УДК 659.4; ББК 60.55.74; ГРНТИ 04.51.54; ВАК 10.01.10
Е. Н. Ежова Ставрополь, Россия СИНЕСТЕЗИЯ В СТРУКТУРЕ РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы сенсорно-эмотивной аргументации в структуре креолизованного текста рекламы. Особое внимание уделено синестезии как важнейшему принципу организации сенсорного пространства рекламного текста. В статье определяются потенциально возможные типы синестетического переноса и их функции в медийно-рекламном дискурсе.
Ключевые слова: рекламный текст, сенсорная семантика, синестезия, типы и функции синестетического переноса.
E. N. Yezhova Stavropol, Russia
SYNESTHESIA IN THE STRUCTURE OF THE ADVERTISING TEXT
Summary. The article dwells on the issues of sensory-emotive argumentation in the structure of a creolized advertising text. Special attention is paid to different aspects of synesthesia as an important organizing principle of sensory space in advertising text. The article defines potential types of synesthetic transferences and their functions in the media and advertising discourse.
Key words: advertising text, touch semantics, synesthesia, types and functions of synesthetic transfer.
Моделирование реальности в мире рекламы происходит на основе
принципов парадигматизации и сакрализации объектов вещного мира,
в котором человек занимает свое место как субъект потребления, и его
единственная свобода - это свобода владеть вещами. Подобно тому, как
71
время объективируется в цепи событий, пространство существует, наделяется жизненным ритмом в силу взаимной соотнесенности наполняющих его вещей. В мире рекламы вещь оказывается первичной, она делает осмысленным представление о пространстве как месте для вещи и о времени как свойстве вещи, здесь вещи не только конституируют пространство через задание его границ, но и организуют его структурно, выстраивая иерархию частей целого, придавая ему значимость и значение, т. е. семантизируя его.
Это объясняет установку рекламистов на создание целостного образа
вещи в ее качественном, фактурном проявлении. Ж. В. Пименова,
рассматривая эстетическое содержание танцевального образа в контексте
рекламы, отмечает, что «образ всегда является результатом
художественного вымысла. Он субъективен, эмоционально насыщен и
чувственно наполнен» [Пименова 2015: 73]. Использование в структуре
рекламного текста техник сенсорно-эмотивной аргументации, наряду
с рациональной, мотивировано установкой производителей рекламы
репрезентировать образ во всем спектре сенсорных ощущений и тем
самым перенести гедонистические ощущения, вызванные проходящей
по различным перцептивным каналам информацией, на восприятие
рекламируемого товара: «Варнел Сенсейшн Жасмин - кондиционер для
белья - подарит вам свежий аромат чарующего цветения жасмина»,
«Крема Натурель Ботанике. Красота, которую дарит природа...
Чудодейственные масла плодов манго и виноградных косточек,
экстракты банана, эвкалипта, ромашки и магического ореха -
настоящий тропический коктейль для вашей кожи». По мысли
Дж. Уильямсона, техника рекламы состоит в создании корреляции между
чувствами, ощущениями и рекламируемой продукцией [Williamson 1983].
Причем следует отметить, что сенсорная информация аккумулируется не
только на рациональном и эмоциональном уровнях сознания, формируя
целостные полимодальные представления о предметах и явлениях, но и
72
воздействует посредством межсенсорной, межчувственной ассоциации на сферу подсознания, что является условием усиления сенсорной мотивации и, как следствие, побуждения к определенному действию. Хотя, как отмечают исследователи, «усиление сенсорного воздействия может вызвать пресыщение стимуляцией и, как следствие, поведение, направленное на ограничение, защиту организма от активирующих воздействий», т. е. психическую сопротивляемость человека рекламному воздействию, контрсуггестию [Давтян 2005: 172].
