Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности педагогов - одна из важнейших задач национальной политики'

Развитие профессиональной компетентности педагогов - одна из важнейших задач национальной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности педагогов - одна из важнейших задач национальной политики»

— Вестник «Oрлеу»-kst -

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ - ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

К.А. Халитова,

директор КГУ «Школа - лицей» отдела образования акимата города Лисаковска, Костанайская область

Устойчивое развитие общества в условиях всеобщей глобализации невозможно без развития человеческого капитала как главного ресурса для инновационного развития экономики. Воспитание будущих профессионалов, способных креативно мыслить, творить и отвечать за результаты своего труда, напрямую зависит от деятельности в сфере образования. В 21 веке образование по праву рассматривается вектором социальной стабильности, преемственности культуры, сохранения нравственного, физического и психического здоровья молодёжи, воспитание творческой, свободной, активной и ответственной личности. Образованию отводится определяющая роль в выходе стран на передовые технологические рубежи, становлении её конкурентоспособности.

В соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050» [1] новый политический курс состоявшегося государства», в котором отражены основные направления модернизации системы образования до 2050 года и Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 20112020 годы [2], проводится коренная модернизация системы повышения квалификации педагогических работников. Ключевой характеристикой образования становится не только передача знания, но и формирование творче-^ ской компетентности, готовности к переобу-2 чению. Современные педагоги должны вла-н^ деть психолого-педагогическими знаниями и Н понимать особенности развития школьников, ^ а также быть профессионалами в других обла-Н стях деятельности, быть способными помочь д своим ученикам найти себя в будущем, стать

Рц

^ самостоятельными, творческими и уверенны-

^ ми в себе людьми.

Д Учитель в настоящее время становится

ключевой фигурой модернизации казахстанского образования, акцент ставится, прежде всего, на его профессионализм и педагогическое мастерство. Для обеспечения качественного рывка в системе среднего общего образования требуются реформы в структуре повышения квалификации педагогов. Зарубежными и отечественными авторами признано, что решающую роль в совершенствовании школьной системы играют три фактора: 1) учителями должны становиться подходящие для этого люди; 2) следует дать им подготовку, которая позволила бы повысить эффективность преподавательской работы; 3) необходимо обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование.

Проблема профессиональной компетентности учительских кадров является одной из серьёзнейших проблем всей системы образования. Этим объясняется создание Национального центра повышения квалификации учителей с интегрированными центрами в регионах, центров педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальных школах. В них учителя проходят специальную 3- месячную подготовку по новым программам в соответствии с мировым опытом. В настоящий момент 7 педагогов школы - лицея г. Лисаков-ска прошли уровневые курсы данного формата. Мониторинговые исследования показали, что сертифицированные учителя выходят на новый, более качественный уровень образовательного процесса, так, например, вырос уровень принципиальных изменений, внесенных учителями в учебный процесс, а также практического применения инновационных технологий обучения; улучшились показатели результативности сотрудничества. В будущем учебном году ещё 10 педагогов планируют пройти уровневые курсы.

Вестник «Oрлеу»-kst

Ш

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в целое всю систему работы школы-лицея, является методическая работа. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитание. С 2009 года определена ключевая методическая тема: «Инновационное обеспечение учебного процесса как фактор формирования образовательного пространства школы-лицея», реализация которой способствует созданию условий формирования модели выпускника, приоритетного формирования и развития личностных ключевых компетенций. Педагогический коллектив работает над повышением своего профессионального мастерства, участвуя в семинарах и методических мероприятиях разного уровня. Развитию профессиональной компетентности педагогов служат методические объединения учителей-предметников, проблемные и творческие группы. Всего в школе-лицее 9 методических объединений, руководят ими опытные учителя первой и высшей категорий. Темы работы объединений учителей разрабатываются в контексте методической темы школы. В планах предусматриваются индивидуальная, групповая и коллективная деятельность педагогов. В течение учебного года методические объединениями проводятся предметные недели, насыщенные большим числом открытых уроков, мастер-классов и внеклассных мероприятий.

