4. Бобылев С.Н. Устойчивое развитие: парадигма для будущего // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 3. С. 107-113.
5. Бобылев С.Н. Экономическая неустойчивость: шанс для «зеленой» экономики //Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2014 год / Под ред. Л.М. Григорьева и С.Н. Бобылева. М.: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2014. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/4758.pdf (дата обращения: 12.10.2017).
6. Кудинов Г. Э., Розенберг Г. С., Юрина В. С. Навстречу «зеленой» экономике: Пути к устойчивому развитию и искоренению бедности. Найроби (Кения); Женева (Швейцария); Москва (Россия): ЮНЕП, 2011. 738 с. // Принципы экологии. 2012. Т. 1. № 4. - С. 42.
7. Захарова Т.В. «Зеленая» экономика как новый курс развития: глобальный и региональный аспект //Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 4 (16). - С. 28-37.
8. Паёми Асосгузори сулху вахдати миллй, Пешвои миллат, Президента Чумхурии Точикистон, мухтарам Эмомалй Рахмон ба Мачлиси Олй аз 28.12. 2023с.
9. Фюкс Р. Зеленая революция: Экономический рост без ущерба для экологии / Пер. с нем. М.: Альпина нонфикшн, 2016. - С. 12-15.
10. UNEP. Глобальный «зеленый» курс. Доклад, 2009. URL: http:// greenlogic.by /content/files/GREENTRANS-PORT/UNEP90-RUS.pdf.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Давлатзода Абдулло Давлат - сардори раёсати корхои тарбиявии Донишгохи давлатии молия ва
и^тисоди Точикистон. Сурога: 734067, Чумхурии Точикистон, шахри Душанбе, кучаи Нахимов 64/14.
Информация об авторе:
Давлатзода Абдулло Давлат - руководитель отдела образовании, Таджикский государственный
финансово-экономический университет. Адрес: 734067, Республика Таджикистан, город Душанбе, улица
Нахимова 64/14.
Information about the author:
Davlatzoda Abdullo Davlat - Head of education department, Tajik State University of Financial Economics.
Address: 734067, Republic of Tajikistan, Dushanbe city, Nakhimov street 64/14.
УДК: 330.3 (575.3)
ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИИ И ПРИМЕНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В ЦЕЛЯХ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
Зоиров Шукрулло Нуралиевич
В статье рассмотрены вопросы, связанные с воздействием институциональных факторов привлечения инвестиции. Изучены институциональные реформы, показаны возможные варианты проведения институциональных реформ для привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны. Также в статье изучен применение опыта зарубежных стран по привлечению инвестиции. Ключевые слова: инвестиции, институциональные факторы, прямые иностранные инвестиции, спрос и предложения инвестиции, финансовые институты, зарубежный опыт.
Для цитирования: Зоиров Ш.Н. Воздействие институциональных факторов на привлечение инвестиции и применение зарубежного опыта в целях улучшения инвестиционного климата / Ш.Н. Зоиров // Финансово-экономический вестник. - 2024. - № 1(40). - С. 237-243.
ТАЪСИРИ ОМИЛХ.ОИ ИНСТИТУТСИОНАЛИИ ЧАЛБИ сармоягузорй ва истифодаи тачрибаи ХОРИЧЙ бо мацсади бе^тарсозии фазой маблаггузорй
Зоиров Шукрулло Нуралиевич
Дар маколаи мазкур масъала^ои бо таъсири омил^ои институтсионалии чалби сармоягузорй алокаманд буда баррасй гардидаанд. Исло^оти институтсионалй омухташуда, варианти имконпазири гузаронидани исло^оти институтсионалй барои чалби сармоягузори мустакими хоричй ба иктисодиёти кишвар нишон дода шудааст. Инчунин дар маколаи мазкур истифодабарии тачрибаи давлат^ои дигар оиди чалби сармоягузорй омухта шудааст.
Калидвожахо: маблаггузорй, омил^ои институтсионалй, сармоягузории мустакими хоричй, такозо ва арзаи сармоягузорй, институт^ои молиявй, тачрибаи чадонй.
