Научная статья на тему 'Методико-организационные условия, обеспечивающие успех работы преподавателя'

Методико-организационные условия, обеспечивающие успех работы преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ / COMPETITIVE / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / ЦүЗЫРЕТТіЛіК / БәСЕКЕГЕ қАБіЛЕТТі / ТұЖЫРЫМДАМА / ЗАМАНАУИ БіЛіМ БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ / ЖүЙЕЛіК-қЫЗМЕТТіК АМАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балгужинова Ж. Е.

Основная цель обучения это подготовка квалифицированных работников, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, творческих, мобильных, свободно владеющих своей профессией, готовых к постоянному профессиональному росту и способных работать, как в сложившихся условиях, так и в условиях перемен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методико-организационные условия, обеспечивающие успех работы преподавателя»

Балгужинова Ж.Е.,

преподаватель Костанайского политехнического колледжа

m

о

Рч

w О

¡3

О

о &

Й -Q

X X О

m

о

X

Неггзгг свздер: цузырет-тшк, бэсекеге цабыеттг, тужырымдама, заманауи бшм беру технологиялары, жуйелгк-цызметтгк амал

Ключевые слова: компетентность, конкурентоспособный, концепция, современные образовательные технологии, системно-дея-тельностный подход.

Keywords: competence, competitive, concept, modern educational technology, system-activity approach.

= Вестник «Орлеу^-kst -

МЕТОДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСПЕХ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Ацдатпа

Окытудыц непзп максаты-бул оцтайлы, ез мамандыгын жетiк мецгерген, YHeMi кэаби децгешн жогарлатып отыра-тын, калыптаскан жэне e3repin туратын жагдайларда жумыс iстей алатын бiлiктi мамандарды дайындау.

Аннотация

Основная цель обучения - это подготовка квалифицированных работников, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, творческих, мобильных, свободно владеющих своей профессией, готовых к постоянному профессиональному росту и способных работать, как в сложившихся условиях, так и в условиях перемен.

Annotation

The primary purpose of education is preparation of qualified workers, competitive on the labor market, competent, responsible, creative, mobile, fluent in their profession, ready for continuous professional growth and is able to work both under existing conditions and under conditions of change.

Социально-экономические преобразования в стране, вхождение Казахстана в общеевропейское и мировое образовательное пространство требуют новых подходов в образовательной политике. В концепции модернизации казахстанского образования отмечается необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов в соответствии с потребностями и требованиями работодателя.

Таким образом, основная цель обучения - это подготовка квалифицированных работников, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, творческих, мобильных, свободно владеющих своей профессией, готовых к постоянному профессиональному росту и способных работать, как в сложившихся условиях, так и в условиях перемен [6].

Работа преподавателя, особенно специальных дисциплин предполагает, что нам необходимо не только быть в курсе всех новшеств политической, экономической и педагогической деятельности, но и пропагандировать их. В своей работе я активно использую современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии, осваиваю системно-деятельностный подход в преподавании предмета, а так же стремлюсь развивать и применять на практике знания обучающихся по другим предметам в соответствии со своей методической темой «Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся на уроках биологии и спецдисциплин с применением эле-

- Вестник «<

ментов технологии критического мышления».

Календарно-тематическое планирование, рабочие программы, разрабатываемые мной, соответствуют государственным программам, утверждены директором колледжа, заместителем директора по учебной работе, руководителем ЦМК. Имеется поурочное планирование повсем группам, которое ведётся в чётком соответствии с календарно-тематическим планом. В журналах ведется систематический учет знаний обучающихся. В колледже используются традиционный и электронный журналы. Очевидно, что общие компетенции будут являться необходимыми элементами, которые могут быть использованы для решения множества жизненно значимых проблем. При освоении программного материала с применением информационных технологий формируются такие навыки, как сотрудничество, умение решать проблемные ситуации, регулировать уровень активности, умение взаимодействовать с педагогом и обучающимися, вести диалог, находить компромисс.

Обеспечить качественно новую профессиональную подготовку выпускников способны технологии личностно-ориентированного обучения. Одной из таких технологий является технология модульно-компетентностного обучения с использованием информационных

компьютерных технологий.

Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию (активную или пассивную) в процессе овладения специальностью, профессией занимает обучающийся, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных производственных задач. Овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками требует организации деятель-ностной формы обучения обучающихся.

Образовательные технологии должны быть ориентированы на формирование профессиональных и общих компетенций обучаемых. В связи с этим возрастает роль и значение использования в учебном процессе информационных компьютерных технологий при изучении предметов спецдисциплин [1].

Мной разрабатываются и используются на уроках теоретического обучения такая продукция, как:

• мультимедийные презентации;

• фотоматериалы;

• сканированные из литературы графические схемы и виды оборудования;

• Интернет - ресурсы.

Что дает использование информационных компьютерных технологий?

