4. Жукова, О. А. Как изучать русскую культуру? Гуманитарная стратегия в системе вузовского образования [Текст] / О. А. Жукова // Вопросы культурологии. — 2008. — № 9. — С. 42-45.
5. Жукова, О. А. Инновационный потенциал гуманитарной стратегии культуры и образования [Текст] / О. А. Жукова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2012. — № 1 (01). — С. 32-36.
For citation: Zhukova, O. A. Innovative University and Russian modernization [Text] / O. A. Zhukova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 3 (19). — P. 26-33.
INNOVATIVE UNIVERSITY AND RUSSIAN MODERNIZATION
O. A. Zhukova
The paper discusses some aspects of Russian modernization in the framework of the basic ideas of contemporary educational philosophy. The article analyses the issue of the Russian University and the competence-based education in Russia. The author introduces the notion of «Innovative University» to show a powerful trend in the Russian modernization ideology, its politics of innovation economics and technological "break through". According to the author, the Innovative University accumulates the social, economical and intellectual resources of the Russian society, and it is both the source and the model of innovative development in Russia.
Key words: philosophy of education, Russian modernization, Innovative University, competence.
References
1. Delor Zh. Obrazovanie : sokrytoe sokrovishche [Elektronnyi resurs], available at: http://www. ifap.ru/library/book201.pdf.
2. Zhukova O. A. Izbrannye raboty po filosofii kul'tury. Kul'turnyi kapital. Russkaya kul'tura i sotsial'nye praktiki sovremennoi Rossi, Moscow: Soglasie, 2014, 536 p. (In Russian)
3. Zhukova O. A. Voprosy istorii, 2007, No. 8, pp. 3-9. (In Russian)
4. Zhukova O. A. Voprosy kul'turologii, 2008, No. 9, pp. 42-45. (In Russian)
5. Zhukova O. A. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2012, No. 1 (01), pp. 32-36. (In Russian)
Жукова Ольга Анатольевна, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор философских наук, г. Москва, e-mail: [email protected]
Zhukova O. A., doctor of philosophical sciences, professor, National Research University Higher School of Economics, Moscow; e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Ковязина, Е. П. Организация и содержание функционирования инновационной площадки : Стратегия управления новациями [Текст] / Е. П. Ковязина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 33-41.
УДК 001/377 ББК 74.04
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ: СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ НОВАЦИЯМИ
Е. П. Ковязина
В Первомайском техникуме промышленности строительных материалов в 2015 году начала функционировать инновационная площадка по апробации инструментального обеспечения
формирования и оценивания позитивной социализованности обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования.
Реализуемые новации и инновации позволяют исполнить стратегические поручения из Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 о создании современной «воспитательной компоненты» в образовательной организации.
Ключевые слова: гендерность, социализация, воспитание, содержание социализации, со-циализованность (социальная компетентность), социальная компетенция, технология, методика.
Инновационная площадка в ретроспективе
По распоряжению Южноуральского совнархоза от 1 июня 1959 г. учебно-консультационный пункт в пос. Первомайский был преобразован в филиал Коркинского горно-строительного техникума при цементном заводе, а 27 июня 1962 г. распоряжением № 2700-р был организован Первомайский техникум промышленности строительных материалов как самостоятельное юридическое лицо.
Сегодня техникум является не только единственной образовательной организацией по подготовке специалистов для промышленности строительных материалов на рынке образовательных услуг Челябинской области, но и первым учреждением профессионального образования в регионе, на базе которого открыта инновационная площадка по апробации педагогических условий формирования и оценивания позитивных социальных компетенций у будущих специалистов в условиях среднего профессионального образования.
Открытию инновационной площадки предшествовала длительная и кропотливая работа как сотрудников Первомайского техникума, так и ученых ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» (ЧИРПО). Так, 16 сентября 2014 г. профессор ЧИРПО С. Г. Молчанов провел в техникуме пропедевтический семинар «Инструментальное обеспечение формирования и оценивания соци-ализованности обучающихся».
В рамках этого семинара педагоги ознакомились со следующими методиками: а) «Отбор содержания социализации (ОСС)» и б) «Оценивание социализованности (ОС)» [1]. Заметим, что эти методики рекомендованы Департаментом государственной политики в сфере общего образования к использованию в образовательном процессе по решению конкретного образовательного учреждения или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
Участники семинара предложили руководству техникума принять на педагогическом совете решение о внедрении вышеназванных инновационных методик в практику воспитательной работы.
Отбор содержания социализации
В том же году на социализационных занятиях (классных часах и родительских собраниях) педагоги впервые применили эти методики, то есть провели экспертное оценивание силами обучающихся, которым нужно было высказать свою экспертную позицию по следующему вопросу: какие качества (социальные компетенции) они хотели бы видеть в своих сверстниках и сверстницах?
Уже на этом этапе нам стало ясно, что предлагается нечто новое и позитивное. По устоявшейся традиции классный руководитель в начале учебного года спрашивал у обучающихся: «Какие мероприятия вы хотели бы провести?». Обучающиеся предлагали варианты, и с учетом этих предложений, а также институционального плана воспитательной работы выстраивался план воспитательной работы каждого классного руководителя в каждой академической группе. Сейчас инициальный вопрос звучит принципиально по-новому: «Какие качества ты хотел бы видеть в своих сверстниках и сверстницах?». По существу, латентный смысл, заложенный в вопросе и в самой методике, позволяет классному руководителю и менеджменту организации получить достоверную информацию о том, в формировании каких качеств (социальных компетенций) обучающимся необходима помощь педагогического персонала [1-2].
