Научная статья на тему 'Педагогические технологии и их влияние на успешность обучения обучающихся'

Педагогические технологии и их влияние на успешность обучения обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / УСПЕШНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / БіЛіМ БЕРү үРДіСі / ОқЫТУДЫң ТИіМДі КәСіПТіК ТәСіЛі / ПЕДАГОГИКАЛЫК ТЕХНОЛОГИЯ / ОқУ-ДАГЫ ЖЕТіСТіК / ПЕДАГОГИКАЛЫК әДіСТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кунарбаева А. И.

В статье рассматривается опыт работы по использованию педагогических технологий, позволяющих совершенствовать методику преподавания и способствующих повышению уровня знаний каждого обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии и их влияние на успешность обучения обучающихся»

m

А.И. Кунарбаева,

методист КГКП «Рудненский горно-технологический колледж, Костанайская область

Нег1зг1 свздер: бшм берY урдш, оцытудыц тшмдг кэсттт тэсш, педагогикалык технология, оцу-дагы жетгстщ педагогикалык эдгстер.

Ключевые слова: образовательный процесс, эффективный профессиональный подход к обучению, педагогическая технология, успешность в обучении, педагогические приемы.

Keywords: educational process, effective professional approach to training, pedagogical technology, success in training, pedagogical receptions.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ацдатпа

Макалада apGip бшм алушыньщ бшм децгешн арт-тыру Yшiн себеп болатын жэне окыту эдютемеш жетш-дiру Yшiн мYмкiндiк беретш педагогикалык технология-ларды пайдалану бойынша тэжiрибе талкыланады.

Аннотация

В статье рассматривается опыт работы по использованию педагогических технологий, позволяющих совершенствовать методику преподавания и способствующих повышению уровня знаний каждого обучающегося.

Annotation

In article considers an experience of using of the pedagogical technologies allowing to improve a methods of teaching and promoting increasing of level of knowledge of each student

Педагогический труд - это кропотливый процесс, порою похожий на обкатанную дорогу, порою на дорогу без опознавательных знаков. Собственная эрудиция - хорошая защита от неожиданностей. Однако, мастерство прибавляет уверенность. Из чего оно складывается?

Думаю, что оно складывается из владения педагогическими технологиями, формами, методическими приёмами, набором всевозможных дидактических заданий, задач, упражнений.

Понятие «образовательная технология» представ- ^ ляется несколько более широким, чем «педагогиче- ^ ская технология», ибо образование включает, кроме ^ педагогических, еще и разнообразные социальные, $ социально-политические, управленческие, культуро- Он логические, психолого-педагогические, медико-пе- О дагогические, экономические и другие смежные к аспекты. Важный компонент технологии - это особые о знания и умения, средства или процессы, которыми о владеют те, кто реализует технологию, и благодаря х которым они обладают конкурентными преимуще- н ствами на образовательном рынке [1]. ®

В своей статье я буду использовать термин «пе- К дагогическая технология» и отмечу, что ее основная § функция состоит в повышении качества образова- н тельного процесса, в возможности поиска наилуч-

и

ших решений задач относительно развития личности обучающихся. Педагогические технологии реализуются на практике непосредственно педагогом, поэтому значение знаний, умений и навыков педагогов в этой сфере трудно переоценить.

Педагогам легко разнообразить свои уроки. Мир окружающей нас позволяет увидеть проблему, создать «интригу» на уроке, замо-тивировать, повысить интерес обучающихся.

Очередная аттестация меня заставила остановиться, осмотреться и привести в порядок свой «устоявшийся багаж». Тем более, что за пять лет мир изменяется. То, что было когда-то моим «Ноу-хау», стало потребностью дня. Коммуникативные, информационно-коммуникативные, проблемные технологии, презентации, тесты - всё это творит чудеса, расширяет границы познания. Мы живём в век скоростей, информации, дистанционного обучения. Решила привести в систему все свои знания по технологиям обучения, чтобы логично, понятно, конструктивно воспринимать процесс обучения.

Главной целью инновационных технологий образования, на мой взгляд, является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения ^ жизненно важных проблем, способствовать ^ превращению творчества в форму и норму § существования человека [2]. ^ Задачей любой технологии, как науки

Е-

к *

к

рц

о

ш Е-

является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени

[4].

И поэтому педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии как:

• технологии дифференциации и индивидуализации;

• проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;

• технологии проблемного обучения;

• интерактивные технологии;

• информационные технологии: мультимедиа - уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ; уроки на основе электронных учебников, презентации.