IMPACT OF INSTITUTIONAL FACTORS ON ATTRACTING INVESTMENTS AND APPLYING FOREIGN EXPERIENCE TO IMPROVE THE INVESTMENT CLIMATE
Zoirov Shukrullo Nuralievich
The article discusses issues related to the impact of institutional factors in attracting investment. Institutional reforms have been studied and possible options for carrying out institutional reforms to attract foreign direct investment into the country's economy are shown. The article also examines the application of the experience of foreign countries in attracting investment.
Key words: investment, institutional factors, foreign direct investment, supply and demand for investment, financial institutions, foreign experience.
Постановка проблемы. Целью
государственной поддержки является создание благоприятной инвестиционной среды для развития экономики и стимулирование инвесторов к созданию новых производств, обновлению существующих производств с использованием современного оборудования и технологий, сохранению и созданию новых рабочих мест, обеспечению высокого уровня услуги в экономике страны. Также привлечение инвестиций осуществляется уполномоченными органами, утвержденными Правительством Республики Таджикистан.
Анализ последних исследований и публикаций свидетельствует о том, воздействие институциональных факторов на привлечение инвестиции и применение зарубежного опыта в целях улучшения инвестиционного климата стали объектом исследовваний многих отечественных и зарубежных учёных, таких как Климова Е. С., Хидиралиев Р.З., Хофизов Х.А.
Цель статьи - проанализировать воздействие институциональных факторов на привлечение
инвестиции и применение зарубежного опыта в целях улучшения инвестиционного климата
Изложение основного материала. В условиях рыночной экономики одним из основным условием развитие национальной экономики является привлечения инвестиции. Для этого необходимо пересмотреть процесс привлечения инвестиции с учетом новых стимулирующих институциональных принципов и методов. Институциональный подход подразумевает изучения совокупность финансовых предприятий, отраслей и положений обеспечивающие трансформации сбережения в инвестиции посредством предложения сбережения и спрос на инвестиции, а также установление стоимость инвестиционных ресурсов. Слабое развитие финансовых институтов усложняет процесс трансформации сбережения в инвестиции. Финансовые институты являются основополагающим для привлечения и реализация инвестиционных проектов. Сеть финансовых институтов обеспечивают реализацию
инвестиционных процессов на микро и макроуровне.
Вкладчики
Фирма
Зарубежные инвестори
Государства как инвестор
Финансовый рынок
Банковская система
Финансово-кредитные
Рынок ценных бумаг
Получатели инвестиции
Фирмы
Государство
Рисунок 1. -Процесс инвестиции с институциональной позиции
На рынке инвестиции участвуют не только группа институтов: вкладчики, которые умножают свои сбережения, субъекты финансового рынка, которые вложили свои денежные средства для получения прибыли и получатели инвестиции т. е. инвесторы.
В структуре институтов, которые вкладывают свои денежные средства можно включит домашних хозяйств, фирм и иностранных инвесторов. Эти субъекты всегда преследуют свою выгоду от инвестиции в различные отрасли экономики. Домохозяйства и фирмы вкладывают денежные ресурсы для расширения производства и получении прибили. Иностранные инвесторы также имеют одной цели и это получение прибили от вложения капитала. Исходя из этого они направляют свои денежные средства в экономику других стран мира. Одним из стимулирующих факторов инвестиции это вероятный прибил. Для этого инвесторы перед принятием решений анализируют рынок, сопоставляют вероятные потери и прибили и только после этого принимают решения вкладывать в ту или иную отрасль экономики денежные средства. Роль государства важна для привлечения инвестиции. Государства создаёт условия для бизнеса, инвестиционного климата в стране, поощряет или вставить какие-то барьеров для инвесторов. Государства также посредством выпуска ценных бумаг и налоговых поступлений может привлечь денежные средства также она является залогом для привлечения инвесторов (инвестиции) в национальную экономику.
Для более глубокого анализа обратимся к некоторым теоретическим идеям ученых, которые признают важность институциональных факторов в привлечении инвестиции. В своем исследовании В.Т. Рязанов утверждает, что именно неправильное оценка институциональных вопросов становятся причиной неэффективности экономических реформ [6]. Применение институциональных подходов позволить устранить некоторые недостатки неоклассической теории. Неоклассическая теория гласит, что предприниматели направляют (инвестируют) денежные средства с целью получения оптимального размера капитала [3].
