ТЕХНОЛОГИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА
УДК 379.843; 379.835; 796.035; 796.51; 37.033; 37.037
Г. М. Шаяхметова
ПРОГРАММА ТУРИСТСКОГО ПАЛАТОЧНОГО ЛАГЕРЯ «БАТЫР» (методическое пособие для организаторов детских туристских палаточных лагерей, руководителей туристских походов, педагогов дополнительного образования, методистов)
Представлена программа туристского палаточного лагеря «БАТЫР», содержание которой основано на опыте работы автора, педагога Центра детско-юношеского туризма и краеведения города Астаны.
Предлагаемое программно-методическое обеспечение рассматривается как педагогическая основа, необходимая педагогам и руководителям туристских походов для создания организационно-педагогических условий осуществления туристско-краеведческой деятельности со школьниками в условиях туристского палаточного лагеря.
The material is presented - the program of the tourist tent camp "Batyr", the content of which is based on the experience of the author, the teacher of the Centre for Children and Youth Tourism and Local History of the City of Astana.
The proposed software and methodological support is considered as the pedagogical basis necessary for teachers and heads of tourist trips to create organizational and pedagogical conditions for the implementation of tourism and region study activities with schoolchildren in the conditions of a tourist tent camp.
Ключевые слова: туристский поход, палаточный лагерь, программа, программно-методическое обеспечение, туристско-краеведческая деятельность, активный летний отдых, детский отдых, физическая закалка, укрепление здоровья, воспитание, оздоровление, социальная адаптация, содержание программы.
Keywords: tourist camp, camp, program, program and methodological support, tourist and region study activity, active summer rest, children's rest, physical training, health promotion, upbringing, health improvement, social adaptation, program content.
Введение
Правительством Республики Казахстан уделяется большое внимание активизации туристско-краеведческой деятельности в организациях образования как важного средства комплексного воспитания подрастающего поколения, приоритетными в этом направлении являются вопросы оздоровления, занятости и организации активного летнего отдыха детей.
Актуальность организации туристско-краеведческой деятельности в условиях летнего отдыха основана на реализации положений нормативно-законодательных документов: ежегодных Посланий Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана, «Государственной программы развития образования на 2011-2020 гг.», «Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан», «Концептуальных подходов к развитию детско-юношеского туризма в Республики Казахстан на 2015-2018 гг.», Регионального плана развития детско-юношеского туризма в городе Астане на 2016-2018 гг., реализации Культурно-образовательного проекта «Поколение+».
В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства Президент Н. А. Назарбаев отметил, для того чтобы войти в тридцатку главных государств мира, необходимо, чтобы начатые в нашей стране масштабные преобразования сопровождались опережающей модернизацией общественного сознания. Одним из главных приоритетов в этом направлении является воспитание патриотизма, которое начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине, к месту, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Предложенная Главой государства программа «Туган жер», которая впоследствии перейдет в более широкую установку - «Туган ел», будет способствовать патриотическому воспитанию нашей молодежи средствами массовой туристско-краеведчес-кой деятельности как в течение учебного года, так и в каникулярное время.
Туристские палаточные лагеря - одна из эффективных форм организации летнего отдыха школьников, замечательная возможность для детей интересно и познавательно отдохнуть, укрепить свое здоровье, получить физическую закалку на природе и, что немаловажно, познать самого себя и открыть для себя новые ощущения единения с природой.
Организация деятельности летнего лагеря - одна из форм ту-ристско-краеведческой деятельности (ТКД). Являясь одним из направлений дополнительного образования, эта деятельность при правильной постановке организационно-педагогических условий позволяет решать одновременно в комплексе важнейшие педагогические задачи: воспитания, обучения, оздоровления, социальной адаптации, профессиональной ориентации, формирования ЗОЖ.
ТКД позволяет создать эффективные организационно-педагогические условия для реализации интегративного подхода к различным видам воспитания: физическому, интеллектуальному, нравственному, экологическому, эстетическому, трудовому и профессиональному.
На протяжении 15 лет в Акмолинской области функционирует туристский палаточный лагерь «Батыр», начавший свою работу как лагерь для девиантных подростков, затем на протяжении 12 лет - как туристский лагерь для городских школьников, любителей романтики и путешествий, профильный лагерь для кружковцев Станции юных туристов, а ныне - Центра детско-юношеского туризма и краеведения (далее - Центр) города Астаны.
В 2008 г. лагерь занял I место в республиканском смотре-конкурсе на лучшую организацию отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период, неоднократно отмечен грамотами вышестоящих органов.
В течение трёх сезонов по 10 дней в лагере имеют возможность отдохнуть и повысить своё туристское мастерство более 360 детей. Отдыхом в лагере охвачены различные социальные слои школьников: из малообеспеченных семей, с девиантным поведением, дети-сироты из городского детского дома и Детской деревни SOS.
Лагерь пользуется большим спросом у юных романтиков столицы, пребывание в лагере бесплатное, высокий уровень организации всего процесса обеспечивается налаженной организацией труда и качественным кадровым составом, включающим опытных педагогов, инструкторов и стажеров профильных вузов и колледжей.
Пояснительная записка
Программа туристского палаточного лагеря «Батыр» (далее -«Программа») является
• по содержательной, тематической направленности - турист-ско-краеведческой;
• по функциональному предназначению - специальной;
• по форме организации - интеграцией групповой и индивидуально-ориентированной;
• по времени реализации - краткосрочной.
Программа предназначена для школьников среднего и старшего звена и направлена на организацию практико-ориентирован-ной деятельности кружков, обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по направлениям деятельности Станции юных туристов.
Содержание программы нацелено на формирование турист-ско-краеведческих знаний, умений и навыков школьников в условиях летнего палаточного лагеря.
Цель - формирование туристско-краеведческих компетенций школьников, оздоровление и активный отдых в условиях летнего палаточного лагеря.
