Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАЖА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
верифицируемый процесс развития социальных отношений и структур личности в постановке и решении задач определения и модификации словесно-логических и невербально-этических норм общения, обеспечивающих продуктивное развитие и становление личности, сохранение и преумножение наследия государства и народа, оптимизацию функционирования антропосреды и ноосферы на основе принятия модели продуктивности и гуманизма, специфика которых в конечном счете сводится к решению задач развития личности в ресурсах учета нормального распределения способностей и здоровья, начинающих свой отсчет от общения и ведущих своё продолжение к созданию, распространению и использованию продуктов ведущей деятельности и культуры, науки и спорта, религии и морали.
Список использованной литературы:
1. Дорофеев М.В., Дорофеева Н.В., ^зырева О.А. Возможность и качество моделирования дефиниций и педагогических средств будущими педагогами по ФK как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12-1 (40). С. 140-143.
2. ^зырева О. А. Воспитание как категория педагогики : учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк : ^зГЛА : МОУ ДПО ИШ, 2008. 115 с. [+приложение на CD]. ISBN 978-5-85117-357-8.
3. ^зырева О. А. Kатегории психолого-педагогической антропологии: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новокузнецк: ^зГЛА: МОУ ДПО ИШ, 2008. 207 с. [+приложение на CD]. ISBN 978-5-85117-359-2.
4. ^зырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: моногр. Новокузнецк: ^зГПА: МОУ ДПО ИП^ 2008. 374 с. ISBN 978-585117-411-7.
5. ^зырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // Europan Souciai Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
6. ^зырева О.А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография. ^мерово: KРИПKиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978-5-7148-0346-8.
7. ^рниенко Е. Д., ^зырева О. А., Похоруков О. Ю. Продуктивная самореализация педагога по физической культуре в структуре реализации идей гуманизма // Наука XXI века: проблемы и перспективы: матер. II Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 30-31 мая 2014 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С.46-48.
8. Макарова Т.В., ^шелев А.А., ^зырева О.А. Kультура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель формирования // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-131.
9. Редлих С.М., ^зырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
10. Свинаренко В.Г., ^зырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
© В. В. Ходецкий, 2015
УДК 378.1; 371.3
Е. А.Шалаева, Т. С.Баженова
студенты 5 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация
ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ КАТЕГОРИИ «ВОСПИТАНИЕ» В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Аннотация
В статье визуализированы возможности современного профессионально-педагогического знания в формировании качественного самовыражения и самореализации личности педагога. В ресурсах подготовки будущих педагогов по физической культуре моделируются определения категории «воспитание», построенные в системе изучаемых и реализуемых методологических подходов.
156
Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
Ключевые слова
Гуманизм, культура самостоятельной работы, моделирование, нормальное распределение способностей, педагогическая методология.
Современная профессиональная практика решения задач развития личности в ресурсах продуктивного становления [1-7] позволяет формировать потребность будущего педагога в высоких достижениях в различных областях деятельности, повышать уровень сформированности культуры самостоятельной работы, систематизировать работу по повышению качества взаимодействия и самореализации личности, в основе которых лежат реализованные условия и механизмы, процедуры и средства педагогической взаимодействия и общения, поддержки и коррекции, системно расширяющие возможности личности в соответствии с возможностями нормального распределения способностей и здоровья.
Воспитание обучающегося с точки зрения акмеологического подхода - это процесс формирования у обучающегося потребности во всестороннем развитии личности, качество и возможности оптимизации и решения противоречий которого отражается на успешности социализация и адаптации в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, обеспечивающих благоприятные взаимоотношения всех субъектов социальной среды друг с другом, а также современное создание, распределение и потребление благ и ценностей, продуктов и объектов культуры, искусства, науки, спорта и прочих направлений накопления антропологически обусловленного знания (Шалаева Е. А., 2015).
Воспитание обучающегося с точки зрения аксиологического подхода - это механизм приобщения развивающегося субъекта воспитательно-образовательной среды к культуре, к различным видам взаимодействия, целью которых является гармоничное развитие субъекта в социальном пространстве, имеющем представления о различных возможностях личности в постановке и решении задач развития и самореализации, самоутверждения и взаимодействия, создания и распространения благ и материальных ресурсов сохранения антропосреды и ноосферы (Шалаева Е. А., 2015).
