Научная статья на тему 'Воспитательный процесс в вузе как система'

Воспитательный процесс в вузе как система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2506
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КУРАТОР / ТЬЮТОР / ВУЗ / EDUCATION / PEDAGOGICAL PROCESS / SYSTEM APPROACH / TUTOR / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гафурова Наталья Владимировна, Бугаева Татьяна Петровна

В статье рассмотрен системный подход к воспитательному процессу в вузе. Авторы обосновывают необходимость выбора главного элемента воспитательной системы. Эта позиция позволит исследователям и практикам ориентироваться на данный подход при построении воспитательной системы современного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гафурова Наталья Владимировна, Бугаева Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System approach to pedagogical process

The article looks at the system approach to pedagogical process in higher educational institution. Sufficient number of practical examples is given. The authors argue that the choice of the main element of pedagogical system depends on the stage of its development. Detailed presentation of the viewpoint can help researches and experts to use the given approach in developing pedagogical system in modern university.

Текст научной работы на тему «Воспитательный процесс в вузе как система»

3. Цит. по: Юферова Я. Прямая речь // Рос-

сийская газета. 2008. 30 мая.

4. Цит. по: Аргументы и факты. 2008. № 41.

5. См.: Вестник образования. 2008. 10 октября.

6. Куликов В. В тюрьму успеется // Россий-

ская газета. 2009. 25 марта.

7. См.: Российская газета. 2008. 10 октября.

8. См.: Бердникова Н. Шпаргалка для родите-

лей // Российская газета. Прикамье. 2007. 16 ноября.

9. См.: Костиков В. От улыбки станет весе-

лей? // Аргументы и факты. 2008. № 17.

10. См.: Добрынина Е. Ты чего такой бедный? // Российская газета. 2008. 19 сентября. С. 12.

11. Вузовские вести. 2005. № 24.

12. Покровский Н.Е. Российское общество на путях глобализации // Человек и современный мир. М.: ИНФРА-М, 2002.

ANTIPIEV A.G. HUMANIZATION AND HUMANITARIZATION OF MODERN EDUCATION: CURRENT STATE AND PROBLEMS

The article strongly defends the model of humanization and humanitarization of higher professional education. The author argues that fundamental change in educational system is possible on the basis of humanization and humanitarization of the whole social sphere. Keywords: humanization, humanitarization, humanitarian culture, humanistic sphere.

Н.В. ГАФУРОВА, профессор Т.П. БУГАЕВА, доцент Сибирский федеральный университет

Воспитательный процесс в вузе как система

В статье рассмотрен системный подход к воспитательному процессу в вузе. Авторы обосновывают необходимость выбора главного элемента воспитательной системы. Эта позиция позволит исследователям и практикам ориентироваться на данный подход при построении воспитательной системы современного вуза.

Ключевые слова: воспитание, системный подход, куратор, тьютор, вуз.

Системный подход - это направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы. Термин «подход » говорит о том, что эта методология не дает конкретного решения проблемы в определенной предметной области, а является средством переформулирования проблемы, позволяющим увидеть объекты в свете их целостности, комплексности, сложности, структуры и функций, организации, управления и т. д., то есть задающим новую организацию материала, подлежащего исследованию [1]-Системный подход трактует любые процессы как совокупность взаимосвязанных функционирующих элементов, имеющих цель, ресурсы для ее достижения, связь с внешней средой и т. д. Так, Н.М. Борытко обосновывает необходимость си-

стемного подхода к воспитанию, понимая под воспитательным процессом совокупность последовательных действий для достижения желаемого результата. Он приходит к выводу, что рассмотрение воспитания именно как системы дает возможность выявить структуру и динамику изменения его основных элементов [2].

