Научная статья на тему 'Роль факторов риска в развитии девиантного поведения подростков'

Роль факторов риска в развитии девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1220
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мусина А. А., Тулешов Т., Пшембаев Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль факторов риска в развитии девиантного поведения подростков»

международный научный журнал «инновационная наука» УДК 1.159:9.316:6

№10/2015

ISSN 2410-6070

А.А.Мусина

д.м.н.,профессор кафедры гигиены труда и коммунальной гигиены Т.Тулешов Ученик №60 школы-лицей Е.Пшембаев Ученик №60 школы-лицей г.Астана, Казахстан

РОЛЬ ФАКТОРОВ РИСКА В РАЗВИТИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Системный характер и нелинейная динамика адаптационных реакций личности обусловливают актуальность разработки комплексных показателей, чувствительных к динамике разно уровневых связей между свойствами и функциями личности, включенными в организацию адаптационного ответа. В ряду комплексных психологических характеристик адаптации (адаптивность, адаптационный потенциал, стрессоустойчивость, жизнестойкость и т.д.) перспективной для решения диагностических и прогностических задач является категория «личностный адаптационный потенциал». Корректное диагностирование данного феномена в психологической практике позволит оцепить вероятность патогенеза дезадаптивных состояний, возможный характер протекания регуляторно-приспособительного процесса и его индивидуальные особенности, подвижность адаптационного статуса личности [1].

Различные адаптогенные воздействия, опосредованные индивидуально-психологическими особенностями личности, предъявляют качественно различные требования и обусловливают, в большей или меньшей степени, специфичные регуляторно-приспособительные реакции. Направление, механизмы, интенсивность и продолжительность данных реакций характеризуются сложной динамикой, претерпевают изменения в течение адаптационного цикла в соответствии со сложной системой внутренних и внешних факторов [2.].

В качестве диагностических маркеров, характеризующих состояние и динамику адаптационного потенциала, могут рассматриваться активность механизмов психологической защиты, актуальное психологическое состояние субъекта адаптации, признаки кризисных явлений, сопровождающих структурные изменения программы гомеостатического регулирования и т.д. Названные признаки могут быть систематизированы путем дифференциации адаптации на внутренние и внешние, актуальные и латентные, объективные и субъективные показатели состояния адаптационного потенциала личности.

Исследование структурно-динамических свойств адаптационного потенциала как интегрального качества личности предполагает разработку моделей (математических, графических, теоретических, кибернетических), позволяющих представить и оценить как в целом структурную сложность и системные качества потенциала, так и свойства, роль отдельных функций, включенных в адаптационный процесс [3].

Адаптационный потенциал личности позволяет спрогнозировать наиболее вероятные адаптационные эффекты. Актуальной задачей является создание инструмента диагностики личностного адаптационного потенциала. В перспективе, возможна разработка много уровневой технологии оценки адаптационного потенциала личности.

Психическое здоровье — это состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.

Термин "психическое здоровье" был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) еще в 1979 г. Эксперты ВОЗ определили психическое здоровье как психическое состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека [19].

Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового и многих других факторов, что требует специальных мер для охраны и укрепления

208

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

психического здоровья. Психическое здоровье — важная составная часть здоровья человека, поэтому физическое и психическое здоровье связаны самым тесным образом. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека — это система, в которой все элементы взаимосвязаны между собой и воздействуют друг на друга. Значительная часть • этих взаимодействий опосредуется через нервную систему, поэтому психическое состояние воздействует на работу внутренних органов, а состояние последних в свою очередь сказывается на психике [4].

В общей иерархии проблем любой страны и системе ее безопасности психическое здоровье нации занимает одно из ведущих мест. Оно является социально значимым феноменом, по уровню и состоянию которого судят о степени развития и благополучия общества.

Психическое здоровье — понятие условное, выделяющее лишь одну из составляющих здоровья человека, и может быть разделено на индивидуальное и общественное. Индивидуальное психическое здоровье — это такое состояние психики индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности и оптимальное выполнение социальных функций, адекватных об общечеловеческим ценностям и этнокультурным особенностям группы, к которой принадлежит индивид. Под термином "общественное психическое здоровье" подразумевается уровень психического здоровья популяции, т. е. распространенность в ней психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, умственной отсталости различных форм деструктивного поведения ,соотношение числа психически здоровых и больных людей [5].

