Н.В. Козлова, Е.Н. Вержицкая
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ
МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Работа выполнена при поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», рег. № 2.2.2.4/6926.
Рассматривается проблема личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования. На основе анализа теоретических источников описаны закономерности и особенности развития личности, профессионального развития педагога. Выделены акмеофакторы развития в условиях модернизации образования: наличие акмеологической позиции, психологической готовности к профессиональной деятельности в данных условиях, творческого потенциала как способности творчески реагировать на происходящие перемены.
Ключевые слова: модернизация образования; личностно-профессиональное развитие; акмеофакторы личностно-профессионального развития педагогов.
Кардинальные социально-экономические перемены, происходящие в российском обществе, непосредственно затрагивают и сферу образования как часть его культурно-социального бытия. В настоящее время образование переживает процесс модернизации - коренных изменений в системе сложившихся экономических и общественных отношений.
Раскрывая суть происходящих преобразований, А.Г. Асмолов замечает, что образованию присуще «построение ... такой организации жизни, которая помогла бы каждому человеку найти себя» [1. С. 7]. Происходит не только и не столько преобразование педагогического метода или технологии обучения, сколько преобразование жизни растущего и обучающегося ребенка через введение вариативности образования, расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и саморазвития.
Основным субъектом реализации происходящих перемен в образовании является фигура педагога. Концепция модернизации российского образования указывает на то, что квалифицированные, подготовленные на современном уровне педагогические кадры играют ключевую роль в модернизации образования [2]. Соответственно, выдвигаются требования повышения качества образования, возможности использования инновационных подходов в собственной профессиональной деятельности, развития творческого потенциала, готовности к непрерывному личностно-профессиональному развитию (Концепция модернизации образования, 2002; Петренко А.А., 2007; Бахтиярова В.Ф., 2009; Лызь Н.А., 2009; Ильясова О.А., 2010 и др.).
Таким образом, в настоящее время значительно возрастают требования к профессионализму и личности педагога, к развитию его потенциала как непременному условию модернизации образования.
Анализ литературных источников (Зязюн И.А., 2006; Богдан И.Т., 2007; Петренко А.А., 2007; Ленская Е.Н., 2008; Лызь Н.А., 2009; Орлов А., 2009; и др.) свидетельствует о том, что нововведения в сфере организации, содержания и технологии педагогического образования недостаточно обеспечивают необходимый уровень личностной и профессиональной готовности педагога к творческому поиску, принятию нестандартных решений, конструктивному взаимодействию с учащимися, проявлению инициативы, активности в деятельности. Перечисленные характеристики педагогической деятельности соответствуют ожидаемому
процессу обновления целевых, содержательных и процессуальных характеристик образования, являются неотъемлемой частью активного личностно-профессионального развития педагогов. Следовательно, проблема личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования является актуальной.
Наряду с возрастанием требований к профессионализму и личности педагога в настоящее время для педагогического корпуса характерно: старение и феминизация состава; низкая зарплата и падение престижа профессии педагога; ориентация на репродуктивные методы обучения; отсутствие возможностей и стимулов для профессиональной самореализации и введения инноваций (Гаспарашвили А.Т. и др., 2006; Ленская Е.Н., 2008; Орлов А., 2009; Ильясова О.А., 2010). В качестве главных проблем современного педагога выделяют также отсутствие позитивного отношения к нововведениям, психологической готовности к профессиональной деятельности в новых экономических условиях, субъективной позиции, которая позволила бы ему активно управлять личностно-профессиональным развитием [3, 4]. Таким образом, модернизация образования, с одной стороны, ставит педагога перед необходимостью личностно-профессионального развития, с другой стороны, способствует обострению проблем и противоречий:
- между стремлением к новому, вводимому в систему образования, и потребностью сохранения старого, хорошо знакомого;
- более высокими требованиями социальной среды и актуальными возможностями (знанием, умением, опытом) педагога.
Для эффективности реализации задач модернизации образования необходима поддержка личностно-профессионального развития педагога посредством помощи в разрешении данных противоречий.
Личностно-профессиональное развитие трактуют как количественное, качественное изменение психологических характеристик личности, связанных с выполнением ею различных действий в процессе профессиональной деятельности [5]. Проблема личностнопрофессионального развития активно разрабатывается в рамках акмеологического подхода, в основе которого лежат идеи целостности, единства личностного и профессионального развития человека, а его суть заключается в выявлении условий мобилизации у человека установки на свои наивысшие достижения, на наиболее
полную самореализацию личности [6], что, на наш взгляд, совпадает с требованиями к педагогу в условиях модернизации образования.
