УДК 378.02:372.8
В.Э. Бельц
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СПОРТИВНОГО КЛУБА КАРАТЭ-ДО
Томский государственный педагогический университет
В данной статье автор принял за основу позицию Л.И. Новиковой, которая определяет, что воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат [1].
В.П. Беспалько указывает, что воспитательная система состоит из таких инвариантных элементов, как учащиеся, цели воспитания, содержание воспитания, процессы воспитания, учителя, организационные формы воспитательной работы [2, с. 59-60].
Воспитательная система - социально-педагогический объект, упорядоченный не только относительно собственно педагогических целей, связанных с воспитанием ребенка, но и целей самого ребенка, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности.
В своей педагогической деятельности под воспитанием мы понимаем целенаправленное развитие каждого подростка как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствование нравственных и творческих сил этого человека через построение такой общественной практики, в условиях которой появляется возможность реализовать свои природные задатки.
При определении целей и задач воспитательного процесса в структурном подразделении Дома детского творчества «У Белого озера» г. Томска, спортивном клубе «Орион» мы стремимся к включению детей и подростков в коллективное полезное дело, вызывая их отклик и инициативу.
Образовательный и воспитательный процесс рассматривается нами как целенаправленный процесс формирования у детей и подростков высоких
гражданско-патриотических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями.
Разрабатывая воспитательно-образовательную программу спортивного клуба каратэ-до «Орион», мы опирались на традиционную систему воспитания, используемую в боевых искусствах Востока.
Воспитательно-образовательный процесс в восточных единоборствах - сложный комплекс духовной и физической культуры, многовековые традиции борьбы, находящиеся в непрестанном развитии. Не победа над противником была ко -нечной целью изучения каратэ-до, а победа над самим собой, преодоление собственных слабостей и недостатков. Школа каратэ-до становилась школой жизни, поскольку в средние века воинские искусства действительно требовали от человека всей жизни. Девиз тренирующихся «Все или ничего!» требовал, чтобы настоящий мастер в равной степени владел мечом и кистью, знал чайную церемонию и искусство аранжировки цветов [3].
По этой причине каратэ может расцениваться не столько как воинское искусство, используемое для поражения врага, сколько как средство саморазвития в физическом и духовном смысле. В целом же каратэ следует рассматривать как путь и средство совершенствования характера.
В нашем понимании боевое искусство - это система развития личности, имеющая свою специфику. Специфика системы отражается в метафизических целях, способах их достижения и способах обучения. Здесь человек соприкасается с системой философских воззрений, образующих мотивацию совершенно иного рода.
На основе изучения сложившейся системы воспитания в восточных единоборствах поставлена цель воспитательно-образовательного процесса в спортивном клубе «Орион» - развитие и воспитание растущей личности, становление ее ценностных ориентиров, раскрытие творческого потенциала и индивидуальности средствами каратэ-до.
Исходя из цели организации воспитательного процесса, нами определена была модель выпуск-
В клубе «Орион», как структурном подразделении Дома детского творчества «У Белого озера» г. Томска, реально созданы условия, которые обеспечивают детям разнообразную деятельность, общение и взаимодействие сверстников, родителей, социума. Продумано и реализуется включение в воспитательный процесс всего арсенала средств и возможностей Дома детского творчества. Так, воспитательное пространство спортивного клуба «Орион» представлено хореографическим, театральным коллективами, ИЗО-студией, поэтической студией, которое схематично представлено на схеме.
Ребенок находится в центре воспитательного пространства и благодаря скоординированности и взаимодействию образовательных субъектов Дома детского творчества имеет возможность выступать рационализатором деятельности, проектировщи-
ника спортивного клуба «Орион», которая подразумевает личность, обладающую готовностью к самоопределению и самореализации, с развитым нравственным, познавательным, коммуникативным, физическим потенциалом. Модель выпускника акцентирует не только цель, но и содержание воспитания. Естественно, модель выпускника имеет весьма обобщенный характер, но и достаточно детализирована (табл.).
ком, «автором-художником». Данное воспитательное пространство способствует развитию подвижности интеллекта, выработке здравого смысла, формальной логики.
Моделирование воспитательной деятельности детей и подростков спортивного клуба «Орион» основывается на мониторинге социальной компетентности подростка, обеспечении взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей, создании благоприятного для процесса социализации психологического климата в объединении.