Задачи:
• изучение и практическое познание родного края через знакомство с окружающей природой, памятниками истории и культуры, традициями и обычаями народов Казахстана;
• выявление и повышение уровня туристского и спортивного мастерства;
• овладение и совершенствование туристских знаний, умений и навыков;
• выполнение нормативов на туристские значки: «Жас турист» и «^азацстан саяхатшысы»;
• формирование основы экологической культуры школьника;
• создание образовательной среды для формирования полиязычной личности;
• организация практико-ориентированной деятельности кружковцев Центра в летний период;
• воспитание казахстанского патриотизма через туризм;
• развитие социально-психологических свойств личности, навыков самопознания через туризм;
• развитие навыков выживания в природе;
• приобщение к здоровому образу жизни через общение с природой.
Реализация данной программы актуальна в связи с рядом задач, поставленных правительством перед педагогами нашей страны в области воспитания подрастающего поколения; отмечена необходимость усиления духовно-нравственного воспитания детей, внедрения курсов краеведения и акмеологии, развития студенческого и детско-юношеского спорта и туризма, усиления воспитательного компонента, продвижения здорового образа жизни, оздоровления и занятости детей, особенно в каникулярное и летнее время; большой акцент ставится на патриотическое воспитание, основой которого является краеведение - изучение малой родины.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Воспитанники лагеря имеют возможность заниматься поисково-исследовательской деятельностью и применить полученные знания, умения и практический опыт при работе над проектами, при подготовке к научным соревнованиям, олимпиадам, профильным соревнованиям, чемпионатам и различным конкурсам.
В основе формирования туристско-краеведческих компетенций школьников в условиях летнего палаточного лагеря лежат два главных вида деятельности: закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях кружков в течение учебного года, и практическая реализация программного материала в летний период.
В соответствии с концепцией учебного плана, утвержденным календарным планом массовых мероприятий, программа рассчитана на три сезона.
I сезон: с 12 июня по 22 июня - 120 детей;
II сезон: с 26 июня по 6 июля - 120 детей;
Шсезон: с 10 июля по 20 июля - 120 детей.
Место базирования туристского лагеря «Батыр»
• Лагерь расположен в Ерейментауском районе Акмолинской области, в урочище Каратауских гор (вблизи посёлка Алгабас) в 200 км от г. Астаны на территории ГНПП «Б^йратау».
• Лагерь базируется на большой поляне (высота - 540 м над уровнем моря) в окружении березовой рощи, двух родников «Хрустальный» и «Кабанбай» и ручья Карабулак.
• Это уникальный заповедный край, окружённый скалистыми сопками и кряжами древнего горного массива Ерейментау, горный оазис с множеством природных каменных скульптур, живописных долин с родниковыми реками и прозрачными озёрами.
• Многообразен растительный мир этого края: заросли чёрной ольхи (это единственное в Казахстане место её произрастания), берёзовые рощи, наполняющие дурманящим ароматом альпийские луга, ковыльные полустепи, большое разнообразие редких растений, занесённых в Красную книгу Казахстана.
• Несказанную радость для городских школьников приносят встречи с животным миром этого края: табуны лошадей, горные архары, парящие в небе орлы, колонии сурков, лисы, волки, зайцы, ежи, обитающие в лесах, шумные птичьи базары.
• Удачное расположение лагеря позволяет не только совершать туристские походы, но и заниматься краеведческой и этнографической деятельностью, изучать традиции и обряды местного населения, легенды края, знакомиться с жизнедеятельностью великих казахских батыров и акынов.
Условия жизнедеятельности лагеря «Батыр»
• Лагерь функционирует три сезона, в каждом сезоне отдыхают более 120 школьников столицы.
• Туристы проживают в палатках на территории палаточного городка, во время совершения походов и экспедиций - в походном лагере.
• Туристы проживают в отрядах-связках по 20 человек, с двумя руководителями: инструктором и воспитателем.
• Юные туристы готовят пищу самостоятельно на кострах и специальных мангалах (под руководством воспитателей), для приготовления пищи и питья используется родниковая вода. Под руководством опытных наставников они приобретают необходимые туристские навыки: установки палатки, приготовления пищи, преодоления препятствий, поведения на природе и многое другое.
• Юные туристы имеют возможность отдыхать, общаться с природой, дышать чистым горным воздухом, пить чистейшую родниковую воду, изучать растительный и животный мир, совершать туристские походы, участвовать в экспедициях, вести краеведческую и экологическую деятельность, выполнять нормативы на туристские значки, продолжить изучение языков в условиях летнего лагеря.
Ожидаемые результаты
В результате реализации данной программы воспитанники лагеря должны:
• изучать: историю родного края, традиции и обряды народов Казахстана, жизнедеятельность местных выдающихся исторических деятелей (Олжабай-батыра, Канжыгалы Богенбая, акына Аманжола Альжанулы), особенности местной флоры и фауны, основы экологической культуры;
• знать: правила поведения на территории ГНПП «Б^йра-тау», правила противопожарной безопасности, правила поведения в лагере, законы туристов, природоохранный кодекс туристов;
• уметь: ориентироваться с компасом, работать с картой, освоить навыки скалолазания, преодоления препятствий, восхождения на вершины, переправы через реки, преодоления труднопроходимых участков; устанавливать палатку, разводить костер, оказывать первую доврачебную помощь, готовить пищу на костре, устанавливать бивак;
• способны решать следующие жизненно-практические задачи: применять приобретенные навыки туристской жизни в соци-оприродной среде, укреплять свое здоровье, воспитывать волевые и лидерские качества, выносливость, трудолюбие, взаимовыручку, умение работать в команде; реализовать навыки самообслуживания и проживания в экстремальных условиях;
• выполнить: нормативы на туристские значки «Жас турист» и «^азакстан саяхатшысы», пройти туристские маршруты (трёхдневные, степенные, категорийные).
