_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 371.8
Каргина З.А.
К.п.н., доцент ГАОУ ВО «МИОО» г. Москва, Российская Федерация
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО» Аналитический обзор современных педагогических исследований
Аннотация
В данной статье обобщены результаты исследования проблемы интеграции в рамках образовательной области «Искусство», как одного из содержательных направлений интеграции основного и дополнительного образования детей. Материалы исследования позволят сформировать теоретико-методологические и методические основы содержательной интеграции общего и дополнительного образования, сетевого взаимодействия образовательных организаций общего и дополнительного образования.
Ключевые слова
Общее образование, дополнительное образование детей, интеграция, теоретико-методологические
основы, образовательная область «Искусство».
Abstract
This article summarizes the results of a study of the problem of integration within the educational area "Art" as one of the substantive areas of integration of basic and additional education of children. The research will form a theoretical-methodological and methodical bases of meaningful integration of General and additional education, network interaction of educational institutions of General and additional education.
Keywords
General education, additional education of children, integration, theoretical-methodological
bases of educational area "Art".
Обоснования актуальности интеграции в образовательной области «Искусство»
Изучение современных исследований проблем интеграции в образовательной области «Искусство» позволяет определить несколько концептуальных позиций обоснования её актуальности.
Позиция первая. Обоснованием интеграции предметов художественно-эстетического цикла в современной школе определяется логика современной образовательной ситуации - логика интегративного познания мира. В этом контексте интеграция дисциплин художественно-эстетического цикла в современной школе рассматривается как альтернативная система формирования основ эстетического образования и целостного мировоззрения обучающихся, а, следовательно, как необходимое направление в современной педагогике [9].
Позиция вторая. Необходимость интеграции предметов художественно-эстетического цикла обосновывается усилением гуманитарности образования, одним из проявлений которой является последовательная ориентация учащихся на такие гуманистические ценности (человек, его жизнь, свобода, достоинство, индивидуальность, способность к творчеству, способность и стремление к духовному самосовершенствованию) [3].
Изучение искусства открывает возможности для становления таких гуманистических ориентаций как:
• познание творческого начала в человеке и результатов творческой деятельности;
• умение восхищаться прекрасным и ценить его;
• осознание ценности индивидуальности и неповторимости;
• осознание феномена человека.
Позиция третья. Обоснованием интеграции предметов образовательной области «Искусство»
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
выступают педагогические аспекты художественно-эстетического воспитания современных школьников.
Современные исследователи трактуют эстетическое воспитание как воспитание способности ребёнка к восприятию и правильному пониманию прекрасного в действительности и искусстве, развитие у него эстетических взглядов, вкусов, чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни. Художественное же воспитание определяется как развитие у подрастающих поколений любви и интереса к искусству, а так же навыков и умений художественной деятельности (хорового пения, игры на музыкальных инструментах, рисования, художественного чтения, танца).
Искусство в многообразии его видов и жанров как наиболее концентрированное выражение эстетического способствует общекультурному развитию школьников, их художественному и эстетическому воспитанию. Педагоги-исследователи объясняют это тем, что взаимодействие искусств обусловлено многообразием форм человеческой практики, духовных потребностей и способствует включению школьников в процесс эстетического освоения искусства. В ходе этого освоения они раскрывают свои творческие способности и индивидуальные возможности: эстетическое восприятие, эстетические переживания, воображение, фантазию, эстетические интересы и потребности, посредством которых формируется эстетическое отношение к действительности, к окружающему миру.
Высшим критерием эстетического воспитания и обучения в современных исследованиях рассматривается развитие многосторонней деятельности на основе взаимосвязи разных видов художественного творчества [5].
Позиция четвёртая. Актуальность интегрированного подхода к процессу освоения искусства в школе обосновывается следующими фактами [там же]:
минимальное количество часов, отводимых на освоение искусства в школе;
потребность в культурном и эстетическом воспитании подрастающего поколения;
требование времени в воспитании творчески активных личностей;
оторванность изучаемых в школе художественных предметов от реальной жизни, посещения художественных музеев, театров, концертных залов.
