УДК 371.84
Хлусьянов Олег Владимирович
заведующий кафедрой кафедры физической культуры Вятский государственный университет
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ
Hlusyanov Oleg Vladimirovich
Head of the Physical Education Subdepartment, Vyatka State University
EDUCATIONAL POTENTIAL OF A MILITARY PATRIOTIC SPORT CLUB AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF TEENAGERS’ SOCIAL ATTITUDES
Аннотация:
В статье рассмотрены возможные подходы к пониманию воспитательного потенциала военнопатриотического спортивного клуба, сущность процесса патриотического воспитания, особенности организации этой работы в системе дополнительного образования подростков. Рассматриваются возможные направления работы клуба в развитии социальной позиции подростков.
Ключевые слова:
патриотическое воспитание, военнопатриотический спортивный клуб, подростки, социальная позиция.
Summary:
The article discusses the possible approaches to the educational potential of a military patriotic sport club, the essence of the patriotic education, the peculiarities of organization of such activities in a system of youth supplementary education. The author discusses possible areas of the club’s work focused on development of the teenagers’ social position.
Keywords:
patriotic education, military patriotic sport club, teenagers, social position.
Социально-культурная ситуация нашего современного общества постмодерна характеризуется снижением уровня нравственной и гражданской воспитанности. Это подтверждает необходимость поиска форм работы с детьми и подростками. Преобразования в стране конца XX -начала XXI в. определи поворот в новейшей истории России и до сих пор сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Ученые и практики с тревогой констатируют, что резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма [1].
Девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп, в том числе и подростков. Возрождение деятельности военно-патриотических спортивных клубов может стать, по нашему мнению, не только культурно-оздоровительным, но и воспитательным центром [2].
Патриотизм всегда считался нравственной основой жизнеспособности государства и выступал в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, способствовал развитию активной социальной позиции личности, ее готовности к служению своей Родине.
Создание системы военно-патриотической работы с подростками предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе включения их в деятельность общественных организаций. В нашем случае это военно-патриотические спортивные клубы. Под ними мы понимаем некоммерческие общественные организации, занимающиеся патриотическим воспитанием молодежи, подготовкой к службе в вооруженных силах, пропагандой здорового образа жизни и т.п. В Российской Федерации деятельность военно-патриотических, военно-спортивных и военно-исторических клубов осуществляется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».
Необходимость осознания сущности патриотического воспитания [3; 4; 5] как эффективного механизма образовательной политики государства обоснована в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип подростка. Кроме того, современные требования к деятельности военно-патриотического спортивного клуба связаны с четким осознанием учеными и спе-циалистами-практиками двух важных фактов, касающихся развития социальной позиции:
- во-первых, на основе проведенных теоретических исследований и обобщения практического опыта все больше и глубже осознается тот факт, что в этой деятельности заложены огром-
ные возможности для достижения разнообразных социально-культурных и личностных целей применительно к различным группам населения, в том числе для подростков;
- во-вторых, многочисленные социологические и педагогические исследования, проведенные в разное время и в разных странах, доказывают, что для значительной (иногда даже большей) части подростков характерна пассивная социальная позиция. В деятельности клубов мы видим значительный социально-гуманистический потенциал, который используется недостаточно полно и эффективно [6; 7].
На качество и результативность развития социальной позиции подростков в военнопатриотическом спортивном клубе, на наш взгляд, оказывают влияние следующие факторы:
- индивидуально-психологический (установки, мировоззрение и специальные знания, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-волевая устойчивость);
- социально-психологический (психологическая атмосфера в группах, подгруппах, коллективах);
- материально-технический (создание необходимых материально-бытовых условий клуба);
- педагогический (психолого-педагогическая и психолого-социальная подготовленность педагогов, реализующих программы военно-патриотической направленности) [8].
В определении содержания, сущности, методики формирования социальной позиции подростков мы придерживались определения социальной позиции о том, что это устойчивая система отношений к содержанию, результатам и социально детерминируемым последствиям деятельности, проявляющейся в самостоятельной, целостной, ценностно-ориентированной познавательнотворческой деятельности по обогащению индивидуального социального опыта и духовнонравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям.
Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам развития социальной позиции мы выделили группы методов, которые могут быть наиболее эффективны в организации этого процесса (см.: таблица 1).
Таблица 1 - Характеристика методов, воздействующих на развитие
социальной позиции подростков
№ п/п Группа методов Методы Свойства методов
1. Методы воздействия на сознание личности Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, то есть он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании
2. Методы организации деятельности и развития опыта социально оправданного поведения Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод-требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в социально-одобряемой деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость социальной позиции для общества
3. Методы стимулирования деятельности и поведения Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программированию дальнейшего поведения
Кроме того, при организации этой работы с подростками важно соблюдать следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности воспитанников;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное в человеке;
- принцип включения в деятельность.
К числу важных направлений деятельности военно-патриотического спортивного клуба, адекватных современным требованиям, относится развитие социальной позиции подростков.
Гуманистическое отношение к спорту является показателем гуманистически ориентированной социально-гражданской культуры человека. Ее конкретными показателями, в свою очередь, являются:
- знания о тех гуманистических идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в конкретном обществе и посредством военно-патриотических мероприятий;
- ориентация на социально-гражданские идеалы и ценности (интерес к ним, стремление их реализовать и т.п.);
- поведение в обществе, такие качества и способности (умения и навыки), которые обеспечивают наиболее эффективную реализацию активной социальной позиции;
- эмоциональные реакции, которые способствуют развитию социальной позиции.
Эта педагогическая воспитательная деятельность направлена на решение ряда специфических воспитательных задач, связанных с деятельностью военно-патриотического спортивного клуба.
К их числу относится, прежде всего, задача формирования у подростка системы знаний о нравственных, эстетических, коммуникационных, эвристических и других гуманистических аспектах и функциях спортивного клуба, о его роли в разностороннем и гармоничном развитии личности, в реализации гуманистических ценностей.
Вторая важная задача спортивно-гуманистического воспитания - выработка у подростка мотивационной системы (интересов, потребностей, установок, ценностных ориентации и т.п.), связанной с гуманистическими ценностями, в том числе к спорту. Речь идет о формировании такой ориентации на спорт как сферу проявления эстетики, нравственности, культуры, чисто человеческого общения, гуманного отношения людей друг к другу и к природе, как средство разностороннего и гармоничного развития личности, и культуры человека.
Еще одна задача деятельности военно-патриотического спортивного клуба - формирование соответствующей системы чувств и эмоциональных реакций (например, чувства социальной ответственности гуманистических ценностей, эстетического чувства красоты, чувства негодования, связанного с любыми нарушениями нравственности и т.д.).
Следовательно, педагогическая деятельность военно-патриотического спортивного клуба, направленная на спортивно-гуманистическое воспитание и развитие социальной позиции подростка, нуждается в принципиальном изменении характера, содержания и направлений деятельности, которые мы обосновали в своем исследовании. Этот вывод подтвержден нами в работе военно-патриотического спортивного клуба «Эдельвейс», опыт которого мы обобщаем.
Ссылки:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» //
Собр. законодательства Российской Федерации. № 41. 2011. (Ч. 2). 11Р1_:
http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата обращения: 13.11.2013).
2. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года // Российская газета. № 5109. 2010. 11Р1_: http://www.soldiers-mothers-rus.ru/conception.html (дата обращения: 10.11.2013).
3. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 405-412.
4. Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. М., 2006. 192 с.
5. Николаев Г.Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. Екатеринбург, 2004. 134 с.
6. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб., 2004. 224 с.
7. Микрюков В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 315 с.
8. Буйлова Л.Н. Указ. соч.