6. Nehles R. Offenheit, padogogisches Engagement ohne Theorie? Eine Darstellung und Analyse von padogogischen Konzepten der Offenheit, insbeson-dere der offenen Curricule. Bern: Long, 1981.
References
1. Kiseleva N.S. Professional'naya podgotovka uchitelya-issledovatelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya Velikobritanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kolomna, 2013.
2. Borg S. Conditions for teacher Research. English Language Forum. 2006: 22 - 27.
3. Available at: http://en.wikipedia.org/wiki/Trinity_College._Cambridge
4. Available at: http://www.uni-heidelberg.de/university/history/history.html
5. Available at: http://karandash.ua/countries/germany/heidelberg-university/
6. Nehles R. Offenheit, padogogisches Engagement ohne Theorie? Eine Darstellung und Analyse von padogogischen Konzepten der Offenheit, insbeson-dere der offenen Curricule. Bern: Long, 1981.
Статья поступила в редакцию 31.03.19
УДК 371
Radjabov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru
THE POTENTIAL OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A SPORTS CLUB IN THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS. The article deals with a problem of using the educational potential of the sports club in education and socialization of the younger generation. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature and practical experience, the authors have identified a feature of the sports and health club, which is to coordinate the actions of the subjects of education. The author concludes that sports health-improving institutions together with law enforcement agencies concentrate in the activity questions of education of the personality of the teenager, protection of a public order, prevention of offenses in the residential district, assistance to a family and the teenager in regulation of the difficult problems connected with communication and relationship, etc. The effectiveness of such interaction is ensured by the performance of their duties, clear planning of activities and its coordination, monitoring the fulfillment of obligations by the parties, the exchange of achievements or the ineffective use of educational and preventive means to assist a teenager in the implementation of vital programs.
Key words: education, socialization, educational environment, sports and health club, deviant behavior.
А.А. Раджабов, канд. пед. наук, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СРЕДЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КЛУБА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В статье рассматривается проблема использования воспитательного потенциала спортивно-оздоровительного клуба в воспитании и социализации подрастающего поколения. На основе анализа психолого-педагогической литературы и практического опыта авторы выделили особенность деятельности спортивно-оздоровительного клуба, которая заключается в координации действий субъектов воспитания, рационального объединения и координированно-сти возможностей каждого. Автор делает вывод о том, что спортивно-оздоровительные учреждения совместно с правоохранительными органами концентрируют в своей деятельности вопросы воспитания личности подростка, охраны общественного порядка, профилактики правонарушений в микрорайоне, оказания помощи семье и подростку в регулировании сложных проблем, связанных с общением и взаимоотношениями и т. д. Эффективность такого взаимодействия обеспечивается выполнением своих обязанностей, четким планированием деятельности и её координацией, контролем за исполнением обязательств сторонами, обмен достижениями или не эффективным применением воспитательно-профилактических средств для оказания помощи подростку в реализации жизненно значимых программ.
Ключевые слова: воспитание, социализация, воспитательная среда, спортивно-оздоровительный клуб, девиантное поведение.
Изменения, происходящие в государстве, обществе и образовании, не могли не повлечь за собой поиск новых путей в обновлении деятельности спортивно-оздоровительных учреждений и в модернизации её воспитательной среды. Демократизация деятельности школы и внешкольных учреждений, её автономия в использовании различных учебных планов и программ обеспечили возможность более гибко подходить к определению направления профилактической деятельности, к предоставлению подросткам возможности выбора различных видов деятельности, а педагогам творческих технологий их реализации и самореализации. В федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» отмечается важность обеспечения необходимых условий для регулярных занятий физической культурой и спортом.