Для обучающихся Для преподавателя

1. Активизируется зрительная память и эмоциональное восприятие. 2. Повышается интерес и степень мотивации. 3. Постоянно вовлекаются обучающиеся в процесс освоения материала. 4. Применяется индивидуальный и дифференцированный подход. 5. Развивается умение работать с потоком информации. 6. Вырабатывается самостоятельность принятия решений. 7. Совершенствуется рефлексивная самоорганизация деятельности обучающегося и преподавателя в совместной работе. • Снижается психоэмоциональное напряжение и физическая нагрузка. • Систематизируется и "сжимается" учебный материал. • Совершенствуется дифференцированное обучение. • Взаимодействуют обучающиеся и преподаватель в процессе диалогической формы организации урока. • Своевременно (по мере необходимости) изменяется содержание учебного материала. • Экономится время преподавателя. • Формируются навыки использования компьютера. • Повышается уровень обучения обучающихся за счет использования оперативной информации. • Появляется возможность отслеживать индивидуальный процесс формирования умений и навыков и своевременная корректировка. • Объективная оценка успехов обучающихся. • Оперативное получение нужной информации.

т о

Рч РЧ

О

О

о &

Й -а X X О

к

т о

X

Вестник «Oрлеу»-kst

т

о

Рч РЧ

О

О

о &

Й -а X X О

т

о

X

Новые информационные технологии с использованием компьютера, дающие возможность перевести обучение на качественно новый уровень, отвечают основным принципам педагогической технологии:

• предварительному проектированию;

• воспроизводимости;

• целеобразованию

и служат средством подготовки и передачи информации обучаемому.

Одним из путей реализации задачи по использованию информационных технологий является разработка мультимедийной презентации для уроков спецдисциплин. Прежде чем проектировать компьютерную презентацию уроков, педагог разбивает весь курс дисциплины на модули, что дает возможность показать, из каких учебных элементов он состоит, как они взаимосвязаны между собой. Любой модуль должен заканчивается контрольной акцией.

После изучения модуля у обучающихся формируются профессиональные и ключевые компетенции, в результате овладения которыми, обучающиеся должны иметь представление:

• о теплофизических свойствах выпечки хлеба;

• о ресурсо- и энергосберегающих технологиях выпечки хлебобулочных изделий;

• о строении печей различной конструкции.

Знать:

• режимы выпечки в зависимости от вырабатываемого ассортимента;

• сущность процессов, происходящих в тесте - хлебе во время выпечки;

• как влияют процессы выпечки на качество готовых изделий.

Уметь:

• контролировать температуру и регулировать продолжительность выпечки;

• рассчитывать производительность печей различных конструкций и для различных видов изделий;

• подбирать режимы выпечки для различных групп изделий;

• вести контроль за работой оборудова-

ния.

Также формируются общие компетенции:

• ответственность за качество выпускаемой продукции;

• внимательность и четкость при работе с документацией и расчетами по производительности печей;

• умение отстаивать свою точку зрения;

• требовательность по выполнению обязанностей пекаря;

• склонность к анализу и прогнозу по предупреждению возникновения брака продукции.

С помощью компьютерной презентации транслируется весь объем материала в сжатом виде и демонстрируются наглядно тесные взаимосвязи содержания учебных дисциплин между собой. Представление текста учебного материала на слайдах сопровождается видеоматериалами, анимацией, что позволяет учащимся более глубоко проникнуть в суть какого-либо процесса.

Использование различных информационных технологий дает весомые дидактические преимущества по сравнению с традиционной формой обучения:

• в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для учащихся;

• осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;

• гипертекстовая технология благодаря применению гиперссылок упрощает навигацию и предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;

• с помощью тестов и направления траектории изучения материала на основе моделирования учебного материала становится возможным отслеживание обучения каждого обучающегося и осуществление обратной связи.

Любая деятельность в обучении предполагает наличие цели. Прежде чем начинать что-то делать, мы должны ответить на во-

Вестник «Oрлеу»-kst

Ш

прос «Зачем мы это делаем». Это в равной мере относится как к преподавателю, так и к обучающимся.

При наличии цели появляется желание добиться ее выполнения и получить практический результат. Цель ставится таким образом, чтобы обучающиеся участвовали в ее постановке.

Преподаватель уделяет большое внимание проблемным ситуациям, которые способствуют развитию творческого мышления, профессионального интереса к предмету и побуждают обучающихся к самостоятельному решению проблем на основе анализа, обобщений, систематизации и конкретизации прежних знаний [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например:

• Что произойдет, если пекарь во время выпечки ржаного хлеба снизит температуру, но увеличит продолжительность выпекания изделий?

• За счет чего во время выпечки в хлебе образуются ароматические и вкусовые вещества?

С удовольствием обучающиеся выполняют на компьютере задания по решению задач - это расчеты выхода готовой продукции, количества сырья, необходимого для выработки изделий, а также расчеты производительности печей, тестомесильных машин.

