ское законодательство. Поэтому указанные нормативные правовые акты страдают изъянами, которые необходимо исправлять с тем, чтобы они соответствовали современным требованиям в сфере туризма и не противоречили другим нормативным правовым актам, в том числе законодательным.
Д. В. Петров
Педагогические аспекты туристско-краеведческой деятельности
Перестройка современного общества находится в противоречии с привычными целями и средствами воспитания подрастающего поколения, «...рассчитанными на воспитание послушания, единомыслия и единообразия». Нет сомнений в том, что сегодняшнему подростку предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живем мы. Следовательно, воспитательные успехи должны оцениваться не столько суммой накопленных знаний, умений, навыков, переданных детям, сколько сформированностью у них способностей «...самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения».
Подготовить человека к жизни в современном и, самое главное, будущем чрезвычайно мобильном обществе - это значит воспитать личность, обладающую устойчивым мировоззрением, нравственными убеждениями и в то же время психологической гибкостью, способную в юности и взрослой жизни не обходиться «старым багажом» и тем самым становиться тормозом общественного прогресса.
Эта глобальная, мировая проблема особое звучание приобретает в нашем обществе на современном этапе развития.
Коренные изменения в обществе немыслимы без коренных изменений в направленности и стиле воспитания. Еще в XVII в. великий педагог средневековья Я.А. Коменский, ссылаясь на древних философов, указывал, что основой всякого государства является воспитание юношества.
Радикальная реформа системы образования ориентирована на воспитание социально ответственной, самостоятельной, творческой личности. Для отечественной педагогики эти принципы не новы, однако в массовой практике работы образовательных учреждений, да и всего общества в целом не было необходимых для этого предпосылок. «То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка - сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни... А ее развитие в свою очередь зависит от
186
наличия жизненных условий». Условия жизни были таковы, что на словах общество призывало к принципиальности, а на деле учило приспособленчеству.
В недрах педагогической практики накапливался интересный опыт, который может и должен быть использован сегодня. Анализируя этот опыт, мы должны отобрать такие формы работы, такие методы и приемы, которые позволили не «лепить» личность по заранее заданному образу, а формировать человека, обладающего устойчивым мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями и вместе с тем психологически мобильного, гибкого, способного усваивать и перерабатывать информацию, способного к саморазвитию в юношеском и зрелом возрасте.
Туристско-краеведческая деятельность подразумевает именно те формы работы, которые ориентируют воспитательный процесс на развитие самостоятельности и творческой инициативы. Активные формы туристско-краеведческой деятельности создают принципиально иные отношения воспитателя и воспитуемого. На смену традиционному господству воспитателя над воспитуемым приходят новые отношения, в основе которых лежит принцип социального равенства, равноправного участия в воспитании.
Педагог, становясь руководителем похода или работником полевого туристского лагеря, оказывается в условиях того, что сейчас называют «педагогикой сотрудничества». Например, уже само руководство походом подразумевает обязательное участие в нем учителя, т. е. его социальное равенство с другими участниками похода (учитель, так же как и подростки, несет рюкзак, спит в палатке, готовит пищу и т. п.). Это способствует преодолению у педагога и ребенка привычных стереотипов осознания системы «воспитатель - воспитуемый». Создаются реальные возможности для демократизации отношений «учитель-ученик».
Для большинства подростков открытие возможности принципиально новых отношений с учителем являются мощным стимулом для самовоспитания, способствуют раскрытию своего внутреннего мира перед педагогом. Социологи показали, что в общении с учителем ребенок проводит времени больше, чем в общении с родителями, однако учительский стол все еще остается преградой между миром школьника и педагога. В условиях активных форм туристско-краеведческой работы эта преграда сужается. Духовный мир учителя, его переживания, творческий поиск, его мысли становятся значимыми для воспитанника. Мир зрелого, умудренного опытом человека как бы становится частицей мира ученика.
Здесь следует указать еще и на такую немаловажную деталь, как возможность в условиях туристско-краеведческого мероприя-
187
тия (похода, туристского лагеря, экскурсии) своевременно диагностировать отклонения в развитии личности. Этому способствует пребывание подростка в атмосфере взаимодоверия, взаимопонимания, причем не в течение 40-45 минут урока или двух часов какого-либо мероприятия, а в течение длительного времени от одного дня до нескольких недель, что, безусловно, позволяет разработать и легче осуществить подходящую для каждого конкретного случая коррекцию поведения и развития.