Сущностным параметром семиотической организации рекламного текста является его креолизованность, или полисемиотичность, т. е. конструируемость на основе синтеза гетерогенных знаковых систем: вербальной и визуальной (реклама в печатных СМИ, наружная реклама, рекламная полиграфическая продукция и т. п.), вербальной и аудиальной (радиореклама), вербальной, аудиальной и визуальной (телевизионная реклама). Интернет-реклама характеризуется параметром мультимедийности, коррелирующим с представлением о поликодовом тексте. Под мультимедийностью в данном случае понимается одновременное использование различных форм представления информации (вербальной, аудиальной, визуальной, анимационной и др.), а также возможность интерактивного взаимодействия с ней.
Ресурсы любого канала медийно-рекламной коммуникации непосредственно связаны с актуализацией только двух перцептивных модусов: визуального и акустического (в т. ч. вербально-акустического). В этом смысле визуальный и акустический слои рекламы призваны выполнять в рекламном тексте компенсаторную функцию, восполняя ущербность любого медийного канала в передаче целостного образа во всем спектре сенсорных ощущений, в том числе связанных с тремя незадействованными модусами: осязательным, обонятельным, вкусовым.
Рекламист создает образы, предназначенные не столько для
восприятия, сколько для активизации прошлого опыта человека.
73
Н. В. Шеляпин, рассматривая механизмы стереотипизации в сфере рекламной и PR деятельности, отмечает, что эффективное воздействие образа на целевую аудиторию достигается за счет его опоры на уже имеющийся опыт: картины детства, привычная музыка, хорошо известные личности (артисты, музыканты, спортсмены), эмоционально положительно окрашенные сюжеты из повседневной жизни и т. д. [Шеляпин 2015: 94]. Большую роль в этом процессе играет активизация сенсорных механизмов памяти [Кохтев 1997: 45].
Важнейшими модусами в организации рекламной картины мира являются зрение и слух. Эти два модуса в наибольшей степени связаны не только с перцептивным освоением мира, но и с ментальными операциями (отождествлением, таксономией, интерпретацией и т. п.) и интуитивным постижением сущности вещи или явления. По выражению Э. Гуссерля, для «схватывания сущности вполне достаточно «наиболее всеобщих сущностных различений, например цвета и звука... Представляется, что в них уже вполне (выделено автором. - Э. Г.) дано наиболее всеобщее, род (цвет вообще, звук вообще), но не различение» [Гуссерль 1996: 59]. В этой связи Л. О. Чернейко отмечает, что «разум, основывающийся на выводах и доводах рассудка, обрабатывающего данные чувственных восприятий, ощущений, способен моделировать неизвестное, снова прибегая к чувству, запечатленному в памяти - к сенсорным образцам [Чернейко 1997: 178].
В русской культуре с начала ХХ века складывается, по выражению
М. Маяцкого, «визуальная парадигма» [Маяцкий 1994: 50]. Это связано,
в первую очередь, с доминирующим положением зрения в «иерархии»
чувств, так как поступающая через зрение информация не сводится к цвету
и свету, даже к формам, чувству расстояния, плотности. Она гораздо
богаче. В нее включены процедуры узнавания, классификации,
интерпретации, установления каузальных и иных связей [Арутюнова 1988:
114]. Зрительное восприятие - наиболее «опредмеченное»,
объективированное восприятие человека. Именно поэтому оно имеет очень
74
большое значение для познания и для практического действия. Поэтому в русском языке глаголы зрительного восприятия чаще развивают когнитивные смыслы (узреть суть, увидеть смысл), нежели другие перцептивные глаголы. Возможна, однако, и другая языковая ситуация. А. Вежбицкая приводит данные этнолога Х. Холпайка, свидетельствующие о частом использовании «примитивными» культурами предикатов слуха для обозначения ментальных процессов [Вежбицкая 1996: 113]. Н. Д. Арутюнова отмечает, что в грузинском языке когнитивные смыслы ассоциируются преимущественно со слуховым восприятием [Арутюнова 1988: 114].