Программа туристского палаточного лагеря «Батыр» реализуется в рамках 3-цикловой модели, составлена с учетом возрастных и физиологических особенностей детей, содержит в себе различные формы работы с детьми в условиях летнего отдыха. На реализацию I и III циклов отводится по 3 дня, II цикл охватывает от 4 до 6 дней (в зависимости от целевой значимости туристских маршрутов).
Тематический план программы туристского палаточного лагеря «Батыр»
Количество
№ Тема/мероприятие часов
теория практика
I цикл «Формирование туристско-краеведческих компетенций»
1 Прием детей в базовом лагере, распределение по связкам 1 1
2 Адаптационные мероприятия, распределение поход- 1 1
ных должностей
3 Открытие лагерного сезона. Презентация связок 1
4 Изучение инструкций по технике безопасности и пра- 1 1
вил поведения
5 Физкультурно-оздоровительные мероприятия 1 4
6 Обучение первичным туристским навыкам пребыва- 1 1
ния на природе, законы юных туристов
7 Ознакомительные мастер-классы на туристских пло- 4
щадках
8 Тренинги по походным должностям, школа турист- 10
ско-краеведческого мастерства (ТКМ)
9 Освоение туристского минимума 2 6
10 Подготовка к туристским походам и экскурсиям 1 2
11 Составление индивидуальных программ по направле- 1 1
ниям кружковой деятельности
12 Занятия в летней экологической школе (ЛЭШ) 1 2
13 Занятия в летней школе языков (ЛШЯ) 1 1
14 Занятия по интересам 3
15 Деятельность штаба самоуправления 2
16 Организация досуга, занятия в библиотеке 1
17 Тренинги по обеспечению безопасности во время ту- 1 2
ристских походов
II цикл «Практико-ориентированная деятельность»
18 Бивачные работы. Экологический десант на террито- 1
рии связок
19 Построение. Выпуск связок на маршруты 1
Прохождение маршрутов в зависимости от степени
подготовки:
20 - 1-я ступень ТКП, базовый уровень - 2-я ступень ТКП, основной уровень - 3-я ступень ТКП, уровень тур. совершенствования 24 32 40
III цикл «Совершенствование туристского мастерства
и краеведческой культуры»
21 Оформление отчетной походной документации 1 1
22 Сдача снаряжения 1
23 Отчеты по походным должностям 1
24 Совершенствование туристских ЗУН, тренинги на туристских площадках 10
25 Совершенствование краеведческих ЗУН 2
26 Проведение тематических мероприятий 4
27 Творческие конкурсы 3
28 Проведение зачетных туристско-краеведческих мероприятий 10
29 Подведение итогов творческих мероприятий 1
30 Подведение итогов рейтинга 1
31 Мероприятия, посвященные закрытию лагерного сезона 2
32 Вечерний костер, посвященный закрытию лагерного сезона 2
33 Организация отправки детей в город 1
Итого: 13 83
Распределение часовой нагрузки
Суточная нагрузка:
• завтрак, обед, ужин, полдник - 3 часа;
• дневная занятость - 12 часов;
• сон - 9 часов.
Почасовая занятость в I и III циклах: 96 часов.
Почасовая занятость во II цикле: от 24 до 40 часов.
Общая почасовая занятость: 120 часов (10 дней по 12 часов в сутки).
Содержание и структура программы туристского палаточного лагеря «Батыр»
I цикл «Формирование туристско-краеведческих компетенций»
1. Прием детей в базовом лагере, распределение по связкам
Отправка колонны автобусов с детьми в лагерь осуществляется после построения у школы-гимназии № 4, где проводится регистрация детей согласно утвержденным спискам и заявкам от школ, распределение по связкам, прием каждой связки закрепленными воспитателем и инструктором, ознакомление с правилами безопасности в пути и графиком следования до места нахождения базового лагеря. Колонна движется в сопровождении автоинспекции.
По прибытии в лагерь проводится построение с целью ознакомления всех участников с территорией лагеря, расположением различных служб и коммуникаций, правилами поведения в лагере, распорядком дня. Затем руководители связок проводят знакомство своих подчиненных с расположением связки, выявляют обеспеченность необходимым снаряжением и оборудованием, проводят инструктаж по технике безопасности.
2. Адаптационные мероприятия, распределение походных должностей
Состав связок комплектуется заранее с учетом возрастных особенностей и уровня туристско-краеведческой подготовленности детей. В первые два дня реализуются мероприятия по адаптации детей к проживанию на природе, в коллективе, в условиях самообслуживания. Используя разнообразные формы работы, руководители связок проводят тренинги по сплочению коллектива, выявлению наклонностей и способностей, составляют паспорт связки. На общем собрании связки выбирается актив, распределяются походные должности и временные обязанности, которые должны быть у каждого участника.
3. Открытие лагерного сезона. Презентация связок
На торжественном построении, посвященном открытию лагерного сезона, отрабатываются навыки движения строем, построения в шеренгу, проводится перекличка связок, знакомство всех участников с составом работников штаба и руководителями связок, с правилами поведения в лагере и на территории ГНПП «Б^йратау».
Самопрезентация связок проводится у общего вечернего костра на второй день пребывания в лагере с целью более близкого знакомства всех участников смены. Каждая связка заранее готовит визитную карточку, название, девиз, эмблему. По окончании вечера подводятся итоги, знакомство заканчивается детскими, туристскими песнями. Озвучиваются плановые мероприятия, условия проводимых творческих конкурсов, правила подведения итогов и рейтингов (по творческому мастерству и здоровому образу жизни).
4. Изучение инструкций по технике безопасности и правил поведения
Одной из важнейших составляющих реализации программы лагеря является обеспечение безопасности организации летнего отдыха детей, разработан пакет документов по технике безопасности
для всех служб и участников лагеря, которые доводятся до каждого человека, изучаются:
- правила поведения в лагере;
- инструкция по противопожарной безопасности в туристском лагере и за его пределами;
- режим дня;
- правила поведения на территории ГНПП «Б^йратау»;
- заполнение журналов по ТБ в связках.