Исследование психического здоровья является объективной необходимостью, так как психическое здоровье населения — важнейший элемент общественного здоровья, во многом определяющий экономическое и социальное благополучие нации.

Современные тенденции в исследовании распространенности патологии психического здоровья характеризуются смещением акцентов к более универсальным, основанным на представлении о психическом здоровье как о совокупности психического, социального, психологического благополучия и состояния равновесия индивидуума с окружающей средой.

Тенденция к более расширенному и многоаспектному прочтению психического здоровья привела к определению ВОЗ ментального здоровья как психического благополучия человека, позволяющего ему реализовать собственный потенциал, противостоять стрессу, продуктивно работать и вносить свой вклад в развитие общества. В этом определении заложено не только отсутствие психического заболевания, но также высокое качество социального функционирования, нормативный профессиогенез и интерактивное обеспечение цивилизационных трендов.

Из всех факторов социализации институт семьи является самым значимым, его влияние человек испытывает с рождения на протяжении многих лет, аккумулируя традиции и ценности семьи и передавая их следующим поколениям. Семья — это малая социальная ячейка, члены которой связаны взаимной любовью и уважением, общностью быта, духовно-нравственной атмосферой, взаимопомощью и моральной ответственностью. С этих позиций семья является основой здоровья и благополучия всех ее членов. Безусловными лидерами по охране здоровья семьи являются родители. Их отношение к здоровью и образ жизни (позитивный или негативный) часто определяет поведение и здоровье других членов семьи. Особенно дети копируют сценарии поведения родителей. Воспитание здорового ребенка - основная функция семьи. Здоровье - это многогранное понятие. Относительно детей общесемейная деятельность по охране здоровья должна ориентироваться на позитивные установки: формирование и сохранение физического и психического развития, соответствующего канонам возрастной периодизации на разных этапах их жизнедеятельности. Это нравственное и интеллектуальное воспитание, формирование адекватного отношения к жизненным ценностям и гражданской позиции к девиациям в обществе. Послезнее особенно актуально в настоящее время с учетом распространенности потребления психоактивных веществ детьми и подростками, которые приняло угрожающие масштабы.

Рассматривая здоровье подрастающего поколения как стратегическое направление, Европейское региональное бюро ВОЗ выдвинуло ряд задач, в числе которых ведение здорового образа жизни - ЗОЖ

209

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

(адекватный рацион питания, физическая активность, гигиена полости рта), предупреждение опасных форм поведения (злоупотребление табаком, алкоголем и другими психоактивными веществами), безопасный секс. Реализация задач европейской стратегии базируется на первичной профилактике факторов риска для здоровья детей и подростков, которое осуществляет социальное окружение. Успешность этого процесса зависит от непосредственного участия семьи, решающей задачи обеспечения благополучия среды обитания в бытовых условиях, просвещения по вопросам взаимоотношений и родительских обязанностей, участия семьи в улучшении состояния здоровья детей и подростков путем контроля их поведения, организации досуга, формирования нравственных убеждений. Это качественная сторона жизнедеятельности семьи, отражающая степень удовлетворенности основных жизненных потребностей: физиологических (в пище, воде, жилище, воспроизводстве), духовных и культурных, в безопасности, любви, уважении, авторитете, самовыражении и самореализации.

Неадекватное поведение родителей (невнимание к детям, грубость, жестокость, пьянство, курение) может играть отрицательную роль для детей: детерминировать отклонения в состоянии здоровья, неблагополучное развитие личности, провоцировать отклоняющееся поведение и приобщение к референтным и неформальным группировкам с отягощающими последствиями.

В процессе управления здоровьем потенциал семьи включает медицинскую компетентность, своего рода «искусство» формировать здоровые навыки, мотивированность действий, от которых зависит степень протекции цели.