Свидетельством профессионализма педагогов является результативность участия в конкурсах профессионального мастерства. За последние три года педагоги школы-лицея приняли участие в четырех международных конкурсах, где стали лауреатами, дипломантами и финалистами. В республиканских, областных конкурсах наши педагоги также показывают высокие результаты. Показатель участия в городских конкурсах составляет 80%. Наши педагоги активно делятся своим педагогическим опытом через мастер-классы, публикации в республиканских, областных и городских средствах массовой информации, активное участие в конференциях и сетевых сообществах. С 1 января 2013 года наши педа-

гоги задействованы в научно-педагогической экспериментальной работе, так как на базе нашей школы организована экспериментальная площадка по теме «Технологическое обеспечение формирования информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно- ориентированной модели педагогического процесса». Успешной работе экспериментальной площадки способствует владение педагогами информационными технологиями, технологиями личностно-ориентированного обучения, методами проектов, технологиями проблемного обучения. Опытно-экспериментальная деятельность учителей школы способствует эффективной реализации инновационных авторских программ и курсов, направленных на углубление, опережение знаний и творческое развитие одаренных учащихся. Результат научно-исследовательской работы оформляется в виде программ, прикладных и факультативных курсов, учебно-методических комплексов. За 2013-2014 учебный год учителями школы подготовлены и лицензированы 24 работы. Хорошая результативность по итогам конкурсов профессионального мастерства, постоянное совершенствование профессиональной подготовки позволило коллективу школы-лицея в 2013-2014 учебном году на высоком уровне пройти государственную аттестацию.

Кроме этого в нашей школе организована система наставничества для поддержки учителей, так как хороших учителей могут воспитать только хорошие учителя. Для педагогов создаются все условия для полной самореализации их творческого и профессионального потенциала. В школе создана такая атмосфера, при которой совместное планирование, обмен мнениями о педагогических проблемах и взаимное наставничество стали нормальными и постоянными чертами школьной жизни; такая обстановка помогает учителям постоянно развиваться путём обмена опытом и учёбы друг у друга. Наши педагоги понимают, что единственный способ добиться устойчивых и значительных улучшений в результатах обучения состоит в том, чтобы добиться устойчивых и значительных улучшений в преподавании. Достижение существенного улучшения результатов является трудной, но решаемой

го

а

^

н и

Н

И =

Рч

н

н =

2

— Вестник «

задачей, над которой работает весь коллектив. Таким образом, инновационная деятельность учителей школы-лицея является мощным фактором личностно-профессионального саморазвития, самостоятельного «взращивания» себя как свободного, самоценного человека и коллективного профессионализма, что является залогом качественного образования, ориентированного на конечный результат.

^рлеу»-kst

ЛИТЕРАТУРА

1.Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г.

2.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 20142020 гг.

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Р.М.Бекенова,

методист КГКП «Костанайский профессионалъного-технический колледж», Костанайская область

Современная система обучения и воспитания студентов требует принципиально новых подходов к решению задач, направленных на развитие подрастающего поколения. В этом помогает информационная технология, которая дает возможность расширить знания, закрепить материал, создавая базу для новых открытий и проектов, обучающихся и педагога.

Сегодня разрабатываются и реализуются методики компьютерно-информационного обучения в колледже, дидактические приемы носят новаторский характер. Правильное использование в учебном процессе компьютера всегда дает эффект в обучении - преподаватель перестает быть единственным источ-^ ником информации для обучающихся, обу-5 чающиеся в свою очередь совершенствуют ^ умение работать с информацией. Использо-Н вание информационных технологий - это и ^ есть обновление роли педагога, и в первую Н очередь должен быть он подготовлен в пред подавании своего предмета. щ Практика показывает, вопреки взглядам

^ ученых по компьютеризации современной Д системы образования, что нынешнее под-

растающее поколение, воспринимая виртуальную реальность, быстрее ориентируется, включаясь в интерактивную деятельность.

Современная молодежь мало читает. Предмет литературы тоже не является исключением, поэтому применение мультимедийных средств помогает частично решить эту проблему.

Иллюстрации ярких презентаций, старинное фото, фрагменты видеофильмов по изучаемым художественным произведениям в сопровождении музыки - все это даже для самого незаинтересованного в восприятии обучающегося дает возможность внести хотя бы частицу элементарных познаний о произведении, эпохе, героях, периоде, когда создавалось произведение.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у студента творческих способностей, что, несомненно, предполагает работу их с информацией. На уроках литературы предлагается обучающимся выполнить опережающее задание в творческих группах при изучении биографии писателей, изучении произведений. Результат - электронная презентация, реферат или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.