Вторым важным преимуществом активных форм туристскокраеведческой деятельности является преодоление разрыва между знаниями о нормах поведения и практикой их применения в условиях социума.
Не умаляя огромного значения формирования этических, нравственных и прочих связанных с нормами поведения знаний, необходимых для выработки личностных качеств, следует отметить, что только возможность практически следовать им является необходимым, действенным, наиболее важным компонентом воспитания.
Туристско-краеведческое мероприятие позволяет каждого участника поставить в уникальные, с точки зрения воспитания, условия. Эта «уникальность» в первую очередь диктуется тем, что многие абстрактные идеи норм общежития приобретают весьма конкретную жестко обусловленную реальность.
В условиях туристско-краеведческого мероприятия деятельность каждого члена группы тесно переплетена и взаимообусловлена деятельностью, поступками других членов группы и группы в целом.
Подросток учится соотносить свои поступки, удовлетворение потребностей с благополучием своих товарищей. Так понимание общечеловеческих элементарных правил взаимозависимости людей из области абстрактных знаний перемещается в область конкретных поступков. Личность ребенка обогащается пониманием себя как конкретного человека, способного своими действиями причинить другим людям радость или несчастье. Безусловно, этому ребенка учат с детства, но, к сожалению, семья и школа не создают условия для эмоционального восприятия своей причастности к другому человеку. Туристские походы, лагеря, экскурсии и другие формы, где социальные контакты детей очень тесны, позволяют педагогу ввести своего воспитанника в огромный мир сложных человеческих чувств, переживаний, отношений, направленных на заботу о ближнем.
При этом воспитывается ответственность за свои действия не перед абстрактным человечеством или своим будущим, а перед
конкретной группой ребят, учителей, с которыми ты делишь все
188
тяготы походной жизни. В свою очередь формирование ответственности в малом способствует формированию ответственности в других вопросах.
Например, вовлечение детей и подростков в туристскокраеведческую деятельность по изучению родного края, его природы, истории, культуры целенаправленно обеспечивают формирование отношения к природе и социальным факторам жизни. При этом работа строится на тесном контакте подростков с природой, реальными людьми, участвующими в преобразовании (рациональном или нерациональном) природы края. Чувственноэмоциональное восприятие красоты природы позволяет обращаться непосредственно к чувствам, закладывает прочный фундамент таких важных человеческих качеств, как любовь к природе своей Родины, чувство патриотизма. Это особенно важно для экологического воспитания, ведь охранять можно только то, что ты любишь, что тебе дорого, без чего ты не можешь обойтись как человек и как личность.
Нравственное воспитание подростка в процессе туристскокраеведческой деятельности тесно связано с умственным развитием.
Современное преподавание основ наук в школе разрывает цельную природу на отдельные компоненты: биология - изучает живую природу, физика - физические процессы, химия - химические. В процессе туристско-краеведческого мероприятия подросток приучается видеть материальный мир в целом, не разделенным на объекты изучения отдельных наук. Понимание подростком единства и многообразия связей в сложной системе «природа - общество» позволяет по-новому оценить свое место в мире и свое участие в его преобразовании.
Выполняя краеведческие задания, проводя поисковую работу в походах, экспедициях, экскурсиях, ребенок не просто пополняет свои знания, а включается через общение с другими людьми в сложный мир человеческих отношений, выполняет различные социальные роли, и чем богаче мир, окружающий ребенка, тем богаче и разнообразнее его личность.
Мир открывается ребенку во всем многообразии только в том случае, если ему предоставляется возможность самому на основе своих знаний, своего житейского опыта принимать решения и нести за них ответственность, т. е. при условии самоуправления той деятельностью, в которую он вовлечен.
Какими бы склонностями к авторитарной педагогике не обладал руководитель туристского мероприятия, сам круг вопросов, связанных с подготовкой и проведением похода, экскурсии поставит его перед необходимостью четкого распределения обязанно-
189
стей внутри групп. И в этом также проявляются резервы воспитательных возможностей туристских мероприятий.