Воспитание как педагогический феномен изучается наукой с начала 1970-х гг. Сегодня создана целостная концепция воспитательной системы. Среди ее авторов Л.И. Новикова, В.А. Караковский, А.М. Сидоркин, Н.Л. Селиванова и др. Согласно исследованиям этих авторов, воспитательная система - это форма интеграции воспитательных взаимодействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели сориентированы с целя-

Обсуждаем проблему

103

ми воспитанников и обеспечена реализация задач воспитания в специально организованных условиях. Воспитание как процесс выступает в виде упорядоченной взаимосвязи и последовательной смены стадий, этапов, периодов изменения состояния каждого из элементов системы воспитания и всей системы в целом в образовательном пространстве вуза.

Таким образом, между понятиями «воспитательная система» и «воспитательный процесс» в науке установлена взаимосвязь. С одной стороны, сама воспитательная система создается и развивается, с другой - она выступает в качестве фактора процесса решения воспитательных задач.

Главный признаквоспитательной системы - ее упорядоченность. Нужно иметь в виду, что эта упорядоченность может иметь различную природу. Так, она может преследовать не столько цели гуманистического развития личности, сколько соблюдение формальных правил администрирования и т. п. Очень часто в вузах именно формальный и административный порядок, а не личностно-ориентированное взаимодействие становится главным инструментом «воспитания».Воспитательная система как социально-педагогический объект упорядочена не только относительно собственно педагогических целей, связанных с процессом воспитания студента, но и относительно целей самого студента, направленных на удовлетворение его актуальных потребностей, и, что самое главное, эти цели должны быть взаимно сориентированы. К сожалению, современный воспитательный процесс в вузе редко предполагает такую координацию, в нем практически отсутствуют механизмы ее реализации.

Для описания объекта как системы необходимо и достаточно выполнить следующие действия: выделить входящие в нее элементы, которые, в свою очередь, могут быть системными объектами; определить структуру их взаимосвязей и взаимозависимостей внутри системы (а также структурные связи системы как целого с элемен-

тами внешней для нее среды, т.е. функции системы); выделить системообразующий элемент, несущий основную функциональную нагрузку системы, объединяющий систему в целое (в качестве такового в воспитательных системах, как правило, выступает цель, что присуще всем социальным системам); выделить системные свойства объекта (к ним относятся: изменение свойств входящих в систему элементов, наполнение их новым содержанием, возникновение у системы новых, интегративных (или целостных) свойств, не присущих ни одному элементу в отдельности, восполнение системой в целом свойств или функций недостающих элементов) [3].

На основании исследований Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Ю.П. Сокольникова, В.А. Караковского и других ученых можно сказать, что воспитательная система вуза имеет сложную структуру, компонентами которой являются цели, т.е. совокупность идей, для реализации которых система создается; деятельность, обеспечивающая их реализацию; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, созданная и освоенная субъектами; управление, обеспечивающее объединение компонентов в целостную систему и развитие этой системы [см.: 4, 5, 6].

Особое место в воспитательной системе занимает цель. В.А. Сластенин подчеркивает, что воспитательная работа не является прямым выполнением цели, так как последняя недостижима в ограниченной временными рамками организационной форме. В воспитательной работе, по его мнению, можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на достижение цели. Цель воспитания, как правило, задается извне; в ней формулируется его стратегическая социальная функция. В.П. Беспалько рассматривает цель в качестве системообразующего элемента педагогической систе-

мы. Причем цель может выполнять эту роль только при условии ее четкой формулировки - такой, «которая допускала бы однозначную диагностику и вполне определенные возможности для принятия оптимальных решений» [3].

Воспитательная система создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности, при этом испытывая с их стороны неоднозначное отношение. Так, преподаватели вуза могут занимать самые разные, подчас полярные позиции в вопросах воспитания. Одни осуществляют педагогическое сопровождение студентов в различных учебных и жизненных ситуациях, считая это своим долгом. Другие прибегают к воспитательным воздействиям в от-дельныхслучаях, какправило, в виде «чтения морали», призывов к участию и т.д., считая, что этого достаточно, чтобы студент воспринял предъявленный образец поведения как норму. Третьи вообще не считают необходимым оказывать воспитательное влияние, осуществляя его лишь опосредованно, в ходе учебного процесса.