Актуальность применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) выражается в следующем:

• быстрота получения нужной информации;

• большой спектр наглядных пособий;

• интерес к предмету, качественная проверка знаний учащихся с помощью тренажеров;

• ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между педагогом и обучающимися, желание обучающихся отвечать и, как следствие, качественно новый тип урока (динамичный, информативный) [1;4]

Характеристика инновационных методов:

№ п/п Технология Сущность процесса обучения Результат применения

1. Технология проблемного обучения. Это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению. В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

69

2. Информацион-но-коммуника-ционные технологии. Это неограниченное обогащение содержания образования различной информацией. Использование интегрированных курсов, доступ в Интер- нет, интерактивные методы обучения, дистанционное взаимодействие.

3 Технология разноуровневого обучения. Эта технология даёт педагогу возможность помогать слабому и уделять внимание сильному обучающему. Реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глуб- же продвигаться в образова- нии. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех и самореализо- вываться в рамках своих возможностей. Повышается уровень мотивации учения.

4. Технология проектных методов обучения. Это создание различных проектов, как индивидуальных, так и в соавторстве. Технология проектных методов обучения расширяет возможности индивидуализации знаний.

5 Технология исследовательских методов Самостоятельное пополнение своих знаний, глубокое изучение проблемы и предположение путей её решения. Формирование мировоззрения, определение индивидуальной траектории развития каждого обучающегося.

6 Лекционно-се-минарская и зачётная система предлагает изложение. Технология использования материала педагогом; проведения семинара с обсуждением отдельных вопросов и зачётом по конкретной теме. Помощь обучающимся в подготовке к сдаче экзамена и обучению в ВУЗах. Она дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его в системе.

7 Технология использования игровых методов. Это могут быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной активности, формирование определенных, в том числе учебных, умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

8 Здоровье-сберегающие технологии. Технология позволяют во время урока равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ИКТ. Помогает в достижении положительных результатов в обучении. Обучающиеся меньше устают, не теряют интерес к изучению предмета.

в; х х

т

о

п РЧ

О в; х

и

О §

X X ш Е-

К в; X Рч

о

ш Е-

70

9 Система иннова ционной оценки «портфолио». Это формирование персонифицированного учета достижений обучающегося. Помогает социальному самоопределению, индивидуальному развитию личности.

10 Технология дистанционно-го обучения. Технология, в которой занятия проходят вне кабинета с использованием ИКТ. (Индивидуально-консультативная дистанционная методика). Уравнивает шансы на получение полноценного образования для обучающихся со слабым здоровьем или тех обучающихся, которые по различным причинам не могут посещать уроки.

11 Технология модульного обучения. Это такая организация процесса обучения, при которой обучающийся работает с учебной программой, состоящей из модулей. Индивидуализирует обучение: по содержанию, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, контроля и самоконтроля.

В процессе работы наиболее эффективными, с точки зрения преподавателей, являются следующие группы технологий обучения:

• групповые технологии обучения (игровые технологии, технологии мастерских, технологии коллективной мыслительной деятельности);

• технологии проблемного обучения (метод проектов, кейс-технология, исследовательские технологии обучения);

• рейтинговые технологии (технология модульного обучения, технологии организации самостоятельной работы обучающихся, технологии развивающего обучения);

• информационные технологии обучения.

¡5 Во-первых, в педагогическом сознании ® прочно утвердился феномен педагогических технологий. Педагоги не только осознают необходимость использования этого дея-

РМ

м тельностного инструментария, но и готовы

^ применять технологии с учетом конкретных К

^ условий обучения. При этом педагоги от-

^ мечают, что наиболее эффективными, с их

И точки зрения, являются групповые, рейтинга

м говые, проблемные и информационные педагогические технологии.

^ тэ

К Во-вторых, хотя педагоги стремятся ис-О пользовать в своей деятельности новые пен дагогические технологии, пока что преобладает стереотип традиционной деятельности.

Эта ситуация объясняется недостаточными знаниями и умениями педагогов по продуктивному использованию современных, наиболее эффективных технологий обучения. Результаты анкетирования и опроса позволяют также утверждать, что различные сочетания технологий обучения обеспечивают большую эффективность обучения, способствуют развитию мотивации к обучению, развитию интересов, склонностей и способностей.

В своей педагогической деятельности я не пользуюсь какой-то одной технологией в чистом виде. Мне нравятся элементы тех технологий, которые повышают активность обучающихся в процессе получения знаний. Всё зависит от типа урока, от готовности к нему обучающихся.

Достоинства инновационных технологий заключаются, на мой взгляд, в следующем:

- дают возможность обучающимся приобретать прочные и осознанные знания;

• развивают самостоятельность в учебной деятельности;

• увеличивают время проговаривания учебного материала на уроке;

• создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни неправильных ответов, преобладает чувство уверенности;

• повышают коммуникативную культуру;

• способствуют мотивации к дальнейшему образованию;

• повышают самооценку обучающегося;

• снимают психологическое напряжение обучающегося и педагога.

