_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 159.9
Э.А. Пирмагомедова
к. пс. н., ст.преподаватель, филиал ФГОБОУ ВПО "ДГПУ"
г. Дербент, Российская Федерация
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ И ДИАГНОСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ВОСПИТАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА
Аннотация
Статья посвящена проблеме изучения и выявления элементов воспитания и формирования ценностных ориентаций личности подростка. Рассмотрены основные, базисные методики диагностирования ценностных ориентаций подростка. Раскрываются особенности диагностирования и сущность методик по выявлению уровня ценностных ориентаций подростка. Важно точно и корректно проводить диагностику изучения ценностной сферы, а при выявлении негативных факторов развития ценностных ориентиров, деликатно корректировать и аккуратно направлять на гуманные, позитивные общечеловеческие ценности.
Ключевые слова Общечеловеческие ценности, национальные ценности, подросток, методики диагностики, система ценностей.
С целью нормального функционирования здорового общества необходима воспроизводящаяся и постоянно обновляющаяся система ценностных ориентаций. Ценности играют важную роль в воспитании личности - члена социума, выполняя две основные функции. Во- первых, являясь основой формирования и сохранения ценностной ориентации в сознании людей, они позволяют индивиду занять определенную позицию, обрести точку зрения, дать оценку. Во-вторых, ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в обществе и стремление к достижению отдельных целей соотн осится с ценностями, включенными в структуру личности. Общечеловеческие ценности - одно из наиболее часто встречающихся ныне словообразований, постоянно попадающих в наше поле зрения в социальных сетях, в средствах массовой информации, на телевидении, на страницах газет и журналов.
Сегодня ценности подвергаются мощному воздействию отрицательных явлений окружающей среды. Обострение проблемы приобщения к общечеловеческим ценностям вызвано также появлением молодежных группировок с расистскими, псевдорелигиозными, инфернальными установками, готовых к насилию, вандализму и правонарушениям. Особенно тяжело в этих условиях приходится подросткам, которые составляют особую социально-демографическую группу, еще не обладающую достаточным нравственным и социальным иммунитетом. Поэтому оказание помощи подросткам в правильном выборе духовно-нравственных ценностей, ориентации на общечеловеческие и национальные ценности, построение такого образовательного пространства, которое «формировало бы жизнеспособность личности, т. е. способность выживать в условиях нынешней реальности, не деградируя, а развиваясь в созидательном направлении» (Н.Д. Никандров) являются приоритетными задачами современного общества. [5, с. 38 ]
Для этой цели психологами и педагогами был разработан ряд методик диагностики изучения ценностей подростка. Одной из основных является «Методика изучения ценностных ориентации». Методика изучения ценностных ориентации (The value survey) разработана М. Рокичем (Rokeach, 1973) и основана на приеме прямого ранжирования списков ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные, что соответствует, по сути, традиционному различению ценностей -целей и ценностей - средств. Методика известна в нескольких формах. Наиболее разработанные формы Д и Е теста Рокича различаются тем, что в варианте Е списки ценностных категорий отпечатаны на листах бумаги в алфавитном порядке, где испытуемым предлагается проставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18. В варианте Д ценности напечатаны на отдельных карточках. [9, с.28].
Другой, не менее продуктивной методикой, является «Этническая беседа». Этническая беседа широко
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
применяется в работе с учащимися различных возрастных групп. Этнические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке этнических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. В процессе этнических бесед необходимо, чтобы ребята принимали активное участие в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Педагог в ходе беседы проявляет уважение внутреннему миру подростка, остерегается прямолинейности, бестактности. Итогом беседы является яркое, убедительное слово педагога, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этнических беседах главная роль принадлежит педагогу, и он должен хорошо владеть словом.
Среди форм методов нравственного воспитания в практике работы учителей широко используется «Рассказ» на этническую тему. Это яркое, эмоциональное изложение фактов. С помощью рассказа подростки пополняют свои знания о моральных понятиях, обогащают нравственный опыт поведения опытом героев рассказа, учатся с новых позиций оценивать личное поведение и жизнь классного коллектива. С помощью рассказа на этическую тему учитель может, используя сюжеты ряда рассказов, не только раскрыть положительные нравственные качества, но и высмеять жадность, хитрость, предательство.[6, с. 45]
В нравственном воспитании учащихся имеет большое значение «Экскурсия». Экскурсия всегда предполагает процесс подготовки к ней и оформление результатов. Подготовка связана с различными видами деятельности школьников, которая пронизана нравственными отношениями.