В аспекте формирования здоровья в семье оценка родителями значимости здоровья для жизни является определяющей. Преобладающее большинство (94,6%) родителей считают здоровье необходимым, первостепенным условием для полноценной жизнедеятельности. Однако приоритетность здоровья в шкале жизненных ценностей не вполне согласуется с их взглядами на причинно -следственные связи здоровья и влияющих на него факторов. В условиях одновременного воздействия на человека множества неблагоприятных факторов доминирует поведение (образ жизни). Эту точку зрения разделяют 79,8% респондентов. В ранжированном ряду факторов, влияющих на здоровье, по мнению взрослого населения, велика роль наследственности (64%) и экологии (58,9%1) Ученые отводят этим факторам менее значимую роль (20-22%) . Кроме того, чем в большей степени вероятны влияния наследственности и экологии, тем в большей степени значимо поведение (негативное или позитивное) для проявления болезни или нивелирования факторов риска.

Характеристика образа жизни убедительно доказывает обратную тенденцию. Эволюционно сложившиеся потребности человека в питании и движении являются предметом постоянного обсуждения по причине нарастающего дисбаланса в их соотношении. Дисбаланс провоцирует отклонения в состоянии здоровья. Недооценка взаимосвязи этих показателей определяет поведение человека в быту. Обеспечение семьи двух- и трехразовым горячим питанием соблюдается менее чем в 50% случаев. В некоторых семьях горячее питание нерегулярное. Следовательно, в значительном проценте случаев в семейно-бытовых условиях имеют место нарушения пищевого поведения, так как рациональное питание количество приемов пищи и ее качественный состав) не соблюдаются. Питание бутербродами, фастфудами не обеспечивает организм необходимыми для жизнедеятельности нутриентами, что особенно важно для роста и развития детей, восстановления потраченной энергии и работоспособности.

Двигательная активность как естественная потребность и элемент гигиенической культуры человека также недооценивается населением. Самостоятельные занятия физкультурой практикуются в 15% случаев, занятия в спортивных секциях и клубах является прерогативой в основном 1/5 части обеспеченного населения. Необходимые элементы физической нагрузки (физкультура и разные виды спорта) в большинстве семей не практикуются. Характер двигательной активности свидетельствует о выраженной гипокинезии в образе жизни многих семей. Гипокинезия порождает изменения в организме, снижает функциональные возможности основных систем жизнедеятельности, т. е. является фактором риска. Физические нагрузки в пределах допустимых возможностей организма снимают многие проблемы [ 5].

Среди многих поведенческих факторов взрослого заселения особого внимания заслуживает массовое явление -табакокурение. Результаты опроса показали, что в 27.64 семей курит мать, в 31,6% - отец, в 15,8%

210

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

— оба родителя, в 17,1 % - и другие члены семьи.

Ценность здоровья для взрослых членов семьи в большинстве случаев остается декларативной, не согласуется с активностью, направленной на сохранение здоровья. В таких семьях проблематично воспитание позитивного отношения к здоровью и ЗОЖ у детей. В то же время, осознавая свою ответственность за детей, 92,1% родителей считают, что научить детей бережному отношению к здоровью, обучить полезным прикладным навыкам - прерогатива семьи. Забота о здоровье детей складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и ближних родственников. В этом процессе основополагающим следует считать отношение семьи к охране здоровья детей. Результаты данных исследований и литературные источники свидетельствуют о недостаточном внимании родителей к здоровью детей.

Нарушения в организации режимных моментов детей а условиях семьи, отсутствие контроля со стороны родителей за их поведением накладываются на негативные е условия и факторы поведения в школе. Кумулятивный эффект в течение длительного времени детерминирует отклонения в состоянии здоровья детей.

Неорганизованность, незанятость в свободное время, отсутствие каких-либо интересов провоцируют различные девиации в поведении у подростков. Проявление штативных элементов поведения в подростковом возрасте — курение, потребление пива, вина - встречаются чаще (72,9%), чем замечают родители.

Дефицит информации и неумение убедительно и частично их преподнести подросткам дистанцируют последних от родителей в поисках других источников информации, которые часто бывают неоправданными и даже опасными.