Для эффективности реализации мероприятий по соблюдению техники безопасности оформляется стенд, афишируются плакаты и листовки с соответствующим содержанием, оборудуется уголок по противопожарным действиям, проводятся тренинги с педагогическим персоналом и детьми.
5. Физкультурно-оздоровительные мероприятия
С целью создания качественных условий для осуществления оздоровительного эффекта, закалки организма и совершенствованию физкультурных навыков в условиях туристского лагеря на протяжении всей смены проводятся:
- ежедневная утренняя зарядка-тренинг;
- водные процедуры;
- тренинги по формированию здорового образа жизни;
- прохождение «босоногой тропы»;
- массовые спортивные игры: волейбол, футбол, стритбол, пионербол, выбивной, знамя;
- Малые олимпийские игры;
- туристская эстафета;
- шуточная эстафета.
6. Обучение первичным туристским навыкам пребывания на природе, законы юных туристов
В зависимости от базового уровня подготовленности юных туристов в период I цикла проводится ряд мероприятий по обучению первичным туристским навыкам пребывания на природе:
- самообслуживание, проведение гигиенических процедур;
- забор воды из родника;
- сбор хвороста для костра;
- приготовление пищи на костре;
- оборудование туристской кухни, хранение продуктов и посуды;
- обустройство бивака;
- установка и оборудование палатки;
- укладка рюкзака;
- уход за личными вещами, групповым снаряжением.
7. Ознакомительные мастер-классы на туристских площадках
Для формирования и развития туристских компетенций участников лагеря оборудуются туристские площадки по блокам, на которых проводятся ознакомительные мастер-классы в начале сезона, затем под руководством инструкторов отрабатываются навыки в течение всего сезона:
- установка, снятие палатки;
- разведение костра;
- переправы через естественные препятствия (этапы: бревно, кочки, жерди, мятник, шест, «ромб»);
- система переправ: навесная; круто-наклонная; параллельные перила, «бабочка»;
- подъем, спуск, траверс склона;
- подъем на скалолазном тренажере;
- организация помощи пострадавшему;
- ориентирование на местности, азимут.
8. Тренинги по походным должностям, школа туристско-краеведческого мастерства (ШТКМ)
Одним из элементов совершенствования туристско-краевед-ческого мастерства юных туристов является успешное выполнение самых различных походных обязанностей, поэтому каждый воспитанник получает постоянную походную должность, помимо которой им выполняются и временные обязанности. В оптимальном варианте каждый ребенок должен иметь две должности -туристскую и краеведческую, которые выбираются по желанию и в соответствии с определенными способностями либо по жребию. Ни один участник связки не должен остаться без должности, возможны варианты работы в парах, группах. В стабильной туристской группе предполагается постоянная смена должностей с целью расширения навыков их выполнения.
Туристские походные должности:
- командир;
- штурман;
- заведующий питанием;
- заведующий снаряжением;
- санитар;
- ремонтный мастер;
- физорг;
- редактор походного дневника (летописец);
- редактор походной газеты;
- корреспондент;
- фотокорреспондент;
- художник;
- режиссер;
- помощник режиссера. Краеведческие походные должности:
- главный краевед;
- историк;
- географ;
- этнограф;
- метеоролог;
- геолог;
- топограф;
- эколог;
- гидролог;
- ботаник;
- зоолог;
- фенолог;
- литературовед;
- искусствовед.
Кроме двух постоянных походных должностей каждый участник связки должен «пройти» через временные и дежурные должности:
- ответственный за палатку;
- фотокорреспондент;
- видеооператор и др.
Дежурные должности исполняются в течение одного дня:
- дежурный командир;
- дежурный корреспондент;
- дежурные по кухне (повара);
- дежурные костровые;
- дежурные «водоносы» (по забору воды из родника);
- дежурный редактор по выпуску походной газеты;
- дежурный эколог (экологические патрули).
9. Освоение туристского минимума
В плане предпоходной подготовки и на протяжении всего сезона проводится изучение основных туристских знаний, умений и навыков:
- изучение топографических знаков;
- работа с топографическими картами;
- работа с компасом;
- движение по азимуту;
- глазомерная съемка;
- изучение туристских узлов, виды, назначение;
- виды костров, назначение, способы разведения;
- виды туристского снаряжения, назначение;
- занятия по ориентированию на местности.
10. Подготовка к туристским походам и экскурсиям Перед выходом на маршруты проводится большая работа в
связках по обеспечению полного оснащения:
- разработка маршрутов по направлениям;
- заполнение маршрутной документации;
- подготовка группового и личного снаряжения;
- составление меню, распределение продуктов питания;
- подготовка медицинских аптечек;
- распределение нагрузки, укладка рюкзаков;
- получение краеведческих заданий;
- заполнение журналов по технике безопасности.
11. Составление индивидуальных программ по направлениям кружковой деятельности
Участники лагеря, являющиеся кружковцами Центра, для подведения итогов работы за год и в плане практико-ориентиро-ванной деятельности в летний период составляют программы по направлениям (этнографы, спелеологи, скалолазы, ориентировщики и др.) и реализуют их в условиях туристского палаточного лагеря.
12. Занятия в летней экологической школе (ЛЭШ) Занятия в летней экологической школе проходят под
руководством опытных педагогов и направлены на формирование основ экологической культуры школьников. В программе ЛЭШ:
- изучение природоохранного кодекса туриста;
- презентация экологических групп;
- экологические десанты;
- экскурсии в природу;
- проектная деятельность по решению экологических ситуаций;
- практикумы по забору воды из родников, почвенного покрова в близлежащей к роднику территории;
- экологическая мастерская «Чистый родник» («Очистим родник»);
- выставки творческих работ школьников (поделки, рисунки, фотографии);
- вечерний костер: экологическая песня, инсценирование;
- акция по обустройству тропы экотуриста по маршрутам следования юных батыровцев.