Анализ концепций личностно-профессионального развития Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, Е. И. Рогова показывает, что личностно-профессиональное развитие педагога в существенной мере обеспечивается инициативой как новым авторским действием субъекта профессиональной деятельности, как способом осуществления саморазвития [7-10]. С одной стороны, подлинное развитие профессионализма немыслимо вне личностного развития; с другой стороны, отмечается устойчивая связь между личностным и профессиональным развитием: как особенности личности оказывают влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, так и саморазвитие личности совершается под влиянием специфики профессиональной деятельности педагога.
В ходе личностно-профессионального развития происходит становление профессионализма, который в рамках акмеологического подхода рассматривается как единство профессионализма деятельности и профессионализма личности [9]. Профессионализм педагога проявляется в высоком уровне педагогической деятельности и взаимодействия, в реализации личности педагога, в достижении высоких результатов самореализации личности обучающихся.
В качестве закономерностей и особенностей развития личности педагога с позиций акмеологического подхода выделяют способность к самореализации, самосовершенствованию, к высвобождению внутренних ресурсов и осознанному преодолению трудностей (внешних и внутренних); возможность быть субъектом своего собственного развития. Так, по мнению Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна, ведущей детерминантой личностного развития является творческая самодеятельность и самостоятельность личности, а основной мотив самодеятельности С.Л. Рубинштейн видит в самосовершенствовании, самореализации, самоактуализации личности.
Преодоление трудностей, с точки зрения Л.М. Митиной [9], - еще одно условие личностного развития, т.к. их преодоление дает возможность педагогу проверить свои силы, поверить в свои потенциальные возможности.
Л. И. Анцыферова связывает личностное развитие с возможностью педагога быть субъектом своего собственного развития, замечая, что развитие личности -«...это не то, что с личностью “случается”; личность постоянно находится в поиске и построении тех видов деятельностного отношения к миру, в котором могут лучше всего проявиться и развиваться уникальные потенции конкретного индивида» [12. С. 63-64].
Обобщая акмеологические исследования, посвященные развитию личности профессионала, Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин связывают подобное развитие с совершенствованием мотивационной сферы, развитием самосознания и рефлексии, способности проявлять творчество в работе, осуществлять конструктивные поступки в ситуациях профессиональных затруднений, с наличием готовности к профессиональной деятельности, ориентированной на высокие достижения [13].
В исследования последних лет (Максимова В.Н., 2002; Козлова Н.В., 2008; Паутова Л.Е., 2008 и др.),
отмечается, что не менее важным для прогрессивного личностно-профессионального развития является наличие акмеологической позиции [6, 14, 15], проявляющейся в субъектности педагога (его личностной активности), адаптивности (умения использовать условия окружающей действительности для личностного развития), стремлении реализовать свой потенциал в социуме, самореализации, а также готовность личности к дальнейшему совершенствованию собственной профессиональной деятельности через управление ею, и как следствие - ориентация этой деятельности на высокие достижения. Все это является определяющими условиями и показателями личностного, а значит, и профессионального развития педагога.
В основе профессионального развития педагога, движения к профессиональному мастерству, лежит активная субъектная позиция. При развитии профессионала как субъекта деятельности выделяются такие тенденции, как субъектность, квалификация специалиста, его личностная зрелость [11]. Педагог проходит стадии развития профессионализма через обострение и разрешение внутренних противоречий, этапы и уровни профессионального развития (самоопределения, адаптации, самовыражения, самореализации). На развитие профессионализма влияют внешние и внутренние условия (способности и задатки самого педагога, особенности среды - культурной, семейной, профессиональной, особенности самосознания и рефлексивной компетентности); при этом возможны прогрессивные и регрессивные векторы развития педагога, наличие профессиональных деструкций.
Признаки стагнации и адаптивного поведения педагогов, присущие российскому образованию [16], затрудняют процесс их личностно-профессионального развития, эффективного профессионального функционирования в условиях модернизации образования. В связи с этим мы считаем, что проблема исследования личностно-профессионального развития педагогов в подобных условиях является актуальной, при этом особого внимания заслуживают вопросы изучения факторов, которые способствовали бы личностнопрофессиональному развитию педагогов в условиях модернизации образования, т.е. акмеофакторов. Акме-офакторы - это главные детерминанты профессионализма, личностно-профессионального развития, основные причины, носящие характер движущих сил. Делаются попытки выделить и обозначить наиболее важные или основные факторы развития профессионализма: стремление к самореализации; ответственность за саморазвитие; самосознание; творческий потенциал личности; мотивация достижения; ценностные ориентации; высокие профессиональные и личностные стандарты в профессиональной деятельности; личностные особенности и т. д.