Психоэмоциональная составляющая жизни семьи приобретает значимую роль. На фоне усиления интенсивности стрессогенности на массовом популяционном уровне, обусловленном социальноэкономическими и общественными преобразованиями, значительное количество людей испытывают неудовлетворенность качеством жизни, плохое эмоциональное состояние, напряженные взаимоотношения в семье и обществе [6].

Характеристика внутрисемейной атмосферы с позиции родителей и подростков не однозначна. Рассматривая семью как структуру по защите от внешних социальных влияний, в большинстве случаев, по мнению родителей и школьников, сохраняются хорошие, доброжелательные отношения между членами семьи. Однако подростки чаще, чем родители, фиксируют удовлетворительные и даже конфликтные отношения, а около 20% из них затруднились оценить взаимоотношения в семье. С одной стороны, ответы подростков можно рассматривать как свойственное им преувеличение ситуации в семье, а ответы родителей

- как маскировку («не выносить сор из избы»); однако, психотерапевты и психиатры констатируют увеличение тенденции неблагоприятных отношений в семье и асоциального поведения родителей. С другой стороны, занятость родителей на работе и отсутствие должного внимания детям не способствуют хорошим детско-родительским отношениям. Подростки хотят видеть в родителях единомышленников, друзей, которые могут помочь в разрешении их личных проблем. Непонимание родителями проблем подросткового возраста часто способствует возникновению конфликтных ситуаций. Подросток бросает «вызов» родителям, который часто носит протестный характер в виде девиантного поведения. Статистика подтверждает, что в семьях, где имеют место неудовлетворительные отношения и асоциальное поведение, чаще происходит приобщение подростков к курению и алкоголю. Однако и в благополучных, но курящих семьях, дети также подражают родителям.

Среди иерархии ценностей здоровье как наиболее важная категория определяет благополучие всей семьи.

Если в мотивационной сфере взрослых здоровье остается приоритетным, что, по-видимому, обусловлено бременем болезней и связанным с ними проблемами, то для 30% подростков здоровье не является ценностью, несмотря на то что среди популяции старшеклассников практически не регистрируются здоровые лица. В рейтинговой шкале представлений о взаимосвязи здоровья и влияющих на него факторов у родителей и подростков значительно выражены независимые от человека факторы (наследственность, экология). Активные для здоровья формы поведения не инициируются родителями, в силу чего у детей и подростков недостаточно сформированы навыки ЗОЖ. Такая мотивационная платформа у родителей и

211

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

подростков нивелирует роль поведения в сохранении здоровья. Распространенность вредных привычек среди взрослых членов семьи и подростков (школьники знают ситуацию изнутри и их оценка более объективная: 64,2% по сравнению с оценкой родителей - 29,4%) и подрывающее здоровье поведение (27,3 и 20,2% соответственно) противоречат утверждениям о ценности здоровья и заботе о нем. Потребительское отношение к здоровью взрослых членов семьи не формирует у детей и подростков адекватное отношение к своему здоровью.

Грамотный подход к процессу управления здоровьем требует достаточных медико-гигиенических знаний, их осмысления и постоянного накопления. Выявленная информационная ниша по вопросам охраны здоровья не стимулирует родителей (41,1%) и тем более подростков (77,1%) к повышению уровня знаний. Инертность в повышении самообразования в аспекте здоровья также свидетельствует об отсутствии мотиваций на здоровый образ жизни и остается основной причиной широко распространенных заболеваний среди взрослых и детей [7].

В последние годы происходят переоценка и девальвация семейных ценностей. Потребительское отношение к здоровью, недостаточная активность в соблюдении гигиенических норм поведения и дефицит знаний по ЗОЖ противоречат утверждениям о ценности здоровья.

Неадекватная оценка уровня здоровья детей, пассивность в контроле за их здоровьем, малопрактикуемые привентивные методы воспитания свидетельствуют о снижении ответственности родителей за здоровье детей.

Педагогическая несостоятельность родителей по воспитанию здоровых детей обусловлена их личным поведением, недостаточной мотивированностью на здоровый образ жизни, распространенностью вредных привычек.