13. Занятия в летней школе языков (ЛШЯ)
Участники летней языковой школы имеют хорошую возможность развития лингвистических навыков, благодатная языковая среда повышает эффективность изучения языков в условиях летнего отдыха, а разнообразные формы и методы занятий способствуют развитию коммуникативности и творческого потенциала.
В программе ЛШЯ:
- кружковая деятельность (казахский, русский, английский, немецкий языки);
- творческая мастерская «Достык»;
- вечерний костер: песни на разных языках, диалоги о жизни лагеря, инсценирование;
- вечер национальных обрядов; театрализованные представления на вечернем костре.
14. Занятия по интересам
На протяжении сезона работают кружки и студии по интересам, охватывающие всех желающих, они способствуют раскрытию творческого потенциала и индивидуальных способностей, созданию ситуации успешности, развитию лидерских качеств:
- кружок «Этнос-топ» (творческая мастерская по этнографии);
- студия бардовской песни «Голосок» (изучение авторской, бардовской песни, обучение гитарному аккомпанементу);
- кружок «Очумелые ручки» (изготовление поделок из природного материала);
- кружок «Айболиты» (юные санитары);
- мастерская «Самоделкины» (ремонтная мастерская);
- студия «Art-group» (модераторы развлекательных программ).
15. Деятельность штаба самоуправления
Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) позволяет педагогу решать различные социально-педагогические задачи: более прочное усвоение знаний, умений и навыков, раскрытие индивидуальных способностей своих воспитанников, умение работать в команде, всестороннее развитие личности, навыки совместного пребывания в определенном социуме, на природе и многие другие. Особенной ценностью ТКД являются огромные воспитательные возможности, построенные на постулатах педагогики сотрудничества, одним из проводников которой является самоуправление. В начале сезона создается штаб самоуправления, в который входят активисты связок, разрабатываются план деятельности на сезон и распорядок работы. Работа штаба направлена на развитие детских инициатив (конкурсы «Доброе дело», «Очистим родник» и др.), совершенствование компетентностных качеств, личностного роста, развитие лидерского потенциала, решение ситуативных задач, организацию вечерних программ. Деятельность самоуправления в лагере сводится к реализации трех функций: самоактивизация, организационное саморегулирование, коллективный самоконтроль; афиширование деятельности осуществляется через выпуск ежедневных листовок и освещение итогов работы за день на вечерних кострах.
16. Организация досуга, занятия в библиотеке
Для занятости детей в свободное от мероприятий время в условиях лагеря работает библиотека, имеется в наличии фонд детской художественной и специализированной литературы, сборники и публикации туристско-краеведческой направленности, подборки массовой прессы, журналы и буклеты, а также материалы, необходимые для подготовки к тематическим мероприятиям.
С целью организации активного досуга детей оборудуются спортивные площадки, имеется в наборе различный спортивный инвентарь (бадминтон, теннис, мячи, скакалки и др.), для настольных игр и занятием творчеством устанавливаются игровые палатки.
17. Тренинги по обеспечению безопасности во время туристских походов
С целью предупреждения нарушений правил поведения на природе, инструкций для посетителей государственного природного парка, созданию нештатных ситуаций и происшествий во время пребывания в лагере и вне его территории в программу включены
тренинги по обеспечению безопасности, на которых отрабатываются навыки действий в чрезвычайных ситуациях, по соблюдению правил купания и спасению пострадавших, соблюдению противопожарной безопасности и т. д. Тренинги и практикумы проводятся как для категории воспитанников, так и для взрослых под руководством опытных тренеров, медицинских работников и координатора центра формирования здорового образа жизни.
II цикл «Практико-ориентированная деятельность»
18. Бивачные работы. Экологический десант на территории связок
В день выхода связок на маршруты с целью отправки в более раннее (нежаркое) время дня подъем осуществляется на час раньше, утренняя зарядка не проводится, время завтрака сокращается. Каждая связка сворачивает свой лагерь, проводятся работы по очистке бивака, наведению порядка на его территории, зачистке костровища, укладке лишних вещей в «камеры хранения». На территории связок и закрепленных участках проводятся экологические десанты.
19. Построение. Выпуск связок на маршруты
После завершения бивачных работ проводится построение всех связок, еще раз проверяется готовность всех участников, укомплектованность групп, наличие походной документации (маршрутных листов, паспортов маршрутов), после напутственных слов представителей штаба лагеря, медицинского работника юные туристы с речевками выходят за территорию лагеря на заявленные маршруты.
20. Прохождение маршрутов в зависимости от степени подготовки:
- 1-я ступень ТКП (туристско-краеведческой подготовки), базовый уровень; продолжительность - 3 дня, протяженность - 2530 км, норматив на значок «Жас турист»; участниками являются новички и юные туристы, не имеющие опыта туристских походов;
- 2-я ступень ТКП, основной уровень, многодневные, степенные походы; продолжительность - 3-4 дня, протяженность - не менее 75 км, норматив на значок «^азацстан саяхатшысы»; участники имеют опыт участия в многодневных туристских походах;
- 3-я ступень ТКП, уровень тур. совершенствования, многодневные категорийные походы; продолжительность - 5-6 дней, это категория участников, имеющих спортивные разряды и опыт многодневных, степенных походов.
Во время туристского похода связками выполняются задания краеведческой направленности. Связки, работающие по индивидуальным программам, выполняют свои задания, реализуются программы экспедиционных отрядов.
Возвращение связок в базовый лагерь осуществляется по собственному графику. Каждый отряд заходит в базовый лагерь с ре-чевками и песнями, их встречают представители штаба, командир докладывает о совершении похода, сообщает о состоянии здоровья всех участников. Затем отряды проходят на свои территории, разбивают биваки, устанавливают палатки и готовят отчет о походе на вечерний костер.
