Научная статья на тему 'Наука в развитии туристско-краеведческой деятельности подрастающего поколения (к 80-летию детско-юношеских туристских организаций в России)'

Наука в развитии туристско-краеведческой деятельности подрастающего поколения (к 80-летию детско-юношеских туристских организаций в России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наука в развитии туристско-краеведческой деятельности подрастающего поколения (к 80-летию детско-юношеских туристских организаций в России)»

А. А. Остапец-Свешников

НАУКА В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (к 80-летию детско-юношеских туристских организаций в России)

Российскому туризму исполнилось сто лет. И вместе со взрослыми в путешествиях участвовали всегда подростки и юноши. Ещё на заре российского туризма, в 1891 г., в записках Крымско-Кавказского горного клуба появляются сообщения, что вместе с преподавателями Одесского университета по маршрутам горного Крыма путешествуют и студенты. А с 1900 г. в образовательные экскурсии по России уже включаются гимназии и училища (Киевская 1-я и Тимашевская - С. Петербург).

Опыт этих первых организованных групп путешественников стал тем базисом, на основе которого стало развиваться туристс-ко-экскурсионное дело и краеведение уже в Российской Федерации и СССР. В нашу научно-практическую туристско-краеведческую идеологию и деятельность глубоко вошли патриотизм, гражданственность, глубокая вера в воспитательно-образовательные возможности этого движения. Конечно, было влияние и скаутов, и харце-ров, и соколов, но в целом туристско-краеведческий менталитет России всегда был своеобразен и резко отличался от детских зарубежных движений.

Наука о детском туризме и краеведении всегда опиралась на гуманистическое направление в российской педагогике, на работы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. А. Герда, Н. А. Гейнике, П. Ф. Каптерева, Б. Е. Райкова, Н. Березина, С. Т. Шацкова и других российских педагогов, содействующих развитию экскурсион-но-туристского дела с подрастающим поколением.

С открытием в Москве Центрального Бюро Школьных экскурсий в 1918 г. экскурсии и туристские походы (кочёвки) охватывают всё новые и новые регионы. Детские группы стремятся посмотреть города революций - Москву и Петроград. И уже в 1922 г. в связи с этим организуется Музейно-экскурсионный институт, в 1923 г. - Научно-педагогический институт методов внешкольной работы во главе с А. Я. Заксом (ИМВР). В его составе определяются такие подразделения: Техническая станция для детей; Выставка

для детей (музей); Курсы по техническим трудовым навыкам; Историко-революционные экскурсии; Кочёвка (экскурсии туристского и краеведческого характера); Кино (работа с ожидающими в фойе); Литературные экскурсии; Массовые экскурсии и общественно полезный труд; Массовые танцы. Задачи экскурсионных отделов - разработка новых маршрутов.

Цели экскурсий (циклов экскурсий) - содействовать активному участию масс как в краестроительстве, так и вообще в социалистическом строительстве жизни. В 1923 г. в ИМВР входит Музей-но-экскурсионный институт уже как Бюро дальних экскурсий.

В 1926 г. организовано Объединённое Экскурсионное Бюро НКП РСФСР. Бюро дальних экскурсий организовало в Алуште свою экспериментальную базу по изучению темы «Море и горы», но проводило экскурсии и походы по всему югу Крымского полуострова. Особенно популярным был 26-дневный маршрут по горному Крыму.

Изучение региона путешествия как на крымских, так и на кавказских маршрутах было комплексным (геология, растительный и животный мир, этнография, экономика и общественно-политический уклад).

В 1925 г. по трём дальним регионам - Крыму, Кавказу и Северному - прошли 932 человека (школьные группы). Образовательная часть школьных экскурсий начинает стыковаться с учебными программами школы II степени. Каждый регион курировал один из научных сотрудников Бюро дальних экскурсий и практически (лично) разрабатывал на них маршруты, участвовал в строительстве экскурсионных баз. А. А. Коленкин отвечал за Кавказский регион, Н. П. Зимин - за Крымский, а А. Я. Закс курировал Северный регион (Москва - Ленинград - Старая Ладога - Волховстрой -отдых в Детском Селе). Разрабатывается и вводится в школах курс «Краеведение».

Бюро дальних экскурсий накопило богатый материал, который затем обобщило в книге «Дальние экскурсии» А. А. Коленкина и Н. П. Зимина (издательство «Работник Просвещения», 1927).