Внимание государства к усилению деятельности в сфере оздоровления общества, в обеспечении национальной безопасности государства активизировало деятельность спортивных обществ в пересмотре своих целей, задач, миссии, выводя их из узко спортивных в более широкие и перспективные - воспитание нравственно-правовой личности, способной умножать спортивные достижения страны, осуществлять защиту её интересов; развитие интереса не только к спортивным знания, техникам, но формирование потребности осваивать иные сферы знаний - нравственно-культурные, коммуникативные, информационные; защищать права и интересы подростка на образование, воспитание, развитие, комфортные условия жизни; предупреждение девиантного поведения и правонарушения среди подростков и др. Эти изменения увеличили приток подростков в спортивно - оздоровительные клубы, заставив их руководителей обратить внимание на организацию досуговой, спортивно-оздоровительной и художественно-творческой деятельности.
Многочисленные коллизии и стрессовые ситуации в межличностных отношениях людей, особенно болезненно сказывающиеся на детях и подростках, потребовали создание в системе внешкольных объединений воспитательно-профилактической среды предупреждения девиантного поведения подростков посредством объединения их в клубные формы деятельности, разновозрастные отряды, клубы общения по интересам, правозащитные объединения, межведом-
ственные взаимодействия социально-педагогической помощи подросткам и др. Внимание к вопросам воспитания подрастающего поколения в социальных и воспитательно-образовательных средах - явление закономерное и связано с такими обстоятельствами, как объективно развивающееся взаимодействие семейного и социального воспитания; возрастание социально-экономического и свободного времени подростков, влияние средств массовой информации на становление нравственной, правовой, культурной, интеллектуальной сфер личности.
Анализ психолого-педагогической литературы (Б.П. Битиниса, М.А. Гала-гузовой, А.В. Мудрика, В.Д. Семёнова, Е.Н. Сорочинская и др.) показал, что у педагогических коллективов ещё немало трудностей, проблем в организации свободного времени подростков, общения по месту жительства, внешкольного воспитания, и поэтому современная школа не может работать изолированно, не влияя на среду, не согласуя свои действия с другими государственными и социальными институтами воспитания подрастающего поколения [1; 2; 3].
В этом аспекте спортивно-оздоровительные клубы выступают социально-воспитательной средой подростка, где они выбирают виды деятельности по своим интересам, потребностям и спортивным возможностям, что усиливает потенциал среды в предупреждении девиантного поведения. В отличие от школьной среды, где воспитательный процесс всегда носит организованный характер, воспитательная среда спортивно-оздоровительных клубов более противоречива и специфична, в определённой мере стихийна, но по своему воздействию на сознание и поведение подростков более значима.
Это обусловлено тем, что внутри клуба создается определенная микросреды взаимодействий педагог-подросток, подросток-подросток, педагог-подросток - родитель и др., что аккумулирует опыт поведения и способы взаимодействий в повседневных условиях жизни. В спортивно-оздоровительной среде клуба подростки осваивают как позитивный нравственный опыт, так и сталкиваются с иными моделями поведения, с дурными привычками, высказывания, которые противоречат социальному и нравственно-правовому образу жизни. И если средствами воспитания не поставить заслон проникновению такого негативного опытом в сознание и поведения подростков, то они могут впитать - его в себя,
усвоить как возможную модель поведения и в дальнейшем подобный опты может стать отправной точкой отклоняющегося поведения и правонарушений несовершеннолетних.
Воспитательная среда, в которой подростки приобретают социальный опыт, оказывает существенное влияние на поведение личности (Т.Ф. Борисова, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн и др.) [3 - 5]. На наш взгляд, воспитательная среда спортивно-оздоровительного клуба позволяет подростку реализовать свои личностные потребности не только в спорте, но и в общении, познании окружающей действительности, самоутверждении в активной деятельности, ориентируясь на общепринятые нравственно-правовые нормы. Воспитательная среда спортивно-оздоровительного клуба позволяет подростку сравнивать получаемые знания в спортивном клубе с наблюдениями, практикой жизни, накапливает свой жизненный опыт поведения и общения, учится быть старшим, взрослым, самостоятельным, проявлять заботу о младших, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Одновременно спортивно-оздоровительный клуб - это сфера организации спортивно-досуговой, оздоровительной, социально-полезной деятельности подростков, в процессе которых он приобретает нравственно-правовой опыт жизни, включая его как в повседневные, так и в конфликтные ситуации общения.
