Научная статья на тему 'Воспитательный процесс в среднем профессиональном учебном заведении'

Воспитательный процесс в среднем профессиональном учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1052
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательный процесс в среднем профессиональном учебном заведении»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

развитием логического мышления, развиваются коммуникативные и творческие способности студентов, а также они способствуют снятию психологического барьера у большинства студентов.

Таким образом, современные образовательные технологии, включающие в себя информационно -коммуникативные технологии, а также интерактивные методы и формы обучения, позволяют повысить эффективность обучения иностранному языку, а также способствуют формированию иноязычной коммуникативной компетенции студентов педагогических вузов. Список использованной литературы:

1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М., 2003.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др.; под ред. Е.С. Полат. - М., 2003.

© Садуллоева М.Б., 2016

УДК37

Семёнова С. А.

Зам директора по учебной работе Ленинградский машиностроительный техникум им. Ж. Я. Котина

Белоненко И.В.

Педагог-психолог

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №121 Калининского района Санкт-Петербурга

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Введение

Современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется ростом как востребованности, так и объема подготовки специалистов. Средние специальные учебные заведения достаточно равномерно распределены по субъектам Российской Федерации, функционируют не только в крупных городах, но и в других населенных пунктах, что имеет большое значение для удовлетворения региональных образовательных и кадровых потребностей. Деятельность среднего профессионального образования соответствует основным требованиям современного рынка труда - требованиям экономичности и динамизма подготовки кадров. Относительно низкая стоимость и краткие сроки обучения по программам среднего профессионального образования делают его получение более экономичным как для отдельных граждан, так и в масштабах государства.

Усиление ориентации среднего профессионального образования на региональные условия и потребности, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, диверсификации средних специальных учебных заведений в направлении многопрофильности, многоуровневости и многофункциональности, расширение взаимодействия с другими уровнями в системе профессионального образования - все это способствует повышению роли среднего профессионального образования в удовлетворении образовательных запросов населения, кадровых потребностей экономики и социальной сферы.

Средняя профессиональная школа включает в себя более 2700 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов и более 150 негосударственных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

образовательных учреждений. Численность студентов, обучающихся в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях.

Дети

Зарубежные специалисты утверждают, будто наши средние специальные учебные заведения становятся прибежищем детей, не усваивающих общеобразовательную программу, но желающих выйти на рынок труда с дипломом. Возникают естественные вопросы о том, кто эти дети и что характеризует семьи будущих дипломированных рабочих. У почти половины их родителей есть общее среднее образование, у трети - среднее специальное, десятая же часть не имеет основного образования. Две трети родителей -рабочие, почти восьмая часть - колхозники или фермеры. Служащие составляют семь с небольшим процентов, инженеры - около четырех, руководители - 2,1 процента, 12 процентов родителей - безработные, и в основном это отцы. По этим данным можно сделать вывод о том, что социальный облик учащихся системы СПО свидетельствует о наличии сословности. Причем это не только историческая традиция, но и принцип современного общественного уклада, обусловленный явлением социального наследования. Во многом выбор детей определяется имущественным положением и мировоззрением родителей, которое, вне всякого сомнения, определяется материальным положением семьи. Так какое оно, это материальное положение?

Во-первых, нужно учесть, что большинство семей, в которых есть учащиеся средних специальных учебных заведений, к числу благополучных не отнесешь. 38,4 процента - неполные семьи, половина семей не имеют отцов. Стоит ли удивляться, что у 80 процентов семей учащихся доход составляет менее тысячи рублей в месяц на одного члена семьи, у трети - ниже 500 рублей, у трети семей доход приносит садовый участок, у 24,1 процента - дом в деревне. Но, даже сделав случайный выбор учреждения СПО, через некоторое время ребята оказываются довольны выбором профессии. Отчасти это происходит потому, что в училищах и техникумах к ним относятся не так, как в школах, помогают повзрослеть, найти свое место в жизни.

Результаты исследования продемонстрировали значительный спад общественной активности учеников. Более 70 процентов не участвуют в общественной деятельности, проявляя удивительную пассивность. Это не значит, что у ребят нет своих любимых партий, политических объединений. На первом месте - ЛДПР во главе с Жириновским (5,4 процента), на втором - "Единство" во главе с Шойгу, затем идут сторонники демократических реформ - Гайдар, Хакамада, Немцов (3,4 процента), анархисты (2,6 процента), коммунисты (3,4 процента). 47 процентов учащихся вообще не поддерживают какие-либо политические или общественные движения.