В странах где социальные институты имеют слабое развитие подает доверие предпринимателей к государству, поскольку они не могут использовать информацию о рынке целесообразно [1]. В условиях рыночной экономики инвестиционный процесс зависит от функционирования рынка ценных бумаг, который в свою очередь способствует движению инвестиционных ресурсов и получения прибыли. Также инвестиции зависит от финансово-кредитной системы где осуществляется движение капитала и ее превращение в сбережения и инвестиции, формируется спрос на инвестиционные ресурсы. Здесь огромное значение имеют банки и банковская система посредством аккумулирование денежных средств. Однако, в условиях Республики Таджикистан рынок ценных бумаг находится на стадии формирования и слабо функционирует [4]. В таких условиях в Таджикистане вложение в ценных бумаг и увеличение
портфельных инвестиции становится
проблематичным. Коммерческие банки в
Таджикистане не охотно берутся за крупные инвестиционные проекты в связи с вероятными рысками. Они акцентировали внимание на краткосрочные кредиты и микрофинансированием. Другой немаловажный институт, который реально может воздействовать на динамику инвестиции и решение предпринимателей для инвестиции капитала — это налоговая система, налоговые ставки и налоговая политика государства. Налоговые льготы снижение процентной ставки налога может стимулировать экономических субъектов к финансированию и вложения капитала в различные отрасли национальной экономики [7]. В налоговом Кодексе Республики Таджикистан предусмотрены стимулирующие методы для привлечения инвестиции в национальную экономику. Согласно 313 статьи настоящего Кодекса для импорта товаров для собственной необходимости освобождаются от уплаты таможенных пошлин и НДС сроком на 12 лет, со дня регистрации, предприятие которые реализуют полный цикл производства хлопка. Согласно частью 1-9 313 статьи налогового Кодекса Республики Таджикистан предусмотрена налоговые льготы для обработки кожи, меха, шелкопряда и других сырье сельского хозяйства до конечного продукта до 5-лет. Также для ввоза товаров собственной необходимости освобождается от таможенных пошлин новые предприятие занимающиеся промышленной обработкой кожи, меха, сырьё шелкопряда и другими сырьевыми продуктами сельского хозяйства сроком до 5-лет. Согласно 325 статьи настоящего Кодекса субъекты свободных экономических зон и его администрация в рамках функционирования на свободных экономических зонах освобождаются от всех налоговых платежей за исключением налогов, предусмотренных в 2-3 части данной статьи. Данные условия предусмотрены для привлечения инвестиции в СЭЗ и другие регионы страны. На правовом поле Государства с целью привлечение инвестиции даёт стимулирующие льготы предпринимателям и иностранным инвесторам. Несмотря на предоставленные налоговые и таможенные льготы ряд СЭЗ работают не эффективно. Энергетическая отрасль является приоритетным для страны и привлечение инвестиции в этой отрасли также необходимо для развития энергетической системы. В этой связи Правительства страны предоставило некоторые льготы в сфере энергетики генеральным подрядчикам и заказчикам строительство объектов ГЭС на территории Таджикистана. Эти субъекты, занимающиеся строительством ГЭС со дня
регистрации компании до завершения срока сдачи объекта частично или, полностью освобождаются от оплаты налогов на использование автомобильных дорог, налог на прибыл, налог на транспорт, налог на недвижимости, а также социальные налоги для иностранцев которые непосредственно работают в ГЭС согласно статьи 312 Налоговом Кодексе Республики Таджикистан. Также данные льготы зависят от размера инвестиции. Если объем инвестиции значительно больше то и правовое стимулирование также очевидно значительно больше. Согласно статьи 110- налогового Кодекса Республики Таджикистан новые предприятия освобождаются от уплаты налогов сроком:
- на 2 года если инвестиции составляют более 200 тыс. долларов США;
- на 3-гоад если объем инвестиции составляет более 500 тыс. долларов США;
- на 4 года, если объем инвестиции составляет более 2 или 5 млн. долларов США;
- на 5 лет, если сумма инвестиции превышает 5 млн. долларов США.
Из выше приведенных примеров можно сделать вывод, что институциональные факторы в основном правовое стимулирование в значительной мере способствуют улучшению инвестиционного климату в стране. Также, по некоторым оценкам одним из немаловажным институциональным фактором воздействие инвестиции — это срок регистрации субъектов предпринимательства. Данное обстоятельства может ускорит или тормозит процесс привлечения инвестиции в экономику страны.