Созданная воспитательная среда в спортивно-оздоровительном клубе имеет и воспитательные, и профилактические возможности. Педагогический эффект такой среды определяется владением педагогами технологиями воспитания по оказанию помощи подросткам, склонным к девиантному поведению. Педагоги помогают подросткам преодолеть противоречие между потребностью быть в социальном пространстве спортивно-образовательного клуба и удовлетворять свои спортивные потребности и амбиции или придерживаться протестного, демонстративного, отклоняющего типа поведения как вызов среде, человеку, обществу. От выбора подростка зависит его успех в спортивных и личностных достижениях, а к такому успеху его может подвигнуть педагог, если подросток ему доверяет или если он интересен ему как личность, как профессионал. Социальная среда клуба, его воспитательная среда и совместные спортивные, тренировочные, социально-полезные виды деятельности создают естественные, благоприятные педагогические условия для активизации взрослых в воспитании подростков и актуализации нравственно-правового поведения подростков. При этом, если деятельность спортивно-образовательных клубов в воспитании и профилактике девиантного поведения подростков принимает межведомственных характер - взаимодействия с семьей, органами внутренних дел, чья деятельность направлена на профилактику правонарушений подростков, в этом случае усиливает потенциал воспитательной среды спортивно-оздоровительных клубов.
Анализ исследований позволил установить взаимосвязь между результативностью воспитательной среды спортивно-оздоровительного клуба на воспитание и социализацию подростков и уровнем воспитанности, профессиональной компетентности педагогов, окружающих и особенно близких подростку людей. В работах отмечается роль педагогического взаимодействия в саморазвитии подростков (Е.Л. Федотова, Н.Ф. Радионова), характер компетентного взаимодействия [4] педагога и родителей в идейно-нравственном воспитании личности подростка (В.С. Финогенко), ценность комплексного подхода в воспитании школьников (ПН. Филонов), потенциал совместного включения взрослых и подростков в социальную деятельность (Т.Ф. Борисова, В.В.Рогачев), общения как фактора воспитания и социализации личности (Л.П. Буева, ПА. Ковалев, А.В. Мудрик), выбор как фактор ценностного самоопределения подростков (В.В. Зайцев, Е.А. Кострикова) и др. В исследованиях подчеркивается особая роль педагогов, их нравственный, культурный, толерантный, профессиональный уровень как одно из педагогических условий включения подростков в систему позитивных нравственно-правовых отношений, создания возможностей для их воспитания на конкретных личностных образцах поведения, на трудовых, культурных традициях народа, на благоприятном моральном климате, созданном педагогами в воспитательной среде спортивно-оздоровительного комплекса. Всё
Библиографический список
это не только оздоровляет микросреду подростков, благоприятно воздействует на нравственно-правовое развитие личности, но и обеспечивает профилактические условия для той категории подростков, которые склонны к девиантному поведению.
Приход подростков в спортивно- оздоровительные клубы коренным образом меняет его позицию в подростковом сообществе, а также роль педагога, которая трансформируется в способность направлять, корректировать устремления и мотивы подростка, привлекать его как помощника для выполнения серьезной и ответственной работы (спортивной, тренировочной, волонтёрской и т. п.). Воспитательная среда спортивно-оздоровительного клуба позволяет выявить интересы подростка, начинающиеся с увлекательного, неординарного дела, участие в котором значительно расширяет его самостоятельность, изменяет позицию -становлюсь взрослым, предоставляется возможность творчески проявить себя в самых различных областях. Несомненным стимулирующим фактором в повышении эффективности воспитательных воздействий выступает неординарная личность педагога, его умение увлечь детей [6], тактично направляя деятельность подростков, стимулировать их к достижению спортивных и личностных успехов. Деятельность педагога приобретает характер наставничества, делового партнерства, основанного на взаимном уважении и требовательности друг к другу.