Как же складывается их жизнь, что их интересует, какие пристрастия они имеют? В основном учащиеся смотрят в свободное время телепередачи (57 процентов), слушают музыку и смотрят видео (60 процентов), слушают радио (34 процента), ходят в гости к друзьям (28,1 процента), посещают различные тусовки (17,6 процента), занимаются спортом (20 процентов). Стоит ли удивляться, что такой пассивно-развлекательный способ проведения досуга не способствует "окультуриванию" - мат, сленг, жаргон стали явлением повсеместным, более семидесяти процентов учащихся курят, половина употребляют алкогольные напитки, 12 процентов - приобщаются к наркотикам время от времени, а 2,2 процента - постоянно. (Если бы наркотики стоили дешевле или семьи были позажиточнее, этот процент был бы более высоким). Наркотиками дети глушат свою неудовлетворенность жизнью (36,4 процента), скуку (14,2 процента). Спасти их можно было бы интересным досугом, занятиями спортом, общением с интересными людьми, умной воспитательной работой, превращением учреждений СПО в центры организации свободного времени, но всего этого пока нет.

Очень важная часть исследования - определение жизненных ценностей учеников. Приоритет у большинства из них (53,4 процента) - желание иметь крепкую семью, этого хотят 56 процентов городских и 18 процентов сельских учащихся. Стать высококвалифицированными специалистами хотят 42,2 процента, богатыми и материально независимыми людьми 35,5 процента, иметь крепкое здоровье 36,2 процента. Тревожно то, что служить людям хотят только 2,6 процента опрошенных, приобщаться к культуре и знаниям 5,5 процента. Но самое печальное в том, что 34,6 процента опрошенных, хотели бы родиться и жить за

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

границей, объясняя это тем, что в России низкий уровень жизни (40 процентов), низкая социальная и правовая защищенность (28 процентов), низкий культурный уровень в обществе (10 процентов), что на Родине трудно проявить свои способности (14 процентов). Такие выводы не удивляют: ведь большинство детей проводят свободное время у телевизоров и видеомагнитофонов, смотрят фильмы с образцами зарубежного благосостояния. Фильмы вообще формируют своеобразное отношение к жизни. Не случайно треть учащихся не волнуют сцены убийства, 16 процентов с удовольствием видят насилие на телеэкране. При этом, как ни странно, 37,6 процента относят себя к глубоко верующим (однако каждый двадцатый учащийся уходит от православной церкви в сторону молельных домов, сект и других религиозных общин).

Отрадно, что многие ребята верят в будущее государственного сектора экономики. Если девять лет назад почти семьдесят процентов опрошенных хотели работать на частных фирмах, совместных предприятиях и в кооперативах, то сегодня приоритеты расставлены иначе: на первом месте госпредприятия (26,3 процента), на втором - иностранные фирмы (22,8 процента), на третьем - совместное (8 процентов) и на четвертом приватизированное предприятие (6,3 процента).

Взрослые

В системе начального профобразования трудятся 160 тысяч педагогов, из них чуть более 90 тысяч имеют высшее образование, около 60 тысяч - среднее специальное и около 13 тысяч - среднее образование. Только пятая часть самых важных наставников - мастеров производственного обучения - имеют высшее, однако часто непрофильное образование, 40 процентов - среднее специальное, почти треть мастеров со средним и ниже образованием. Интересно, что более трети мастеров имеют тот же или более низкий квалификационный разряд, чем тот, что присваивается выпускникам средних специальных учебных заведений. Но это не значит, что мастера удовлетворены уровнем образования, подготовки. 76 процентов опрошенных хотели бы получить высшее образование, каждый десятый мастер хотел бы стать кандидатом наук(!).

Выпускники вузов редко идут на работу в ПТУ и техникумы, потому что не надеются получить там нормальную зарплату. И они правы, потому что, как показало исследование, от зарплаты до зарплаты живут 40 процентов педагогов и мастеров, более 27 процентов их живут в долг, почти 70 процентов имеют доход на одного члена семьи ниже 7000 рублей. 60 процентов работников системы СПО выживают за счет подсобных хозяйств, имея дома в деревне или садовые участки. Самое интересное, что семьи педагогов, мастеров и родителей учащихся одинаковы по уровню обеспеченности и социальной защищенности. Может, поэтому взрослые так опекают учеников, может, поэтому у них, педагогов, и их подопечных такое одинаковое отношение к жизни, к окружающей действительности. Педагоги также общественно пассивны (лишь 30-40 процентов их интересуются жизнью страны), так же проводят досуг (в основном у телевизора), также мало читают. Интересы педагогов вызывают только три газеты - "Комсомольская правда", "Аргументы и факты" и "Учительская газета", на журналы у них нет денег, половина педагогов имеют в своих домашних библиотеках всего до сотни книг. Мало кто из педагогов имеет регулярный доступа в Интернет, а компьютером пользуются только 12 процентов опрошенных.