В те годы начинаются геологические походы и походы в районы гигантов строительства - Магнитогорска и Кузбасса - с задачей воспитать строителей и борцов за социализм. Вера людей в воспитательную силу туризма и краеведения доходит до их идеализации: стремление везде нести пропаганду их в борьбе за новый быт.

В 1930 г. нарком Крыленко учреждает ОПТ-общество пролетарского туризма, а через год ОПТЭ, т. е. и экскурсий. Во главе этих туристско-экскурсионных учреждений становятся известные партийные деятели, такие как Антонов-Саратовский, сам Крыленко и Горбунов, а также много внесли в методику этой работы Л. Гур-вич, А. Бархаш, а в области детского туризма - А. А. Коленкин, Н. П. Зимин, В. В. Никольский, З. К. Быковская.

Становятся обычными в 30-е гг. походы по местам боёв Гражданской войны («По следам Таманской армии», «На перекоп»). Появляется значительное количество методической литературы по туризму и экскурсиям. (Бархана Л. «Спутник туризма», Погребец-кий И. Т. «В помощь туристу». Его же «Памятка туриста», Сарки-зов-Серазини И. М. «Спутник туриста» и др.)

В конце 20-х гг. и до половины 30-х гг. в свою систему перевоспитания «трудных» подростков активно ввёл туризм и краеведение А. С. Макаренко. Он считал походы, особенно летние, важнейшим средством воспитания и ставил их перед своими воспитанниками как яркую «завтрашнюю радость». В 1934 г. создана станция по детскому туризму России и такие же станции и союзных республиках.

Перед Великой Отечественной войной советского народа с фашистской Германией произошло несколько важных событий в бурно развивающемся самодеятельном туризме. На особом совещании, посвящённом детскому туризму, нарком просвещения В. П. Потёмкин дал высокую оценку детскому туризму как средству образования и воспитания подрастающего поколения. Он предложил организовать станции юных туристов в каждом районе, как городском, так и сельском, ввести в каждой школе должность педагога, отвечающего за этот важный раздел воспитательной работы. В предвоенные годы разрабатывается система спортивного туризма. Характерно, что, во-первых, в ней туризм теснейшим образом связан с краеведением - для получения почетного звания мастер спорта по туризму необходимо было сдать экзамены по географии, истории и биологии; во-вторых, выполнить путешествия III категории сложности и как участник и как руководитель группы. Появляются первые эталонные маршруты, и устанавливаются их категории сложности. И хотя эти положения и методические разработки прямо не относились к детскому туризму, станции юных туристов начинают свою собственную научно-методическую

деятельность, устанавливая примерные правила, определяя примерные нормативы такой деятельности, соотнося её с положениями взрослого туризма. (Например: во взрослом туризме устанавливается правило: «Турист трижды проходит маршрут: когда его готовит, когда проходит и когда, анализируя его, подводит его итоги». Детский туризм полностью берёт это правило в свою методику работы с подрастающим поколением.)

В конце 1940 г. М. И. Крайман и его отдел в Российской станции разрабатывают Положение о первых экспедициях школьников. Ими стали экспедиция по местам боёв Гражданской войны и малым рекам. Но начавшаяся весной 1941 г. эта экспедиция была прервана войной.

В военное время и первые послевоенные годы идёт восстановление народного хозяйства, в том числе и туристских баз. Но вплоть до начала 50-х гг. серьёзной научной и методической работы в области детско-юношеского туризма не ведется, хотя в годы войны на территории, не занятой врагом, проводились походы по сбору лекарственных трав в помощь госпиталям, а в годы послевоенные пошло массовое движение по увековечиванию памяти погибших и героизма советских солдат - создаются тысячи музеев и выставок, посвященных Великой Отечественной войне.

Обобщение этого огромного патриотического опыта учащихся и молодёжи проходит уже в 50-е гг. Под эгидой просвещения и ещё молодой Академии педагогических наук проводится первая конференция по детскому туризму и выходит сборник тезисов и статей её участников - «Детский туризм» (Учпедгиз, 1955). В этих ещё очень слабых аналитических статьях даётся первый послевоенный опыт работы с детьми по туризму и краеведению. Но они содействовали в пробуждении интереса к такой исследовательской работе тысяч педагогов.

Чуть раньше выходят Положения о значке «Юный турист» и «Турист СССР», первая спортивная классификация по туризму, в которой есть и раздел по детскому туризму.

