Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование кураторской деятельности как системообразующей в воспитательной системе вуза'

Теоретическое обоснование кураторской деятельности как системообразующей в воспитательной системе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / CURATORIAL WORK / SYSTEM-FORMING ACTIVITIES / TUTORIAL SYSTEM / TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гафурова Наталья Владимировна, Бугаева Татьяна Петровна

В статье представлено теоретическое обоснование организационно-педагогических условий, реализация которых в воспитательной системе технического вуза обеспечит кураторскую деятельность системообразующими функциями. Обоснование системообразующих функций кураторской деятельности проведено с опорой на теоретические положения системного подхода. Авторами расширено представление о выборе системообразующей деятельности в условиях кризиса и становления воспитательной системы вуза. Разверну тое представление этой позиции может быть полезным для исследователей и практиков при построении воспитательной системы современного технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical explanation of curatorial work like system-forming activities in tutorial system of university

The article presents theoretical explanation of organizational and pedagogical terms, realizing which in tutorial system of technical university will provide curatorial work with system-forming functions. Explanation of system-forming functions of curatorial work is made according to theoretical proposition of system approach. Authors widen the conception of choosing systemforming activities under crisis and establishment of tutorial system in university. Detailed presentation of this point of view may be useful for researchers and practitioner while building tutorial system of modern technical university.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование кураторской деятельности как системообразующей в воспитательной системе вуза»

УДК 37.01

Наталья Владимировна Гафурова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального обучения Сибирского федерального университета, [email protected], Красноярск

Татьяна Петровна Бугаева

Доцент кафедры высшей математики Сибирского федерального университета, [email protected], Красноярск

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА

Natalya Vladimirovna Gafurova

Doctor pedagogical, professor ofProfessional Education Pedagogy department of Siberian Federal University, [email protected], Krasnoyarsk

Tatyana Petrovna Bugaeva

Associate professor of Higher Mathematics department of Siberian Federal University, [email protected], Krasnoyarsk

THEORETICAL EXPLANATION OF CURATORIAL WORK LIKE SYSTEM-FORMING ACTIVITIES IN TUTORIAL SYSTEM OF UNIVERSITY

В современных педагогических исследованиях в качестве основополагающего методологического подхода рассматривается системный подход. Тем не менее, актуальность выбора данного подхода в научном исследовании, посвященном воспитанию в вузе, в настоящее время обусловлена несколькими причинами:

- социально-экономической ситуацией в нашей стране и обращением на уровне государства и высшего образовательного учреждения к воспитательному процессу;

- воспитательной работой в высшей школе, как слабо изученной областью педагогической науки, в том числе в техническом вузе, обусловленной специфическими особенностями его профиля.

Существенные перемены в социальном, политическом и экономическом укладе страны отразились на воспитательных системах вузов и привели к тому, что в настоящее время:

- создались необходимые условия для смены цели воспитания, что согласно системному подходу, вводит воспитательную систему в новый цикл жизни, определяя этапы кризисного развития и становления;

- изменились субъектный состав и личностные характеристики всех субъектов воспитательной системы в вузе, определяющие, по какому пути пойдет развитие системы (интеграции или дезинтеграции);

- изменилась социально-экономическая среда вуза, механизмы его внутреннего управления, в том числе и воспитательными процессами.

Таким образом, в последние десятилетия воспитательная система вузов переживает кризис, определенный противоречиями между целями, механизмами их реализации и новыми условиями общественного развития, новыми характеристиками субъектов воспитательной системы вуза.

В таких условиях решение задач, связанных с профессиональным «выращиванием» будущих конкурентно способных специалистов, вузы относят к собственной компетенции и вырабатывают механизмы осуществления педагогической, социальной, психологической поддержки студенческой молодежи. По нашему мнению такая поддержка будет оптимальной при ведущей кураторской деятельности в воспитательной системе вуза.

Обоснование системообразующих функций кураторской деятельности проведем с опорой на теоретические положения о системообразующем элементе, как доминирующем компоненте воспитательной системы, и требованиям к системообразующей деятельности.