Могут ли педагоги согласиться с такой ситуацией? Нет, их волнуют проблемы повышения квалификации (45 процентов опрошенных говорят об этом), взаимоотношения с учениками (это тревожит 24 процента педагогов), карьера (об этом думают 20 процентов наставников). Педагоги убеждены, что необходимо срочно оснащать такие учебные заведения современными ТСО (33 процента), менять содержание учебников (33 процента), заниматься перспективами трудоустройства выпускников (17 процентов), учетом запросов работодателей (13,5 процента).

Между педагогами и учащимися, несмотря на совпадение некоторых жизненных позиций тех и других, существует дистанция - лишь 38 процентов педагогов интересуются мнением учащихся по жизненным проблемам, 34 процента хотят обсуждать с ними проблемы профессиональной подготовки, личные проблемы учащихся волнуют только 22 процента преподавателей. Спрашивается, считают ли педагоги важным делом воспитание подрастающего поколения? Считают, говорит опрос: к наиболее важным сферам воспитания 63 процента педагогов относят нравственное, 45 - патриотическое, 26 - семейно-бытовое, 27 -эстетическое, 30 - правовое и экономическое. Но воспитанием, считают педагоги, должны заниматься не они,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

а специально созданные структуры (в этом убеждены 31 процент), молодежные организации (25 процентов). Лишь треть педагогов полагает, что воспитание могут осуществлять они сами, причем в неформальном общении со своими подопечными. Такая позиция педагогов объясняет то, что ребят больше всего интересует общение со сверстниками (50 процентов педагогов считают, что это так, и 80 процентов учащихся подтверждают это). Педагоги или мастера зачастую не становятся кумирами молодежи, неформальными лидерами, а потому ратуют за моральное порицание (67 процентов), административное воздействие (16 процентов), лишение стипендии (12 процентов), а также пересдачу экзаменов и зачетов на платной основе (36 процентов).

Система среднего профессионального образования - это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предысторию, свою логику развития.

Основной целью данной системы является подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно - полезной деятельности на базе неполного или основного общего образования.

Специфический способ организации воспитательного процесса в учреждения СПО отражает воспитательная система как наиболее значимая организационная сторона воспитательной деятельности. Главное предназначение воспитательной системы в педагогическом обеспечении и содействии развитию гармоничной личности учащегося.

Семейно-бытовое воспитание учащегося

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В силу специфики своей работы, с проблемами семьи и общества сталкивается любой педагог. Первое знакомство - с ребёнком, второе - с его семьёй. И здесь практика показывает, что, как это ни парадоксально, обнаружилась такая закономерность: родители должны правильно воспитывать своих детей, но так как они этого не умеют или не хотят делать, педагогу приходится учить родителей.

Чешский педагог М. Климова - Фюгнерова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка

- школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям..., но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему. Сочувствие

- одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно - выражение человечности.

Чувства - движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.

Чувства - источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.

Чувства - источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.

Чувства - действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

Чем необходимо руководствоваться учителю? Прежде, чем начать беседу с родителями, необходимо определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение (воспитательный потенциал семьи). По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: её материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье.

В связи с этим педагогические огрехи родителей могут быть вызваны

следующими причинами:

1) неполная семья;

4) конфликтная атмосфера в семье;

5) наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг - одеть, обуть, накормить, а остальное - дело школы»;

6) при полном внешнем благополучии семьи - авторитарные методы воспитания;

7) излишняя порочная родительская любовь и т. п.

Задачи педагога:

а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка;

б) убедить родителей (в каждом конкретном случае используя нужный подход) в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указать методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье.

Главная задача педагога - объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Патриотическое воспитание учащегося

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению военной службы, выполнению священного долга по вооруженной защите нашей Родины.

Его цели достигаются совместными усилиями органов государственного управления, образовательных учреждений, семьи, общественных организаций и объединений, Вооруженных Сил РФ, других силовых структур.

Система гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, на мой взгляд, должна включать в себя: духовно-нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам безопасности жизнедеятельности, прикладную физическую подготовку, подготовку по основам военной службы (начальную военную подготовку), военно-техническую и специальную подготовку.