В конце 50-х гг. выходят две важные программы -М. И. Краймана и киевлянина Л. Вахлиса. Обе чётко планируют работу подростков от 6-го до 9-го классов по туризму и краеведению, не разделяя эти направления, а соединяя их в одну туристско-краеведческую деятельность.

С начала 60-х гг. усиливается как теоретико-методическая работа на станциях юных туристов, так и опытно-экспериментальная.

Особое значение в развитии идей неразрывности туризма и краеведения имеет работа П. В. Иванова «Педагогические основы школьного краеведения» (Петрозаводск, 1966). Её содержание стало основой докторской диссертации П. В. Иванова. В том же году проходит защита кандидатской диссертации К. Н. Волкова «Основные педагогические проблемы организации летней работы с детьми в городской школе» (М., 1966), где почти все основано на подготовке и проведении путешествий детских групп.

Это были серьёзные основополагающие исследования детского туризма и краеведения. Из методических разработок тех лет важнейшей является книга А. С. Потресова «Спутник юного туриста» (М., 1967), ставшая настольной книгой многих поколений педагогов, ведущих работу с детьми и подростками.

С конца 60-х гг. начинается массированная разработка разных сторон детско-юношеского туризма, формирования в нём отдельных качеств личности. И среди них: А. Д. Солдатенков «Турист-ско-краеведческая работа как средство патриотического воспитания подростков» (кандидатская диссертация. М., 1969); А. П. Си-дельковский «Процесс формирования эстетического воспитания средствами природы и его влияние на личность школьника» (кандидатская диссертация. М., 1967) (средством общения с природой избран детский туризм); А. Е. Сейненский «Проблемы краеведения в теории и практике образовательной школы РСФСР (19171931 гг.)» (кандидатская диссертация. М., 1969); Н. В. Рубанова «Краеведение как средство связи воспитания с жизнью» (кандидатская диссертация, 1965); И. Н. Пилат «Внешкольная туристская и краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков» (кандидатская диссертация. М., 1970); А. Г. Нагорный «Экспериментальное расследование ходьбы с грузом и норм нагрузки в туристских походах старших школьников» (кандидатская диссертация. М., 1970); В. Г. Липник «Формирование познавательных интересов в процессе краеведческой работы» (кандидатская диссертация. Л., 1967); П. А. Бурдейный «Формирование нравственных отношений старшеклассников в процессе краеведческой деятельности» (кандидатская диссертация. Киев, 1969); И. Н. Бес-каравайный «Школьное краеведение как средство повышения качества знаний и политехнической подготовки учащихся» (кандидатская диссертация. Таганрог, 1961).

1) 28 декабря 1940 г. опубликован Приказ народного комиссара просвещения РСФСР В. П. Потёмкина «О детском туризме».

2) 10 мая 1954 г. Министерство просвещения РСФСР опубликовало письмо «Об улучшении туристской и экскурсионно-крае-ведческой работы с детьми». (Детский туризм: сб. инструктивных материалов. М.: Учпедгиз, 1955.)

3) После войны выходит несколько важных работ по детскому туризму: Архангельская О. А. «Спутник юного туриста». Л.: Дет-гиз, 1948; Гориневская В. Б., Лейсаков Н. К. «Пешеходный туризм». М.: Медицина, 1960; Добкович В. В., Кравцов В. А. «Спутник туриста». М.: ФИС, 1957; Комовский А. Г. «Спутник юного туриста». М.: Учпедгиз, 1952; Марукян А. К. «Туристская секция в школе». М., 1959, Мохов И. П. «Летний туристский лагерь школьников». М.: Учпед: из, 1958.

Положение об областных, краевых и республиканских детских экскурсионно-туристских станциях. М.: Учпедгиз, 1960; Прохоров А. И. «Советы юного туриста». М.: Детгиз, 1960; Тючка-лов В. Ф. «Школьный туризм как средство всестороннего развития учащихся». Саратов, 1965; Христофанов Н. Е., Трактман Л. Б. «Памятка туриста». М.: Профиздат, 1951.

В конце 60-х гг. объявлена Всесоюзная экспедиция «Моя Родина - СССР», в которой за двадцать лет её проведения приняло участие практически всё молодое поколение страны.