III цикл «Совершенствование туристского мастерства и краеведческой культуры»
21. Оформление отчетной походной документации, отчеты о прохождении маршрутов и выполнении заданий
После возвращения связок в базовый лагерь ее участниками заполняется отчетная походная документация. Командиры и штурманы отчитываются начальнику лагеря и старшему инструктору о прохождении маршрутов, преодолении технических сложных участков, выполнении заданий, сдают маршрутные листы, журналы по технике безопасности.
22. Сдача снаряжения
После окончания походов каждая связка приводит в порядок групповое снаряжение, ремонтные мастера производят необходимый ремонт, просушку и сдают снаряжение в штаб лагеря.
23. Отчеты по походным должностям
С целью определения уровня совершенствования ту-ристско-краеведческого мастерства юных туристов в каждой связке заслушиваются творческие отчеты о выполнении закрепленных походных обязанностей, которое оценивается в баллах, заполняется таблица ТКМ по каждому участнику.
24. Совершенствование туристских ЗУН, тренинги на туристских площадках
Совершая туристские походы, юные туристы имеют возможность применить полученные в лагере знания, умения и навыки на практике в условиях пребывания в дикой природе и преодоления естественных препятствий, а после возвращения в базовый лагерь отработать данные навыки на специально оборудованных площадках:
- установка, снятие палатки;
- разведение костра;
- переправы через естественные препятствия (этапы: бревно, кочки, жерди, мятник, шест, «ромб»);
- система переправ: навесная; круто-наклонная; параллельные перила, «бабочка»;
- подъем, спуск, траверс склона;
- подъем на скалолазном тренажере;
- организация помощи пострадавшему, санитарный минимум;
- топографическая съемка местности;
- глазомерная съемка местности (определение высот и расстояний);
- ориентирование на местности, азимут;
- поляна заданий.
25. Совершенствование краеведческих ЗУН
В послепоходный период предполагаются различные формы отчетной обработки материалов экспедиционных заданий:
- обработка материалов экспедиции;
- составление летописи;
- оформление отчетной документации;
- подготовка к отчету на вечернем костре;
- инсценирование исторических эпизодов, собранных по итогам экспедиции;
- выставка собранных материалов;
- проектно-исследовательская деятельность.
26. Проведение тематических мероприятий
В I и III циклах программы лагеря проводятся тематические мероприятия, итоги которых подводятся на общих вечерних кострах:
- день столицы;
- день ЗОЖ;
- день пиратов, индейцев, инопланетян;
- день сказочных героев;
- вечер национальных обрядов;
- вечер военно-патриотической песни;
- военизированная эстафета.
27. Творческие конкурсы
На протяжении всего сезона проводится конкурсная программа творческой направленности, итоги которой подводятся в предпоследний день смены:
- конкурсы рисунков;
- полевой прессы;
- поделок из природного материала;
- портфолио связок (летописи связок);
- биваков;
- журналистов.
28. Проведение зачетных туристско-краеведческих мероприятий
В III цикле программы лагеря проводятся основные зачетные мероприятия по совершенствованию туристского мастерства, по итогам которых определяются призовые места как личные, так и командные:
- соревнования по спортивному ориентированию;
- соревнования по скалолазанию на естественном и искусственном рельефе;
- соревнования по круто-наклонной переправе;
- система переправ;
- туристская полоса препятствий;
- краеведческий контрольно-туристский маршрут (ККТМ), или кросс-поход.
29. Подведение итогов творческих мероприятий
Для выявления талантов и одаренных детей в течение всей смены проводится фестиваль «Super star Batyr» (по разнообразным шоу-программам, включающим сольные и групповые выступления различной творческой направленности) и спортивно-туристская полоса препятствий, по итогам которой победителям присваивается звание «Мисс Батыр» и «Мистер Батыр».
30. Подведение итогов рейтинга
В течение смены подводятся ежедневные итоги участия связок в мероприятиях по формированию здорового образа жизни, к критериям которых относятся гигиена, борьба с вредными
привычками, санитарное состояние биваков, участие в оздоровительных мероприятиях и др., и по участию в творческих мероприятиях и в программах общих вечерних костров. На щите информации ежедневно заполняется таблица результатов, а к закрытию сезона определяются призовые места по двум видам:
- рейтинг связок по здоровому образу жизни;
- рейтинг связок по творческому мастерству.
31. Мероприятия, посвященные закрытию лагерного сезона
В предпоследний день сезона проводится торжественное построение, посвященное закрытию сезона, церемония награждения с вручением заслуженных грамот и дипломов, вручение удостоверений и значков «Жас турист», «^азацстан саяхатшысы», памятных и сладких призов по итогам участия в программе лагеря.
32. Вечерний костер, посвященный закрытию лагерного сезона
На вечернем костре, посвященном закрытию лагерного сезона, проходит традиционное «Посвящение в туристы», на котором проводятся шуточные испытания для тех, кто впервые в лагере, а затем Бог Гермес со своей свитой, после кормежки новичков туристской кашей и слов клятвы, объявляет о вступлении их в туристское братство. Большая вечерняя программа завершается кольцом туристских песен, разученных юными туристами за время участия в лагерной смене.
33. Организация отправки детей в город
На 11-й день пребывания в лагере проводится пересмена состава воспитанников. Согласно распорядку дня в связках проводится работа по сдаче снаряжения, уборке своих биваков, проводятся экологические десанты по всей территории лагеря и окружающей местности, чистка родников и сборы домой. После обеда проводится построение всех связок и проходит передача эстафеты прибывшей смене в сопровождении любимых песен и пожеланий.
После пересмены колонна с детьми под руководством воспитателей и инструкторов и в сопровождении инспектора ГАИ отправляется в город.
Описание методики реализации 3-цикловой модели турис-тско-краеведческой деятельности в условиях туристского лагеря «Батыр»
1-й цикл (4 дня) - включает в себя заезд детей, адаптационный период, обучение первичным туристским навыкам пребывания на природе, освоение туристского минимума, подготовку к туристским походам и экскурсиям. В первый день пребывания в лагере ребята знакомятся с правилами по технике безопасности и правилами поведения в лагере, с инструкциями по противопожарной безопасности, проставляя свои подписи в специальных журналах по технике безопасности (ТБ).