Слуховое восприятие, в отличие от зрительного, в русской культуре связано прежде всего с интуитивным, иррациональным, духовным освоением мира. В рекламной картине мира слух становится органом, исключительно чувствительным к внутренней динамике материального мира; объектом слухового восприятия становятся минимальные, не воспринимаемые человеческим ухом звучания, связанные с идеей внутреннего движения материи. Воспринимаемый слухом бесплотный временной процесс приводит слушателя в соприкосновение с невидимым, недостижимым для других органов чувств, которое ассоциируется со сферой духовного.
Звук в рекламной картине мира становится очень важен как актуализатор его органической связи с объектом звучания, к примеру, звук падающего в стакан льда актуализирует картину наслаждения от охлаждающего напитка. В этом смысле звучанию придается экзистенциально-онтологический статус: звучание вещи является высшим доказательством ее существования: звучит - значит существует.
В культурной традиции зрение и слух связываются
с противоположными психологическими установками: созерцания и
действия. А. Ф. Лосев выделяет два типа мироощущения: тип «зрительных
устремлений сознания», которому свойственны «уравновешиваемое
75
действие», логика и спокойствие, множество красок и пластических элементов, и тип «слуховых устремлений сознания», который «идет от глубины, а не с поверхности, перспективен, иррационален; отражает внутреннее движение души». Эти типы А. Ф. Лосев соотносит с аполлоническим и дионисийским началами в искусстве [Лосев 1995: 624]. Наблюдения в области когнитивной психологии совмещаются с этой идеей: звук информирует нас о происходящих событиях; в то время как зрение и осязание позволяют нам исследовать стационарную среду, слух сообщает нам о движении и изменении [Степанов 1985: 23].
Это объясняет тот факт, что в рекламном тексте модусы зрения и
слуха связаны с репрезентацией не только объектов вещного мира, но и
таких ментальных феноменов, как пространство и время. В. Топоров
отмечает, что для зрительно-цветовых знаков важнее пространственное
измерение (во многих классификациях существуют стандартные
соответствия между цветами и разными частями пространства, иногда
представляемого в виде элементов; такие схемы существуют как
в архаичных традициях, так и в опытах Нового времени, ср. у Альберти:
серый - земля, зеленый - вода, синий - воздух, красный - огонь),
а временное измерение особенно существенно для знаков слухового типа
[Топоров 2004: 104]. Организация рекламной картины мира коррелирует
с традициями культуры: визуальные знаки в наибольшей степени
способны передавать информацию о пространственных соотношениях
между предметами; акустические знаки прежде всего связаны с идеей
времени: интершум позволяет передать ощущение погруженности
в происходящие события, создать эффект присутствия во времени; музыка
может ассоциироваться с той или иной временно-исторической
реальностью. Несомненным представляется и тот факт, что в структуре
рекламного текста определенный цвет может ассоциироваться
со временем: прошлое представляется в монохромной гамме или
приглушенных, размытых цветах, настоящее и будущее, как правило,
76
полихромно; фактура звучания может создавать иллюзию глубины пространства, его перспективы. По выражению музыковеда Г. Орлова, тембр привязан к определенным координатам, например, четкие, резкие звуки ассоциируются с близкими объектами; туманные, расплывчатые -с дальними [Орлов 1992: 284].