Воспитание обучающегося с точки зрения антропологического подхода - это целенаправленное воздействие на субъекта культуры и отношений воспитательно-образовательного (антропологического) пространства всей совокупностью социокультурных продуктов и ресурсов развития общества и личности, в системе гносеолого-герменевтических возможностей которых определяются качественно формируемые и востребованные ценности и компетенции, являющихся матрицей развития всех процессов и явлений в социуме, непосредственно и опосредованно связанных с деятельностью человека и его уникальностью социально-профессионального становления.
Воспитание с точки зрения гносеологического подхода - это процесс, направленный на раскрытие субъектом социокультурного пространства условий познания и преобразования окружающего и внутреннего мира средствами словесного, декоративно-прикладного искусства, науки и религии, обеспечивающих все звенья социальной системы востребованными продуктами культуры, науки, искусства, спорта и пр. (Шалаева Е. А., 2015).
Воспитание с точки зрения деятельностного подхода - это процесс активного взаимодействия субъекта социальной среды с окружающей действительностью с целью удовлетворения различного рода потребностей, в ходе которого сам субъект целенаправленно воздействует на объекты и удовлетворяет свои социальные, интеллектуальные и прочие потребности, системно верифицирующие и идентифицирующие возможности личности в модели нормального распределения способностей и здоровья (Шалаева Е. А., 2015).
Список использованной литературы:
1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
2. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом.2011.№1(3).С.49-62.
3. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // Europan Souciai Science Jornal. 2014. № 4-1. С.136-142.
Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
ISSN 2410-6070
№ 4/2015
4. Козырева О.А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 585117-239-8.
5. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978-5-7148-0346-8.
6. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: монография. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с.
7. Козырева О.А. Специальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов специальности «033100 -Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2010. 114 с. [+приложение на CD]. ISBN 978-5-85117-496-4.
© Е. А. Шалаева, Т. С. Баженова, 2015
УДК: 796/799
С.Е. Шивринская, Ю.Ю. Алексина
Череповецкий государственный университет г. Череповец, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ВОЛЕЙБОЛОМ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования копинг-поведения в процессе спортивной подготовки юных волейболисток, всегда содержащей элементы стресса, противоборства и преодоления трудностей (физических, психологических, эмоциональных), адаптации и приспособления к тренировочным нагрузкам и условиям соревновательной борьбы, коллективному взаимодействию и общению. Выявлены особенности влияния занятий волейболом на развитие коммуникативных ресурсов совладающего поведения и личностных ресурсов преодоления трудностей как наиболее значимых основ копинг-поведения девочек младшего подросткового возраста.
Ключевые слова
Копинг-ресурсы, копинг-стратегия, копинг-поведение, девочки младшего подросткового возраста, психологическая подготовка на этапе начальной подготовки волейболистов.
Проблема «копинга» (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ в., автором данного термина считается А. Маслоу. Понятие «coping» в переводе с английского «cope» означает «преодолевать».
В отечественной психологии наиболее распространенным является понятие «совладающее поведение», позволяющее человеку справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией с помощью личных стратегий поведения - копинг-стратегий. Главная задача совладающего поведения - обеспечение и поддержание физического и психического здоровья, его социального благополучия.
В современной психологической науке проблему копинг-поведения или совладания с ситуацией представляют многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов. В их числе можно отметить работы Л.И. Анцыферовой, Л.В. Апаковой, Е.Р. Исаевой, Л.И. Корсакова, Н.А. Кононенко, Т.Л. Крюковой, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольской, И.Ф. Сибгатуллиной, А.В. Смирновой, М.Н. Трущенко, Е.Н. Туманова, N. Haan, R.S. Lazarus, S. Folkman, A. Freud и др.
Безусловно, представляет особый интерес проблема формирования копинг-поведения в процессе спортивной подготовки в командно-игровых видах спорта, так как условия подготовки и участия в соревнованиях всегда содержат элементы стресса, конфликта, противоборства, преодоления трудностей (личностных и командных).
В этой связи волейбол, как командный вид спорта, представляет собой то пространство становления эмоционально-нравственной, мотивационно-потребностной сферы занимающихся, их самооценки и
158