4. Молчанов, С. Г. Дети-билингвы — новый феномен российского образования : обучение и воспитание [Текст] / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко // Челябинский гуманитарий. — 2015. — № 2 (31). — С. 136-150.
5. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования [Текст] : пособие для кураторов акад. групп вузов / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с.
6. Дорохова, Е. С. Формирование у обучающихся (воспитанников) толерантного отношения к различным социальным группам [Текст] / Е. С. Дорохова, Е. А. Джафарова ; под ред. проф. С. Г. Молчанова. — Челябинск : Энциклопедия, 2014. — 50 с.
7. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении [Текст] : учеб.-метод. пособие для кл. рук. / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Челябинский гуманитарий, 2010. — 96 с.
8. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения [Текст]. В 3 т. Т. 2 / В. А. Су-хомлинский. — М. : Педагогика,1980. — 384 с.
УДК 37.0 И. Ю. Костенко, преподаватель
Южноуральского энергетического техникума (ЮЭТ), Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: [email protected]
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕХНИКУМА «Я — ФИЗИЧЕСКИ ЗДОРОВЫЙ»: НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
В статье подводятся промежуточные итоги работы преподавателей ВТК комиссии гуманитарных дисциплин по теме «Воспитательная концепция техникума». Воспитательная деятельность ведется в рамках инновационной площадки. Преподаватели делятся опытом работы с обучающимися по направлению «Я — физически здоровый».
Ключевые слова: инновационная площадка, временный творческий коллектив (ВТК), конкурс, здоровый образ жизни.
С 30 мая 2014 г на основании приказа № 01/3512 Министерства образования и науки Челябинской области на базе Южноуральского энергетического техникума была открыта инновационная площадка по теме «Организационно-педагогические условия социализации студентов в процессе образовательной деятельности ПОО». Преподаватели, которые участвовали в инновационной деятельности, объединились в различные группы, так называемые временные творческие коллективы (далее — ВТК).
Преподаватели ВТК комиссии гуманитарных дисциплин работали по направлению «Я — физически здоровый». О политике здоровьесбе-режения детей и подростков говорилось в ООН при разработке программного плана «Повестка дня на XXI век». Отмечалось, что образование является важным партнером в охране здоровья подрастающего поколения.
В 2015/16 уч. г мы продолжили работу по данному направлению. Практически каждый
месяц в техникуме проходили мероприятия по этой теме.
Преподаватели организовывали следующие конкурсы:
- конкурс рекламных плакатов «Начни с себя — убеди друзей»;
- конкурс чтецов «Живое слово»;
- конкурс рисунков и фотографий «И помнит мир спасенный...».
Первокурсники участвовали в таких внеклассных мероприятиях, как «Познавательное шоу», «Встреча с психологом», «День открытых дверей».
Мы не только проводили мероприятия, но также участвовали сами или вместе со студентами в мероприятиях и конкурсах, проходивших в техникуме. Так, наша методическая разработка классного часа «Даже не пробуй!» заняла третье место в техникумовском конкурсе и получила диплом III степени на всероссийском конкурсе. Работа студента Н. Сидоренко и преподавателя
И. Ю. Костенко заняла первое место в технику-мовском конкурсе фотографий. Преподаватели участвовали в конкурсе презентаций (первое место в конкурсе презентаций «Мое хобби»), представили на форуме «В кругу семьи» в г Челябинске видеоролик «Семейные ценности и традиции моей семьи». Участие в конкурсе было отмечено дипломом и игрушкой.
Промежуточные итоги работы ВТК комиссии гуманитарных дисциплин педагоги представили на двух методических семинарах. Также в сборнике материалов III Международной научно-практической конференции «Наука сегодня: теоретические и практические аспекты» (Москва, 2015 г.) была опубликована статья о результатах работы по теме инновационной площадки.
В рамках работы инновационной площадки преподавателями техникума Л. В. Ходыревой и И. Ю. Костенко проведено второе исследование в форме тестирования по диагностическому материалу Л. Москвиной «Как ваше здоровье?» [1, с. 314-315] среди обучающихся техникума. Студенты ответили на 25 вопросов психологического теста. В тестировании приняли участие 93 обучающихся второго курса энергетического отделения.
В результате обследования выяснилось, что 68,8 % обучающихся второго курса ведут здоровый образ жизни (в прошлом году показатель был ниже — 57,9 %). Остальным 31,2 % обучающихся необходимо изменить образ жизни (в прошлом году — 39,3 %). Ни один из опрошенных не получил менее 24 баллов (критическое состояние здоровья), в то время как в прошлом учебном году у 2,8 % обучающихся состояние здоровья оценивалось как критиче-
ское. В прошлом году у студентов второго курса были следующие показатели: 35,3 % вели здоровый образ жизни, 57,2 % необходимо было изменить образ жизни, а у 7,3 % обучающихся здоровье было в опасности.
Нас насторожил тот факт, что в этом году уменьшилось количество студентов, которым нравится учиться в техникуме, — их сейчас 62,4 % (в прошлом году — 81 %). Вероятно, это связано с тем, что на втором курсе закончилось изучение студентами общеобразовательных предметов, в расписании второкурсников в основном специальные дисциплины. За месяц текущего учебного года почти у 20 % обучающихся пропал интерес к учебе.
На вопрос «Есть ли у вас увлечения, помимо учебы?» 92,5 % обучающихся ответили положительно.
Группа международных экспертов пришла к следующему выводу: «Во всемирном масштабе существуют только две главные причины преждевременной смерти, которые возрастают, — ВИЧ-инфекция и табак. Потребление табака является значительной угрозой для устойчивого и равноправного развития... Табак представляет собой крупную проблему не только для здоровья, но и для социального и экономического развития.».