В 70-х гг. продолжается исследовательская работа в области теории и методики детско-юношеского туризма. В Академии педагогических наук, республиканских академиях и в ведущих педагогических вузах готовятся и защищаются диссертации по темам туризма, краеведения, экскурсий, музейной и лагерной работе.

Общим толчком к научно-методической работе того периода было Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 10 мая 1969 г. № 411 «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране».

Серьёзное исследование в Пржевальском педагогическом институте проводит Ю. Т. Бородкина, определяя предельно допустимые нагрузки в горных походах старших подростков и юношей. В 1974 г. она защищает диссертацию «Воспитательные и образовательные проблемы горного туризма» (кандидатская диссертация. Фрунзе, 1974).

Одна за другой защищаются диссертации:

Зубков С. А. «Пути преодоления трудностей в ориентировании на местности при подготовке юных спортсменов» (кандидатская диссертация. М., 1971).

Галушко С. И. «Туризм в образовательной школе и его влияние на работоспособность подростков в учебной и спортивной деятельности» (кандидатская диссертация. Л., 1976).

Кочергин В. В. «Пути и методы включения туризма в учебно-воспитательный процесс школы» (кандидатская диссертация. М., 1974).

Остапец-Свешников А. А. «Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков» (кандидатская диссертация. М., 1974. Его же книга: «В походе юные». М.: Просвещение, 1978).

Истомин П. И. «Туристская деятельность как средство воспитания социальной активности старшеклассников» (кандидатская диссертация. М., 1978).

Его же книга: «Туристская деятельность школьников: вопросы теории и методики». М.: Педагогика, 1987.

Петросян С. А. «Экспериментальное обоснование норм физических нагрузок в туристских походах школьников 5-8 классов» (кандидатская диссертация. М., 1978).

Ямницкий М. Н. «Комплексный подход к воспитанию подростков в процессе краеведческой, туристской деятельности» (кандидатская диссертация. М., 1978).

В эти же годы выходит ряд ценных методических изданий в области как детского, так и взрослого туризма, сыгравших позитивную роль в дальнейшем теоретическом осмыслении его воздействия на личность учащихся.

Это серьёзная подборка работ передовых учителей по обобщению их опыта в туристско-краеведческой деятельности с подрастающим поколением, проведённая И. В. Соколовой и изданная в «Просвещении» в 1973 г. - «Следопыты ведут поиск». «Краткий справочник туриста», составленный Ю. А. Штюрмером, и его же книга «Охрана природы и туризм». (М.: ФИС, 1974), «Программы для внеклассной и внешкольной работы» (составитель -М. И. Крайман. М.: Просвещение, 1970).

Особое значение на многие годы приобрели разработанные ЦЦЭТС Минпроса СССР программы по туризму и краеведению, начатые директором этой станции В. Пиковским и продолженные

В. Шляковым. Эти программы явились первым опытом программирования двух сторон одного процесса туристско-краеведческой деятельности («Туризм и краеведение для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ». М.: Просвещение, 1976). К сожалению, они были переизданы в 1985 г., продолжая делить программы на туристские и краеведческие, искусственно разделяя единую туристско-краеведческую деятельность. Были и другие недостатки в этих изданиях.

В конце 70-х гг. появляется более системное изложение туристско-краеведческой деятельности с учащимися в книге Моргунова Б. Л. «Туризм: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Физвоспитание». (М.: Просвещение, 1978). И хорошее издание «Школьные музеи» (под ред. В. Н. Столетова и М. Л. Кашина. М.: Просвещение, 1977).

В 80-е гг. несколько снижается исследовательская деятельность в области детско-юношеского туризма. Но это снижение было скорее количественное, а не качественное. Идёт серьёзное осмысление туристско-краеведческой деятельности в Академии педагогических наук СССР, в республиканских и педагогических академиях, в ряде педагогических институтов, в АПН СССР Института общих проблем воспитания создаётся группа «Теория и методика детско-юношеского туризма», просуществовавшая всего пять лет до крутых реформ 1991 г. Правда, силами её работников и общественного актива была разработана концепция детско-юношеского туризма и её основы туристско-краеведческой деятельности под названием «Школа - окружающий мир» (Авторы: А. А. Остапец, М. И. Богатов, О. И. Мотков). Силами научных сотрудников и общественных членов лаборатории в 80-х гг. проведены две Всесоюзные и одна Международная конференции, посвященные проблемам детско-юношеского туризма, что содействовало сплочению, пусть пока ещё временному, учёных и практиков в области туристско-краеведческой, музейной экологической и экскурсионной деятельности.

