. Эти релаксационные психотехнические упражнения способствуют снятию утомления и повышению работоспособности учителей. Психотехнические игры для педагогов направлены на достижение двух основных целей. Во-первых, считает Н. В. Самоукина, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности, то есть имеют психотерапевтические цели. Во-вторых, психотехнические упражнения нацелены на развитие внутренних, психических сил учителя, расширение его профессионального самосознания. Регулярное выполнение учителем психотехнических упражнений помогает ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценить их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психи-ческой энергии [9].

Психотехнические игры могут выступать в различных функциях. В нашем исследовании выделены следующие:

- обучающая - включает в себя обучение детей элементам психотехники, направленным на развитие памяти, внимания, мышления ит.д.;

- коммуникативная - объединение группы играющих, установление эмоциональных контактов, доброжелательных взаимоотношений;

- релаксационная - снятие эмоционального напряжения, остро-невроти-ческих реакций, нейтрализация эмоционально отрицательных переживаний и страхов;

- развлекательная - создание благоприятной атмосферы в группе играющих, превращение психотехнической игры в увлекательное, инте-

ресное, познавательное мероприятие.

Наше исследование посвящено раскрытию потенциала психотехнических игр в образовании детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось в три последовательных этапа. Первый -констатирующий эксперимент - был посвящен изучению уровня физического и психического развития детей 7-10 лет и включал педагогические наблюдения, анкетирование, тестирование, контрольные задания, хронометраж двигательной активности детей. Использовались следующие тесты: Г. Лескова, Н. Ноткина (1989); Д. В. Хухлаева (1984); В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак и В. А. Шишкина (1996), Н. В. Клюева (1996), О. Я. Воробьева (2007), Е. И. Рогов (1996) и др.

На втором этапе - формирующего эксперимента - осуществлялась разработка системы психотехнических упражнений, игровых заданий, игр, методики проведения психотехнических игр с целью оказания воспитательного влияния на детей младшего школьного возраста. Третий этап включал в себя завершение формирующего эксперимента, а также контрольные, сравнительные и оценочные эксперименты, систематизацию материалов исследования.

В настоящей статье приводятся результаты формирующего эксперимента. К участию в формирующем эксперименте привлекалось 72 ребенка 7-10 лет МОУ № 5 г. Махачкалы. Нами была разработана методика использования специальных мероприятий психолого-

педагогического воздействия на физическое и нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

Основным этапом формирующего эксперимента стала организация различных форм работы с детьми с применением психотехнических упражнений, игровых заданий, игр. Методика предусматривала проведение занятий для усвоения игровых упражнений 3-4 раза в неделю. Игровые упражнения и задания в сочетании с приемами психотерапии (релаксация, саморегуляция функционального состояния, кинестетическое восприятие движений) были направлены на развитие умения регулировать двигательные действия, управ-

Психолого-педагогические науки • • •

пять своим эмоциональным состоянием.

Основной формой организации обучения и воспитания в школе является урок. Урок важно построить таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных заданий.

В вводной части урока по физической культуре, например, для организации детей, активизации их внимания, формирования организаторских способностей, закрепления навыков построения в шеренгу, выполнения различных команд, действий во время ходьбы, бега и т.д., использовались такие психотехнические упражнения и игры, как «Шеренга», «Представим себе», «Акробат» и другие. В основную часть урока, в ходе которой осуществлялось формирование двигательных умений, развитие физических качеств, были включены упражнения и игры «Зеркало воображения», «Зеркало», «Стоп», «Стена», «Замедленные движения» и другие. Для снижения физической нагрузки, переключения на другие виды деятельности применялись психотехнические игры и упражнения: «Лабиринт», «Карусель», «Домино», которые вошли в заключительную часть физкультурного занятия.

В качестве физкультминуток на уроках организовались импровизированные минутки отдыха, когда под спокойную музыку дети выполняли произвольные движения.

Психотехнические упражнения и игры включались в содержание физкультминуток с целью предупреждения и снятия усталости, повышения продуктивности умственной деятельности в процессе занятий («Перебор пальцев», «Представим себе», «Пальцы» и другие).