Как обстоит дело с табакокурением в нашем учебном заведении? В России запрещено курить на территориях учебных заведений. В нашем техникуме этот запрет тоже действует. Есть выделенная небольшая площадка, где курить можно.
Результаты опроса студентов о табакокурении приведены на рисунке 1.
31,70 %
<<\ч\\\\\\\\\\\— С\\\\ч\\\\\\\\\\\— Л\\\\\\ч\\\\\\\\\\\—
/<\\\\\\\\Ч\\\\\\\\\\\—
/%\\\\\\\\\ч\\\\\\\\\\\— Д\\\\\\\\\\ч\\\\\\\\\\\— А\\\\\\\\\\\Ч\\\\\\\\\\\— /ч\\\\\\\\\\\ч\\\\\\\\\\\— /\ч\\\\\\\\\\\ч\\\\\\\\\\\— Кч\\\\\\\\\\\ч\\\\\\\\\\\—
к\Ч\\\\\\\\\\\Ч\\\\\\\\\\\Р к\ч\\\\\\\\\\\ч\\\\\\\\\>> 1лч\\\\\\\\\\\ч\\\\\\>> К\\\\\\\\\\\\\\\\у к\\\\\\\\\\\\\у
\.\\\\\\\х \\\\у
33,80 %
25,80 %
-1 курс прошлого года □ II курс этого года II курс прошлого года
Рис. 1. Процентный уровень положительных ответов студентов техникума на вопрос «Курите ли вы?»
В статье Е. Добрыниной «Рюмка за маму, рюмка за папу» [2] говорится о проблемах алкоголизации российских детей и подростков. Журналистка анализирует доклад ученых Института социологии РАН. Главный вывод социологов: спаивают подростков не какие-то неведомые злодеи, не государство и даже не реклама. Это делают, осознанно или невольно, их собственные родители и близкие почти в каждой конкретной ячейке общества.
В «будущие алкоголики» ребят нередко принимают почти как в пионеры: при стечении народа и в торжественной обстановке. Впервые большинство подростков пробует алкоголь во время какого-нибудь застолья, часто — семейного (день рождения, свадьба, Новый год и т. д.). Именно так, говорят психологи, формируется первичная установка на то, что без спиртного никакие «групповые действия» обойтись про-
сто не могут [2]. А ведь еще немецкий богослов А. Толук утверждал: «Мир управляется из детской...». Получается, что наш мир управляется из пьяной детской.
В рейтинге самых пьющих стран мира Россия занимает четвертое место по уровню пьянства (15,1 л чистого спирта в год на душу населения) и является одним из мировых лидеров по уровню пьянства среди молодежи. Во всем мире алкоголь является пятой по распространенности причиной смертности и инвалидности, тогда как раньше он занимал в этом списке восьмое место. В целом по официальным данным от этой проблемы ежегодно в России умирает один миллион человек.
Результаты тестирования наших студентов показали, что в учебном заведении наблюдается положительная динамика снижения уровня употребления спиртных напитков (рис. 2).
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
54,80%
55,25%
43%
0%
9,30%
36,70%
7,05%
2,10%
Иногда пьют Не пьют Пьют часто
11 курс прошлого года □ II курс этого года ^ II курс прошлого года
Рис. 2. Результаты анкетирования студентов по вопросу употребления алкоголя
Мы не ожидали, что по всем показателям у нас будет наблюдаться такой положительный результат. После большого количества проведенных мероприятий ребята, разумеется, поняли, как «правильно» отвечать на вопросы. Но,
даже делая скидку на то, что студенты, возможно, слегка лукавили и показывали себя с лучшей стороны, хочется верить, что наша работа хоть чуть-чуть кого -то изменила в лучшую сторону.
Библиографический список
1. Москвина, Л. Энциклопедия психологических тестов : нейролингвистическое программирование [Текст] / Л. Москвина. — Саратов : Науч. книга, 1996. — 336 с.
2. Добрынина, Е. Рюмка за маму, рюмка за папу [Текст] / Е. Добрынина // Рос. газ. — 2011. — № 216. — С. 11.
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» [Электронный ресурс] : [постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70643480.
4. Костенко, И. Ю. Исследование физического здоровья студентов Южноуральского энергетического техникума [Электронный ресурс] / И. Ю. Костенко, Н. А. Гаранина // Междунар. науч.-практ. конф. «Наука сегодня : теоретические и практические аспекты». — М. : Перо, 2015. — 615 с.
5. Петров, Н. Я. Физическое воспитание студентов и учащихся [Текст] / Н. Я. Петров, В. Я. Соколова. — Минск, 2008.
6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/news/47173.
УДК 372.016 А. П. Пашнина, преподаватель Челябинского
дорожно-строительного техникума (ЧДСТ), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
В статье описывается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся при изучении учебной дисциплины «История Отечества». Рассматриваются приемы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности: урок-экскурсия, урок мужества, час памяти, проектная деятельность и др.
Ключевые слова: духовно-нравственные качества, патриотизм, формы работы по духовно-нравственному воспитанию.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи. В концепции государственных стандартов общего образования второго поколения отмечаются следующие характеристики выпускников XXI столетия:
- патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий сопричастность к судьбам Родины;
- уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;
- креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
- уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата;
- осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность [1].
Одним из главных направлений в организации и осуществлении воспитания такой личности является воспитание историей, воспитание на духовно-нравственных и культурно-исторических традициях нашего народа.
Учебный предмет «История России» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания студентов. Его средствами решаются следующие задачи:
- формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;
- воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;
- привитие обучающимся понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
- формирование у обучающихся собственной позиции по отношению к тем или иным историческим и политическим событиям [2].