Противоречивость норм и ценностей в семье ставит подростков в ситуацию выбора, который часто носит протестный характер в виде девиантного поведения.

В специальной литературе приводится большое число исследований, посвященных изучению эмоционального стресса, вызываемого различными экстремальными факторами: адаптацией к умственной нагрузке, к режимам учебной деятельности, экзаменационным ситуациям, к сдаче единого государственного экзамена [7].

В современных социально-экономических условиях отмечается выраженная интенсификация учебного процесса, следствием которой является большее утомление учащихся, значительная физиологическая стоимость школьных нагрузок, приводящая к ухудшению состояния их здоровья [8].

В начальной школе учебные нагрузки являются значимым фактором риска формирования расстройств здоровья и развития детей на одном из самых важных этапов онтогенеза (6—18 лет) — в период физиологически обусловленной повышенной чувствительности детского организма к неблагоприятным внешнесредовым воздействиям. Получение общего образования в школах предъявляет высокие требования к состоянию ведущих функциональных систем ребенка. С этими требованиями он зачастую не может справиться без риска потери здоровья.

При наличии функциональных нарушений и хронической патологии, отклонений в физическом развитии снижаются учебные возможности и работоспособность учащихся. В результате этого усиливается напряжение ведущих функциональных систем организма, резко снижаются адаптационные возможности, что в свою очередь приводит к прогрессированию патологии и развитию осложнений.

Рабочая гипотеза заключается в том, что у детей, страдающих хроническими болезнями и выраженными функциональными отклонениями, имеются определенные особенности психического развития, затрудняющие физиологическую и социальную адаптацию к учебному процессу в школе. Недостаточное пребывание детей с ослабленным здоровьем в благоприятных условиях дошкольных учреждения отмена отстрочки на поступления в первый класс не позволяют им с меньшей физиологической стоимостью преодолеть период адаптации школе, что может привести к прогрессированию нарушений здоровья[9].

212

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Соотношение учебной и воспитательной деятельности как основных компонентов структуры образовательного процесса на протяжении длительного времени остается достаточно спорной, дискуссионной, а отчасти центральной темой для гуманитарной науки. Многообразие существующих в настоящее время подходов и соответственно школ, реализующих конкретные концептуальные модели образовательного процесса, свидетельствует о неоднозначности решений этой фундаментальной задачи, имеющей большое практическое значение, связанное с воспитанием учащихся и формированием их личности [10].

Понятие личность детерминировано социально-ориентированной составляющей ее основных признаков и может квалифицироваться как цельное социально-психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения социально-выработанных форм сознания поведения.

Формирование и развитие личности осуществляется в процессе деятельности на основе созревания и развития соответствующих морфо- и психофизиологических структур человека, генетический потенциал которых формирует особенности развивающегося субъекта посредством актуализации наследственных качеств, существующих в виде задатков соответствующих интересов, склонностей и способностей.

Подростковый возраст связан с бурными процессами социализации личности на основе ведущей для этого периода коммуникативной деятельности, включенной в структуру учебно-воспитательного процесса, одна из граней которого является собственно учебной, реализующей познавательную, информационную функцию, а вторая направлена на воспитание, развитие личности подростка.

Воспитание в противовес обучению, адресованному непосредственно к сознанию, в значительной мере является процессом бессознательным, при котором наработка навыков и умений осуществляется посредством их интерпретации [3].

Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования. Развитие и формирование личности, трактуемое в рамках гуманистической психологии как ее самореализация, есть цель и условие развития общества, при этом наличие целей и осмысленности жизни, построенных на основе ценностей и отношений человека, наличие ответственности за свои действия и поступки, а также поиск смысла жизни значительно влияют как на психическое, так и на общее здоровье человека, на его удовлетворенность жизнью [1].

Поскольку человеческий потенциал является главной ценностью и богатством любого общества, сущностью национальной идеи становится сбережение народа, о чем так много говорится, но, к сожалению, так мало делается, особенно в наши далеко не благополучные времена.