Каждая экскурсия связана с трудом людей. В ходе экскурсии ребята глубже понимают и осознают такие нравственные понятия, как трудолюбие, заботливость, товарищеская солидарность и др. Встреча на экскурсии со взрослыми дисциплинирует, подтягивает ребят. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценой, учитель создаёт в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между подростками задания. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии на природу. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к её достоянию - природе.
Таким образом, в системе нравственного воспитания сложилось много оправдавших себя на практике формирования нравственно воспитанной личности, определить ценности, организующие окружающую среду человека. Семья, имея прямое и опосредованное отношение к тухуму, джамаату, куначеству, а также отдельным авторитетам из числа аксакалов, в том числе авторитета духовенства, может добиться многого в осмыслении основополагающего приоритета в развитии общества. Наши деды и прадеды, как показывает история, в качестве такого приоритета видели человека и его право на жизнь. Быть гуманистом по отношению к человеку, оберечь его жизнь в то же время означает стремление к стабильности, заинтересованность к сохранению целостности государства, межнационального согласия. Это всё взаимосвязано. И здесь велика роль таких ценностей, какими являются семья, мир, труд.
Так как, семья имеет огромное влияние на воспитание и развитие ценностных ориентаций ребенка, необходимо рассматривать позиционирование в связи этим ценностей самих родителей. С этой проблемой справляется классическое «Анкетирование». Анкета для родителей подростков разработана в целях выявления национального или интроиндивидуального уровня организации системы ценностей подростка. Учёт ценностей семьи может проецировать глубинные ценностные образования индивида, так как родители долгое время являлись единственными референтными носителями ценностей мира и регламентаторами добра и зла в сознании ребёнка, а одиннадцатилетний подросток - это вчерашний младший школьник и дошкольник. Система ценностей не может так быстро в корне измениться за столь короткий период.
Таким образом, подростковый возраст является уникальной естественной лабораторией для психологических исследований. Мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем переосмысливаются в кругу сверстников. Поэтому очень важно точно и корректно проводить диагностику изучения ценностной сферы, а при выявлении негативных факторов развития ценностных ориентиров, деликатно корректировать и аккуратно направлять на гуманные, позитивные общечеловеческие ценности.
Список использованной литературы: 1. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации.Психодиагностическая серия. Выпуск 5., Москва, Смысл, 1992.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
2. Михайлова Т.В. Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя. Автореферат.-Чеб.2008 - 38.с
3. Пакет психодиагностических методик: Для практического использования в работе школьного психолога /Методики систематизировал и подготовил к использованию проф. В.Г. Асеев. - Иркутск, 1991. - с. 169.
4. Смолина В.В. Подростковый возраст как возраст самоутверждения личности. М. 2006, с. 78
5. Шадже А.Ю. Зависимость ценностных ориентации студентов от смены видов деятельности. Методические рекомендации. М., 2001. с. 28
© Э.А.Пирмагомедова , 2016
УДК 159.96
О.П. Степанова
канд. псих. наук, доцент А.А. Серебрякова, Ст. преподаватель Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.
г. Магнитогорск, РФ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности развития одаренных детей дошкольного возраста. Подробно характеризуются психологические проблемы одаренного ребенка, сопровождающие его в процессе творческого самовыражения и развития.
Ключевые слова
Особенности одарённых детей; проблемы одарённого ребёнка, родитель, учитель,
психолог, школьный возраст.
Проблем в современном мире очень много. Наиболее актуальной является проблема одаренности. Общество всегда нуждалось в неординарной личности. Ведь не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения требует постоянная динамика современной окружающей среды. Количество проблем, с которыми сталкивается неординарный ребенок в современном обществе, растет, ведь количество одаренных по различным категориям детей увеличивается. Задача специальной психологии - помочь решить уникальному ученику его психологические проблемы. Нередко одарённость остаётся незамеченной, неоцененной. Например, когда ребёнок не особо успешен в учебной деятельности. Ведь большинство учёных (и педагогов) напрямую связывают одарённость и школьную успеваемость. На мой взгляд, одарённость необходимо рассматривать как потенциал, а детские достижения в учебной деятельности, как одно из проявлений этого потенциала [2]. Данный подход отличается от общепринятого смещением акцентов от отбора к содействию реализации возможностей одарённой личности. Важным становится понимание трудностей одарённого ребёнка в учебной деятельности, выявление причин неуспеваемости в школе с целью оказания поддержки и психологической помощи [6].
Основными проблемами одаренного ребенка являются:
1. Склонность к индивидуализму, эгоцентризм, коммуникативные трудности. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. При дальнейшей профессиональной деятельности, к примеру, это приводит к неспособности эффективно работать в группе. Одними из основных проблем снижения