Специфика использования технологий в образовательном процессе:

• на первом этапе обучающиеся проводят:

• информационный ввод, тем самым отвечают на вопрос «что изучаем и зачем изучаем?»;

• организационный ввод, где обучающиеся дают учебную установку, то есть отвечают на вопрос «как?» предлагается совместный с педагогом алгоритм поведения;

• педагог обращает внимание на варьирование учебного материала (показывая источники информации для обязательного изучения и ознакомления по выбору);

• предлагает учебные и тестовые задания на различных этапах урока;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обучающиеся имеют возможность оценить свои знания на промежуточном и итоговом контроле.

Инновационная деятельность дает преподавателю возможность профессионального роста, эмоциональной удовлетворенности, саморазвития, организации дифференцированного обучения; прогнозирования результатов обучения; ранней диагностики и коррекции учебных результатов.

Обучающему дается выбор:

• уровня, объема, содержания предметного знания (не ниже стандартного);

• информационного источника для усвоения выбранного объема знаний;

• способа обучения в соответствии с индивидуальными личностными характеристиками (тип мышления, особенности памяти);

• темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам;

• формы, вида и времени контроля и самоконтроля; партнера для диалогового общения; роли слушающего или объясняющего.

В процессе обучения вырабатываются навыки:

• самостоятельной деятельности;

• коммуникативной деятельности.

Организационно-методическая составляющая работы в моей деятельности при использовании современных педагогических технологий представлена ниже.

Опытный педагог оценивает разные направления организации своей деятельности на уроке. Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы.

Второе направление организационно-методической работы - освоение тестовых технологий. Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, когда нужно дописать определение, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности суждения, на припоминание». Обучающим предлагаю самим составить разные формы заданий: кроссворды, анаграммы, тесты, найти потерянное слово по изученному материалу и т.п. Получается творческая работа, которую можно использовать на обобщающих уроках [2].

Такие работы помогают при подготовке к итоговому экзамену по предмету. Поощряю ^ использование компьютерных технологий. Их можно применять, используя компью- ^ терные обучающие и контролирующие про- Я граммы, составляя самостоятельно тестовые задания, создавая мультимедийные презен- О тации, применяя ресурсы сети Интернет. К

Компьютерные технологии на уроке эко- § номят учебное время преподавателя: ^

• повышают мотивацию; усиливают ин- ^ терес; позволяют выбрать темп урока;

• наглядно представляют материал к ^ уроку; дают возможность многосторонней и комплексной проверки знаний и умений;

Поэтому я пришла к выводу: применение

Вестник «Орлеу^-kst

современных компьютерных продуктов позволяет решить следующие дидактические задачи:

• усвоить базовые и углубленные знания по предмету;

• систематизировать усвоенные знания;

• психологически настроить обучающихся на атмосферу экзамена;

• вырабатывать навык ответа на наиболее сложные вопросы;

• подготовить обучающихся к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков;

• систематизировать усвоенные знания.

Обучающиеся могут испытывать затруднения при составлении тестов или других активных форм. Тогда знакомлю их с требованиями к тесту.

s

X

<с m о

го W

о *

S

1-4

Свою статью хочу завершить словами ^ Конфуция: «Давай наставления только тому,

§ кто ищет знаний, обнаружив свое невеже-

м

ство. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три».

ЛИТЕРАТУРА

1. Понятие о педагогических технологиях [Электронный ресурс] http://www. anovikov.ru/artikle/pedtech.htm

2. Интернет-ресурс http://pedtehno.ru/

3. Интернет-ресурс http://www.epwr.ru/ quotation/txt_388_6.php

4. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии [Текст]: Учебное пособие [Текст]/ Т.П. Сальникова.- М: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.

5. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы

развивающего обучения [Текст]/Н.И. Чуприкова. - М.: АО «Столетие», 1995.- 192с.

Требование Сущность

Адекватность (валид-ность) Точное соответствие содержания задаваемой тестом пробы смыслу и содержанию выявляемого признака.

Определенность Важно, чтобы обучающийся, читая тест, хорошо понимал, какую деятельность он должен выполнять, какие знания продемонстрировать и в каком объеме.

Простота Необходимость иметь в тесте возможно более четкую и прямолинейную формулировку задания на деятельность.

Однозначность В тестах должны быть выделены некоторые единицы, позволяющие вести их уверенную обработку и счет, чтобы получать вполне определенный результат.

Однозначность В тестах должны быть выделены некоторые единицы, позволяющие вести их уверенную обработку и счет, чтобы получать вполне определенный результат.

Надежность Обеспечение устойчивости в последовательности результатов тестирования одного и того же материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.