Закон Республики Таджикистан О «лицензировании отдельных видов деятельности », статье 18 (3) лицензия на осуществление деятельности, исходящей из соглашения о разделе продукции между государством и инвестором выдается без истребования дополнительных документов или материалов и без дополнительных согласований по истечении 30 дней со дня подписания указанного соглашения(в редакции Закона РТ от 18.06.2008г.№399) [2].
Согласно 17 статьи Закона Республики Таджикистан Об инвестиционном соглашении (в редакции Закона РТ от 30.05.2017г.№1435) указано: В дополнение к основным правам и гарантиям инвесторов, отдельные инвестиционные соглашения могут предусматривать следующие особые права, освобождения и льготы инвесторов и инвестиционных проектов: - особый налоговый режим, включая упрощенный режим налогообложения, освобождение инвестора, его подрядчиков и иностранных сотрудников от определенных или всех налогов, иные налоговые льготы, на определенный или весь период
действия инвестиционного соглашения; - особый таможенный режим, включая полное или частичное освобождение от таможенных платежей, упрощенные таможенные процедуры для инвестора, его подрядчиков и иностранных сотрудников на определенный или весь период действия инвестиционного соглашения; - особый режим валютного регулирования и контроля, включая освобождение от обязанности получения лицензии и регистрации для займов и иных форм финансирования, привлекаемых инвестором для целей инвестиционного проекта и для открытия банковских счетов в Республике Таджикистан и за рубежом, для получения займов и иных форм финансирования; - особый режим лицензирования, включая упрощенный режим выдачи, переоформления, продления лицензий, необходимых для реализации инвестиционного проекта, выдачу лицензий на срок, превышающий максимальный срок действия лицензии, предусмотренный
законодательством Республики Таджикистан, полное или частичное освобождение инвестора от оплаты лицензионных сборов и пошлин; - полный или частичный отказ Республики Таджикистан от предусмотренного законодательством Республики Таджикистан преимущественного права на приобретение определенной обязательной части товаров, работ и услуг, производимых и предоставляемых в ходе реализации инвестиционного проекта; - полное или частичное освобождение от применения законодательства Республики Таджикистан в области регулирования цен и тарифов, включая антимонопольное законодательство; - особый или упрощенный визовый режим и иммиграционный контроль для работников и подрядчиков инвестора, освобождение инвестора и его предприятия от обязанности соблюдать квоты для иностранных граждан в ходе реализации инвестиционного проекта [2].
Анализ институциональных факторов стимулирования инвестиции показывает, что Правительства страны заинтересована в привлечение инвестиционных потоков. В этой цели проводятся реформы в законодательстве страны. Не смотря на имеющиеся льгот и привилегии инвесторам до сих пор есть ряд проблем, которых необходимо решить Правительстве в перспективе в целях привлечения дополнительных инвестиции в регионах страны. На наш взгляд для более привлекательности инвестиционного климата необходимо устранит барьеры таких как уставной бонус. Часть денежных средств инвесторов в место того, чтобы направит на реализации инвестиционных проектов изымается государством. Значительная часть правовых
привилегий (льгот) которые предусмотрены для привлечение дополнительных инвестиции в экономику направлены на сокращении издержек инвесторов и получении высокой рентабельности инвестиции. Это и есть целесообразность экономической политики. Потому, что основная цель любого инвестиционного вложения является получение максимально возможного (прибили) дохода [8].
Вероятность получения прибили является неоспоримым фактом одновременно и фактором воздействие на инвестиции. Все предприниматели анализируют вероятность получения выгоды от вложения капитала. В зависимости от
первостепенного значения в анализе инвестиции ее можно рассматривать в двух аспектах:
1. Рынок инвестиционных капиталов;
2. Рынок инвестиционных товаров.
Такой подход определяет двойственный характер инвестиции, которая с одной стороны выступает как ресурс, а с другой стороны, как процесс вложение капитала и определяет особенность инвестиции в условиях рынка. В нынешних условиях инвестиции зависит эффективности инвестиционной политики страны. Для улучшения инвестиционного климата и привлечение дополнительной иностранной инвестиции на наш взгляд необходимо изучит зарубежный опыт в особенности, развитых стран, которые смогли преодолеть барьеры на пути привлечения иностранной инвестиции [11].
