педагогические науки
Дмитриева Елена Юрьевна, Полуянова Лариса Альбертовна ВОЗМОЖНОСТИ ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА ...
УДК 378.1
ВОЗМОЖНОСТИ ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
© 2017
Дмитриева Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и психолого-педагогических дисциплин Полуянова Лариса Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и психолого-педагогических дисциплин Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, ул. Ленина, д.69; e-mail: [email protected])
Аннотация. Модернизация современной системы образования связана с изменением и совершенствованием потребностей общества. Современный выпускник университета должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему обществом. В соответствии с основными положениями федеральных государственных стандартов образования образовательная система должна стать открытой культурно-образовательной средой университета, приоритетным направлением которой является формирование субъектной позиции студентов как социальной группы в реализации личных, государственных и общественных интересов. Воспитательная система вуза как открытое образовательное пространство имеет множество педагогических возможностей для развития будущего профессионала, а в частности для профессионального самоопределения студента. Раскрывая педагогические возможности открытого пространства воспитательной системы вуза в формировании профессионального самоопределения студентов, авторы статьи раскрывают определения понятий «воспитательная система вуза», «открытое образовательное пространство», «профессиональное самоопределение студентов». В статье описан опыт организации воспитательного процесса Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Челябинск). В статье выделены подходы и принципы организации воспитательной работы университета. Определяя основные направления воспитательной деятельности в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете, авторы описывают некоторые формы воспитательной работы для формирования профессионального самоопределения студентов, для становления студента как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий.
Ключевые слова: воспитательная система вуза, педагогические возможности, открытое образовательное пространство, открытое пространство воспитательной системы, профессиональное самоопределение студентов
THE OPPORTUNITIES OF OPEN SPHERE OF UNIVERSITY EDUCATIONAL SYSTEM IN THE FORMATION OF STUDENTS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
© 2017
Dmitriyeva Yelena Yuriyevna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department
of technology and psycho-pedagogical disciplines Poluyanova Larisa Albertovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department
of technology and psycho-pedagogical disciplines South Ural State Humanitarian Pedagogic University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin st., 69; e-mail: [email protected])
Abstract. The modernization of education of today's education system caused by the changing and improving needs of society. The modern university graduate needs to meet the requirements imposed on him by society. In accordance with the basic provisions of Russian State Educational Standards the educational system must become an open cultural and educational sphere of the university, the priority of which is formation of subject position of students as a social group in the implementation of personal, state and public interests. The educational system of the university as open educational sphere as many pedagogical possibilities for the formation of the future professional, and in particular to the professional self-determination of the student. Opening pedagogical possibilities of open sphere of educational system formation of students' professional self-determination, the authors of the article reveal the definition of next terms - "educational system of the university," "open educational sphere", "professional self-determination of students." The article describes the experience of organization of educational process of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk). The article determined a methods and principles of organization of university educational work and the main directions of the educational activities in the South Ural State Humanitarian Pedagogical University/ The authors describe some forms of educational work for the formation of professional self-determination of students and for the formation of a student as a subject of professional activity, for capable of self-development, for design and transform their actions.
Keywords: educational university system, educational opportunities, educational open sphere, open sphere, educational system professional self-determination of students.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Происходящие изменения в системе образования приводят к переосмыслению содержания, сущности, целей обучения и воспитания. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения призывают выстраивать субъектные отношения в открытом образовательном пространстве. Под открытым образовательным пространством мы подразумеваем создание таких условий, при реализации которых, обучающемуся предоставлена возможность самостоятельно определять собственную позицию, проектировать собственный способ и стратегию действия. Открытое образовательное пространство, ориентированное на развитие потенциала личности предусматривает организацию сетевого взаимодействия процесса образования, в результате реализации которого происходит обмен и распространение инновационных наработок [1]._
В контексте модернизации системы высшего образования основным ориентиром высшей школы является подготовка современного конкурентоспособного специалиста в условиях социокультурных изменений, обусловленных действием факторов социально-экономического развития страны и региона. В соответствии с требованиями ФГОС в открытом культурном и образовательном пространстве вуза приоритетной задачей становится формирование субъектной позиции студентов как социальной группы в реализации собственных, государственных и общественных интересов [2]. На наш взгляд, современный образовательный процесс университета должен характеризоваться неразрывной связью обучения и воспитания, определяющей качество подготовки специалистов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразре-
Dmitriyeva Yelena Yuriyevna, Poluyanova Larisa Albertovna pedagogical
THE OPPORTUNITIES OF OPEN SPHERE OF UNIVERSITY ... sciences
шенных раньше частей общей проблемы.