Сегодня субъектами воспитательной системы вуза становятся родители, активно включающиеся в вузовскую жизнь своих детей. Большинство родителей студентов младших курсов готовы стать участниками воспитательного процесса. Поэтому для построения системы воспитания актуален вопрос: готов ли вуз использовать этот потенциал в системе воспитания?

Ключевым субъектом воспитательной системы вуза, естественно, является студент. К сожалению, его отношение к воспитательному процессу оставляет желать лучшего. Более того, часто оно имеет негативный оттенок, принесенный из школы. Многочисленные примеры показывают, что активно вовлекаемые в различные воспитательные мероприятия студенты порой так и не вырабатывают ценностное отношение к действительности, не присваивают социально оправданные образцы жизнедеятельности, относясь формально и декларативно к собственному участию в этой работе.

Поэтому система воспитательной работы в вузе должна быть направлена прежде всего на «выращивание » ее субъектов.

Здесь уместно отметить и кадровую неготовность вузов к разработке и реализации системного подхода в области воспитания. Психолого-педагогическая безграмотность в этом направлении, как правило, компенсируется за счет личностного ресурса отдельных преподавателей, сотрудников или администраторов. Такое положение и приводит к тому, что, согласно отчетным документам, показатели воспитательной работы выполнены, а ожидаемый от них воспитательный эффект равен нулю.

Среди разнообразных видов деятельности в воспитательной системе вуза необходимо выделить те, которые могут быть системообразующими. Деятельность становится системообразующей, если в ее организации испытывают потребность все субъекты воспитательной системы и если она связывает учебную и внеучебную работу в целостный педагогический процесс. Не всякая совместная деятельность является системообразующей - она должна быть творческой и личностно значимой, порождать отношения особого рода, которые и определяют ее воспитательный потенциал.

Примером такой деятельности, по нашему мнению, является кураторство или тьюторство. Потребность всех субъектов в нем очевидна. С помощью кураторов преподаватели-предметники решают ряд педагогических проблем - организационных и психологических; администрация реализует управленческие решения по работе со студентами; сотрудники, организующие внеучебную деятельность, получают возможность эффективного организационного и информационного воздействия; благодаря им студенты получают педагогическое сопровождение и поддержку; родители имеют своевременную информацию о проблемах их ребенка-студента. Деятельность куратора (тьютора), по существу, интегрирует учебную и внеучебную жизнь

Обсуждаем проблему

105

группы. Она организуется на принципах ситуативной педагогики, что невозможно без педагогического творчества. Значимость такой деятельности должна быть очевидна как для куратора, так и для студента: без этого реализация педагогической поддержки немыслима.

Воспитательная система - развивающийся феномен. Источником ее развития является разрешение противоречия между нарастающей упорядоченностью системы (процессом интеграции) и тенденцией к нарастанию независимости ее различных элементов (процессом дезинтеграции). На разных этапах развития воспитательной системы позитивным процессом может стать как интеграция, так и дезинтеграция. Противоречие между интеграцией и дезинтеграцией конкретизируется, на наш взгляд, в противоречии между системой и личностью. Так, противоречие между советской системой воспитательной работы в вузе и изменившимися запросами преподавателей и студентов двадцать лет назад запускало и реализовывало процессы де-зинтергации. Бездуховность общественного уклада и духовные потребности преподавателей и молодежи пяти-семилетней давности стимулировали процессы интеграции оставшихся «осколков» системы воспитания и создания ее новых элементов.

Личность - активный участник создания системы, но, создав систему, он должен ей подчиняться. То есть человек подчиняется, по сути, той системе, которую творит сам. Поэтому развитие воспитательной системы есть условие развития личности. Этот тезис должен быть фундаментом развития воспитательной системы вуза. Кроме того, соответствующая деятельность должна выступить при этом в качестве механизма формирования субъектной позиции всех участников воспитательной системы.