Исследователи личностно-профессионального развития педагогов в качестве акмеофакторов выделяют: потребность в саморазвитии, самосознание педагога (Митина Л.М., 1998), профессиональное самосознание (Вачков И.В., 2002 и др.), «профессиональное пространство» из личностных особенностей педагога, функциональной структуры деятельности и объекта профессиональной деятельности (Рогов Е.И., 1998),
профессиональную среду (Кондратьев П.В., 2007), потребность в инновационной деятельности (Гнездило-ва О.Н., 2005), творчество, взаимоотношения (Абдали-на Л.В., 2008) и др.
Проанализировав требования к личностным и профессиональным характеристикам педагога в условиях модернизации образования, считаем, что в качестве акмеофакторов, способствующих личностно-профессиональному развитию педагогов в условиях модернизации, могут выступать акмеологическая позиция педагога, его психологическая готовность к профессиональной деятельности в данных условиях и творческий потенциал педагога как способность творчески реагировать на происходящие перемены.
Акмеологическая позиция понимается нами как сложная, наиболее устойчивая, интегративная система отношений к тем или иным сторонам действительности, проявляющаяся в поведении, действиях и поступках; рассматривается как система отношений, обеспечивающая ориентацию педагога на достижение вершин в профессиональной деятельности. В качестве показателей акмеологической позиции педагога нами выделяются отношение к профессиональной деятельности, к нововведениям в ней, привлекательность работы для педагога и мотивация на высокие достижения.
Психологическая готовность к профессиональной деятельности педагога понимается нами как внутреннее свойство личности, единство ее мотивационных, познавательных, эмоционально-волевых, рефлексивных проявлений, обеспечивающих успех профессио-
нальной деятельности педагога. Признаками подобной готовности являются отсутствие большого количества затруднений в профессиональной деятельности; наличие способов их преодоления, а также конструктивных стратегий и тактик поведения в ситуациях профессиональных затруднений; развитая рефлексия; удовлетворенность условиями работы; проявления позитивных состояний и таких качеств личности, которые обеспечивают педагогу успешность выполнения педагогической деятельности.
Творческий потенциал педагога как акмеофактор личностно-профессионального развития педагога в условиях модернизации образования понимается нами как составная часть процесса самореализации, готовность и способность личности меняться, преодолевать стереотипы. Его показателями могут выступать самооценка педагогом наличия подобного потенциала у себя, готовность к его реализации и высокий уровень творческой активности.
Таким образом, в условиях модернизации образования возрастают требования к профессионализму и личности педагога, реализация которых возможна при личностно-профессиональном развитии педагога. Существуют факторы, которые могут выступать в качестве акмеофакторов, т.е. в качестве обстоятельств, способствующих личностно-профессиональному развитию педагогов в условиях модернизации образования: ак-меологическая позиция, психологическая готовность к профессиональной деятельности в новых условиях, творческий потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А.Г. Психология в век психологии // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 3-12.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010. М.: АПКиПРО, 2002. 24 с.
3. Вержицкий Г.А., Щеголенкова Е.С., Вержицкая Е.Н. Исследование социально-психологических факторов готовности педагогов к профес-
сиональной деятельности в условиях новой системы оплаты труда // Учитель Кузбасса. 2010. № 2(13). С. 48-54.
4. Петренко А.А. Проблема развития инновационных процессов в российском образовании и кадрового обеспечения его организации в контек-
сте Болонских соглашений // Мир психологии. 2007. № 1. С. 148-155.
5. Акмеология: Учебник. 2-е изд., перераб. / Под общ. ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2006. 424 с.
6. Козлова Н.В. Личностно-профессиональное становление в условиях вузовского образования: акмеориентированный подход: Дис. ... д-ра
психол. наук. Томск, 2008.
7. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк.,
1989. 167 с.
8. МарковаА.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
9. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. 200 с.
10. РоговЕ.И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Владос, 1998. 496 с.
11. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионализма. М.: Изд-во РАГС, 2000. 125 с.
12. Анцыферова Л.И. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. С. 63-64.
13. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. 145 с.
14. МаксимоваВ.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. СПб., 2002.
15. Паутова Л.Е. Акмеологические аспекты созидательной деятельности преподавателя высшей школы // Акмеология. 2008. № 1. С. 22-32.
16. Митина Л.М. Психология развития и здоровья педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. 2005. № 7-8. С. 35-58.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 2 октября 2010 г.