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в гражданско-патриотическом воспитании должна принадлежать истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству. В условиях деидеологизации общества, в том числе системы образования и воспитания, историческая подготовка в определенной мере призвана решать задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.

• изучение истории научных открытий, создания оружия и военной техники;

• изучение истории малой Родины (родного края), микрорайона, учебного заведения и т.д.;

• изучение ратной истории России, истории их Вооруженных Сил, видов и родов войск, боевых традиций армии и флота;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

• изучение жизни и подвигов великих людей (в том числе и земляков);

• изучение боевого пути воинских частей и соединений;

• проведение дней воинской славы России;

Каждый гражданин нашей страны, в том числе и подросток, в случае чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов и т. д.) должен быть готов защитить себя, товарища, родных и близких.

Большое место в системе гражданско-патриотического воспитания детей и подростков должна занимать физическая подготовка.

Общими задачами физической подготовки являются:

формирование здорового образа жизни;

гармоническое физическое и духовное развитие;

развитие и постоянное совершенствование выносливости, силы, быстроты, ловкости;

готовность осознанно выполнить свой священный долг по защите Отечества с оружием в руках.

Не одно поколение юных граждан России прошло настоящую школу мужества, физической подготовки, взаимовыручки, участвуя в играх: "Зарница" и " Орленок" . Они дают то, чего так не хватает подросткам в образовательной практике: возможность на деле проверить себя, свою готовность стать защитником своих родных и близких, своего Отечества.

Возродить лучшие традиции военно-спортивных игр, наполнить их новым содержанием, претворить в жизнь все лучшее, что было создано в этой области.

Игровая деятельность является эффективным средством воспитания детей и подростков. Игра для ребенка - выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний. Игра делает их более развитыми практически во всех видах деятельности: позволяет ставить в обстоятельства, в которых можно проявить свои лучшие качества, она может быть средством самопознания, духовного и физического развития личности.

В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление о жизни, познают окружающий мир. Игра помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на развитие в нужном направлении. Ни одна деятельность так ярко, всесторонне не раскрывает характерные черты личности школьника, как игра.

Большое место при проведении военно-спортивной игры принадлежит реализации принципа самоуправления. Самоуправление, вызывая к жизни детскую инициативу, открывает неограниченные возможности для постоянного совершенствования коллектива, приводит к положительному результату в его деятельности.

Необходимо использовать разнообразные формы работы с детьми в рамках гражданско-патриотического воспитания:

• походы, экспедиции и экскурсии по родному краю;

• встречи с ветеранами войн и труда, уроки мужества;

• торжественные построения у памятных мест;

• празднование дней воинской славы России;

• спортивные праздники;

• встречи с выпускниками, родителями, проходившими службу в ВС РФ, в МВД,;

• посещение музеев и архивов;

• поисково-исследовательская работа;

• тематические сборы, научно-практические конференции, викторины по ратной истории родного края и Отечества;

• творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.);

• военно-исторические и военно-спортивные игры; комбинированные эстафеты, смотры, соревнования;

• учебно-тренировочные сборы, оборонно-спортивные, оздоровительные, трудовые лагеря .

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсюда можно сделать вывод, что работа по гражданско-патриотическому воспитанию с детьми должна проводиться комплексно, в единстве всех его составных частей, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Эстетическое воспитание учащегося

Воспитание, как педагогическое явление, означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.

Эстетическое воспитание - целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

Искусство - ядро и генеральное средство эстетического воспитания, которое, однако, ведется и с помощью дизайна, и с помощью эстетических аспектов спорта и других форм деятельности, несущих в себе эстетическое содержание.

Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д.

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются к понятию Родины.

Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы.

"Радость труда ... немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только то, что получает человек, но прежде всего то, что он создает.

Радость труда - красота бытия"- говорил В.А. Сухомлинский.

В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти.

В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.

"Вообще под эстетическим воспитанием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможности наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки" - говорил А.В.Луначарский.

Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов.

Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваивают основные эстетические критерии возвышенного и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни - у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного, и комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным и реально существующем.

В содержание эстетического воспитания входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах.

Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит и приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности - умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.

Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.

Далее я хочу рассмотреть вопрос, как все богатое содержание эстетического воспитания можно воплотить в реальность, с помощью чего, какого "инструмента" это может сделаться.

Основными методами, которые используются в эстетическом воспитании

являются:

1. Наблюдение за окружающей действительностью; простые наблюдения за природой, посещение музеев, театров, тематических выставок и т.д. и т.п.

2. Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них подросток может высказать свое мнение.