Несмотря на очевидное доминирование модусов зрения и слуха,
чрезвычайно значимой для организации рекламного текста оказывается и
актуализация ощущений осязания, обоняния и вкуса, непосредственно не
связанная с каналами рекламной коммуникации. Ассоциативная
активизация тактильных ощущений в рекламном тексте связана прежде
всего с удовлетворением гедонистических потребностей человека
в релаксации и наслаждениях («Мыло «Люкс». Прекрасное ощущение,
будто кто-то ласкает мою кожу»). Активизация обонятельных и
вкусовых ощущений в рекламе не ограничивается чисто сенсорным
опытом. По выражению К. Леви-Строса, «...запахи не только
воспринимаются носом. Они образуют форму коммуникации,
вовлекающую все тело» [Леви-Строс 2000: 162]. Рекламный аромат - это
принадлежность к определённому социальному статусу или имиджу
(например, в выборе сигарет или парфюма). Определенный продукт
в рекламе, наделённый вкусовыми характеристиками, - это уже не просто
торт или сок, это идеальный мир, созданный для потребителя - со смехом,
улыбками или солнцем. Вкус и запах - это атрибуты не реального мира,
а собираемой в сознании модели этого мира - картины мира человека.
Запахи и вкусы включают в себя, как замечает К. Леви-Строс, все то, что
можно было бы назвать «атмосферой», - неопределённое ощущение
притягательности, отвращения или страха [Леви-Строс 2000]. Знаковый
эффект аромата, вкуса - и в буквальном, и в переносном смысле -
атмосфера эпохи: у каждого времени года есть свой запах, у каждого
возраста, у культуры. По словам культуролога О. Вайнштейна, запахи
связаны с человеческим телом, с работой интуиции, памяти и
77
воображения, это то измерение, в котором скрыты мегабайты значимой информации. Вот, например, запах ладана настраивает людей мистически, а серая амбра разжигает страсти, алоэ исцеляет душу от меланхолии [Вайнштейн 2001].
Ориентация медийно-рекламного текста на создание качественного, фактурного, «овеществленного» пространства влечет за собой использование синестезии, которая приобретает в рекламном дискурсе статус особого, уникального способа видения вещного мира - способа, позволяющего через актуализацию различных перцептивных каналов стимулировать ассоциативное мышление потребителя, вызвать наиболее сильные эмоциональные реакции и тем самым воздействовать на его мотивационную сферу. Синестезия как когнитивный феномен и языковая универсалия отражает существующий параллелизм между различными сенсорными ощущениями и основана на идее скрещивания модусов сенсориума. А. Лурия назвал синестезию интермодальным явлением, то есть переносом качеств одной модальности на другую [Лурия 2007: 106108]. Ученые рассматривают синестезию как особый вид переноса наименования на основе ассоциации между значениями, специфика этого переноса заключается в том, что «два значения в данном случае соотносятся с ощущениями, расположенными на двух различных уровнях чувствительности (сенсориума)» [Воронин 1986: 71].
Синестезия считается одним из основных механизмов воздействия на сенсорную сферу человека, его подсознание. Одновременное апеллирование к разным модусам перцепции (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) способно актуализировать как контактные (осязательные, вкусовые), так и дистантные (зрительные, слуховые) ощущения человека. И этот фактор оказывается очень значимым в организации рекламного сообщения.
В процессе синестезии на подсознательном уровне происходит
взаимосвязь разномодальных характеристик предметов и явлений
78
действительности, то есть тех их сторон и свойств, которые участвуют непосредственно в самом акте перцепции, осуществляемом комплексом пяти разнородных сенсорных систем - зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием (некоторые исследователи, например, американский ученый Дж. Уильямсон, выделяют шестой модус перцепции - чувство пространства, т. е. гравитационного притяжения [Williamson 1983]). Компонентами этих взаимосвязей могут выступать не только экстероцептивные («внешние чувства»), но и интероцептивные («внутренние чувства»).
Параметры синестетических конструкций зависят от направления переноса. Используя операциональную для многих областей науки модель графа, определим потенциально возможные типы синестетического переноса в структуре медийно-рекламного дискурса. Количество двунаправленных синестетических переносов будет определяться формулой, определяющей количество ребер полного графа: n (n - 1)/2, где n - количество вершин полного графа (в нашем случае модусов сенсориума). Таким образом, в пятичленном графе 10 ребер - в нашем случае речь идет о 10 типах двунаправленных синестетических переносов. Продемонстрируем реализацию всех этих типов синестезии в структуре рекламного дискурса:
Тип 1:
зрительно-слуховая синестезия («цветной слух», синопсия) («Варнел Сенсейшн Жасмин для деликатных вещей. Услышь цвет и почувствуй свежесть своего белья»);
слухо-зрительная («Радио «Романтика». Разноцветные мелодии вашей юности»).