Во время классных часов, праздников для создания радостного настроения, возможности выполнения движений в непринужденной и необычной обстановке с использованием сюрпризных моментов проводились психотехнические игры: «Число», «Сверхвнимание», «Робот», «Разведчик», «Фотограф» и другие.

Для выявления динамики изменений физического, нравственного и психического развития детей в ре-

27

зультате формирующего эксперимента использовалась серия тестовых заданий и контрольных экспериментов, в которых сравнивались и сопоставлялись особенности поведения детей с аналогичной ситуацией в констатирующем эксперименте. Сравнение особенностей поведения детей в констатирующем и контрольном экспериментах позволяет заключить, что положительные изменения произошли в развитии физических качеств. В результате у детей совершенствовались быстрота, ловкость, сила, выносливость, развивалась гибкость и пластичность

Включенные в формирующий эксперимент игры и вся в целом разработанная нами методика поэтапного обучения детей игровым умениям и навыкам способствовали овладению детьми скоростно-силовыми качествами, возрастанию быстроты реакции на возникающие изменения, улучшению техники выполнения двигательных заданий. В экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем развития нравственных качеств: честность, организаторские способности, целеустремленность, толерантность и др.

Положительная динамика отмечается и в результатах тестов на выявление уровня развития психических процессов. Количество детей с высоким уровнем развития внимания, мышления и произвольного поведения в результате формирующего эксперимента возросло в 2 раза, среди этих же детей в 3 и более раза увеличилось количество детей с высоким уровнем воображения и памяти. Произошли и качественные изменения в процессах запоминания, в устойчивости, распределении, переключаемое™ внимания.

Предпринятое нами исследование показало, что для эффективного влияния игры необходима систематичность и последовательность применяемых игровых методик. Только при соблюдении этих принципов можно добиться активности детей, их функционального развития, повышения физической и умственной работоспособности, проявления нравственных качеств.

Таким образом, формирующий эксперимент показал положительное влияние использования психотехнических игр в развитии психических

28

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2010

процессов, физических и нравствен- | ных качеств детей 7-10 лет. Примечания

1. Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25-41. 2. Воробьева О. Я. Педагогические технологии толерантности учащихся. М., 2007. 3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1985. 97 с. 4. Гасанова Д. И., Маллаев Д. М. Теория и практика психотехнических игр. М., 2008. 5. Игры, обучение, тренинг и досуг/ под ред. В. В. Петрусинекого. М., 1994. 6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль : Академия развития, 1996. 240 с. 7. Маллаев Д. М. Теоретические проблемы игровой деятельности // Вестник Дагестанского государственного педагогического университета. 1999. № 1. С. 16-25. 8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996. 529 с. 9. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М. : Новая школа, 1995. 144 с. 10. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М. : Физкультура и спорт, 1985. 160 с. 11. Шишкина В. А. Движения плюс движения. М.: Просвещение, 1992. 96 с.

Статья поступила в редакцию 05.09.2010 г.

УДК 371.2

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ НАШИХ ПРЕДКОВ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

И ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ

©гоюТучалаев С.Т., Вайланматова Я.З.

Дагестанский государственный педагогический университет

Статья посвящена актуальной проблеме выбора и усвоения аксиологических ориентиров, приоритетов в гражданском и патриотическом воспитании молодежи. Анализируются комплексы базисных ценностей у различных народов и общечеловеческие заповеди, известные издревле. Показана необходимость принятия коренных мер по исправлению существующего положения в сфере воспитания.

The article is devoted to an actual problem of the choice and mastering the axiological rorientations, priorities in young people’s civil and patriotic education. The authors analyze complexes of various peoples’ basic values and universal precepts known since the ancient time. They show the necessity of taking the radical measures on the correction of the existing position in the educational sphere.

Ключевые слова: ценностные ориентации, базисные установки, приоритеты, гражданственность, патриотизм, духовность молодежи.

Keywords: value orientations, fundamental directives, priority, patriotism, spirituality in young people.

В воспитании патриотизма и гражданственности молодежи большое значение имеет осознание ею приоритетов и духовных ценностей, выработанных и накопленных старшим поколением за многие века. Первоосновой же такого осознания служат

знания об этих ценностях и приоритетах. В данной статье предпринята попытка сделать акцент на их роль в формировании духовных ориентиров современной молодежи.

Современная социокультурная ситуация характеризуется рядом факто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.