Если личность формируется на основе усвоения общественно-выработанных форм сознания и поведения, то тенденции ее развития в значительной степени детерминированы вектором социальноэкономических отношений, преобразующих структуру значимых свойств личности в соответствии с необходимостью формирования адекватных адаптивных реакций.

В настоящее время мы являемся свидетелями значительного ускорения социально-экономических, технических, общественных и других процессов, в том числе и обусловленного этими процессами изменения человека, свойств его личности, о чем свидетельствуют результаты ряда проведенных в последнее время научных исследований [6].

Воспитательная компонента в пространстве современного общеобразовательного процесса имеет в основном декларируемый характер по причинам ее несоответствия стандартам современной школы и как следствие отсутствия у преподавателей, являющихся специалистами-предметниками, соответствующих навыков для ведения воспитательной работы и заинтересованности в дополнительных нагрузках при существующих размерах оплаты труда.

Характер социально-психологической адаптации школьников, сенситивным критерием которой является уровень тревожности, оказывает значительное влияние на состояние их здоровья. Следует отметить устойчивость тенденции к возрастанию в последнее время числа "тревожных" людей наряду с тенденцией снижения их удовлетворенности жизнью.

Повышенная подростковая тревожность, связанная с проблемами современной семьи, у старшеклассников провоцируется реалиями окончания школы и малоприятными для многих перспективами

213

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

освоения мира практической неопределенности с необходимостью опоры на свои, очень часто несформированные для взрослой жизни навыки и небогатый жизненный опыт. Многие учащиеся реагируют на это повышением общего уровня тревожности, снижением уровня их социально-психологической адаптации. В наиболее яркой форме фактор неопределенности активирован у профессионально неопределившихся школьников.

За истекшее десятилетие существенно вырос пользовательский ресурс СМИ, являющийся доступным, удобным и разнообразным источником информации, вклад которого в информационное обеспечение современных учащихся по результатам наших исследований увеличился более чем в 2,5 раза, при этом влияние родителей на формирование ценностных отношений детей снизилось с 28 до 21%.

Наблюдается динамика снижения морально- нравственной составляющей в структуре ценностей личности учащихся.

Полученные результаты свидетельствуют, что общее психическое развитие и развитие мыслительной деятельности, в частности, закономерно приводят к личностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к жизни, умению адекватно планировать свою жизнь и относительно успешно самоопределяться в профессиональном отношении, при этом адекватность профессионального самоопределения по принципу обратной связи оказывает положительное влияние на дальнейшее развитие личности, ее самореализацию, поскольку учебная деятельность становится мотивированной, осмысленной, опосредованно связанной с внешкольной жизнью реально существующими, осознанными практическими целями и мотивами.

Успешность профессионального самоопределения школьников, адекватно реализующего их интересы, склонности и способности, содействует общему и психическому здоровью, развитию личности, снижая общую тревожность, характерную для профессионально неопределившихся учащихся, давая ощущение физического и психического благополучия.

Разносторонность развития личности школьника, ее социально и профессионально значимых свойств является необходимым условием успешности социально-психологической адаптации и профессионального самоопределения, успешность реализации которых в свою очередь оказывает позитивное влияние на дальнейшее развитие личности и ее жизнедеятельность. Проблема изучения особенностей проявления пограничной психической патологии подростков в значительной степени определяется исключительной значимостью данного периода онтогенеза личности в формировании всех систем психобиологической адаптации человека. Существенное место занимает изучение особенностей поведения. Отсутствие в настоящее время общепризнанных критериев возрастной нормологии психической деятельности в сочетании с выраженным патоморфологическим влиянием кризисных морфофункциональных метаморфоз крайне затрудняет не только нозологическую, но и синдромальную квалификацию состояния подростка. Поскольку пограничные психические расстройства проявляются зачастую социальной дезадаптацией пациента и, наоборот, первично возникшие трудности социального функционирования ведут к развитию психической патологии, крайне актуальным представляется исследование психогенной и протективной роли в первую очередь социальных факторов. В литературе продолжается активная дискуссия о значении и месте различных форм поведения в проявлении личностной патологии и психологической дезадаптации лиц подросткового и юношеского возраста [11].