Системообразующий элемент - это компонент системы, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных компонентов и жизнеспособность системы в целом, ее направленность и характеристики.

Подход к выбору системообразующего элемента воспитательной системы с точки зрения теории воспитательной системы неоднозначен. Так одни авторы к системообразующему элементу воспитательной системы относят цель, другие - ученический коллектив, третьи - познавательную деятельность. Учитывая, что воспитательная система вуза реализуется через разнообразные виды деятельности, в логике научного исследования считаем необходимым, выделить те из них, которые являются или могут быть системообразующими на этапах кризиса и становления.

Согласно теории системного подхода, деятельность становится системообразующей, если:

- в ее организации испытывают потребность все субъекты воспитательной системы;

- она связывает в целостный педагогический процесс учебную и внеучеб-ную работу;

- она творческая и личностно-значимая для всех субъектов воспитания.

Рассмотрим возможность кураторской деятельности удовлетворить этим требованиям с позиции теории системного подхода:

• В организации кураторской деятельности испытывают потребность все субъекты воспитательной системы.

Потребность всех субъектов воспитательной системы в кураторской деятельности актуальна:

- преподаватели - предметники решают с помощью куратора ряд проблем, от организационных до психологических;

- администрация вуза реализует управленческие решения по работе со студентами;

- сотрудники, организующие внеучебную деятельность, получают возможность эффективного организационного и информационного воздействия;

- студенты получают педагогическое сопровождение и поддержку;

- родители востребуют своевременную информацию и содействие в решении проблем их ребенка - студента.

• Кураторская деятельность связывает в целостный педагогический процесс учебную и внеучебную работу. Учитывая спектр функциональных обязанностей куратора, он, априори, интегрирует учебную и внеучебную жизнь студента и группы.

• Кураторская деятельность должна быть творческой и личностнозначимой. Деятельность кураторов организуется в рамках ситуативной педагогики, что не возможно без педагогического творчества. Личностная значимость такой деятельности обоюдна, т. е. как для куратора, так и для студента.

Таким образом, кураторская деятельность удовлетворяет всем требованиям к системообразующему элементу с позиции системного подхода.

Рассмотрим необходимые условия для кураторской деятельности как системообразующего элемента на этапах кризиса и становления воспитательной системы.

Согласно гипотезе нашего исследования, кураторская деятельность будет системообразующей на этапах кризиса и становления воспитательной системы, если выполнены следующие организационно-педагогические условия:

- педагогическое сообщество вуза включено в процесс выработки и «принятия» новой общей воспитательной цели;

- воспитательная система является многокомпонентной, многофункциональной и многообразной, элементы системы находятся во взаимосвязи и взаимовлиянии;

- осуществляется формирование профессионально-педагогической компетентности куратора;

- системообразующие функции кураторской деятельности закреплены в организационно - нормативных условиях воспитательной системы вуза.

Организационно-педагогические условия, по нашему мнению, являются необходимыми для обоснования кураторской деятельности, как системообразующей, в условиях этапов кризиса и становления воспитательной системы технического вуза, поскольку их выполнение способствует обеспечению на практике воспитательных целей, стоящих перед вузом.

Остановимся подробно на рассмотрении каждого организационно-педагогического условия в отдельности.

• Кураторская деятельность в техническом вузе будет системообразующей, если педагогическое сообщество вуза включено в процесс выработки и «принятия» новой общей воспитательной цели.

С точки зрения системного подхода переход воспитательной системы вуза с кризисного этапа на этап становления совершается через интеграционные процессы. С учетом характеристик кризисного этапа воспитательной системы - это процессы определения новой цели и изменения системообразующих связей.

Согласно нормативным документам по воспитательной работе, в вузе цель воспитательной системы декларируется в Концепции по воспитательной работе, утвержденной Ученым советом. Такая цель определяется некоторой группой разработчиков в кризисном этапе развития системы. На этом этапе цель не может быть системообразующим элементом, так как необходим период ее «принятия» многочисленным составом субъектов воспитательной системы. Процесс «принятия» цели воспитания возможен в деятельности всех субъектов воспитательной системы на этапе ее становления.