Теоретико-методологические основы интеграции в образовательной области «Искусство»
Методологический аспект проблемы
Концепцию полихудожественного образования и воспитания детей на интегрированной основе впервые обосновал Б.П. Юсов в 80-е годы XX века. Определяя основные цели полихудожественного воспитания детей на интегрированной основе. Б.П. Юсов особо подчеркивал значение воображения в формировании культуры человечества вообще: «Вектор будущего - воображение, фантазия, мечта. Мы сегодня даем детям в массе искусство прошлого, немного - современного, и совсем не приучаем к размышлению о том, что будет, что нового могут сказать дети... культурное будущее человечества куется учителем школы. Культура создается здесь, в школе» [10]. Самое главное - у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира, создать творческую атмосферу [там же].
Методологической основой реализации нового содержания в образовании является «Концепция художественного образования» [5], в которой условиями реализации задач эстетического воспитания рассматриваются:
интегрированный полихудожественный подход к обучению и освоению искусства;
предметно-пространственный, интегрированный подход к освоению искусства детьми, который позволяет рассматривать пространство и среду как особую педагогическую категорию, направленную на решение задач формирования индивидуального художественного мировоззрения, через усвоение пространства среды в искусстве, жизни, природе, учебной деятельности.
В современных исследованиях обосновывается целенаправленное применение общего аксиологического подхода к различным видам искусства, раскрытие взаимосвязи между ними может создать условия для осмысления учащимися, с одной стороны, уникальности способностей человека к созданию эстетических ценностей, а, с другой стороны, - ощутить, прочувствовать, осознать роль и место искусства в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
духовной жизни человека и личной значимости [3].
Другими исследователями обосновывается реализация историко-культурологического подхода в процессе формирования у детей целостного представления об окружающем мире средствами искусства, в процессе художественно-творческой деятельности учащихся [2].
Теоретико-методологическими основаниями интеграции основного и дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении определяются концепции образовательного пространства, целостности педагогической системы, самоценности дополнительного образования детей как единой системы, имеющей ряд взаимосвязанных субъектов, идеи взаимосвязи и взаимодействия как наиболее существенные в дополнительном образовании детей [там же].
Современные теоретические трактовки процесса интеграции
Современные исследователи рассматривают интеграцию в образовательной области «Искусство» как
[1; 6]:
восполнение единства связи искусств, явлений жизни (через интеграцию раскрываются основные законы жизни, так как в жизни все взаимосвязано);
целостную по содержанию и комплексную по форме образовательную деятельность, удовлетворяющую требованиям целостного развития личности ребенка;
создание целостного представления об окружающем мире и его закономерностях, а также установление новых связей в предметных знаниях;
взаимопроникновение, взаимодополнение, взаимосочетаемость, взаимозависимость. создание интегрированного образовательного пространства - целостной учебно-воспитательной среды, формируемой на основе внутрипредметной и межпредметной интеграции, развивающей личность учащегося, способствующей его вхождению в социум и преобразующей его в человека культуры; интегрированное образовательное пространство предполагает, с одной стороны, взаимосвязь и целостность содержания образования, а с другой - интегрированную деятельность подростков на уроках искусства. Педагогическое значение интеграции в образовательной области «Искусство» Понимание значения интеграции строится в логике общей цели изучения образовательной области «Искусство», которая понимается как: формирование художественной и духовной культуры учащихся предполагает развитие умений ценить и понимать Прекрасное в природе, искусстве, труде и жизни человека и обществ; пользоваться плодами культурного развития человечества и своего народа; посильно участвовать в процессах поддержания и обновления культуры общества. Все это приводит к совершенствованию собственной личности, ее внутреннего мира путем эстетического общения и собственного художественного творчества в разных видах искусства [4].