В последние десятилетия отмечается отчетливая тенденция оценки глубины расстройств и даже систематики психических заболеваний на основе отдельных симптомов, в первую очередь поведенческих феноменов. В частности, в 9-м разделе V класса МКБ-10 (Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском возрасте) в качестве отдельных самостоятельных форм предлагается рассматривать: "F9I.C — Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи", "F91.1 — социализированные расстройства поведения", "F91.2 — Социализированные расстройства поведения", "F65 — Психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией". Следует отметить, что данный подход представляется весьма сомнительным в теоретическом отношении и находится в фундаментальном методологическом противоречии с традиционным для отечественной психиатрии нозологическим направлением. Необходимо также учитывать высокий риск необоснованной

214

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

психиатрической стигматизации (labeling) формирующейся личности, особенно в негативную фазу пубертата [4] .

Принципиальные различия в методологических и методических подходах психиатров и психологов различных школ и направлений привели к положению, когда разброс данных о распространенности отдельных форм и типов патологии в одной и той же популяции превышает сотни процентов.

Широкое распространение во многих странах получила точка зрения, что в основе многих форм психической дезатаптации лежат архаические, преимущественно филогенетически детерминированные механизмы реагирования, определяемые понятием "рисковые формы поведения" (risky behaviour).

Под этим термином зачастую подразумевается "поведение, в результате которого возникает высокая вероятность возникновения нарушений здоровья (в том числе сексуального и репродуктивного)". Основная причина этого (по мнению многих авторов) — безответственное отношение к себе (или своему партнеру), своим действиям, отсутствие информации или неправильное информирование о способах и методах профилактики нежелательной беременности, защиты от инфекций, передаваемых половым путем, в том числе ВИЧ/ СПИДа, о негативных последствиях злоупотребления алкоголем, употребления табака, наркотиков, риски травматизации и др.

Нечеткость самого определения "рисковое поведение" привело к расплывчатости границ объекта исследования: от опиоидной наркомании, риска заражения СПИДом до нерелигиозности, рисков банковских операций, угрозы человечеству в связи с парниковым эффектом и др. В качестве рискованного поведения в рамках подростковой реакции увлечения вполне можно рассматривать занятия боевыми искусствами, экстремальными видами спорта, скейтбордингом, паркуром, катание на скутерах и др.

Можно полагать, что в медицинском аспекте под этим термином следует понимать поведенческие феномены, несущие в себе угрозу развития психического или соматического заболевания и обусловленной им социальной дезадаптации. Причем именно в этой последовательности. Более общая трактовка таит серьезные угрозы, в частности психиатрической стигматизации формирующейся личности.

Современное состояние проблемы привело к положению диагностического плюрализма, когда в практике психиатров, психологов и педагогов используется большое количество терминов либо описывающих довольно сходные состояния, либо, наоборот, в одни и те же термины вкладывается принципиально различный смысл. В сочетании с явно недостаточным уровнем постдипломной психиатрической подготовки педиатров, ликвидацией специальности "детская психиатрия" представляется крайне затруднительным получение достоверных эпидемиологических данных и проведение эффективных психопрофилактических мероприятий.

Крайне негативная роль в настоящее время принадлежит навязчивой пропаганде в средствах массовой информации алкоголя, табака, популяризации различных сексуальных перверсий (в частности, гомосексуализма, промискуитета, проституции), доминированию художественных произведений с изображением многочисленных сцен насилия и по сути формированию криминальной морали.

Г лубокие изменения социальных стереотипов, порожденные коренной реконструкцией уклада жизни, резко повысили психические нагрузки и требования к механизмам стрессоустойчивости не только взрослых, но и детей и подростков. В этих условиях, обостряющих действие: микросоциальных психотравмирующих факторов (неадекватных воспитательных воздействий, школьных перегрузок, явной и скрытой безнадзорности), отмечается рост психических, психосоматических расстройств, различных проявлений социальной дезадаптации, особенно у подростков, что связано с повышенной чувствительностью ор в этом периоде к воздействию факторов внешней и внутренней среды, с процессом интенсивной социализации [12,13].