Одним из наилучших опытов стран мира в привлечение инвестиции — это опыт Германии которое можно применит относительно экономики Таджикистана. Это страна отправляет представителей фирм на международные встречи предпринимателей, ярмарки, форумы инвесторов что способствует новым потокам инвестиции в экономику данной страны. Они постоянно приглашают представителей иностранных компаний в Германию в целях ознакомление с возможностями страны и его регионов и показывают готовность к сотрудничеству, за счет бюджетных средств отправляют представителей малого и среднего бизнеса для изучения и участие в международных проектах. Этим фирмам предоставляются льготные кредиты по низким процентным ставкам с рассрочкой до 10 лет. Для поддержки малого и среднего бизнеса в Германии принят Закон согласно которому предприниматели могут зарегистрировать свою деятельность (согласно юридическим формам и отраслевой специфики) по интернету. Создана интернет страница по адресу (www. staurotheke.de), которое даёт возможность предпринимателям получит определённые необходимые информации. Опыт
США также является очень богатым и имеет огромное значения для привлечения инвестиции [8]. Комитет по управлению иностранными инвестициями играет важную роль в процессе привлечения инвестиции в экономику данной страны. Он в праве рассматривать те инвестиции, которые имеют важность для экономики страны. В Китае также для привлечения инвестиции сделаны огромные усилия. В Китае процесс привлечения инвестиции связанно с разгосударствлением и приватизации объектов собственности. Правительства страны приватизировал предприятие с низкой рентабельности для того что бы они стали работать и принести прибил собственникам. Но практика показывает, что данное действие привело к увеличению безработицы. Однако эти проблемы били решены по средству проведение экономических реформ и введение ГЧП в инвестиционных проектах. В Казахстане в 2016 году било организована Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан в структуру которого входит ГУ «Комитет по инвестициям» как уполномоченный орган по
инвестициям [8]. С учетом анализа
институциональных аспектов инвестиции и применения зарубежного опыта можно сделать вывод, что несмотря на усилия страны по преодоление некоторых институциональных барьеров в процессе инвестиции остаются проблемы. Анализ показывает, что на пути инвестиции имеется 5- основных факторов негативного воздействия:
-Бюрократия;
-Финансовые риски;
- Налоговая и финансовая система Республики Таджикистан;
-Правовая инфраструктура, уровень ее изменчивости;
- Валютный контроль.
Эти факторы отрицательно влияют на привлечение иностранной инвестиции. Необходимо отметит, что для иностранных инвесторов важны не только налоговые льготы, но и их стабильность, предсказуемость. Поэтому данный вопрос требует комплексного решения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Автономные инвестиции. Неоклассическая концепция. http ://uchebnik.biz/book/401 -makroYekonomika/20-62-avtonomnYe-investicii-neoklassicheskaYa-koncepciYa.html.
2. Закон Республики Таджикистан О «Лицензировании отдельных видов деятельности» (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2004 г., № 5, ст. 348; 2005 г., № 3, ст. 120; 2006 г., № 7, ст. 343; 2007 г., № 6, ст. 433; 2008 г., № 1, ч. 2, ст. 14, № 6, ст. 457, № 10, ст. 816; 2009 г., № 3, ст. 78, № 5, ст. 326, № 9-10, ст. 544; 2010 г., № 12, ч. 1, ст. 821; 2012 г., № 12, ч.1, ст. 1005; 2013 г., № 3, ст. 193, № 11, ст. 787; 2014 г., № 7, ч. 2, ст. 406, ст. 407, № 11, ст. 666; 2015 г., № 3, ст. 206, ст. 213, № 11, ст. 967; 2016 г., № 5, ст. 369, № 7, ст. 631, № 11, ст. 885; 2017 г., № 5, ч. 1, ст. 291;. 2019 г., № 6, ст. 327).
3. Инвестиции в кейнсианской модели — основные моменты экономической теории. http://prostoinvesticii.com/slovar-investora/investicii-v-kejjnsianskojj-modeli-osnovnYe-momentY-ehkonomicheskojj-teorii.html Инвестиционный спрос.
4. Климова, Е. С. Кейнсианская и неоклассическая концепции спроса на инвестиции / Е. С. Климова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39115/ (дата обращения: 01.02.2024).