В начале лагерной смены проводятся массовые спортивно-туристские игры, Малые Олимпийские игры, занятия в летней экологической школе (ЛЭШ) и летней школе языков (ЛШЯ), тренинги по туристским обязанностям, подготовка к походам.
Для программно-методического обеспечения деятельности лагеря были использованы авторские разработки педагогов с адаптацией на условия природного окружения. Разработаны и реализованы программы летней деятельности кружков.
В течение всех сезонов и взрослые, и дети имеют возможность пользоваться библиотекой, содержащей методическую, специализированную, художественную литературу различных жанров, работает туристское «радио». В течение сезона ребята изучают множество туристских песен и сочиняют свои.
На практике отработаны и выявлены как наиболее эффективные в условиях временного пребывания детей следующие инновационные, интерактивные формы проведения мероприятий:
• походы;
• акции;
• экспедиции;
• дискуссии;
• круглые столы;
• творческая мастерская;
• конкурсы творческих работ;
• проектная деятельность;
• краеведческие наблюдения;
• презентации;
• тематические костры;
• самоуправление;
• публичные выступления кружковцев на сборах связок и вечерних кострах;
• тренинги;
• Малые олимпийские игры;
• летняя экологическая школа.
В лагере ребята забывают о всяких болячках, общаясь с природой, они заряжаются от неё новой энергией, и для них становится привычным делом обливание холодной родниковой водой и ходьба босиком. В лагере существует волшебная «босоногая тропа», по которой все желающие могут прогуливаться хоть целый день, при этом разговаривая с матушкой-землей и красавицами березами. Обучение закаливанию проходит под контролем врача-координатора центра формирования здорового образа жизни. Ежедневная зарядка предполагает облегченную форму одежды, в распорядок внесены тренинги по здоровому образу жизни. Ежедневно подводится рейтинг связок по ЗОЖ и творческим заданиям.
2-й цикл (3 дня) - туристские походы и экскурсии по направлениям. В зависимости от целевой направленности походов продолжительность цикла составляет от 3 до 6 дней. Походы совершаются по разработанным маршрутам как для начинающих туристов, так и для более опытных, участвующих в степенных и категорийных походах. Перед выходом на маршруты юные туристы еще раз проходят инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в походах, получают краеведческие задания, оформляют маршрутные листы. Выход из лагеря осуществляется после завтрака, проведения экологического десанта на территории лагеря и своих связок, оставляя, таким образом, поляну в первозданном состоянии. По мере готовности каждая связка выстраивается перед своим биваком и с разрешения начальника лагеря отправляется в путешествие.
3-й цикл (3 дня) - возвращение из похода, совершенствование туристских знаний, умений и навыков, составление отчетов о походах. Программа лагеря насыщена не только туристско-крае-ведческими мероприятиями, но и творческими конкурсами: журналистов, рисунков, полевой прессы, поделок из природного материала, портфолио связок и многих других.
По возвращении из походов жизнь в лагере продолжает идти своим чередом: экологические десанты, закаливающие процедуры, игры и множество различных мероприятий. Традиционно проводятся дни пиратов, индейцев, в течение которых индейские племена соревнуются в метании дротиков, вязании туристских узлов, в знании топографических знаков, свой полдник-клад они отыскивают с помощью карты и компаса, а на вечернем костре - Совете старейшин -представляют свое племя и зачитывают обращение к потомкам.
Каждый день в лагере проводится по своей тематике, разнообразной и интересной: день военно-патриотической песни, день ЗОЖ, день столицы, дети посвящают свои рисунки, творческие работы, поделки любимому городу, на ежедневный вечерний костер каждая связка готовит свой мини-гала-концерт, а в заключение у яркого костра проходит праздничная дискотека под гитару.
Особо ребятам нравится день национальных обрядов и традиций, народной песни, который завершается театрализованным представлением у костра.
В завершение лагерного сезона традиционно проводится первенство по туристскому многоборью, завершающим аккордом программы сезона является кросс-поход или туристская полоса препятствий, где ребята проявляют все свое туристское мастерство и приобретенные навыки в определении лучших и сильнейших. Полоса обычно состоит из 12-13 этапов: установка и снятие палатки, разведение костра и кипячение воды на время, транспортировка пострадавшего, преодоление навесной переправы, маятник, кочки, преодоление бревна, определение азимута по компасу, топографические знаки и туристские узлы и др.
Участники лагеря принимают активное участие в различных тренингах туристского, краеведческого, спортивного направлений, а также в языковых тренингах, где они общаются на казахском, немецком, английском языках, разучивают песни, игры, сценки, презентуя их на вечерних кострах.
На закрытии сезона ребята награждаются грамотами, сувенирами за участие в личных состязаниях и сладкими призами за коллективные достижения.
А в последний вечер проводится традиционное посвящение в туристы, где новоявленным туристятам вручаются удостоверения и значки «Жас турист», после того как они пройдут торжественный
обряд посвящения в туристы и специальные испытания на силу, выносливость и смекалку.
Летняя экологическая школа
В условиях туристского лагеря «Батыр» летняя экологическая школа является составной частью общего воспитательного плана и основана на практической реализации дидактических принципов доступности, преемственности, системности, научности. Целью ее организации является формирование основ экологической культуры школьников в условиях летнего отдыха.
Каждое мероприятие является относительно самостоятельным звеном педагогического процесса и способно решать задачи не только одного вида воспитания, но и нескольких видов в комплексе.