В настоящее время проблема воспитания студенческой молодежи становится особенно актуальной в связи с трансформацией системы ценностей в обществе. Вопросы социально-воспитательного аспекта профессионального образования рассматривали Е.В. Богданова, Н.Н. Киселев, С.Г. Разуваев, Т.А. Ромм, А.И. Тимонин [3-10] и др. Особенностям теории воспитательной системы посвящены труды Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой [11;12] и др.
Под воспитательной системой вуза мы, вслед за Л.И. Новиковой, понимаем систему взаимодействия основных компонентов воспитания в университетской среде: субъектов, целей, содержания и способов деятельности в университете [11].
Вопросы профессионального самоопределения в психолого-педагогической науке рассматривали М.Ф. Гинзбург, Э. Ф.Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. И. Митина, Н. С. Пряжников [13-18] и др.
Формирование целей статьи (постановка задания). В статье представлен анализ возмоностей воспитательной системы Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета в аспекте формирования профессионального самоопределения студентов.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В настоящее время имеется бесценный опыт воспитательной деятельности у многих образовательных учреждений. В Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете (далее ЮУрГГПУ) накоплен большой опыт воспитательной деятельности со студентами. Система воспитательной работы вуза основана на следующих подходах: аксиологический, деятельностный, личностно-ориентированный, системно-целевой, компетентностный. Система подходов к воспитанию базируется на современных педагогических принципах: гуманизации, субъект-субъектного взаимодействия, культуросообразности, демократизма, толерантности, индивидуализации, социально-профессиональной ориентации.
Отметим, что ЮУрГГПУ сегодня является центром подготовки квалифицированных педагогических кадров для динамично развивающейся системы образования Южного Урала и близлежащих регионов и стран. Главными ценностями университета являются: развитие, ответственность за грядущие поколения, академические свободы, практикоориентированность, профессионализм, востребованность обществом. В этой связи необходимым условием реализации воспитательной модели в университете является создание особой социокультурной среды университета, в которой студент, являясь субъектом образовательного процесса, понимает личностную значимость своей деятельности и приобретаемого опыта, оценивает их значение, осознает свое участие в социально-значимой деятельности.
Организация воспитательной деятельности происходит на четырех уровнях - индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа со студентом; работа по группам; общевузовском, состоящем из организации общевузовских массовых мероприятий, проводимых по основным направлениям воспитательной деятельности в соответствии с планом работы на учебный год; и четвертый уровень - участие студентов в городских, межрегиональных, всероссийских и международных молодежных проектах и конкурсах.
Большое внимание в ЮУрГГПУ уделено гражданско-правовому и патриотическому воспитанию, формированию духовно-нравственных и культурно-эстетических ценностей студентов. Приоритетными направлениями воспитательной деятельности также являются: формирование мотивации на здоровый образ жизни; развитие интеллектуального потенциала студентов, научно-исследовательской активности; развитие обще-306
ственной активности студентов и самоуправления; поддержка молодежных инициатив; формирование готовности к профессиональной деятельности; построению карьеры и эффективного самопродвижению на рынке труда; содействие трудоустройству и профессиональной социализации студентов; социально значимая деятельность и студенческое добровольчество; психолого-педагогическая поддержка студентов, содействие адаптации студентов первого курса; досуговая деятельность студентов и т.д. Воспитательная деятельность со студентами осуществляется через образовательный процесс и организацию внеучебного процесса; разработку и выполнение комплексных целевых программ по направлениям воспитательной деятельности, планов работы на уровне кафедры, факультета, университета, Управления воспитательной работы; организацию мероприятий по приоритетным направлениям воспитательной деятельности; ежегодную оценку качества и эффективности процесса воспитания. Для реализации воспитательной модели используются педагогические, административно-организационные, информационные, материально-технические, финансовые ресурсы, а также потенциал кафедр, факультетов, институтов и структурных подразделений университета.