Полученные данные указывают на необходимость активной профилактики и коррекции нарушений социально-психологической адаптации в образовательных учреждениях на основе анализа факторов и причин различных форм дезадаптации с использованием соответствующих программ воздействия (медикопсихологических, психолого-педагогических, социальных).

В последние годы все большую социальную значимость приобретает проблема девиантного, т. е. отклоняющегося от общепринятых норм, поведения, включающего в себя правонарушения, раннюю алкоголизацию и наркотизацию. Происходит "омоложение" преступности, приобщения к психоактивным

215

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

веществам. По данным многих исследований, более чем у половины подростков, находящихся на учете в милиции, комиссий по делам несовершеннолетних правонарушений, имеются различные формы психических отклонений, в основном пограничного уровня.

Выявленная довольно высокая распространенность патологических форм девиантного поведения, что свидетельствует о тесной связи состояния психического здоровья и адаптации подростков. Поэтому при выборе методов и тактике коррекционной работы важна компетентная дифференциация девиантного поведения.

Список использованной литературы:

1. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников// СПб.: Изд-во СПбГУ.-2000.-с.232

2. Кулганов В.А., Шенберг Л.С., Короткова И.А. Исследование адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи // Ананьевские чтения-2005: Материалы науч.-практ. конф. / Под ред. Л.А Цветковой, Л.М. Шипицыной. СПб.: Изд-во СПбГУ.-2005.-с.578-580.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Богомолов А.М. Cтруктурно - функциональный подход к оценке адаптационного потенциала личности // Сибирский психологический журнал.-2008.-№28.-с.53-58

4. Сидоров П.И., Новикова И. А. Способ скрининговой оценки факторов здоровья//Гигиена и санитария.-2010.-№2.-85-89

5. Скворцова Е. С, Миронова И. А.// Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. // Справочник поликлинического врача.-2008.-№ 14.-с.12-18.-2007.-.№3.-с.18-22.

6. Соколова Н. В., Рапопорт И. К., Ушаков И. Б. Анализ основных составляющих качества жизни школьников// Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Международного конгресса.-М., 2004.-Ч.Ш.-с. 147-149.

7. Мусалимова Р. С. Влияние предметных олимпиад на функциональное состояние организма старшеклассников// Гигиена и санитария.-2012.-№2.-с.61-67.1-5

8. Надеждин Д. С., Рапопорт И. К. Состояние здоровья и особенности психического развития первоклассников// Гигиена и санитария.-2009.-№5.-с.56-62

9. Баранов А.А.,Сухарев Л.М. и др. Оценка состояние здоровья детей .Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в оброзовательных учреждениях: Руководство для врачей.-М.,2006.- с. 94-96

10. Сахаров В. Г. Формирование личности подростков как основа успешности социальнопсихологической адаптации// Гигиена и санитария.-2009.-№3.-с.45-50

11. Чубаровский В. В. Первичная профилактика рисковых форм поведения подростков// Гигиена и санитария.-2009.-№2.-с.63-66.15

12. Хамаганова T. Г., Крылов Д. Н., Даниленко О. В., Семке С. Б. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников// Гигиена и санитария.-2000.-№1.-с.71-73

13. World Health Organization // Guidelines for Assessing the Nutritional Impact of Supplementary Feeding Programmes for Vulnerable Groups. — Geneva, WHO, 1983.

14. Богомолов А.М. Адаптационный потенциал личности: определение, функции, структура// Ананьевские чтения-2006.-Материалы науч.-практ. конф./ Под ред. ЛА Цветковой, А.А. Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ.-2006.- с.333-334.

15. Воробьев В.М., Шенберг Л.С., Щербинкина И.А. Развитие адаптационного потенциала личности в среде подростково-молодежных клубов// Природные факторы и социальные условия обучения: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 10-14 июня 2005 г. СПб.: САГА.-2005.-с.100.

16.Совершенствование медицинского обслуживания подростков старшего возраста и оптимизация условий обучения: Пособие для врачей. - М., с.2005.-250

© А.А.Мусина, Ф.Т.Сембиева, З.Керуенова, 2015

216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.