Процесс «принятия» целей, продекларированных в Концепции, происходит через согласование их с целями самих субъектов системы воспитания вуза. Для продуктивности этого процесса необходим специальный механизм, стимулирующий деятельность субъектов по отношению к воспитательной системе. Таким механизмом может выступить кураторская деятельность, вовлекающая в процесс «принятия» целей системы всех субъектов воспитательной системы.

Таким образом, кризисный этап развития воспитательной системы вуза перейдет в этап развития системы, в случае процесса «принятия» субъектами системы новой цели. Механизмом, обеспечивающим такой процесс, является кураторская деятельность.

• Кураторская деятельность в техническом вузе будет системообразующей, если воспитательная система является многокомпонентной, многофункциональной и многообразной, компоненты которой находятся во взаимосвязи и взаимовлиянии.

С позиции системного подхода воспитательная система вуза является многокомпонентной. Компоненты системы и связи между ними создают свойства системы, её сущностные характеристики. Создание, укрепление и корректировка связей между компонентами системы должны обеспечивать ее целостность. С точки зрения практики реализации воспитательной системы вуза, это часто не принимаемое положение, так как именно в масштабах вузовских учебных заведений воспитательная работа не редко строится как бессистемный набор многообразных воспитательных средств и деятельности, без единоначалия, взаимосвязи и взаимовлияния. Последствия такой реализации воспитательной работы в вузе известны. Многократные примеры показывают, что активное вовлечение студентов в различные

воспитательные процедуры не стимулирует у них выработку ценностного отношения к действительности. Студенты не присваивают предъявляемые им образцы жизнедеятельности, относясь формально и декларативно к собственному участию в этой работе, опираясь чаще на внешние мотивы. Такое положение приводит к тому, что, согласно отчетным документам, показатели воспитательной работы в учебном заведении выполнены, а ожидаемый воспитательный эффект, обратен заданному. Поэтому, при построении воспитательной системы в вузе необходимо запустить механизм, позволяющий скоординировать и согласовать между собой многочисленные элементы системы, установить эффективное взаимодействие между ними. Результатом такого взаимодействия станет согласование целей личности студента и самой воспитательной системы. В логике нашего исследования, на этапе становления воспитательной системы, в качестве такого механизма выступает кураторская деятельность.

В педагогике категории, связанные воспитанием, относят к многообразным и многофункциональным, начиная от многообразия целей, моделей, парадигм и т.д. Так, многообразие, как характеристика педагогического процесса, проявляется в многообразии содержания, позволяющем учесть интересы, наклонности и способности, многообразие видов деятельности, в которых учащийся может проявить и развить себя [1].

Под многообразием и многофункциональностью воспитания мы понимаем многообразие, многовариантность учебных и воспитательных задач, разнообразие содержания и видов воспитательной деятельности, неоднозначность проявления закономерностей присвоения воспитуемыми норм и ценностей воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей и множества других факторов, включая взаимоотношения студентов друг с другом, с преподавателями, обстановку в аудитории и др.

Многообразие проблем воспитания, его многофункциональность в условиях дидактико-коммуникативной среды вуза требует многообразия воспитательной среды. Содержательная часть этого многообразия должна включать вопросы и проблемы, исходящие из личностного опыта учащихся, при решении которых формируется собственный смысл деятельности, а диалог (полилог) выступает фактором актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. Многообразие функций личности обеспечивает решение различных проблем студентов в повседневной, профессиональной, социальной жизни; достижение различных важных целей; решение сложных задач в различных ситуациях [2].

Воспитательная среда в логике нашего исследования является элементом воспитательной системы. Остановимся на тех ее характеристиках, которые обеспечивают на этапах кризисного развития и становления кураторскую деятельность как системообразующую в воспитательной системе.

Исходя из цели воспитательной системы и задач, приводящих к ее реализации, требованием к воспитательной среде является наличие условий, обеспечивающих выполнение этих задач. Это означает, что воспитательная

среда должна быть адекватна многообразию задач воспитательной системы, а значит многообразной.

Функции воспитательного воздействия, обеспеченные многообразием и многофункциональностью воспитательной среды могут реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями [3].