Процессы интеграции создают благоприятные условия для социальной адаптации; напротив, дезинтеграционные явления в системе стимулируют процессы социаль-

ной автономизации студента и преподавателя. Не стоит удивляться поэтому претензиям, которые предъявляет наша молодежь обществу. Общество, активно поощряя в последние два десятилетия процессы разрушения сложившихся социальных ценностей, получило слабо социализированное поколение и преподавателей вузов, не желающих заниматься воспитательной работой.

В развитии воспитательной системы в педагогике выделяют несколько этапов [4]. Главной характеристикой воспитательной системы на этапе становления является стремление к упорядоченности. Согласно современным требованиям к организации этого процесса в вузе разрабатывается концепция воспитательной работы, основные положения которой должны быть приняты всем коллективом вуза. В ней должны быть системно представлены не только принципы и приоритетные направления, но и системообразующие виды деятельности, формы их организации. Это происходит далеко не всегда, и в результате воспитательное влияние реализуется фрагментарно и бессистемно. На этапе становления цель воспитательной системы выполняет интегрирующую и ориентирующую роль.

На этапе стабильного развития воспитательной системы продолжается упорядочение всех процессов. Ведущей становится коллективная деятельность. Формируется общественное мнение, дезинтеграци-онные явления проявляются слабее. В настоящее время такой этап проходят вузы с сохранившимися традициями, сильной корпоративной культурой. Здесь системообразующим элементом может выступать и цель, и студенческий коллектив на старших курсах, и учебно-познавательная деятельность.

Этап кризисного развития системы характеризуется усилением дезинтеграци-онных явлений, связанных с поиском нового. Причины таких явлений: дефицит новизны, усталость, стремление к инновациям. Такой этап в последнее десятилетие

приходилось переживать каждому вузу страны. При этом кризис воспитательной системы заканчивается по-разному:

- изменением ведущего вида деятельности и восстановлением системообразующих связей;

- созданием на базе прежней системы новой, включающей определенные ценности и традиции своей предшественницы, но основанной на другом типе системообразующих связей;

- развалом воспитательной системы, распадом системообразующих связей.

На этапе кризиса системообразующим элементом может быть коллектив учащихся или преподавателей, способных изменить цель, организовать деятельность, создать новые связи.

В.А. Караковский выделяет две группы критериев, по которым можно оценить развитость воспитательной системы. Первая группа - это критерии факта, позволяющие ответить на вопрос, есть ли воспитательная система. Об этом могут свидетельствовать упорядоченность жизнедеятельности вуза, наличие сложившегося единого коллектива, единство воспитательных воздействий и т.д. Вторая группа -критерии качества, отвечающие на вопрос, каков уровень развития воспитательной системы и ее эффективность. К ним относятся степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, общий психологический климат, стиль отношений в кол-

лективе, самочувствие студентов и преподавателей, внутренний комфорт, уровень воспитанности выпускников. Если первый критерий удовлетворяется достаточно просто, то второй четко зафиксировать даже через косвенные показатели весьма сложно. Системообразующий элемент воспитательной системы здесь может быть использован как «лакмусовая бумажка» для определения степени развитости самой системы.

Литература

1. См.: Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. З91 с.

2. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. Волгоград: Перемена, 2000. 225 с.

3. См.: Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Советская педагогика. 1990. № 7. С. 59-б0.

4. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 199б. 1б0 с.

5. Новикова Л.И., Сидоркин A.M. Воспитательная система // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 199З.

6. СокольниковЮ.П. Системный подход к воспитанию школьников. М.: Прометей, 1990. 90 с.

GAFUROVA N.V., BUGAEVA T.P. SYSTEM APPROACH TO PEDAGOGICAL PROCESS

The article looks at the system approach to pedagogical process in higher educational institution. Sufficient number of practical examples is given. The authors argue that the choice of the main element of pedagogical system depends on the stage of its development. Detailed presentation of the viewpoint can help researches and experts to use the given approach in developing pedagogical system in modern university.

Keywords: education, pedagogical process, system approach, tutor, university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.