Специфика воспитательной среды спортивно-оздоровительных клубов как одного из социальных институтов воспитания заключается в организации эффективного взаимодействия максимально возможных субъектов воспитания (родители, специалисты школ, органов управления образованием, органов внутренних дел, культурно-развлекательных учреждений и др.), рационального объединения и координированности возможностей каждого для оказания помощи подростку в реализации жизненно значимых программ.
Для этого необходимо, чтобы каждый воспитательный институт, с одной стороны, активно и полноценно выполнял свои функции, реализуя строго определенные, специфические воспитательные возможности, а, с другой стороны, взаимодействовал с другими социальными институтами воспитания для усиления эффекта воздействия воспитательной среды на воспитание личности подростка. В этой связи большое значение придаётся профессиональной подготовке спортивных педагогов, которые должны уметь организовывать спортивно-массовые мероприятия [7 - 9].
В Республике Дагестан координационную миссию по профилактике деви-антного поведения и правонарушений подростков взял на себя республиканский спортивно-оздоровительный клуб «Скорпион» в связи с тем, что он обладает достаточно квалифицированным кадровым, научным и методическим потенциалом и обеспечением воспитательной среды для личностной и спортивной самореализации подростков.
Спортивно оздоровительные учреждения совместно с правоохранительными органами концентрируют в своей деятельности вопросы воспитания личности подростка, охраны общественного порядка, профилактики правонарушений в микрорайоне, оказания помощи семье и подростку в регулировании сложных проблем, связанных с общением и взаимоотношениями и т. д. Эффективность такого взаимодействия обеспечивается выполнением своих обязанностей, четким планированием деятельности и её координацией, контролем за исполнением обязательств сторонами, обмен достижениями или не эффективным применением воспитательно-профилактических средств.
Однако остаются неиспользованными резервы спортивно-оздоровительных клубов в нравственно-правовом воспитании подростков, в разработке более эффективных методов социализации личности подростков через личностное общение и профилактики их девиантного поведения, средств привлечения родителей и классных руководителей в качестве партнеров в воспитательно-профилактической деятельности. Именно взрослые в спортивно-оздоровительных клубах определяют стиль взаимодействия, общения, коммуникаций, сотрудничества, создают ситуации события, характеризующие микроклимат воспитательной среды, эффективно воздействующий на подростка.
1. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: опыт исследования. Москва: Педагогика, 1986.
2. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под общей редакцией М.А. Галагузовой. Москва, 2003.
3. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». Москва, 1991.
4. Федотова Е.Л. Педагогическое взаимодействие учителя и учащихся: опыт эмпирического исследования: монография. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000.
5. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. Материалы 6 конференции «Психология образования». 2011; 1 (26): 45 - 54.
6. Алехин И.А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в истории России. Мир образования - образование в мире. 2012; 3 (47): 22 - 31.
7. Садовой В.П. Сущность и структура готовности к организации массового студенческого спорта у будущих магистров сферы физической культуры и спорта. Мир науки, культуры, образования. 2018; 5 (72): 196-199.
8. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога. Теория и практика физической культуры. 2005; Т. 191.
9. Магин В.А. Компетентностная модель специалиста по физической культуре и спорту. Вестник спортивной науки. 2006; 1: 43 - 47.
References
1. Semenov V.D. Vzaimodejstvie shkoly i social'noj sredy: opyt issledovaniya. Moskva: Pedagogika, 1986.
2. Social'naya pedagogika: kurs lekcij: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Pod obschej redakciej M.A. Galaguzovoj. Moskva, 2003.