Каждый модуль заканчивается контрольной акцией. Применение информационных технологий для оценивания качества обучения дает целый ряд преимуществ перед проведением обычного контроля. Прежде всего, это возможность организации централизованного контроля, обеспечивающего охват всего контингента обучаемых. Компьютеризация позволяет сделать контроль более объективным, не зависящим от субъективности преподавателя и эффективно осуществлять обратную связь от ученика к учителю. Тем самым педагог может мобильно и гибко управлять качеством обучения на уроке [1].

В практике тестирования применяются контролирующие системы, состоящие из

подсистем следующего назначения:

• создание тестов (формирование банка вопросов и заданий, стратегий ведения опроса и оценивания);

• проведение тестирования (предъявление вопросов, обработка ответов);

• мониторинг качества знаний обучаемых на протяжении всего времени изучения модуля или учебной дисциплины.

Пример: Тесты

1. Механическое воздействие на тесто в процессе брожения

A) промес

B) отделка

C) отминка Д) обмес Е) обминка

2. Продолжительность брожения пшеничного теста (мин)

А) 60-90 В) 40-60 С) 30-40 д) 20-25 Е) 120-140

3. В ржаной хлеб для аромата добавляют

A) патоку

B) изюм

C) ванилин Д) солод Е)тмин

Для повышения мотивации к более глубокому освоению профессиональных компетенций обучающимся при разработке курсовых проектов по специальности «Хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство» предлагается использовать мультимедийную презентацию и защиту сопровождать ею.

Следует отметить, что работа обучающихся на уроке значительно меняет роль и функции преподавателя, превращая его из транслятора знаний в консультанта, руководителя учебным процессом.

Таким образом, применение мультимедийной презентации на уроках спецдисциплин способствует разностороннему развитию обучающихся, и я как педагог

т

о

Рч РЧ

О

О

о &

Й -а X X О

к

т

о

X

Вестник «Орлеу^-kst

обеспечиваю полноценный урок, текущий контроль и управление деятельностью обучающихся. Они же получают возможность собственного творческого самовыражения, самостоятельного варьирования уровня и глубины изучаемого материала, осуществляют самоконтроль.

Для качественного проведения уроков по спецдисциплинам используются графические схемы и фотообъекты.

Эти материалы применяются:

• во время теоретических занятий в качестве иллюстрации;

• во время проведения лаборатор-но-практических занятий для воспроизводства теоретического материала;

• при устном и письменном опросе, с использованием проблемных фреймов, при тестировании.

Работа с этими графическими редакторами развивает у обучающихся объемное представление о предметном мире.

На уроках эффективно используются ресурсы Интернета. Они помогают обеспечить углубленное изучение программного материала и позволяют индивидуализировать и активизировать образовательный процесс.

Специфика технологий Интернета заключается в том, что они представляют обучаемым и педагогам громадные возможности выбора источников информации, § необходимой в образовательном процессе. ^ Педагог и обучающиеся применяют эту О информацию:

^ • при выполнении электронных таблиц О и схем;

• при проектировании уроков теорети-ш ческого цикла;

О • при выполнении домашнего задания Ё или контрольной работы; § • при самостоятельной работе во время ц изучении нового материала; § • при разработке электронных учебни-^ ков;

О • при трансляции учебной информации.

При использовании Интернет - ресурсов развиваются такие общие компетенции, как профессиональная память, мышление, мобильность, владение информацией, готовность к сотрудничеству, взаимопомощь, взаимовыручка.

Как показывает практика, использование информационных компьютерных технологий при преподавании специальных дисциплин значительно усиливает у обучающихся интерес к обучению, повышает качество усвоения учебного материала, активизирует мыслительную и познавательную деятельность, актуализирует зрительную и логическую память. Позволяет гарантированно получить нужное количество выпускников, способных к решению профессиональных задач с использованием профессиональных знаний, умений, навыков в стандартных и нестандартных ситуациях[3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Алибекова, Ж.К., Шакиржанов, Ж.С. Возможности информационно-коммуникационных технологий в процессе образования [Текст]/Ж.К. Алибекова, Ж.С. Шакиржанов //Казахстан кэсшкерь Профессионал Казахстана 2011.- №10.

2. Кусаинов, А.К. Развитие образования: проблемы и перспективы [Текст]/А.К. Куса-инов-Алматы, 2005.

3. Кусаинов, А.К. Качество образования в мире и в Казахстане [Текст]/А.К. Кусаи-нов.-Алматы, 2013.

4. Лопанова, Е.В. Компетентностный подход в обучении: технологии реализаци-и[Текст]/: учебно-метод.пособие/Е.В.Лопа-нова., Т.Б.Рабочих.. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007.

5. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 30 ноября 2015 г. «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие».

6. Стратегия Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия 2050».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.