Педагоги на занятиях создают ситуацию успеха, большое внимание уделяют самореализации подростков, стимулируют уверенность в успехе, применяют особые для каждого ребенка методы и приемы воспитания, что позволяет увидеть индивидуальные успехи развития личности. При помощи
Модель выпускника спортивного клуба «Орион»
Образованность Личность, обладающая знаниями, умениями и навыками по направлениям деятельности спортивного клуба каратэ-до «Орион»: владеющая техникой каратэ-до соответственно ступени обучения; обладающая знаниями и умениями физической культуры и каратэ-до; знающая правила соревнований по каратэ-до; владеющая навыками анализа и самоанализа тренировочных занятий и выступлений на соревнованиях; имеющая положительную мотивацию к обучению, проявляющая познавательную активность; личность, признающая ценность труда и обладающая трудолюбием; личность, умеющая организовывать свою жизнедеятельность, способная к самообразованию
Здоровье Физическое здоровье Личность, имеющая положительную мотивацию к сохранению здоровья, обладающая знаниями, умениями и навыками по совершенствованию своего физического развития. Психологическое здоровье Личность, у которой сформировано положительное представление о себе, имеющая адекватную самооценку, принимающая себя и других, обладающая высоким самоуважением, свободой выбора и ответственностью, поисковой активностью. Личность, имеющая мотивацию достижения цели, проявляющая духовно-нравственные качества, социальное здоровье. Личность, имеющая гражданскую и патриотическую позицию, проявляющая уважение к правам и свободам людей
Способность к творчеству Личность, обладающая развитым творческим мышлением, умеющая находить конструктивные решения в проблемной ситуации; готовая к созданию творческого продукта; обладающая развитым воображением, гибкостью принятия решения
Культура Личность, способствующая сохранению исторической преемственности поколений, признающая ценности и достижения мировой, национальной и региональной культуры. Личность, стремящаяся к развитию национальной культуры, бережному и культурному наследию народов России и мира
Уровень воспитанности Личность, постоянно ориентированная на других людей, общественно активная и инициативная. Уважительно относящаяся к тренировкам, к товарищам по тренировкам, к тренеру, другим педагогам. Воспринимающая себя в единстве с окружающим миром. Личность, способная самостоятельно общаться с прекрасным
Коммуникативные навыки Личность, владеющая знаниями эффективной коммуникации, умением применять адекватный стиль и тон общения; образность и правильность речи; умения устанавливать контакты в конкретных ситуациях, выбирать адекватные способы сотрудничества
Департамент общего образования г. Томска
Департамент по молодежной политике, спорту и туризму Администрации Томской области
Образовательное учреждение, посещаемое ребенком
Хореографический коллектив
Театральный
коллектив
Дом детского творчества «У Белого озера»
Спортивный клуб «Орион»
Спортивные клубы города
Методическая
служба
Психологическая
служба
ИЗО-студия
Поэтическая
студия
Инструкторский состав клуба
Друзья из Дома детского творчества
Структура воспитательного пространства спортивного клуба «Орион»
одобрения, похвалы, знаков восхищения педагоги поощряют даже незначительное продвижение подростков вперед, совместно анализируют причины, которые этому способствовали или мешали.
Самыми эффективными и наиболее популярными формами среди педагогов и подростков спортивного клуба «Орион» стали праздники, фестивали, конкурсы, соревнования, акции, совместные проекты, коллективно-творческие дела, тренинги. Вышеуказанные формы работы формируют социальный опыт подростка, включают его в различные социальные роли, расширяют круг взаимодействия, что, безусловно, способствует социализации.
Основным механизмом функционирования клуба «Орион» как воспитательной системы является совместная деятельность детей и взрослых, которая имеет свою специфику в соответствии с учетом возрастных особенностей, задатков и способностей воспитанников.
Социальное воспитание в нашей деятельности мыслится как педагогически ориентированная и
целесообразная общественная помощь, необходимая подросткам в период их включения в социальную жизнь. Поэтому в спортивном клубе действует социально-психологическая служба, деятельность которой направлена на поддержку детей и подростков. Социально-психологическая служба решает следующие задачи:
1. Психодиагностическое обследование, направленное на составление психологического портрета личности каждого воспитанника спортивного клуба «Орион».
2. Выявление комплекса причин, лежащих в основе дезадаптации и затрудненной социализации детей.
3. Оказание своевременной психологической помощи воспитанникам.
Специалисты социально-психологической службы помогают педагогам и воспитанникам разрабатывать и реализовывать образовательные и социальные проекты. Программы и проекты направлены на решение актуальных социальных проблем. Например, «Здоровое поколение» (проект по сохранению и
укреплению здоровья детей в условиях дополнительного образования); «Каникулы» (проект организации отдыха детей и подростков в каникулярный период).