В эти годы вышли новые теоретико-методические работы:

Вардин К. В. «Азбука туризма» (М.: Просвещение, 1981).

Верба И. А. и др. «Туризм в школе» (М.: Просвещение, 1983).

Климова А. П. «Внешкольная экспедиционная работа учащихся по физической географии как фактор повышения эффективности обучения и воспитания» (кандидатская диссертация. М., 1983).

Легошина Л. П. «Критический анализ педагогических основ современного скаутизма» (кандидатская диссертация. М., 1981).

Линчевский Э. Э. «Психологический климат туристской группы» (М., 1984).

Минделевич С. В. «Пора в поход» (М.: Мол. гвардия, 1985).

Остапец А. А. «Туризм в профтехучилище» (М.: Высш. шк.,

1981).

Шербаков Н. Н. «Мы плывём под парусами»: книга для учителя (М.: Просвещение, 1987).

Дранишников В. В. «Организация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой работы» (кандидатская диссертация. М., 1986).

«Краеведение» (под ред. А. В. Даринского. М., 1987).

Остапец А. А. «Педагогика туристско-краеведческой работы в школе» (М.: Педагогика, 1985).

Правила организации и проведения туристских соревнований школьников по пешеходному туризму (М., ЦДТЭС, 1988).

Сейненский А. Е. «Музей воспитывает юных» (М.: Просве-шение, 1988).

Остапец-Свешников А. А. «На маршруте туристы-следопыты» (М.: Просвещение, 1987).

Остапец-Свешников А. А. «Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы» (докторская диссертация. М., 1989).

В начале 90-х гг. общественно-политическая ситуация в стране коренным образом изменилась. Вслед за разрушением идеологии и экономики пошло реформирование советской школы как одного из главных звеньев социальных завоеваний народа. Ушли в небытие комсомол и пионерия, а с ними и патриотические экспедиции «Моя Родина - СССР», республиканские экспедиции. Приватизация привела к физическому сокращению внешкольных учреждений, в том числе и туристско-краеведческого профиля. Однако совсем сломать внешкольную систему не удалось. Она чуть изменила свою «вывеску», став системой дополнительного образования, и кое-где даже улучшила свой статус и свои возможности даже при отсутствии регулярного финансирования. Кое-каким учреждениям этого профиля помогает коммерческая деятельность. Казалось, что в этих условиях произойдёт резкое снижение научно-методических исследований. Частично это произошло, но освобождение от авторитарного кон-

троля, стимулирование инновационной деятельности привело к бурному росту самой широкой экспериментальной работы, а на её основе - теоретико-методических находок в работе по всем направлениям туристско-краеведческой деятельности. Стимулирование инноваций различными фондами и организациями усилило эту деятельность. Особенно характерно это для такого региона, как Петербург. Открыв своё патриотическое движение «Юный петербуржец», В. И. Аксельрод в последние годы буквально наводнил книжный прилавок России своими методиками краеведческо-туристской деятельности по этому направлению. Им вокруг Дворца детского творчества Петербурга сбит широкий методический актив города. Не отстала и московская туристская методическая общественность. Были провозглашены экспедиции и движения «Восхождения к истокам», многие акции и операции, посвящённые достопримечательным событиям и круглым датам в истории и культуре Отечества. Так медленно, но упорно поднимается волна героико-патриотичес-ких дел юных туристов-краеведов: 50-летие Победы, 300-летие Российского флота, 100-летие Сергея Есенина, 850-летие Москвы, 200-летие А. С. Пушкина и в перспективе 300-летие Санкт-Петербурга. Во всех этих акциях самое деятельное участие принимают юные туристы-краеведы России. И тут огромную роль начали играть возникшие научно-методические центры и объединения как при станциях и Центрах туризма, так при школах, ПТУ и даже дошкольных учреждениях.

В 1991 г. в Москве на базе межшкольного клуба «Родина» решением департамента образования Москвы создан Экспериментальный Центр детско-юношеского туризма и экскурсий с прежним же названием («Родина»). Он объединил учёных и практиков, долгие годы работающих в детско-юношеском туризме.