Интегрированное преподавание предметов художественно-эстетического цикла в структуре общего образования, по мнению современных исследователей [3; 6; 7; 9], способствует:
развитию полихудожественных творческих возможностей ребенка и способности сопоставлять, осмысливать взаимосвязи всех явлений окружающего мира, природы, предметного окружения, явлений культуры, науки, традиций, истории и т.д.;
комплексному изучению художественных процессов, развитию универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных);
формированию ключевых компетентностей учащегося (ценностно-смысловых, учебно-познавательных, общекультурных, информационных, коммуникативных);
формированию мировоззрения учащихся (целостному представлению о мире и видению себя в этом мире), их социализации, активному познанию окружающей действительности, повышению мотивации обучения, научного уровня знаний, расширению сферы получаемой информации, более полному усвоению знаний, самостоятельности в учении, умению занимать и отстаивать свою позицию;
комплексному видению проблем, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей и явлений в искусстве и обществе (методом сравнения, обобщения, классификации, анализа, синтеза и т.д.); развитию интеллектуально-творческого потенциала учащихся для решения учебных задач; развитию речи, памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления (логического, художественно-
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
образного);
эстетическому, эмоциональному развитию, нравственному воспитанию учащихся, развитию их коммуникативных способностей;
овладению учащимися общими искусствоведческими понятиями, что создаёт условия для сочетания эмпатийного и когнитивного восприятия искусства, позволяет более глубоко прочувствовать и осознать его ценность для духовного мира человека и общества;
разностороннему развитию ребёнка, который познаёт объект с позиций разных видов искусства, с помощью средств выразительности каждого вида, что обеспечивает возникновение и развитие ассоциаций;
созданию у учащихся целостного представление о роли искусства в духовном возвышении общества и человека;
выходу учащихся на осмысленный уровень восприятия любого художественного произведения (анализируя, систематизируя все структурные компоненты таких понятий, как «форма», «содержание», «идея», учащиеся выявляют внутренние связи, характерные для них).
Ряд исследователей рассматривают значение интеграции в образовательной области «Искусство» в деятельности образовательной организации в [6; 8]:
- совершенствовании учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации (активизирует образовательный процесс, повышает темп учебного, экономит учебное время, снижает утомляемость, перегрузку, создает благоприятные условия для обучения);
- возможности реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения;
- объединении усилий разных специалистов в решении общих проблем;
- соответствии современным требованиям образования и воспитания;
- увеличении пространства развития творческой и познавательной активности учащихся, возможности демонстрации их способностей, невостребованных основным образованием;
- повышении роли самостоятельной работы учащихся, создании широкого выбора деятельности;
- получение качественного педагогического результата.
Педагогические трактовки интеграции в образовательной области «Искусство» как образовательного (педагогического) процесса
Обобщение современных исследований проблем интеграции в образовательной области «Искусство» позволяет выявить различные точки зрения на понимание её процессов.
Первая точка зрения трактует процесс интеграции как культурный диалог - процесс и результат пространственно-временного взаимодействия и взаимовлияния культур. Центром диалога культур является личность, постигающая культуру, дифференцирующая и присваивающая ее ценности. В результате культурного диалога формируется система ценностей человека, особенности его мировоззрения [1].
Вторая точка зрения рассматривает интеграцию с позиций приобщения к искусству как постепенного процесса перехода от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры в начале обучения к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной картины мира в старших классах [6].
В таком контексте интеграционные процессы рассматриваются как определённые этапы постепенного вхождения в процесс многостороннего освоения искусства [там же]:
1 этап - художественная интеграция (взгляд на другие искусства с позиции одного искусства или одного предмета);
2 этап - определение взаимосвязи, взаимодействия искусства с окружающей жизнью, природой, историей культуры;
3 этап - системность художественного мышления, выражение искусства через символ, знак, движение.
Третья точка зрения рассматривает процесс интеграции с позиций основных уровней образования.
В дошкольном детстве занятия искусством позволяют ребёнку осуществлять эмоционально-чувственное познание мира, реализовывать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогащать индивидуальный культурный опыт, налаживать социальные контакты и коммуникации, практиковаться в способах самовыражения, первых опытах творчества [7].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
В начальной школе главное направление изучения искусства - формирование эмоциональных основ художественной деятельности и художественного восприятия как учебных форм эмоционального познания мира в системе искусств [4].
Основной целью образования в начальной школе является формирование человека, его эмоциональной отзывчивости, открытие сущности в искусстве, его эмоционально-нравственного значения. Характерным является целостность восприятия видов искусства, связь искусства с жизнью человека, опыт веков, опыт формирования отношения человека к миру [6].
