А. В. Плющикова
Восприятие как объект исследования естественных и гуманитарных наук
Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии на органы чувств.
Само по себе восприятие - сложное и многогранное явление. Его можно изучать как физиологический процесс, чем занимаются ученые-естественники, а можно рассматривать как чувственное переживание, формирующее те или иные образы, а в итоге картину мира индивидуума.
В рамках естественных наук наиболее продуктивно восприятие изучается начиная с XIX в. За последние два столетия было проведено огромное количество опытов как на животных, так и на человеке, в результате чего сформировались основные теории восприятия.
Главной составляющей восприятия служат ощущения, получаемые при помощи органов чувств. Ощущения, в свою очередь, являются чувственным отображением окружающего пространства. Суть ощущений состоит в приеме и отображении отдельных свойств предмета. Ощущения могут быть тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные.
Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов - раздражителей.
В свою очередь, раздражение вызывает процесс возбуждения, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга.
Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур - анализаторов. Каждый анализатор состоит из: воспринимающей части, трансформирующей внешнюю энергию в нервный процесс, из проводящих путей и из корковых отделов, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей, возникновение соответствующих ощущений станет невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.
При совместной работе органов чувств происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. В результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к целостному отражению предметов или ситуаций.
Однако восприятие - это не только комплекс ощущений: помимо них используется накопленный опыт, происходит осмысление воспринимаемого, то есть включаются память, мышление.
Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов, на основании которых формируются представления о том или ином предмете.
Оценивая любой новый объект, человек прежде устанавливает его сходство с каким-либо другим известным объектом и посредством этого эмоционально-знакомого предмета проясняет для себя свойства нового объекта, раскрывая тем самым содержание последнего.
Но если у одного человека предмет вызовет определенные ассоциации, то у другого, возможно, совершенно иные, новый образ будет
строиться по иной аналогии и, следовательно, конечное впечатление о явлении у двух людей может очень сильно различаться. Отсюда следует вывод, что любое восприятие по своей природе субъективно. Человек, ощущая мир, пропускает его через свои органы чувств, через свои собственные установки, то есть синтез ощущений происходит у каждого в соответствии с его личным мировосприятием. Все зависит от того, что человек готов воспринять, а что нет.
Важным моментом в процессе восприятия является то, каким способом происходит обработка информации. Можно выделить два способа восприятия: рационально-научное, характерное для людей науки, и эмоционально-творческое, обычно присущее творческим личностям.
В первом случае ученый пытается смотреть на мир максимально объективно, его суждения основываются на научных фактах, базирующихся, в свою очередь, на проведенных опытах.
Восприятие мира художником носит совсем иной характер, это более субъективный, творческий подход. Здесь на первый план выступает чувственный момент восприятия без объяснений и анализа.
Если ученый пытается подвести научную базу подо все, что он воспринимает в реальности, то художник следует за возникающими образами, воплощая их в том материале, в котором он работает, будь то звуки, слова, краски или формы.
Можно сказать, что восприятие это сугубо субъективный процесс, в результате которого у каждого человека формируется собственная картина мира, соответствующая его внутреннему миру.
И все же есть какие-то базовые установки восприятия действительности. Так, музыка Моцарта подавляющему большинству кажется радостной и светлой, а Вагнера - тяжелой и давящей; рисунки позднего периода в творчестве Врубеля оставляют впечатление тревоги и беспокойства, а «Утро в сосновом бору» Шишкина вселяет детскую радость и спокойствие.
Интересным моментом в процессе восприятия является такое явление как синестезия - психологическая соотносимость цвета, звука, слова, формы, а также тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений. При этом у большинства людей синестезические
ощущения приблизительно совпадают. Например, нам кажется, что низкие звуковые тона соответствуют темным цветам, а высокие - светлым; резкий звук соответствует цветам из возбуждающего ряда - желтому, светло-красному, глухой тембр соответствует спокойным цветам - синему, зеленому.
Можно сказать, что синестезия обеспечивает связь между ощущениями разных модальностей, разных органов чувств, позволяет инвариантно воспринимать предмет и на основе восприятия одной модальности реконструировать целостный образ.
Данное явление широко используется в языке в виде общеизвестных метафорических сравнений: «серая тоска», «голубая мечта», «бархатный голос», «сердечная речь», «пронзительно звучащий красный цвет».
Наиболее широкое применение синестезия нашла в искусстве. Так, мы говорим об «архитектурности» Баха, «литературности» передвижников, «музыкальности» Бальмонта, «поэтичности» Чайковского; эти определения точно характеризуют стилевые различия творчества разных художников и конструктивные особенности их произведений.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что восприятие сильно зависит от физиологического состояния человека, от того, насколько хорошо функционирует его система анализаторов, а также от отношения к принятой информации и способа ее обработки; от точки зрения человека на мир и его отношения к воспринимаемому предмету. Так, если в картине мира индивида какой-либо предмет отсутствует, то он останется незамеченным и не воспринятым человеком.
Таким образом, процесс восприятия, являясь сложным и многоступенчатым, включает в себя несколько составных частей, относящихся как к сфере естественных, так и к сфере философско-гуманитарных наук.