В ходе практической деятельности летней экологической школы выявлены и апробированы наиболее эффективные формы проведения мероприятий:
• презентация экологических групп;
• экологический десант;
• экскурсии в природу;
• фенологические наблюдения во время экскурсий и походов;
• творческая мастерская «Юный эколог-краевед»;
• педагогическая мастерская «Правила поведения в природе»;
• занятие-путешествие «7 тайн жизни»;
• проектная деятельность по решению экологических ситуаций;
• вечер загадок, скороговорок;
• практикумы по забору воды из родников, почвенного покрова в близлежащей к роднику территории;
• экологическая мастерская «Чистый родник» (возможен вариант проведения акции «Очистим родник»);
• выставки творческих работ школьников (поделки, рисунки, фотографии);
• вечерний костер: экологическая песня, инсценирование.
Традиционно воспитанники кружка «Экологи-краеведы» под
руководством Галины Анатольевны Пирсаидовой (к. п. н.) проводят акцию по обустройству тропы экотуриста по маршрутам следования юных батыровцев. Кружковцы являются лауреатами и обладателями гранта VI республиканского конкурса детских бизнес-проектов по экологии для устойчивого развития.
Школа жизни
На протяжении многих лет постоянными участниками лагеря являются дети из различных социальных групп, дети с девиантным поведением, воспитанники городского детского дома, Детской деревни SOS и специальной коррекционной школы-интерната № 2. Для этой категории наших кружковцев лагерь «Батыр» становится вторым домом, он открывает для них мир красоты и природы, романтики и приключений, в последние дни закрытия лагеря они уже начинают мечтать о будущих сезонах. Для них пребывание в лагере не только отдых и спорт, но и школа познания, школа жизни, общения, самоутверждения.
Находясь в «Батыре», ребята попадают в условия, благоприятные для познания самого себя. Случается и такое, что явный лидер класса, заметный и активный в школе, сталкиваясь с определенными трудностями в походной жизни, теряется и превращается в нытика и беспомощного перед обстоятельствами человека. Или, наоборот, тихий и непосредственный школьник в условиях похода проявляет себя с неожиданной стороны, он способен выбрать правильное решение, оказать помощь товарищам, взять в свои руки организационные моменты, найти выход из тупика, он проявляет свое творчество и скрытые потенциальные возможности. В туристском лагере можно проверить свои силы, раскрыть творческие таланты, закалить свое тело и свой дух.
Воспитанники городского детского дома, Детской деревни SOS и специальной коррекционной школы-интерната ежегодно участвуют в лагерных сменах и, по их словам, не мыслят летних каникул без «Батыра». Ведь здесь они не только отдыхают и закаляются, здесь они могут научиться тому, чему не учат в школе, а именно заготавливать хворост для костра, рубить дрова, разводить костер, готовить пищу (некоторые вообще с этим сталкиваются впервые), ремонтировать снаряжение или обувь, оказывать первую доврачебную помощь. Они учатся составлять маршрут похода, выбирая безопасные варианты, определять места стоянок и оборудовать их, ставить палатки, соблюдать технику безопасности, обретают навыки выживания в трудных природных условиях, преодоления препятствий, самообслуживания. Туризм развивает чувство товарищества, взаимопомощи, сплоченности, ответственности за всех членов связки, закаляет морально-волевые качества и учит ре-
бят все в своей жизни делать с любовью к себе, к природе, к окружающим людям.
Туризм приучает детей бережно относиться к природе, любить её и защищать, помогает детям понять природу и осознать, что все мы её дети, а она наша мать; от того, как мы будем относиться к природе, зависит состояние нашей души и будущее всей планеты.
Примечания
1. Айналаны коршаFан орта. Экология. Алматыютап, 2005.
2. Волшебное путешествие по Казахстану. Алматы : Шикула и К,
2003.
3. Концепция развития школьного туризма и краеведения в г. Астане. Астана, 2000.
4. Куинджи Н. Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. М., 2001.
5. Мудрик А. В. Личность школьника и её воспитание в коллективе. М. : Просвещение, 1984. С. 256-270.
6. Макаренко А. С. Учитель // Проблемы педагогического мастерства. М., 1991. С. 111.
7. Материалы международной научно-практической конференции «Формирование евразийской культуры средствами туристско-краеведческой деятельности». Уральск, 2010.
8. Материалы международной научно-практической конференции «Туристическое и географическое краеведение в условиях кластерно-инно-вационного развития Казахстана». Алматы, 2013.
9. Назарбаев Н. А. Казахстан-2030. Алматы : ЮРИСТ, 2004.
10. Назарбаев Н. А. Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда. Астана, 2012.
11. Назарбаев Н. А. Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Астана : Елорда, 2012.
12. Назарбаев Н. А. Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Астана : Раритет, 2012.
13. Остапец А. А. На маршруте туристы-следопыты. М. : Просвещение, 1987.
14. Остапец А. А. В походе юные. М. : Просвещение, 1987.
15. Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Полевые туристские лагеря. М., 2000.
16. Пасечный П. С. На туристской тропе. М. : Изд-во «ФиС», 1999.
17. Сокпак -Тропинка. 2004. № 2; 2005. № 3, 4.
18. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Уральск, 2003.
19. Сборник материалов республиканской научно-практической конференции. Астана, 2006.
20. Сборник нормативных документов по туристско-краеведческой работе в организациях образования (ч. I, II). Астана, 2007.
21. Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха детей. М., 1999.
22. Турист. 1998. № 4; 1999. № 9; 2000. № 7.
23. Шаяхметов А. Г. Уроки физического воспитания в школе через туризм : монография. Акмола, 1994.
24. Шаяхметов А. Г., Шаяхметова Г. М. Туристско-краеведческая модель базовой школы по туризму. Астана, 2006.
25. Шаяхметова Г. М. Системный подход к воспитанию личности средствами туристско-краеведческой деятельности (дошкольный, школьный этап). Астана, 2012.
26. Шаяхметова Г. М. Формирование туристско-краеведческих компетенций школьников. Астана, 2012.
27. Шаяхметова Г. М. Организация туристско-краеведческой деятельности со школьниками в условиях туристского палаточного лагеря. Астана, 2014.
28. Черныш И. В. Походная энциклопедия путешественника. М., 2006.
29. Ярошенко В. В. В поход с классом. М., 2004.