Говоря о профессиональном самоопределении студентов, мы подразумеваем процесс становления личности студента в профессиональной и социальной среде.
Как мы видим из вышеперечисленных направлений воспитательной деятельности в университете одной из основных задач организации открытого воспитательного пространства является психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения.
Управление воспитательной работы планирует, организовывает и контролирует проведение воспитательных мероприятий. Мероприятия имеют культурную, социально-значимую направленность.
Существенный вклад в создание открытого воспитательного пространства университета вносят кураторы студенческих групп вуза, направляющие студента в разрешении трудностей, создающие благоприятный микроклимат группы для личностного и профессионального самоопределения. Кураторы работают с индивидуальными образовательными маршрутами студентов, оказывают содействие в раскрытии личностного потенциала и самореализации студентов. Построение индивидуального образовательного маршрута студента с учетом его способностей и интересов. Образовательное пространство, созданное университетом - организация учебной (занятия по расписанию и факультативы, выбранные с учетом интереса, организация конкурсов грантов, конкурсов научно-исследовательских работ и помощь преподавателей в участии таких конкурсов, написание научных статей на темы по интересу студента, встреч с интересными людьми по выбранной профессии, тренинги и т.д.) и внеучебной деятельности (организация мероприятий, в которых студент развивает личностные и профессионально-значимые качества) все это создает условия для вовлечения студентов в процесс саморазвития. На первоначальном этапе происходит введение в профессию, студент конкретней узнает о выбранной профессии, погружается в студенческую жизнь, здесь же выявляются и анализируются его образовательные и личностные запросы и потребности [19]. Проводятся семинары-тренинги для формирования специальных профессиональных компетенций. Вся работа построена для создания мотивации обучения. Кураторы оказывают помощь в адаптации к образовательному процессу в вузе.
В вузе, на факультетах, работают тьюторы, например, на естественно-технологическом факультете - это студенты старших курсов, основная задача которых - помощь в самоопределение студентов факультета, помощь в решении проблем, связанных с проблемами учебы, некоторыми проблемами адаптации в вузе первокурсникам. Тьюторы являются, в своем роде, помощни-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Дмитриева Елена Юрьевна, Полуянова Лариса Альбертовна ВОЗМОЖНОСТИ ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА ...
ками кураторов.
Одним из структурных подразделений ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета является музейный комплекс, в состав которого входят: музей истории вуза, музеи истории факультетов, а также музеи разных профилей. Значительную помощь в решении проблемы формирования профессионального самоопределения будущих учителей оказывает музейный комплекс, который выполняет важную функцию социализации личности студента и обладает только ему присущими особенностями воспитательного воздействия на молодежь. Опираясь на многолетний опыт работы, с уверенностью можно сказать, что музейный комплекс, являясь одним из важнейших элементов воспитательной системы, активно участвует в эффективной организации воспитательной работы со студентами [20]. Экскурсии, беседы в музее являются средством стимулирования студентов к размышлению о профессиональных нормах и общественных ценностях.