Тип 2:
зрительно-осязательная синестезия («Тени Shiseido! Мир сочных оттенков завораживает. Питает живительной влагой. Поражает
яркостью воображение. Увлекает смелой красотой»);
79
осязательно-зрительная («Новый тональный крем «10 Hour Sleep Effect» - тональный крем с содержанием активного концентрата витаминов, который снимает следы усталости и улучшает цвет лица. Твоя кожа свежая и сияющая даже после очень короткой ночи»).
Тип 3:
зрительно-обонятельная («Spa-маникюр. Солнечная энергия цитрусовых в лифтинговой системе»);
обонятельно-зрительная («Roshas. Новый аромат Aqua Woman. Вы почувствуете аромат прозрачной морской свежести и благородных цветов»).
Тип 4:
зрительно-вкусовая («L 'Oreal Shine delicieux - губная помада: губы яркие и сочные, как мякоть фруктов»);
вкусо-зрительная («Сыр Oltermanni - вкусный кусочек солнца»).
Тип 5:
слухо-осязательная («Audi Q7: Он появляется на дороге мягко, как дикий зверь. Он атлетичен и быстр. И город провожает его миллионами взглядов... Он способен показать, что такое настоящая энергия движения»);
осязательно-слуховая («Великолепный Nescafe Gold, будоражащий, крепкий и пронзительный, как морской ветер, свободный и дерзкий, как сердце всадника, сердце, в котором живет мечта. Nescafe Gold. Мечты с продолжением»).
Тип 6:
слухо-обонятельная («Журнал TV-парк. Финская полиграфия. А запах! Запах сплетен кино и телевидения»);
обонятельно-слуховая («NOA! Еще насыщеннее. Новое созвучие драгоценных древесных нот).
Тип 7:
слухо-вкусовая («Рондо» - конфеты из натуральной мяты для свежего дыхания. Свежее дыхание облегчает понимание»;
вкусо-слуховая («Новый Липтон Зеленый чай со вкусом мяты. Прохладные нотки мяты в зеленом чае»).
Тип 8:
осязательно-обонятельная («Faberlik. Легкая текстура, тающая на коже, приятный аромат и ощущение свежести»);
обонятельно-осязательная («Desnuda Emanuel Ungaro. Прикосновение аромата»; «Духи MEXX Touch. Растапливая лед»).
Тип 9:
осязательно-вкусовая («Крема «Натурелъ Ботанике». Красота, которую дарит природа... Чудодейственные масла плодов манго и виноградных косточек, экстракты банана, эвкалипта, ромашки и магического ореха — настоящий тропический коктейль для вашей кожи»);
вкусо-осязательная («Такой же тающий, такой же роскошный, такой же обволакивающий. Это может быть только шоколад Dove. Dove - Шелковый шоколад»).
Тип 10:
обонятельно-вкусовая («Молочко для тела от Nivea Body. Аромат спелых фруктов»);
вкусо-обонятельная («Сухарики «Три корочки» - новый неповторимый вкус «Душистый укроп»).
Наложение одной модальности на другую вызывает смысловую
диффузность и резонанс чувственного восприятия и способствует
рождению целостного образа, данного в единстве полимодальных
ощущений и эмоций: «Последний аромат от Fendi - воплощение нового
фирменного стиля: сверкающие нотки сицилийского мандарина и
нежные оттенки гардении в сочетании с бархатными тонами
сандалового дерева создают ощущение элегантности и роскоши» -
81
«включение» и синтез цветовых ощущений (сверкающие нотки), тактильных (бархатные тона), вкусовых (мандарин), обонятельных (сандаловое дерево), звуковых (нотки, тона) создает запоминающийся образ в сознании потребителя.