3. Mudrik A.V. Socializaciya i «smutnoe vremya». Moskva, 1991.
4. Fedotova E.L. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie uchitelya i uchaschihsya: opyt 'empiricheskogo issledovaniya: monografiya. Irkutsk: Izd-vo Irkut. gos. ped. un-ta, 2000.
5. Fel'dshtejn D.I. Glubinnye izmeneniya sovremennogo detstva i obuslovlennaya imi aktualizaciya psihologo-pedagogicheskih problem razvitiya obrazovaniya. Materialy 6 konferencii «Psihologiya obrazovaniya». 2011; 1 (26): 45 - 54.
6. Alehin I.A. Patrioticheskoe vospitanie studencheskoj molodezhi v istorii Rossii. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2012; 3 (47): 22 - 31.
7. Sadovoj V.P. Suschnost' i struktura gotovnosti k organizacii massovogo studencheskogo sporta u buduschih magistrov sfery fizicheskoj kul'tury i sporta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 5 (72): 196-199.
8. Lubysheva L.I., Magin V.A. Innovacionnye tehnologii v professional'noj podgotovke sportivnogo pedagoga. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 2005; T. 191.
9. Magin V.A. Kompetentnostnaya model' specialista po fizicheskoj kul'ture i sportu. Vestnik sportivnoj nauki. 2006; 1: 43 - 47.
Статья поступила в редакцию 29.03.19
УДК 37.01
Kasimanova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Choreographic Art, Herzen State Pedagogical University of Russia
(St. Petersburg, Russia), E-mail: ludmila.kasimanova@mail.ru
METHODOLOGY OF STUDYING THE PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING IN THE CONTEXT OF MODERN CONCEPTIONS OF CULTURE DEVELOPMENT. In the article, the author presents the methodology of her research, defines conceptual approaches to the study of the contents and organization of professional training of teachers-choreographers in modern conditions. As conceptual approaches used in the study, the following are distinguished: systemic, proba-bilistic-synergistic, cultural, sociocultural, and axiological approaches. Professional training of teachers-choreographers, in the first place, should be considered from the position of a systematic approach. Modern, ever-changing social and educational conditions dictate the use of a probabilistic-synergistic approach, and the context of the development of modern concepts of cultural development determines the use of cultural, sociocultural and axiological approaches.
Key words: teacher and choreographer, contents of vocational training, methodological approaches to study.
Л.А. Касиманоеа, канд. пед. наук, проф., зав. каф. хореографического искусства, Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: ludmila.kasimanova@mail.ru
МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
В статье автор представляет методологию своего исследования, определяет концептуальные подходы к изучению содержания и организации профессиональной подготовки педагогов-хореографов в современных условиях. В качестве концептуальных подходов, используемых в исследовании, выделяются: системный, вероятностно-синергетический, культурологический, социокультурный и аксиологический подходы. Профессиональную подготовку педагогов-хореографов, в первую очередь, следует рассматривать с позиций системного подхода. Современные постоянно меняющиеся социально-образовательные условия диктуют применение вероятностно-синергетического подхода, а контекст развития современных концепций развития культуры обуславливает применение культурологического, социокультурного и аксиологического подходов.
Ключевые слова: педагог-хореограф, содержание профессиональной подготовки, методологические подходы к исследованию.
Системный подход берёт свое начало в научных исследованиях с конца 40-х годов XX века. Системность учёными определяется всеобщим свойством материи, формой её существования, выделяются основные признаки системности: целостность, структурированность, взаимосвязанность ее составляющих, подчиненность определенной цели и т. д. Профессиональная подготовка специалиста сама по себе является сложной системой, зависящей от множества внешних и внутренних факторов, в нашем случае речь идёт о профессиональной подготовке педагогов-хореографов - специалистов двух направлений: педагогики и хореографии, каждое из которых само по себе состоит из многих, взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем.