3. Развитие самостоятельных действий - педагог предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.

4. Включение в трудовое воспитание - учить детей познавать красоту труда.

Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.

Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

Правовое воспитание

Воспитание граждан, защита их прав и законных интересов являлись задачей и непременным долгом любого общества во все времена.

Реализация этой задачи невозможна без проведения глубоких и всесторонних научных исследований закономерностей и тенденций развития молодого поколения, без объективного анализа социальных условий и процессов, оказывающих влияние на формирование сознания и поведения детей и подростков, их жизнедеятельность. Особое место среди этих исследований, как представляется, должно занимать изучение проблем преодоления правонарушений несовершеннолетних. В актах государственной власти, как законодательной, так и исполнительной, в последние годы постоянно подчеркивается опасность, которую представляет рост преступности в стране и для проводимых реформ, и для самой российской государственности.

Особого внимания заслуживает изучение факторов неблагоприятного воздействия на развитие молодого поколения, среди которых можно назвать: ослабление силы семейного влияния на детей как главного источника их нравственности; разобщенность действий разных ведомств, занимающихся проблемами детства; снижение роли общества в воспитании подрастающего поколения; ослабление функций школы в ее воспитательном влиянии на детей; ухудшение нравственно-психологической атмосферы в самом обществе; пагубное влияние на сознание молодежи средств массовой информации; рост криминализации социума и др. С учетом названных социальных катаклизмов, ставящих под угрозу нравственно-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

психологическое здоровье будущих поколений, назрела необходимость нахождения рычагов активного и целенаправленного социального противодействия названным явлениям.

Выявление и изучение мотивов преступного поведения несовершеннолетних важно и для верного выбора методов воспитательного воздействия на отдельных преступников, правильной квалификации преступлений, для решения более общих задач профилактики подростковой преступности.

Поэтому серьезное внимание следует уделять мотивам преступлений школьников: основной их процент связан с тяжелым материальным положением, стремлением удовлетворить неотложные жизненно важные потребности.

Как это ни прискорбно, для всё большего числа российских подростков, молодых людей проблемой становится не только их будущее (получение профессии, карьера), а элементарное существование на уровне прожиточного минимума. Дает о себе знать и «эффект относительной материальной нужды», создающийся у несовершеннолетних преступников. Он возникает, с одной стороны, из-за малых возможностей семей этой категории подростков, удовлетворения потребностей и интересов, присущих детям данного возраста. Так, изучение мотивов, которыми руководствуются подростки при совершении преступлений, показывает, что в основе большинства из них лежит стремление раздобыть средства для удовлетворения своих возрастных или групповых интересов. С другой стороны, для правонарушителей школьного возраста характерно наличие интересов и потребностей, не присущих их ровесникам с правомерным поведением.

Потребности первых существенно завышены и не всегда соответствуют реальным возможностям их удовлетворения (стремление иметь вещи с высокими потребительскими свойствами под влиянием моды, групповых норм и др.). Большинство из них не имеют собственных средств существования. Родители также не всегда могут обеспечить повышенные запросы подростков. Между тем у некоторой наиболее обеспеченной части школьников есть вещи, которые хотелось бы иметь другим подросткам, и это обстоятельство в сочетании с неспособностью противостоять соблазнам (волевой фактор) способно в ряде случаев подтолкнуть подростка к преступлению. При изучении мотивов совершения корыстных преступлений у большинства подростков неизменно отмечается стремление к удовлетворению своих материальных потребностей.

Нужно учитывать, что свойственные подросткам повышенная эмоциональность, впечатлительность, лабильность нервной системы накладывают определенный отпечаток на мотивацию их преступной деятельности.

Каковы особенности возникновения у несовершеннолетних преступного умысла и побуждений (мотивов), реализуемых в общественно опасном деянии? Как отмечает И.П. Башкатов, значительная часть преступлений совершается из озорства, неправильной оценки ситуации, стремления показать «мужские» черты характера, из следования чужому влиянию, стремления завладеть особо привлекательной для подростка вещью и т.п. Несовершеннолетние часто демонстрируют безрассудную, порой бессмысленную, решимость совершить противоправный акт в силу преднамеренной «рисовки», проявляющейся в стремлении любой ценой (в том числе и нарушения уголовного закона) продемонстрировать товарищам свою смелость, решительность под стать более сильным сверстникам или старшим. На эти особенности преступных деяний несовершеннолетних обращали внимание многие исследователи. К.Е. Игошев установил, что среди молодежи наибольший удельный вес (54,5%) занимают мотивы, которые правонарушители затрудняются точно определить, и подражание другим лицам. По данным Н.И. Ветрова, 36,7% обследованных несовершеннолетних совершили антиобщественные деяния по подражательным и четко не осознанным мотивам.