Однако следует заметить, что при синестезии возможен не только резонанс, но и нейтрализация сенсорной семантики: «Сыр Oltermanni -вкусный кусочек солнца» - вкусо-зрительный тип синестезии, «Аромат красоты в капле духов Camay», «Аромат экзотических стран в кофе «Жокей» - обонятельно-зрительный тип синестезии; «Конфеты Да Винчи - вкус божественной мелодии» - вкусо-слуховой тип синестезии. В рекламе журнала «TV-парк» («Финская полиграфия. А запах! Запах сплетен кино и телевидения») актуализация и одновременно нейтрализация сенсорной семантики является нетипичной, поскольку в рекламе периодического издания типичным было бы указание на его информационные качества или оформление журнала.
Телеканал «Рен ТВ», проведя ребрендинг, представил новый лозунг «Самый сок телеэфира», акцентируя внимание на прямом значении слова «сок» - напиток из фруктов (а не на контекстуально обусловленном значении словосочетания «самый сок» - «самое лучшее»), что ярко иллюстрируют визуальный ряд рекламной кампании телеканала: апельсиновый сок выжимают прямо из телевизора, или сок льётся на зрителя из экрана. Эффективность такого типа синестезии обусловлена тем, что она позволяет включить воображение, творческий потенциал мышления, приносит удовлетворение в новизне ощущений.
Синестезия по своей психофизиологической природе -
межчувственная ассоциация, являющаяся проявлением метафорического
мышления, которое базируется на механизме ассоциаций.
Межчувственный перенос, синестетическое сравнение, как и любое
сопоставление «по сходству», - это операция мышления. Только
мышление в данном случае осуществляется не выходя за рамки сенсорно-
82
чувственной сферы, то есть относится к сфере невербального, чувственно-образного мышления. А. Н. Леонтьев говорил, что мир соткан не из света, цвета, вибраций, тепла и холода: он выступает в этих свойствах лишь в процессе познания человеком. Мир осознается не как комплексы ощущений, а как действительность, передающая себя, говорящая о себе на языке этих сенсорных модальностей [Леонтьев 2000].
Активизация какого-либо модуса сенсориума может вызывать не только ассоциации, связанные с иной сферой чувственности, но и эмоциональные реакции, определенное мироощущение, порождая феномен синестемии (соощущение+соэмоция). «Комплексное, многоканальное восприятие сообщения затрагивает эмоциональную сферу получателя сообщения. Восприятие текстовой информации смыкается с фоновыми знаниями..., обрастает дополнительными смыслами» [Быкова 2011:99 ]. Так, в рекламе жевательной резинки Eclipse («Ледяная свежесть обжигающей близости») сочетание вкусовых, тактильных и температурных ощущений сопровождается эмоциями чувственности и страсти; в рекламе драже Skittles («Skittles - радуга фруктовых ароматов») сочетание вкусовых, зрительных, обонятельных ощущений сопровождается эмоциями радости; в рекламе губной помады Shine delicious (губы яркие и сочные, как мякотъ фруктов) сочетание вкусовых, зрительных, осязательных ощущений вызывает эмоции чувственности и наслаждения. Синестезия может проникать и в сферу рационального, являясь основой порождения абстрактных синестетических ассоциаций, например, цвет может ассоциироваться с временем (Конфеты «Рафаэлло» - сладкое мгновение удовольствия, облаченное в кокосовые хлопья с миндальным сердечком внутри - момент истинного чувства. Не нужно слов - подари «Рафаэлло»). Таким образом, синестезия является системным когнитивным механизмом, в основе которого лежит процесс эмоционально-рационального обобщения.
