ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
A. В. Сковородкин
B. А. Сковородкин
Рассматриваются этапы воспитательных технологий, показатели определения уровня воспитанности и социальной активности. Анализируются вопросы развития личности в туристско-краеведческой деятельности, учитывающие возрастные особенности учащихся. Определяется принцип экосообразности для устойчивого развития общества.
The article describes the stages of educational technology, the indicators used to measure the level of politeness and social activity. It analyzes the development of personality in tourist and regional studies taking into consideration students' age. It defines the principle of environmental friendliness for the sustainable development of society.
Ключевые слова: воспитание, воспитательные технологии, ивент-технологии, социальная активность, экологическая ответственность.
Key words: upbringing, upbringing technologies, invent-technologies, social responsibility, environmental responsibility.
В современной педагогической науке происходит изменение понятийной терминологии. Понятия «формы и методы работы с детьми» уступают место «педагогическим технологиям», «доброволец» - «волонтёр», «событийность, праздничность, театральность, эффектность» концентрируются в event-технологиях. Так, педагогический потенциал event-технологий состоит в реализации личностных запросов детей и молодёжи в проведении культурного отдыха, в раскрытии и развитии качеств и свойств личности, организации и проведении культурного досуга, в формировании коммуникативной культуры, в познании окружающей действительности, в пропаганде уникальности и универсальности человека, в эстетико-психолого-релаксационном эффекте [4]. Это личностно ориентированная технология. Формой реализации технологии выступает создаваемое уникальное событие. Деятельность участников выступает как важный элемент раскрытия личностного потенциала, самореализации, проявления творчества, инициативы. Event-технологии - набор творческих приемов, методов, следуя которым можно достичь желаемого результата, например, снятие напряжения, тревожности, изменение модели поведения личности в конкретной ситуации.
Составной частью устойчивого развития общества является воспитание ответственного отношения каждой личности к различным сферам деятельности. В этой связи одним из результатов воспитания личности выступает категория экологической ответственности, представляющая собой нравственно-психологическое качество человека, интегрирующее черты характера, отражающее способность контроля своих действий, поведения в окружающем мире. Широкий подход к категории ответственности позволяет методически верно и целенаправленно решать педагогическую задачу формирования личности, системы ее многообразных отношений с природными и социальными факторами. Ответственное отношение к природе, социуму выражается в способности сознательно, а значит намеренно и добровольно,
419
выполнять требования и обязательства перед обществом, решать задачи нравственного выбора. Экологическая ответственность личности предполагает самооценку деятельности и внесение соответственных корректив по отношению к себе и к деятельности других людей. Экологическая ответственность включает такие качества, как отзывчивость, бережливость, доброта, рациональность, умение отвечать за свои поступки. Отношение человека к окружающему миру фактически становится отношением современного человека к будущему человечества.
В этой связи актуальной является разработанная лабораторией воспитания экологической культуры института «Семьи и воспитания» РАО технология экологического воспитания, рассматриваемая как система психологопедагогических приемов и методов, обеспечивающих продвижение личности ребенка в освоении культурных форм взаимодействия с окружающим миром в устойчивом развитии [7]. Данная технология строится на принципе экосообразности, подразумевающем развитие личности в гармонии с социальной и природной средой, со всеми компонентами окружающего мира.
В технологии можно выделить три основных этапа: мотивационный (самоопределяющий), деятельностный (ситуационный), рефлексивный (гармонизирующий). Мотивационный этап создаёт предпосылки для развивающей деятельности, обязательно включает в себя элементы «свободного плавания», самостоятельного и свободного выбора со стороны ребёнка. Определяет цели и задачи, правила и нормы, а также характер будущей деятельности. Деятельностный этап включает преодоление физической и психологической нагрузки, решение ситуаций (игровых, учебных, профессиональных, поведенческих), выполнение поставленных задач и целей. Рефлексивный - создаёт возможности для анализа деятельности учащихся, гармонизирует их взаимоотношения с окружающим миром. На этом этапе подводятся и анализируются итоги деятельности, отмечаются успехи личностного роста и развития. Воспитывающая ситуация - основа воспитательной технологии присутствует на всех этапах технологии [5]. Воспитательные технологии позволяют прийти к определенной системе развития личности. В туристско-краеведческой деятельности А.А. Остапцом была предложена образовательно-воспитательная концепция: «Школа жизни -окружающий мир» [3]. В данном подходе ребенок, постепенно познавая окружающий мир, преодолевая нагрузки в деятельности различного характера, получал всестороннее развитие. Данная концепция апробировалась в детских садах, школах и различных профессиональных образовательных организациях России. Основу концепции составляли циклические занятия туристско-краеведческой деятельностью, в которой ребенок осваивал различные туристские и краеведческие роли и должности. Туристские должности позволяли ему почувствовать свои силы и способности, уверенность и правильность поведения в окружающем мире, а краеведческие должности давали возможность научного познания существующего мира. Туристские должности от кострового, повара, штурмана, следопыта апробируются на маршруте в природной среде, которая позволяет приобрести не только уверенность в себе, но и чувство гармонии с окружающим миром.