Учитывая это, кураторская деятельность достигает своих целей в ходе работы со всеми сферами личности студентов и преподавателей. Она обеспечивает достижение целей именно многообразие воспитательной среды, выраженное в многообразии внеучебных, интеллектуальных, творческих, художественных, спортивных, социальных, культурных и др. точек среды для деятельности студента и преподавателя. Такое многообразие будет востребовано воспитательной системой, если оно адекватно учитывает и реализует различные характеристики студентов и преподавателей на различных этапах процесса профессионального становления и др. Эта адекватность может гармонично удовлетворять целям и задачам воспитательной системы на разных этапах ее развития, если она многофункциональна. Именно тогда куратор, опираясь на эту многофункциональность, сможет использовать различные педагогические технологии для решения конкретных педагогических задач своей деятельности.

Многообразие и многофункциональность воспитательной среды обеспечивается разными сферами деятельности вуза. Это и преподаватели, организующие различные виды учебно-интеллектуальной деятельности, и руководители спортивных, художественных, досуговых центров, секций и т. д. Правомерно к ним отнести и администраторов всех уровней, организующих «выход» студенческой деятельности за «стены» вуза через различные мероприятия: патриотические, социальные, хозяйственные и др. Необходимо подчеркнуть, что такие многообразные и многофункциональные воспитательные среды существовали и существуют сегодня и вне системного подхода в воспитательной работе. С учетом процессов выхолощенности и бессистемности, произошедших в воспитании, они превратились в набор мероприятий, результат которых далек от современных воспитательных целей и имеет часто опасную тенденцию в виде формирования формализма, цинизма, декларативности у молодежи.

Таким образом, обеспечивая взаимосвязь и взаимовлияние элементов системы на этапе ее развития посредством кураторской деятельности, в вузе создаются условия для системного подхода в воспитательной деятельности. Многообразие и многофункциональность воспитательной среды, как базовый компонент, с одной стороны, востребованы современной воспитательной системой, с другой стороны они обеспечивают кураторскую деятельность необходимыми инструментами для выполнения функций системообразования.

• Кураторская деятельность в техническом вузе будет системообразующей, если осуществляется формирование профессионально-педагогической компетентности куратора.

В основе требований к реализации воспитательной политики в современных вузах с позиции системного подхода лежат следующие положения:

- главным воспитывающим фактором должно стать гуманистическое взаимодействие между преподавателем-куратором и студентом в учебной и внеучебной деятельности;

- куратор должен быть носителем духовной и социально-психоло-гичес-кой культуры, которая является доминирующей в его профессионально-педагогической деятельности;

- куратор вуза должен быть источником не только профессиональной информации, но и посредником между студентом и культурой. Уровень общей культуры студента во многом определяется культурой куратора, оказывающего влияние на его становление и формирование как специалиста и представителя будущей российской интеллигенции.

Увеличение требований к личности куратора, его общей культуре, субъ-ектности указывает на необходимость наличия у него профессионально-педагогической компетентности высокого уровня. Это основание дает новое и более глубокое представление о сущности педагогического профессионализма, в соответствии с которым куратор как субъект педагогической деятельности предстает перед студентом в многообразии своих личностных функций, а не только как специалист-предметник. Куратор не просто преподает и воспитывает, он создает условия для профессионального и личностного развития студента, стимулирует его познавательную и исследовательскую активность, актуализирует механизм его саморегуляции, самостановления, саморазвития, что возможно только на основе перестройки личностных установок куратора, в связи с чем, актуализируется необходимость профессионально-педагогической компетентности высокого уровня.

Учитывая кадровую неготовность современных технических вузов к реализации системного подхода в области воспитания, формирование профессионально-педагогической компетентности кураторов вузы со сложившимися традициями воспитательной работы относят к собственной деятельности и проводят с позиции системного подхода через:

- совершенствование психолого-педагогической готовности кураторов на внутривузовских и межвузовских факультетах повышения квалификации;

- разработку мероприятий, направленных на повышение мотивации к воспитательной работе со студентами;

- совершенствование организационных и методических форм деятельности преподавателей, ведущих воспитательную работу;

- разработку и внедрение мер морального и материального стимулирования педагогов.