Педагогическая модель развития творчества школьника в условиях интеграционных процессов предполагает: единство эстетического воспитания и образования, этики и эстетики; преемственность содержания, форм и методов работы школы и внешкольных учреждений; активизацию творческого потенциала педагогов и учащихся; создание нравственно-эстетической атмосферы в школьном коллективе [2].
В основной школе главное направление изучения искусства формирование художественной культуры, навыков понимания красоты в содержании разных видов искусства через освоение основ художественного восприятия и основ художественной деятельности. В среднем возрастном звене (с 5 -6 по 8-9 классы) - на первый план выходит наглядно-деятельный и наглядно-образный, практически-ориентированный подход к искусству и культуре в целом [4].
Интегрированное освоение искусства является для подростка оптимальным, поскольку отвечает его природе и потребностям. Психофизиологическая природа подростка, в соответствии с принципами природосообразности и культуросообразности, требует адекватных интегрированных средств обучения, воспитания и развития. Предметы искусства, дающие возможность подросткам на уроках рассуждать, сопоставлять, строить модели, создавать теории, ориентироваться во времени, способствуют внутренней организации подростка и его формированию как личности. Интегрированная деятельность подростков на уроках искусства обеспечивает оптимальное, с точки зрения интересов общества, соотношение индивидуально и коллективно организованных и педагогически регулируемых форм духовного потребления и деятельности с целью выработки самостоятельной творческой позиции школьника в его отношении к культуре, освоения им «культурного диалога» как ведущего метода общения с искусством. В итоге культуросообразное воспитание постепенно формирует особую ментальность российского ученика, которая, в свою очередь, может составить стабильную основу ментальности российского гражданина [1].
В старшей школе главное направление изучения искусства - формирование потребности в оценке Прекрасного в природе, в искусстве, в личной жизни и обществе. В старшем возрастном звене (9-10/11-12/ классы) на первый план выходит художественно-интеллектуальный подход к искусству, сосуществующим с возрастным прагматизмом в поисках профессиональной ориентации; это время начинающегося интереса к истории искусства, к поисковой художественной деятельности и стремления получить интегрированные художественные познания [4].
Направления и уровни интеграции в образовательной области «Искусство»
В современных исследованиях проблем интеграции в образовательной области «Искусство» в данном процессе выделяются [6]:
1) несколько уровней:
- межпредметный уровень интеграции объединяет знания, создает условия для содружества искусств;
- внутрипредметный уровень интеграции формирует «живое» знание, то есть дает понять ребёнку, для чего это может пригодиться ему в дальнейшей жизни;
- межсистемный уровень интеграции создает взаимосвязь между основным и дополнительным образованием;
- межличностный уровень интеграции предполагает сотрудничество и сотворчество детей и взрослых, расширяя культурное пространство;
- внутриличностный уровень интеграции основан на интегральной природе самого человека, соединяя все характеристики личности;
2) несколько содержательных направлений:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_
- тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему);
- проблемная интеграция (одну проблему решают учащиеся возможностями разных предметов);
- концептуальная интеграция (концепция рассматривается различ-ными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов);
- теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).
Формы интеграции в образовательной области «Искусство»
Обобщение современных исследований проблем интеграции [2; 8; 9] позволяет выделить ряд организационных форм данного процесса:
- интегрированные уроки искусства: бинарные занятия (проведение занятия двумя и более преподавателями разных дисциплин), конструирование и проведение занятий одним педагогом,
- исследовательская и проектная деятельность,
- классы художественно-эстетической направленности,
- интегрированный (факультативный) курс (интегрированная образовательная программа),
- модель художественно-эстетического образования, включающая в себя объекты основного образования (уроки), дополнительного образования (занятия в творческих объединениях), деятельность во внеурочное время (праздники, конкурсы, экскурсии, концерты), деятельность во внешкольных учреждениях (ДМШ, библиотека, Детская филармония), содержание которых связано с эстетическим воспитанием и занятиями искусством.
Современные исследователи отмечают, что все перечисленные формы интеграции не исключают, а дополняют и конкретизируют друг друга, а самое главное, что в синтезе они способны создать единое эстетическое интеграционное пространство в школе [9].