Сегодня музеи комплекса ставят перед собой цель формирования гражданско-патриотической, духовно-нравственной позиции у будущего специалиста, располагая для этого необходимой воспитательной базой: содержательными экспозициями, музейными фондами и т.д. Формирование личностных качеств у студентов, их профессиональной компетентности происходит посредством использования различных форм работы. Приведем некоторые из них: обзорные и тематические экскурсии для первокурсников и гостей вуза (факультета): «История становления и развития вуза (факультета)», «Традиции вуза (факультета)», «Наш вуз (факультет) в годы Великой Отечественной войны», «Фронтовики вуза (факультета)», «Почетные доктора наук вуза (факультета)», «Основные научные направления кафедр факультета» и др.; лекции: «Воспитательная система современной школы», «История развития системы образования Челябинской области» и др.; практические занятия: «Музей в системе нравственного воспитания будущего учителя», «Воспитательный потенциал вузовского музея» и др.; поисковые задания: «Воспитательная система школы: традиции, педагогические находки, пути развития», «Творческий портрет учителя - выпускника нашего факультета», сочинение-эссе «Мои педагогические находки»; Уроки памяти «Никто не забыт, ничто не забыто», проекты-презентации «По страницам памяти»; творческие вечера «По дорогам войны» и др. [21].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления
Итак, по нашему убеждению, основным средством эффективной организации открытого воспитательного пространства в университете является открытая воспитательная система, представляющая собой интеграцию субъектов деятельности, ее целей, воспитательного воздействия, отношений, среды, управления, интегрирующего компоненты в целостную систему и обеспечивающего ее развитие. Подчеркнем, что личностное включение студентов в открытую воспитательную систему вуза ведет к формированию социально значимых качеств личности студента, его ценностных ориентаций, создает условия для становления личности специалиста в среде университета, а также способствует повышению уровня профессиональной подготовки будущих педагогов к осуществлению воспитательной работы с подрастающим поколением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Демцура С.С. Сетевое взаимодействие в образовании // Академия профессионального образования. 2017. № 3 (69). - С. 7-10.
2. Демцура С.С. Экономика знания как стратегическая цель модернизации российской экономики //Наука ЮУрГУ: сборник трудов 67-ой научной конференции. Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2015. - С. 612-620.
3. Богданова Е. В. Педагогический потенциал волонтерской деятельности в формировании субъектной позиции студентов / Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. -№1-2. -С. 219-222.
4. Киселев Н. Н. Гуманитарные технологии в учебно-воспитательном процессе института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ, как средство снижения дезадаптации студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 1. - С.190-196.
5. Киселева Е. В., Киселев Н. Н. Модель воспитания: сущностные характеристики, вузовская специфика // Вопросы воспитания. - 2013 - № 3(16). - С. 22-26.
6. Разуваев С. Г. Социализация современного студенчества как теоретическая проблема // Сибирский педагогический журнал. -2013. -№ 3. - С. 63-66.
7. Ромм Т. А., Богданова Е. В., Хлытина О. М. Совершенствование и развитие профессиональной педагогической школы: сборник материалов по итогам проведенного исследования. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - 128 с.
8. Ромм Т.А. Стандартизация воспитания в высшем профессиональном педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. 2013. №5. - С. 89-93.
9. Сидоркин А. М. Социальное воспитание в гонке образований// Сибирский педагогический журнал. -2013. -№ 2. - С. 16-20.
10. Тимонин А. И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное// Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. -Т. 18. №. 1. -С. 55-58.
11. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем - Москва: Педагогическое общество России, 2000. - 253 с.
12. Селиванова Н. Л. Воспитательное пространство вуза как перспективная модель воспитания. // Вопросы воспитания. -2013 -№ 3(16). - С. 5-8.
13. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии. 1988. -№ 2. - С. 19-26.
14. Зеер Э. Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с.
15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2004. - 304 с. - 2004
16. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
17. Митина Л. М. Психология личностно-профессио-нального развития субъектов образования. -М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. - 376 с.
18. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.; Воронеж, 1997
19. Дмитриева Е.Ю. Особенности подготовки будущих учителей в учреждениях высшего образования в современных условиях // Экономика образования и управление образованием: современные научные исследования и разработки сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». 2016. - С. 137-142.
20. Полуянова Л.А. Подготовка будущего учителя к воспитательной деятельности средствами музейного комплекса вуза: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Челябинск, 2006.
Dmitriyeva Yelena Yuriyevna, Poluyanova Larisa Albertovna THE OPPORTUNITIES OF OPEN SPHERE OF UNIVERSITY ..
pedagogical sciences
- 177с.
21. Полуянова Л.А. Возможности современного музея вуза в реализации компетентностного подхода // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XVI международной научно-практической конференции Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s.r.o., 2016. - С. 202-203.
Статья поступила в редакцию 18.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
308
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)