Вероятностно-синергетический подход. Обзор содержания профессиональной подготовки педагогов-хореографов различных вузов страны обнаружил богатое разнообразие содержания, построенное на разных концептуальных основаниях, ценностях; различные подходы к построению образовательного процесса, обусловленное его нелинейностью; неодинаковые условия обучения (образовательная среда, разные социальные партнеры, культуротворческая среда, культура взаимодействия и отношений внутри вуза и т. д.); сложноорганизо-ванность и стохастичность организации образовательного процесса и т. д., все это заставило нас обратиться к постнеклассической методологии исследования профессиональной подготовки педагогов-хореографов.
Новая постнеклассическая парадигма в науке появилась во 2-й половине XX века, в её основе лежит положение, что мир состоит из открытых саморазвивающихся систем, которые интенсивно обмениваются энергией, веществом, информацией с окружающей средой и, следовательно, характеризуются совершенно иными принципами - разупорядоченностью, разнообразием, неустойчивостью, неравновесностью, нелинейными соотношениями. Отличительными чертами этой концепции являются междисциплинарность рассмотрения, устойчивость и изменчивость, детерминизм и стохастичность, закономерность и случайность, мировоззренческий и методологический плюрализм, открытость процесса познания и интеграция различного рода знаний. В этой связи акцент исследования переносится на субъектную позицию исследователя, его ценности и смыслы, формирующие нетрадиционные подходы и качественно иные методы исследования; наблюдатель выносится за пределы системы, которую исследует.
Система профессиональной подготовки педагогов-хореографов - сложная социальная система, в которой функционирует огромное количество подструктур: управленческий аппарат, образовательный процесс, творческо-воспитатель-ная деятельность, учебно-материально-техническая база учебного заведения, профессорско-преподавательского коллектива, студенческого коллектива, система взаимодействия с работодателями, социальными партнерами и т. д. Про-
цесс развития системы профессиональной подготовки педагогов-хореографов в значительной степени определяется тем, что она является самоорганизующейся системой, такие системы изучает синергетика, наука, которая впоследствии определила синергетический подход в образовании. В результате умелого управления образовательной системой вуза и происходящих в ней процессов самоорганизации складываются закономерности и пути её развития.
Существует множество путей развития системы профессиональной подготовки педагогов-хореографов, что определяется ее внутренними свойствами и особенностями, в центре такой системы находится студент - еще одна открытая, нелинейная, самоорганизующаяся система, обладающая всеми присущими подобным системам свойствами: наличием режимов с обострениями, пороговой чувствительности, обратной связи. Преподаватель (а особенно преподаватель творческого вуза) - также источник флуктуаций (вносимых изменений), часто возмутитель спокойствия внесением в образовательный процесс творческого элемента, инновации, что «заражает» коллег и приводит к пороговому состоянию, после достижения которого система переходит в новое состояние - состояние развития, перехода на следующий виток функционирования, более высокоорганизованный, инновационный. Как считает В.С. Степин [1], в центре научной картины мира XXI века оказывается синергетика - наука о самоорганизации.
Многие учёные отмечают перспективность синергетической методологии в образовании вообще и в построении образовательных систем, которые рассматриваются в рамках этой методологии как открытые, неоднородные, самоорганизующиеся (способная адаптироваться к вызовам современности, сохраняя свои характерные черты и особенность), что меняет подходы к их изучению. Процессы, протекающие в современной образовательной системе невозможно изучить, находясь внутри ее, с позиций одного подхода, не применяя принципа междисциплинарности.
С.В. Кривых [2] выделил положения теории самоорганизации, характерные «для развития образовательных систем:
- существование в системе нестабильных, неустойчивых состояний является условием ее стабильного и динамического развития;
- малые воздействия или процессы, происходящие на микроуровнях, могут стать для системы определяющими;
- будущее состояние системы как бы притягивает, организует, формирует ее наличное состояние;
- существует поле путей развития системы, которое определяется ее внутренними свойствами и должно содержать в себе альтернативные пути;
- управление системой должно основываться на «резонансном» воздействии, и главное - не его сила, а архитектура (структура)».