Особенности мотивов преступных деяний подростков состоят также в том, что свыше 3/4 умышленных преступлений заранее ими не подготовлялись: умысел совершить преступление возникал внезапно, под влиянием сложившейся ситуации. Вместе с тем агрессивность, озлобленность, ожесточенность, зависть становятся все более приметными чертами подростков, проявляющимися и по месту жительства, и в учебной микросреде. Следует иметь в виду особенности корыстных преступлений, совершаемых мальчиками и девочками. Так, если подростки мужского пола большинство корыстных преступлений совершают ради

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

приобретения аудио- и видеоаппаратуры, спиртных напитков и наркотических веществ или средств для их покупки, то корыстные мотивы девушек имеют свою специфику - желание иметь предметы модной или понравившейся одежды и обуви, драгоценные украшения, косметику и т.п. И это не случайно. Давно установлено, что в основе многих поступков девочек-подростков лежит естественное женское качество -стремление понравиться. Девушки в гораздо большей степени, нежели юноши, уделяют внимание своей внешности. Они стремятся быть хорошо, модно одетыми, занимать определенное положение в компании. Иногда это внимание к внешности и нарядам, желание более эффектно показать себя, завоевать внимание юношей бывает гипертрофированным. Стремление понравиться, выделиться, внешне превзойти других заслоняет наиболее ценные черты характера, сужает сферу интересов и может привести к затуханию ценностных задатков личности.

Распространение преступлений корыстной направленности в среде подростков подтверждает и динамика конкретных видов корыстных преступлений, их значительное увеличение, в том числе и в силу экономических трудностей, снижения жизненного уровня основной массы населения, утраты перспектив сохранения привычных материальных и бытовых условий или даже выживания.

Между тем целевые исследования криминологов показали, например, что при совершении подростками краж корыстные мотивы превалируют лишь в каждом третьем случае. В остальных это мотивы солидарности, самоутверждения в сочетании с групповой зависимостью или гипертрофированным возрастным легкомыслием.

Нередки случаи, когда подростки из ложно понятого чувства товарищества берут вину на себя за преступления, совершенные другими. При этом сотрудники правоохранительных органов, не обладая достаточной компетентностью в вопросах педагогики и психологии подростков, не всегда правильно оценивают и квалифицируют содеянное. Чаще всего подростки совершают преступления под влиянием импульса, в силу случайного стечения обстоятельств и других факторов, исключающих «злую волю».

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, по мнению некоторых исследователей, подростки нередко совершают безмотивные преступления.

Неосознанные мотивы могут закрепиться в механизме поведения с детства. Унижения, жестокое обращение оставляют отпечаток на эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождают соответствующие формы поведения. Неосознаваемые мотивы проявляются также у несовершеннолетних с различными патологическими, но не исключающими вменяемости особенностями личности.

Отсюда следует, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание школьников, которое формирует самостоятельную форму сознания - правосознание.

Как сказано в учебнике по педагогике под редакцией, правовое воспитание - это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения. Цель правового воспитания несовершеннолетних заключается в формировании их правосознания и в обеспечении на этой основе сознательного и активного правомерного поведения. Достижение этой цели осуществляется путем: а) усвоения школьниками определенной суммы знаний о правовых нормах; б) организованного правового просвещения во внеклассной и внешкольной работе; в)активного участия в правоохранительной деятельности в школе и по месту жительства; г) повышение право-вой культуры родителей и педагогов.

Педагогами выделяются следующие основные требования к организации правового воспитания школьников:

• наличие системного и дифференцированного подхода к учащимся;

• стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;

• активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;

• связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

• обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

• учет психологических особенностей школьников.

Основой правового воспитания учащихся является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Правовое просвещение школьников должно способствовать образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата - одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие, как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.

Содержание правового просвещения несовершеннолетних должно включать в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений.

Кроме того, существует ряд подзаконных актов, знакомство с которыми для старшеклассников обязательно. Это следующие документы: Устав учебного заведения, Правила для учащихся, Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах, Правила дорожного движения, Правила купания и поведения у водоемов, Правила техники безопасности во время работы, Правила обращения со взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.

Основными формами правового просвещения учащихся являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).

Особенно тщательно нужно продумывать меры по повышению правовой культуры родителей учащихся, которые, согласно Конституции РФ, обязаны заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами общества и нести ответственность за соблюдение их детьми морально-правовых норм.

Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие, как университеты и лектории педагогических и правовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей.

Однако родители трудновоспитуемых учащихся, которым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприятиях. Поэтому для них надо использовать в первую очередь индивидуальные формы правового воспитания, такие, как беседы на правовые темы, вовлечение родителей в активную правоохранительную деятельность, рекомендация правовой литературы для самостоятельного изучения.

От того, как организовано правовое воспитание школьников, во многом зависит их жизненное самоопределение. Это обусловлено тем, что приобретение знаний в процессе правового воспитания, закономерно связано с углублением познания социальной действительности и развитием интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества. В процессе правового воспитания укрепляется способность личности правильно ориентироваться и поступать в сложной (особенно конфликтной)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

ситуации; целенаправленное правовое воспитание укрепляет и развивает правосознание несовершеннолетних.

Экономическое воспитание учащегося

Особенности развития современного общества, глубокие социально-экономические изменения, переход общества к рыночной экономике ставят перед образовательной системой России задачу формирования экономически воспитанного подрастающего поколения. Современные учащиеся зачастую не могут противостоять негативным явлениям рыночной среды.

Особая и важная роль в решении данной задачи принадлежит образовательным учреждениям. С этой целью в школах, лицеях активно стали внедряться предметы экономического содержания, а средних специальных учебных заведения проводится обучение по экономическим специальностям. Однако проведенный анализ состояния массовой практики свидетельствует о том, что обеспечение студентов необходимыми экономическими знаниями не позволяет им обладать достаточным уровнем экономической воспитанности, так как экономические знания носят сугубо теоретический характер и оторваны от реальной действительности. В этой связи возникла проблема формирования экономической воспитанности, приобретающая ныне особую значимость и требующая эффективного педагогического руководства названным процессом.

При определении экономического воспитания ряд исследователей отмечают, что его основой является формирование экономического мышления, сознания, поведения и других социально-психологических качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности

Исследовательский анализ позволяет различать понятия «экономическое воспитание» и «экономическое образование». Экономическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование отношения школьников к экономическим знаниям, умениям, к труду, его результатам, ко времени, к природной среде, к денежным средствам и т. д., и выявление этого отношения в конкретной деятельности, которая представляет собой способ участия в экономической жизни общества. Важнейшим фактором, определяющим результативность экономического воспитания, является экономическое образование, которое в научной литературе рассматривается, как вооружение учащихся экономическими знаниями, умениями оперировать экономическими понятиями.

Экономическое воспитание неразрывно связано с формированием личностных качеств школьника, а именно: трудолюбие, ответственность, бережливость, деловитость, предприимчивость, расчетливость, организованность, инициативность, практичность, самостоятельность и др., которые могут служить критерием оценки уровня сформированности экономической воспитанности школьника. На основе анализа литературы мы пришли к выводу: во многих исследованиях экономическое образование, наряду с экономическим воспитанием (основной задачей которого является формирование научного мировоззрения, экономического типа мышления и экономически значимых качеств личности), рассматривается как составная часть понятия «экономическая культура».

Так, в работах Т. В. Боровиковой экономическая культура рассматривается как компонент метасистемы общей культуры личности, взаимосвязанный со всеми основными компонентами личностной культуры.

Проведенный анализ исследований по указанной проблематике показал, что в научной литературе понятие «экономическое воспитание», несмотря на его широкую распространенность, до сих пор не имеет однозначного значения и общепринятой трактовки. В. А. Товстик утверждает, что экономическое воспитание - «процесс целенаправленного, систематического воздействия на учащихся, включения их в различные виды экономической деятельности с целью формирования у них экономического мышления и поведения, умений и навыков, потребностей и интересов, определенных качеств личности, необходимых ей в производственно-экономической деятельности и экономических отношениях вне сферы производства.

И. А. Сасова рассматривает экономическое воспитание «как систематическое, целенаправленное воздействие общества на человека в интересах формирования знаний, умений, навыков, потребностей, интересов и иных социально-психологических качеств, а главное, образа мышления и деятельности,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

соответствующих способу производства, целям, принципам, нормам социалистического хозяйствования и комплексной морали становления каждого члена общества как хозяина-коллективиста».

Б. Т. Лихачева считает, что «экономическое воспитание — это организованная педагогическая деятельность, специально придуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, развитии производственных сил, производственных отношений, действующем хозяйственном механизме.