420
Для младших школьников воспитательная технология туристскокраеведческой деятельности встраивается большей частью в игру. Например, экскурсия в природу больше напоминает путешествие следопытов, поскольку главной нитью проходит вопрос: «А что это?», и следопыты пытаются ответить, как называется это дерево. Вопросы усложняются: а сколько ему лет? А какие съедобные растения или грибы мы можем найти в лесу? За данной игрой формируется дружная команда-коллектив. Задача педагога - дать возможность ответить всем и проявить каждому свои интеллектуальные способности. Воспитательная технология экскурсии вырабатывает культуру высказываний, педагогом корректируются и выстраиваются взаимоотношение в группе. Воспитательная технология экскурсии имеет больший мотивационный характер, направленный на заинтересованность к познанию. Она имеет невысокий уровень требовательности, ограничивается пожеланиями и просьбами: «Давайте вести себя в лесу тихонько, чтобы услышать музыку ветра, пение птиц». Через час ставится вопрос перед группой - где и как будем отдыхать. Педагог формирует способности лидеров находить решения, одобряемые группой, тем самым создавая коллектив единомышленников, способный решать поставленные задачи.
Для школьников среднего звена воспитательные технологии туристскокраеведческой деятельности встраиваются в походы выходного дня, в подготовительные занятия и физические тренировки, в большей степени их содержание отражает освоение различных форм деятельности. Например, в походе выходного дня детям предоставляются возможности для определения собственного потенциала. Красной нитью в воспитательной технологии проходит идея: «А что ты можешь?». Педагог даёт возможность каждому школьнику попробовать себя в различных видах деятельности и помочь найти качества или способности, развитие которых необходимо для активной и полной жизни человека. Данные воспитательные технологии имеют невысокий уровень требовательности, педагогом транслируются пожелания и нормы поведения.
Для старших школьников воспитательная технология туристскокраеведческой деятельности встраивается в профессиональную подготовку. Например, экспедиция объединяет всех для достижения поставленной цели, в решение которой каждый вкладывает выполнение своей задачи. Задачи разных направлений требуют профессионализма в разноплановых формах деятельности, воспитательные технологии в конечном результате отражает рефлексивный (гармонизирующий) этап. В существующем мире жизнь - это уникальная материя, способная изменять незыблемые категории времени и пространства. Воспитательные технологии активизируют педагогическую составляющую в устойчивом развитии общества, давая возможность каждому старшекласснику, студенту ответить на вопросы: «А кто я такой?» и «Кто мы такие?». К концу экспедиции большинство учащихся достигают профессиональных высот в выполнении порученных задач.
Расширение рамок воспитательного пространства на основе принципа экосообразности нацелено в будущее и предъявляет высокие требования к социальной деятельности и ответственности людей. Современный человек должен самостоятельно принимать решения, быстро устанавливать новые
421
отношения в меняющейся реальности. Экосообразность понимается как «соотнесение образа жизни ребенка с условиями среды, воспитание его в гармонии с окружающим миром» [1; 2]. Принцип экосообразности помогает определить дальнейший жизненный путь человека в меняющемся окружающем мире. Экологическая культура личности проявляется в образе жизни, во всех видах и результатах человеческой деятельности. Этот опыт предполагает приоритет духовных ценностей над материальными, формирование системы ценностных ориентаций личности, ответственности за свои поступки, владение знаниями и их применением в устойчивом развитии.
Таким образом, воспитательные технологии выступают педагогическим средством адаптации человека к реальному миру, формирования ценностного отношения личности к себе, к окружению, к разным сферам деятельности, духовному возрождению и развитию человека.
Список литературы
1. Лихачев Б.Т. Психология воспитания. Опыт педагогической экологии. - М.:ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. - С. 24-25.
2. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: учеб. пособие. - М.: Прометей, 1995. - С. 246.
З.Остапец А.А. Могучее средство развития личности. - М.: Агентство “ДОК”, 1994. - 213 с.
4. Сковородкин А.В. Event-технология развития детей и молодёжи: моногр. / под ред. акад. В.А. Мясникова. - М.:МПГУ, УРАО ИТИП, 2011. - С. 7.
5. Сковородкин В.А. Воспитательные технологии в устойчивом развитии общества // Опыт, проблемы и перспективы реализации современных педагогических технологий в системе образования: сб. материалов II Междунар. науч.-практ.й конф Архангельский индустриально-педагогический колледж / под ред. С.А.Герасимова. - Ч. I. - Архангельск: КИРА, 2015. - С. 326-335.
6. Сковородкина И.З., Герасимов С.А. Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста: учеб. пособие. - М.: Академия, 2014. - С. 168.
7. Социально-педагогические основы воспитания экологической культуры детей и подростков в условиях модернизации образования: моногр. / под ред. Е.М.Клемяшовой - М., 2006. - С. 18-25.
422