Нами подготовлен ряд нетрадиционных для каратэ-до занятий. Вводная тренировка для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста построена в форме сюжетно-ролевой игры. В основе занятия использовались легенды и сказания о японских разведчиках - «ниндзя». Для оптимизации тренировочного процесса в учебно-тренировочной группе (возраст 10-13 лет, 3-4 год обучения) используются интегрированные занятия. В реализации интегрированного блока участвуют три педагога (тренер по каратэ-до, педагог-психолог, хореограф), каждый из ко -торых имеет определенное место в блоке и в отдельных тренировочных занятиях, включение каждого педагога происходит не только исходя из задачи его деятельности, но и согласно внутреннему ритму занятия и группы. Взаимодействие педагогов обеспечивает согласование целей и ритмов каждого из них.
К числу используемых приоритетных образовательных технологий в спортивном клубе «Орион» необходимо отнести: личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии. Одним из определяющих в реализации учебно-воспитательного процесса является личностно-ориентированный подход.
В целях доказательства жизнеспособности и результативности воспитательно-образовательной системы спортивного клуба «Орион» и ее реализации был проведен ряд психолого-педагогических исследований.
Целью исследования являлось определение влияния занятий каратэ-до на воспитанность подростков.
Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 50 подростков в возрасте от 12 до 15 лет.
Экспериментальная группа - подростки, занимающиеся в спортивном клубе каратэ-до «Орион» Дома детского творчества «У Белого озера» г. Томска.
Контрольная группа - подростки, занимающиеся также в с/к каратэ-до «Триада» без использования авторской программы «Каратэ-до» педагога дополнительного образования В.Э. Бельца.
Педагогические наблюдения проводились в условиях учебно-тренировочных занятий и в соревновательной обстановке. При проведении психологических исследований были использованы следующие методики: тест Спилберга - Ханина, социометрия, тесты: «Мотивация достижений», «Мотивация избегания неудач».
Задачей исследований являлось определение динамики изменения психологических свойств личности каждого воспитанника, воздействие на которые прямо или опосредованно осуществлялось в процессе обучения по данной программе. Исследования педагогов-специалистов в области физической культуры (Е.П. Ильина, Л. И. Лубыше-ва, А.Ц. Пуни, Г.Ф. Щитикова и др.) доказали, что занятия физическими упражнениями решают ряд воспитательных задач, способствующих развитию многих психологических, социальных качеств личности. Выделяя основные тенденции развития психологических свойств личности современных детей, такие как повышение уровня тревожности, агрессивности и замкнутости, мы предположили, что обучение детей по программе «Каратэ-до» окажет положительное влияние на уровень тревожности, на снижение агрессии и развитие коммуникативных способностей воспитанников. Поэтому основными направлениями исследований нами были определены:
1. Изучение уровня тревожности.
2. Изучение межличностных и межгрупповых отношений.
3. Изучение мотивации достижения успеха и избегания неудач.
Результаты исследования:
1) уровень ситуативной тревожности снизился с
47.5 до 40 баллов, личностной тревожности с 41 до 38 баллов в экспериментальной группе;
2) социометрическое исследование показало увеличение подростков в микрогруппах до 8 человек, количество взаимных выборов увеличилось в
2.5 раза, коэффициент групповой сплоченности увеличился в 2 раза;
3) мотивация избегания неудач понизилась с 70 % до 50 %, мотивация достижения успеха увеличилась с 70 % до 100 %.
Отмечаем, что в результате проведенной экспериментальной работы подростки стали по-другому воспринимать тренировочные и соревновательные задания, повысилась их мотивация к выполнению этих заданий. Повысились также уровень самооценки, развитие коммуникативных способностей воспитанников, чувство уверенности. Социометрическое исследование показало, что экспериментальная группа перешла на другой уровень своего развития, появилось деловое единство, о чем говорит повышение коэффициента групповой сплоченности. Отношения ребенок - педагог перешли на уровень сотрудничества. Произошло снижение уровня мотивации избегания неудач и увеличение мотивации уровня достижения успеха, что говорит о положительном влиянии обучения.
Совокупность указанных качеств при перенесении в различные социальные сферы часто играет
решающую роль в жизнедеятельности человека, повышения уровня результативности на соревно-способствует социализации подростков. ваниях различного уровня, улучшения качества в
Результаты данного анализа подтвердились так- обучении. же и в результате наблюдений, бесед с родителями, Поступила в редакцию 09.09.2008
Литература
1. Моделирование воспитательных систем: теория - практика / Под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. М., 1995.
2. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Сов. педагогика. 1990. № 7.
3. Биджиев С.В. Сётокан. СПб., 1994.