Таким образом, общим выводом является то, что экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности, общественной активности. При этом следует учитывать, что из-за неоднозначной и широкой трактовки понятия «экономическое воспитание» кроется ошибочное представление о том, что экономическое воспитание не имеет своего собственного предмета и осуществляется само собой, достаточно включить учащихся в любой вид деятельности. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть экономическое воспитание как один из аспектов целостного воспитательного процесса, анализ которого возможен на основе более широкой категории, какой является воспитание.

Согласно концепции системности воспитания и общей педагогической теории, в русле которых выполнено настоящее исследование, экономическое воспитание является одним из видов воспитательных систем. Под системой обычно понимается совокупность взаимодействующих компонентов, обладающая новыми интегративными качественными характеристиками, отсутствующими у этих компонентов по отдельности. Эти компоненты находятся в разнообразных связях и отношениях между собой и образуют определенное единство.

Установлено, что каждый из аспектов воспитания, имея свою структуру, вместе с тем функционирует в общих структурах целостных педагогических систем, компонентами которых выступают:

а) задачи данного аспекта воспитания;

б) его содержание;

в) его средства, факторы, методы, приемы и формы;

г) его результаты.

Подчеркивая важность экономического воспитания, необходимо отметить, что выпускник школы должен быть конкурентоспособным для продолжения образования и нахождения места для своей трудовой деятельности. Следовательно, возникает необходимость качественного обновления всей системы воспитания, экономической подготовки студентов, предполагающей наличие у них современных знаний, опыта экономической деятельности, умений, интереса к экономическим событиям и потребности в постоянном обновлении экономических знаний, в овладении современным экономическим мышлением. Важной составляющей данного процесса является выработка у учащихся определенной совокупности навыков и умений экономической деятельности, без которых знания не найдут практического применения.

Экономическое воспитание является исключительно важным и совершенно необходимым условием формирования творческого потенциала личности, ее экономической культуры, способствует формированию экономического мышления.

Экономическое воспитание, являясь одним из компонентов общей системы, дает возможность заложить основы экономической культуры учащихся в период их обучения в школе, так как выявленные исследованиями компоненты экономической культуры представляют собой результат формирования мировоззрения и системы знаний, результат трудового, нравственного, эстетического, экономического, экологического, правового воспитания учащихся.

В науке установлено, что многогранность личности предполагает и многогранность процесса ее воспитания. Однако, как отмечалось выше, ни одно из направлений воспитания не существует в чистом виде, т. е. обособлено. Взаимосвязь и взаимопроникновение всех сторон целостного воспитательного процесса обуславливают и то, что в экономическом воспитании также существуют закономерные и необходимые

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

связи с другими видами воспитания. Стоит выделить следующие традиционные функции экономического воспитания: образовательную, развивающую, формирующую.

Однако как система воспитания в целом не может быть познана без глубокого изучения особенностей общества, в структуре которого она функционирует, так и система экономического воспитания не может рассматриваться вне учебного заведения, как целостной воспитательной системы.

Когда мы ведем речь об экономическом воспитании, мы имеем в виду высокий уровень всего педагогического процесса.

Заключение

На основании выше изложенного, нетрудно сделать вывод о том, что составление алгоритмов и программ в воспитательной сфере имеет специфический оттенок, поскольку жесткая регламентированность, управленческий подход противоречат индивидуальному, характеру воспитательной работы, труда воспитания, направленного на развитие уникальности, неповторимости каждого ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый человек - есть личность, каждая личность это целый огромный мир. Задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально. Из этой цели возникают следующие задачи:

1) Выявление сущности личности ,

2) Изучение появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности.

3) Познать законы формирования личности.

Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека " внутрь себя", к своим истокам. Воспитание - есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе. Оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше?

Тогда цель воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей.

Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Человек - вечный познаватель нового. В старшем возрасте этот процесс скорее - самопознание мира. Но наибольшая активность становления личности происходит в подростковом возрасте . Подростковый период - это один из сложнейших этапов жизни Человека!

Список использованной литературы

1. Варюхина С. И. Истоки Доброты. - Минск., 1987

2. Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Военно - патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации: Методическое пособие. - Айриспресс, 2006

3. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. / И.П.Башкатов - М.: Юрист, 2000

4. Портал Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. (http://www.apkpro.ru)

5. Демакова, И.Д. «Воспитательная деятельность педагога», Профессиональное образование №10, 2002

6. Смирнов, И.П., Ткаченко Е.В. «Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащегося», Педагогика №5, 2002

7. Ферцев, А.С. «Критерии оценки уровня воспитанности учащихся» Профессиональное образование №2 2005

©Семёнова С. А. ,Белоненко И.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.