Первым серьёзным вкладом этого Центра в научно-методическом плане была «Примерная программа туристско-краевед-ческой деятельности учащихся начальной школы» (М.: Прометей, 1991). Таким образом, младшеклассники впервые получили научно разработанные циклы программ по временам года. В этом же году выходит из ЭЦДЮТЭ «Родина» монография А. А. Остапца «Методология и концепция детско-юношеского туризма» (М.: ЦЦТЭС Госкомобра СССР, 1991). В 1993 г. выходит «Энциклопедия туриста», где раздел «Детско-юношеский туризм» редактировали и были авторами статей К. Н. Бардин и А. А. Остапец, оба работники

ЭЦДЮТЭ «Родина». В 1994 г. выходит новая книга ЭЦДЮТЭ «Родина». Это сборник статей под общим названием «Могучее средство развития личности» (М.: Агентство ДОК, 1994). В сборнике анализируется экспериментальная экспедиция туристских групп нескольких городских, одной поселковой и одной сельской школ, проведённая в строгом соблюдении концепции ЭЦДЮТЭ «Родина» - «Школа жизни - окружающий мир». В 1995 г. вышли сразу две книги: роман «Легчайшая кавалерия» и методическая разработка «Универсальное средство экологического воспитания», пополнившие туристско-краеведческую и экологическую библиотеку клубов - центров туризма (автор А. А. Остапец. М.: Нефтяник, 1995). В 1996 г. ЭЦДЮТЭ «Родина» публикует программы «Основы детско-юношеского туризма, краеведения и экологии» (для педучилищ, для педвузов), а в 1997 г. - также две книги «Зелёные острова Восточного округа» и «От кружка школы к экспериментальному Центру Москвы и России» (М.: Нефтяник, 1997).

В конце этого года учредители из ЭЦДЮТЭ «Родина» провозглашают на Международной конференции «Школа жизни - окружающий мир» (4-6 октября 1997 г.) Московскую Академию детско-юношеского туризма и краеведения, а 10 декабря её утверждает Минюст. Академия создана с целью объединить силы учёных и практиков, работающих в области детского туризма. 4 апреля 1998 г. Академия из региональной становится общемосковской (МАД10ТК), объединив вокруг себя 38 коллективных и более 80 индивидуальных членов. Академия издаёт свой художественно-публицистический журнал «Юный землепроходец» и научно-методический «Проблемы детско-юношеского туризма», где печатаются не только ее действительные члены, но и туристская общественность. В частности, в них раскрывается концепция ДЮТ. Глубокому анализу подвергаются программы прошлых лет, и в замену предлагается «Цикл-программа», основанная на концепции-системе «Школа жизни - окружающий мир» (журнал № 2, 1998). Академия взяла на себя: заботу о подготовке кадров научных работников в области детско-юношеского туризма через систему общественных аспирантур при самой Академии и защитах при Российской академии образования, Российской Международной Академии туризма и диссертационных советах ряда педагогических университетов страны; проведение конкурса «Золотой компас» на лучшего педагога года и Пушкинской экспедиции совмест-

но с Центром детского туризма России, посвящённой 200-летию со дня рождения поэта.

В 90-х гг., в связи с богатой оснащённостью компьютерной техникой, возможность создания методических работ резко возрастает. Каждый Центр детского туризма стремится осмыслить свою деятельность и, закрепив печатной работой, предложить её другим коллективам. Особенно успешно в этом направлении работали клубы Центрального округа - «Хамовники» и «На Вадковском». Они предложили апробированный комплекс урока-похода, показав его педагогическую эффективность в ряде статей журнала «География в школе» и «Физкультура в школе». Авторы этих работ И. Некрасов и В. Куликов продолжает совершенствование своих уроков-походов.

Огромный вклад в краеведческо-туристскую деятельность внёс и продолжает вносить коллектив Петербургского Дворца творчества детей и юношей под руководством кандидата педагогических наук, академика МАДЮТК В. И. Аксельрода.

Значительно усилил научно-методическую работу Центр детского туризма и экскурсий Минобра России под руководством её директора академика МАДЮТК Ю.С. Константинова. За последние годы здесь подготовлены серьёзные теоретико-методические пособия, в 1997 г. прошли IV Всероссийские педагогические чтения. В изданном сборнике отражён опыт более 70 его участников. Чтения проводились в пяти секциях и двух проблемных «круглых» столах.

(Журнал «Проблемы детско-юношеского туризма».

1999. № 3. С. 1-13)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.