Условия интеграции в образовательной области «Искусство»
Условиями создания и реализации интеграционного эстетического пространства школы рассматривается реализация ряда принципов: культурологичности, диалогичности, эмоционального насыщения, креативности, вариативности и свободы выбора [9].
Основными условиями интеграции основного и дополнительного образования в рамках художественно-эстетического направления определяется создание организационной структуры, обеспечивающей взаимодействие всех элементов образовательного пространства, как внешних (ДМШ, библиотека, районные или городские мероприятия), так и внутренних (уроков, занятий в творческих объединениях, различных внеурочных дел) [2].
Эффективность интеграции основного и дополнительного образования детей заключается в создании структуры, обеспечивающей интеграционные связи между основным и дополнительным образованием школьников; развитии их художественно-творческой активности; установлении творческих связей между педагогами дополнительного образования, между ними и учителями начальной школы, между педагогами, работающими в школе и педагогами учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры; расширении сферы сотрудничества совершенствовании содержания и форм работы с ними [2].
Список использованной литературы:
1. Атамалян Т.И. Организация интегрированной деятельности подростков на уроках искусства: автореф. дисс. ... к.п.н. [текст]. - Москва, 2010. - 27 с.
2. Интеграция основного и дополнительного образования: проект [Электронный ресурс]. - URL: http://gigabaza.ru/doc/26253.html (дата обращения: 17.04.2016).
3. Каменева М.В. Интеграция знаний в образовательной области "Искусство" как средство гуманистической ориентации школьников в процессе обучения: автореф. дисс. ... к.п.н. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/integratsiya-znanii-v-obrazovatelnoi-oblasti-iskusstvo-kak-sredstvo-gumanisticheskoi-orienta#ixzz45uXDyJJB (дата обращения: 21.04.2016).
4. Концепция образовательной области "Искусство". Проект. Министерство образования РФ, Национальный фонд подготовки кадров [Электронный ресурс]. - URL: www.iskusstvo.nios.ru/p19aa1.html (дата обращения: 13.04.2016).
5. Концепция художественного образования в Российской Федерации: проект [Электронный ресурс]. - URL:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070
http://www.studfiles.ru/preview/1743067/ (дата обращения: 14.04.2016).
6. Лузянина Е.В. Интегрированный подход в преподавании уроков образовательной области «Искусство» [Электронный ресурс]. - URL: school-zarya.ru>metod/music/integration.doc (дата обращения: 19.04.2016).
7. Образовательная область «Музыка» и её интеграция с другими образовательными областями [Электронный ресурс]. - URL: dwqu2104.edumsko.ru/.../obrazovatelnaya-oblast-muzyka-i-ee-integraci (дата обращения: 15.04.2016).
8. Перепелица А.Г. Интеграция в системе дополнительного образования детей как фактор повышения качества образования [Электронный ресурс]. - URL: festival.1september.ru>authors/238-501-663 (дата обращения: 20.04.2016).
9. Соколова Ю.Н. Интеграция предметов художественно-эстетического цикла в современной школе как педагогическая проблема [текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 23-28.
10.Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе [Электронный ресурс]. - URL: http://vptk.narod.ru/ seminarl/yusov.html (дата обращения 18.04.2016).
© Каргина З.А., 2017
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Н.В.Колоколова учитель математики лицея г. Бирска г. Бирск, Российская Федерация
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Проанализированы дидактические принципы, лежащие в основе учебного математического моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности.
Ключевые слова
Принципиальные основы дидактики, учебное математическое моделирование
Теория обучения учащейся молодежи естественно-математическим дисциплинам имеет основы в виде дидактических принципов, позволяющие проектировать и реализовать высококачественное научное образование подрастающего поколения.
Дидактические основы учебного математического моделирования учащихся средних общеобразовательных школ и высших учебных заведений составляют такие принципы как информативность, систематичность и научность обучения школьников и студентов естественно-математическим дисциплинам [1].
Рассмотрим положительное проективное и конструктивное влияние выделенных дидактических принципов на учебное математическое моделирование действительности, состоящее из таких этапов -элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2],