— Вестник «
задачей, над которой работает весь коллектив. Таким образом, инновационная деятельность учителей школы-лицея является мощным фактором личностно-профессионального саморазвития, самостоятельного «взращивания» себя как свободного, самоценного человека и коллективного профессионализма, что является залогом качественного образования, ориентированного на конечный результат.
^рлеу»-kst
ЛИТЕРАТУРА
1.Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г.
2.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 20142020 гг.
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Р.М.Бекенова,
методист КГКП «Костанайский профессионалъного-технический колледж», Костанайская область
Современная система обучения и воспитания студентов требует принципиально новых подходов к решению задач, направленных на развитие подрастающего поколения. В этом помогает информационная технология, которая дает возможность расширить знания, закрепить материал, создавая базу для новых открытий и проектов, обучающихся и педагога.
Сегодня разрабатываются и реализуются методики компьютерно-информационного обучения в колледже, дидактические приемы носят новаторский характер. Правильное использование в учебном процессе компьютера всегда дает эффект в обучении - преподаватель перестает быть единственным источ-^ ником информации для обучающихся, обу-5 чающиеся в свою очередь совершенствуют ^ умение работать с информацией. Использо-Н вание информационных технологий - это и ^ есть обновление роли педагога, и в первую Н очередь должен быть он подготовлен в пред подавании своего предмета. щ Практика показывает, вопреки взглядам
^ ученых по компьютеризации современной Д системы образования, что нынешнее под-
растающее поколение, воспринимая виртуальную реальность, быстрее ориентируется, включаясь в интерактивную деятельность.
Современная молодежь мало читает. Предмет литературы тоже не является исключением, поэтому применение мультимедийных средств помогает частично решить эту проблему.
Иллюстрации ярких презентаций, старинное фото, фрагменты видеофильмов по изучаемым художественным произведениям в сопровождении музыки - все это даже для самого незаинтересованного в восприятии обучающегося дает возможность внести хотя бы частицу элементарных познаний о произведении, эпохе, героях, периоде, когда создавалось произведение.
Современный образовательный процесс предполагает развитие у студента творческих способностей, что, несомненно, предполагает работу их с информацией. На уроках литературы предлагается обучающимся выполнить опережающее задание в творческих группах при изучении биографии писателей, изучении произведений. Результат - электронная презентация, реферат или
Вестник «Орлеу^-kst
Ш
сообщение по определенному вопросу, найденные стихи, музыка, песни для урока. Так, благодаря этим заданиям создана фильмотека по произведениям русской литературы, творческому пути некоторых поэтов, фрагменты которых с удовольствием просматриваются на уроках, сборники песен на стихи известных поэтов.
Используются в повседневной работе программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, сфера применения которых в учебном процессе достаточно велика. Данные программы используются при создании наглядности, тестов, творческих заданий, таблиц, кластеров. В кабинете создана медиатека (свои презентации и презентации студентов).
Текстовый редактор Word используется для создания дидактических материалов для самостоятельной работы, комплексных заданий по русскому языку и литературе. Используя эту программу, студенты пишут рефераты, доклады, сообщения, научно-исследовательские работы.
Немаловажна роль для педагога - диагностика знаний обучающихся. При помощи табличного процессора Microsoft Excel создаем тесты рубежного, итогового контроля (комплексное тестирование) В течение ряда лет экзамен по предмету студенты 2 курса сдают на компьютерном тестере. Разработаны и составлены тематические тесты, контрольные задания, задания к олимпиаде.
Большое значение имеет использование возможностей интернета при подготовке к урокам, что значительно увеличивает объем информации, позволяет реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные, игровые. Для психологического настроя на урок использую различные видеоролики, яркие, с музыкой, при закреплении темы - игру «Своя игра». При изучении нового материала используются тематические презентации, Необычность подачи материала, красочность и краткость записей позволяет студентам лучше воспринимать материал, при этом работает и зрительная, и слуховая память.
Удобно пользоваться презентациями при организации самостоятельной работы обучающихся на уроке, в том числе групповой. Задания демонстрируются на экране, а через какой-то промежуток времени появляется правильный ответ. При организации устной работы на экране появляются различные упражнения по грамматике русского языка с пропущенными орфограммами, а затем ответы. Использование презентаций при повторении учебного материала или раздела дает возможность при помощи слайдов повторить большую часть пройденных тем. Это материал успешно используют в дальнейшем обучающиеся пропустившие урок.
Не менее эффективно использование на уроках русского языка и литературы синквейна.
Синквейн - это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации и одновременно средство творческого самовыражения. Студенты в малой стихотворной форме дают описание своих ощущений, впечатлений. Этот вид деятельности провожу обычно в конце урока во время рефлексии, и ребята с удовольствием работают. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Для того, чтобы правильно на уроках литературы использовать наглядные компьютерно-информационные средства обучения, необходимо знать дидактические свойства каждого отдельного его вида на том или ином этапе урока, условия эффективного применения, а также уметь методически и в соответствии с принципами научной организации труда их применять.
ЛИТЕРАТУРА
1.Баймухамедов М.Д. Интеллектуализация компьютерных технологий обучения.
2.Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах.
3.Баранов С.П. и др. Педагогика - М. Просвещение, 1987.
го
а
н и
н
и =
Рч
н
н =
S