5. Неоклассический и кейнсианский анализ инвестиций. Модель сбережения — инвестиции (S — I). Парадокс бережливости. http://studopedia.ru/9 216439 investitsionniY-spros-neoklassicheskiY-i-keYnsianskiY-analiz-investitsiY-model-sberezheniYa--investitsii-S--I-paradoks-berezhlivosti.html
6. Рязанов В. Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в 19-20вв. СПБ.: Наука, 1998. С- 166.
7. Спрос на инвестиционные блага. Кейнсианская и неоклассическая концепции спроса на инвестиции. http://velib.com/read book/vechkanova galina rostislavovna-vechkanov grigorijj sergeevich/makroehkonomika kratkijj kurs/glava 3 rrnok tovarov i uslug/33 spros n a investicionnYe blaga kejjnsianskaja i neoklassicheskaja koncepcii sprosa na investicii/ .
8. Хидиралиев Р.З. Тахлили вазъи муосири фаъолияти сармоягузорй ва нацши он дар рушди щтисоди миллй» автореф. Дис. ...номзади илмхои щтисодй: 08.00.10/ Р.З. Хидиралиев.-Душанбе, 2020.-28с.
9. Хофизов Х.А. Основные принципы улучшения инвестиционного обеспечения освоения природно-ресурсного потенциала регионов / Х.А. Хофизов // Вестник Таджикского национального
университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - Душанбе, 2020. - № 10. Част I. - С.189-198.
10. Хофизов Х.А. Эконометрический анализ факторов, влияющих на привлечение прямых иностранных инвестиций / Х.А. Хофизов // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - Душанбе, 2021. - № 2. - С.44-53.
11. Хофизов Х.А. Формирование института доверия как фактора активизации инвестиционной деятельности в регионе / Х.А. Хофизов // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - Душанбе, 2021. - № 3. Часть II. - С. 108-119.
Информация об авторе:
Зоиров Шукрулло Нуралиевич - докторант PHD кафедры государственного и местного управления Таджикского национального университета. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект Рудаки 17. тел: 907747443, Email: [email protected]
Маълумот дар бораи муаллиф:
Зоиров Шукрулло Нуралиевич- докторанти PHD- и кафедраи идоракунии давлатию махалии Донишгохи миллии Точикистон. Сурога: 734025, Ч,умхурии Точикистон, ш. Душанбе, хиёбони Рудакй 17. тел: 907747443, Email: [email protected]
Information about the author:
Zoirov Shukrullo Nuralievich - doctoral student of PHD and the Department of Education and Science of Davlatiu Malalia Donishgoi Milliy Tojikiston. Suroga: 734025, Yumuurii Tojikiston, sh. Dushanbe, hiyoboni Rudaki 17. Tel: 907747443, Email: [email protected]_
УДК: 330.564.2
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДОВ И РОСТА ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Кодирзода Диловар Бахридин
Статья посвящена исследованию факторов и условий дифференциации доходов и уровня благосостояния населения Республики Таджикистан в условиях трансформации социально -экономических отношений. Рассмотрены используемые в экономической литературе различные подходы к определению неравномерности распределения совокупного дохода общества между различными группами населения. На основе обобщения различных подходов к определению уровня и качества жизни населения автором предложен порядок расчета индекса благосостояния на основе системы показателей, характеризующих различные аспекты жизнедеятельности людей и показывающие степень удовлетворения основных потребностей населения. Данный индекс определят основные направления государственной политики развития экономики и решения проблем в социальной сфере.
Ключевые слова: доходы, дифференциация доходов, бедность, благосостояние населения, уровень и качество жизни, потребности населения, расходы домохозяйств, социальные трансферты, денежная компенсация, индекс благосостояния.
Для цитирования: Кодирзода Д.Б. Статистические методы оценки дифференциации доходов и роста общественного благосостояния / Д.Б. Кодирзода // Финансово-экономический вестник. -2024. - № 1(40). - С. 243-253
УСУЛХ.ОИ ОМОРИИ АРЗЁБИИ НОБАРОБАРИИ ДАРОМАДХ.О ВА БАЛАНДБАРДОРИИ НЕКУАХ.ВОЛИИ ЧАМЪИЯТЙ
Кодирзода Диловар Бахридин