Синестезия является, как отмечалось выше, не только языковым
феноменом, но и может реализовываться на стыке различных
семиотических систем, когда при раздражении одного или нескольких
органов чувств ассоциативно активизируются сенсорные ощущения,
связанные с иной перцептивной сферой, и эмоциональные реакции. Этот
ассоциативный механизм активно используется в гетерогенных рекламных
текстах, которые в определенном смысле оказываются ограниченными в
передаче осязательной, обонятельной и вкусовой информации. Именно
на стыке семиотических систем воздействие синестезии на человека
проявляется в полной мере; происходит так называемый процесс
интеракции - коммуникации между человеком и каналом информации.
В печатной рекламе визуальные средства (визуализированный образ, цвет,
шрифт, композиционно-пространственное решение и пр.) и семантика
вербального ряда способны актуализировать все четыре
незадействованные сферы чувственности. В радийной коммуникации
акустические сигналы (звучащее слово с определенной интонацией,
тембром, паузированием и другими просодическими средствами звукового
дизайна; интершум; музыкальный ряд) направлены прежде всего
на визуализацию образов, а также репрезентацию других сфер
чувственности (осязательной, обонятельной, вкусовой). В наиболее полной
мере синтез отдельных областей сенсорной выразительности достигается
в телевизионной рекламе, где визуальная и вербально-акустическая
информация могут не только скрещиваться между собой, но и
актуализировать осязательные, обонятельные и вкусовые ощущения,
порождая целостность восприятия образа. Как считал С. Эйзенштейн,
органический синтез зрительно-звуковых элементов при создании
полифонического экранного образа базируется на синестетике, то есть
«на способности сводить воедино все разнообразные ощущения,
приносимые из разных областей разными органами чувств» [Эйзенштейн
1964: 336]. Именно слухозрительный контрапункт, слухозрительная
84
полифония обеспечивает тот уровень органической целостности, который определяет способность новых аудиовизуальных искусств к саморазвитию.
Литература
Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.
Быкова Е. В. Многоканальность модульного мемориального текста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. №130. С. 96-101.
Ванштейн О. Грамматика ароматов. Одеколон и «Шанель № 5» // Иностранная литература. 2001. № 8. С. 260-273.
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
Воронин С. В. Синестезия в языке: аналитический обзор подходов к проблеме // Лингвистические исследования. М., 1986. С. 68-74.
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии // Язык и интеллект. М., 1996. С. 14-95.
Давтян А. А. Роль эмоций в процессе рекламного воздействия на потребителей // Вестник Воронежского государственного ун-та. 2005. № 2. С. 170-181.
Кохтев Н. Н. Реклама: искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов. М., 1997.
Леви-Строс К. Путь масок. М., 2000.
Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.
Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.
Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. СПб., 2007.
Маяцкий М. Некоторые подходы к проблеме визуальности в русской философии // Логос. Философско-литературный журнал. 1995. № 6. 1994. С. 47-77.
Орлов Г. Древо музыки. Вашингтон-СПб., 1992.
Пименова Ж. В. Эстетика танцевального образа в рекламной коммуникации // Российская школа связей с общественностью: ежегодный альманах. Вып. 7. «Профессиональная коммуникация в современном мире: история и перспективы». Москва, 2015. С. 72-84.
Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.
Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 1. Теория и некоторые частные ее приложения. М., 2004.
Чернейко Л. О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М., 1997.
Шеляпин Н. В. Специфика стереотипизации в PR-деятельности // Российская школа связей с общественностью: ежегодный альманах. Москва, 2015. С. 84-99.
Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. В 6 т. Т.3. М., 1964.
Williamson J. Decoding Adverticements. Ideology and Meaning in Advertising.London, 1983.
Сведения об авторе:
Ежова Елена Николаевна, доктор филологических наук, заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью Северо-Кавказского федерального университета.
Yezhova Elena Nikolaevna, Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of Advertising and Public Relations North-Caucasus Federal University.