Поскольку куратор выступает в системе вуза в разных ролях и как предметник, и как организатор, и как воспитатель, и как психолог и др., он должен сочетать в себе качества, обеспечивающие высокий педагогический профессионализм. Повышение профессионально-педагогической компетентности должно стать ведущей частью профессиональной деятельности куратора в техническом вузе.

Таким образом, учитывая изменившиеся требования к преподавателям вуза и многогранность их деятельности в современных условиях, формирование профессионально-педагогической компетентности куратора является необходимым условием для реализации кураторской деятельности, как системообразующей.

• Кураторская деятельность в техническом вузе будет системообразующей, если системообразующие функции кураторской деятельности закреплены в организационно - нормативных условиях воспитательной системы вуза.

На этапе становления воспитательной системы наряду с определением ее цели, принципов деятельности, выделением приоритетных видов деятельности, форм их организации, системообразующие функции кураторской деятельности должны быть закреплены в организационно-нормативных условиях вуза. Эти организационно-нормативные условия базируются на внутреннем формально не прописанном, но фактически существующем ценностном отношении к пониманию воспитательной миссии вуза. Формально существующие локальные акты определяют цели, задачи, права, обязанности, механизмы взаимодействия, уровни ответственности, возможные способы принятия решений, меры стимулирования. Эти нормативные документы обеспечивают согласованность и взаимодополнение элементов воспитательной системы: единые планы работ, базы методических разработок и др. Эти документы обеспечивают работу воспитательной системы, поскольку в них представлены интересы всех участников воспитательного процесса с учетом специфики вуза, его традиций, перспектив развития.

Ценностное отношение к воспитательной деятельности вуза его субъектов и позволяет создать качественные нормативные документы и обеспечить их реализацию.

В целом, организационно-нормативные условия включают:

- широкую доступность к человеческим ресурсам вуза разного уровня и функционала;

- организационную культуру и дисциплину педагогической деятельности;

- наличие в вузе ресурсов: интеллектуальных, временных, материальных.

Организационно-нормативных условий для реализации кураторской деятельности в вузе, закрепленных как обязательные, в нормативных документах страны и региона практически нет, поэтому осуществление кура-

торской деятельности в рамках воспитательной системы как системообразующего элемента невозможно без реализации таких условий.

Таким образом, в условиях перехода воспитательной системы в вузе с кризисного этапа на этап становления, характеризующегося определением и принятием новых целей и изменением ее элементов, кураторская деятельность будет системообразующей, если выполнены обоснованные нами организационно-педагогические условия.

Библиографический список

1. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М.: Знание, 1981. - 141 с.

2. Гафурова, Н. В. Интегральная модель интеллектуально-личностного развития учащихся в системе образования [Текст] / Н. В. Гафурова. - М.: МАКС Пресс, 2004. - 220 с.

3. Реан, А. А. Русский гуманитарный интернет-университет: Психология и педагогика [Текст]/ А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум // http://www.iu.ru/ ЬіЬІіо /агЛіуе^Шо^у а_і_р edagogika/11.aspx.

4. Щуркова, Н. Е. Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного воспитания [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 4. - С. 139-148.

5. Врублевская, Е. Г. Учитель на пути к смыслам человекообразования [Текст] / Е. Г. Врублевская // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. -С. 174-188.

6. Щуркова, Н. Е. Психологический механизмы педагогики нежности [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 191-204.

7. Денисенко, Ю. В. Социально-педагогические условия и принципы нравственного воспитания студентов в вузе [Текст] / Ю. В. Денисенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 223-231.

8. Слесарев, Ю. В. Введение в профессиональную подготовку специалистов-менеджеров нравственного компонента [Текст] / Ю. В. Слесарев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 246-256.

9. Григорьева, Н. В. Принципы воспитания патриотизма студентов технического вуза [Текст] / Н. В. Григорьева, О. В. Петунин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 274-279.

10. Калинина, Е. А. Аксиология в воспитательной деятельности вуза [Текст] / Е. А. Калинина // Сибирский педагогический журнал. 2008. - № 2. - С. 279-288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.