При правильной организации работы каждый участник отвечает за определенный участок жизнеобеспечения группы и выполнение задания (снаряжение, продукты, прохождение маршрута, краеведческая работа, отчет, карта и т. д.), при этом практически каждый имеет и свои ежедневные «дежурные» обязанности (штурман участка пути, костровой, дежурный и т. д.). Таким образом, каждый участник туристско-краеведческого мероприятия находится в сложной системе ответственных отношений, требующих принятия решений. При этом роли ребят постоянно меняются в зависимости от конкретных условий. Все это способствует наработке определенных навыков принятия решений, что крайне важно для воспитания желания принимать решения и умения нести за принятые решения ответственность.
Подросток вовлекается в самостоятельную, творческую деятельность, построенную на основе самоуправления, что является единственным условием формирования творческой, самостоятельной личности.
Туристско-краеведческая работа - надежное подспорье в разнообразной воспитательной работе, которую ведет и должна вести школа. Участие в туристско-краеведческих мероприятиях расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной деятельностью страны, воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ и замечательных людей настоящего и прошлого.
Туристско-краеведческая деятельность - это непосредственное предметное познание окружающей действительности: своего родного края, всей страны, других стран мира. Педагогически правильно организованная туристско-краеведческая деятельность есть средство всестороннего развития личности. В такой деятельности естественно и слитно воздействуют на личность все стороны воспитания: патриотическое и нравственное, трудовое,
физическое, эстетическое, умственное развитие, политехническое, экономическое и экологическое образование и воспитание, идет интенсивное формирование мировоззрения.
Все это успешно реализуется в туристско-краеведческой деятельности, которая может быть активным средством борьбы за нравственное здоровье молодежи. Она создает условия и возможности эффективного формирования общественно активной гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Туристско-краеведческая работа, являясь, как мы видим, одним из самых комплексных видов воспитания и в то же время одним из самых действенных в силу своей демократичности и
190
гуманности, поскольку идет от желаний детей и подростков приобщиться к романтике путешествий, требует для своего успеха четкой системы организации. Главным показателем наличия такой системы в школе или системе дополнительного образования, на наш взгляд, является создание условий, при которых каждый подросток, каждый педагог в зависимости от своих интересов, склонностей, особенностей характера, уровня физической подготовки, состояния здоровья может включиться в различные виды туристско-краеведческой деятельности.
Н. А. Севостьянова
Особенности сохранения биоразнообразия России
Среди основных экологических проблем современности сокращение биоразнообразия занимает особое место. Происходит интенсивное уничтожение природных экосистем и исчезновение видов живых организмов. Природные экосистемы полностью изменены на пятой части суши. Под угрозой исчезновения находятся тысячи видов растений и животных. В Красный список МСОП Всемирного союза охраны природы занесено более девяти тысяч видов животных и почти семь тысяч видов растений. Дальнейшее сокращение биоразнообразия может привести к дестабилизации биоты, утрате целостности биосферы и ее способности поддерживать важнейшие качества среды, необходимые для жизни. В результате необратимого перехода биосферы в новое состояние она может оказаться непригодной для жизни человека.
Биоразнообразие - главный средообразующий ресурс на планете и в России, обеспечивающий возможность устойчивого развития, сохранения среды обитания и биологических ресурсов. Непосредственно биоразнообразие России - гарант устойчивого развития Земли, так как ущерб от его потерь для планеты опаснее военных угроз и экономической нестабильности. Это около 40 % практически ненарушенных арктических экосистем, почти 25 % девственных лесов планеты, крупнейшие в мире реки и озера (существует двусторонняя связь между качеством воды в пресноводных и морских экосистемах и сохранением разнообразия), самые значительные по площади ареалы черноземных почв с участками сохранившихся степей, уникальные очаги биоразнообразия в горах Кавказа, Алтая, Саян, Забайкалья и Дальнего Востока.
Для народов России биоразнообразие - непреходящая ценность, имеющая экологическое, генетическое, социальное, экономическое, научное, образовательное, культурное, рекреационное и эстетическое значение. Для сохранения биоразнообразия России в
191