Отвечая на данный вопрос, каждый обучающийся, конечно, назовет те качества, которые сделают его сверстников и сверстниц в группе комфортными для него, то есть проявит позитивный эгоизм1. Формулируя ответ и подбирая определенные слова, юноша (девушка) сам(а) начинает понимать, какие качества он (она) должен(на) проявлять, чтобы быть комфортным(ой) для других [1]. Здесь срабаты-
1 Профессор С. Г. Молчанов утверждает, что, проявляя эгоизм, человек, как правило, правдив и искренен.
вает давно известное старое правило: относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие относились к тебе.
Уже в этом мы видим инновационный подход к созданию современной воспитательной компоненты в техникуме. К тому же результаты первичной экспертной оценки (табл. 1, 2) показали, что в воспитательной работе нужно реали-зовывать принцип гендерности [3]2, поскольку для юношей и девушек были перечислены разные качества (компетенции).
Таблица 1 Качества, которые обучающиеся хотели бы видеть в своих сверстниках
№ п/п Качества Количество выборов
1 Вера в себя 47
2 Сила 42
3 Мужественность 35
4 Активность 26
5 Доброта 18
6 Ум 17
7 Чувство юмора 16
8 Честность 15
9 Сильная личность 14
10 Серьезность 9
Таблица 2 Качества, которые обучающиеся хотели бы видеть в своих сверстницах
№ п/п Качества Количество выборов
1 Верность 47
2 Женственность 44
3 Мягкость 37
4 Доверчивость 27
5 Нежность 34
6 Теплота 29
7 Забота о людях 21
8 Доброта 16
9 Жизнерадо стно сть 15
10 Любовь к детям 21
Еще раз подчеркнем, что инновационно сть подхода заключается уже в том, что если рань-
ше мы начинали с плана мероприятий, то есть с ответа на вопрос «КАК воспитывать?», то теперь сначала ставим вопрос «ЧТО воспитывать?» (табл. 1, 2) и только затем задаемся вопросом «КАК?».
Таким образом, мы, педагоги, получаем социальный заказ от обучающихся на оказание им помощи в формировании качеств (социальных компетенций), которые они хотели бы развить. Затем мы можем сравнить этот социальный заказ с заказом государства, сформулированным, например, в Послании Президента РФ В. В. Путина от 12 декабря 2012 г и других документах, которые мы упоминаем в своей статье «Условия формирования позитивных социальных компетенций у обучающихся профессиональных образовательных организаций» [4, с. 81]. В данных документах были обозначены такие качества, как ответственность, гражданственность и духовность. Заметим, что в десятку выбранных экспертами они не вошли — ни для юношей, ни для девушек (табл. 1, 2). Это означает, что педагоги и обучающиеся не поработали с Посланием Президента РФ и смысл этих слов не кажется им важным.
Применение методики позволяет оформить и зафиксировать стратегию деятельности классного руководителя, которая может быть сформулирована следующим образом: опираясь на социальный заказ обучающихся, нужно стремиться согласовать его с заказом государственным.
Полученная информация в виде перечня социальных компетенций и есть содержание социализации, то есть ответ на вопрос «ЧТО воспитывать?».
Стратегии социализации и мониторинг
Итак, во-первых, мы узнаем о преференциях каждого обучающегося, что позволяет выстроить индивидуальный вектор воздействия на него и взаимодействия с ним. Во-вторых, мы получаем информацию о групповых предпочтениях (групповой вектор интенций) и можем организовать работу с академической группой с учетом актуального уровня ее социализо-ванности. В-третьих, мы можем спланировать
2 Заметим, что принцип гендерности не зафиксирован ни в одном учебнике по педагогике в разделе теории воспитания. Под гендерностью С. Г. Молчанов предлагает понимать формирование в юношах отцовских качеств, а в девушках материнских, а не маскулинных и фемининных, как предлагают некоторые западные исследователи, поскольку мужественность и женственность заложена в них природой. И тем более когда мы говорим о гендерности, мы ни в коем случае не проповедуем и не поддерживаем так называемое право на выбор человеком пола. Это противоречит принципу природосообразности, например, Я. А. Коменского. Мы хотим, чтобы наши выпускники становились хорошими отцами и матерями, жили в Первомайке, воспитывали детей и работали на благо и процветание своих семей и поселка. С. Г. Молчанов говорит, что патриот-мужчина — это прежде всего хороший отец, а патриот-женщина — хорошая мать, и мы стараемся готовить наших выпускников к ответственному родительству. Заметим, что ответственный родитель является надежным работником, и об этом знает любой работодатель.
воспитательное воздействие отдельно на девушек и на юношей (гендерный вектор предпочтений). В-четвертых, мы получаем возможность выстроить воспитательное воздействие относительно государственного заказа (государственный вектор социализации граждан). В-пятых, классному руководителю (и педагогическому персоналу в целом) становится понятно, что задача состоит в согласовании всех этих векторов с государственным вектором или хотя бы в приближении к нему.
Для всех этих вариантов могут быть сформированы перечни компетенций, что дает нам возможность оценивания а) их (компетенций) актуального состояния и б) его сравнения с предшествующим. А это и есть мониторинг [5]. Он может быть: 1) индивидуальным; 2) групповым; 3) гендерным; 4) государственным; 5) компаративным.
Достоверность же оценивания а) достигается за счет того, что в оценивании поступков сверстников и сверстниц принимает участие около двадцати пяти обучающихся, хотя достаточно и не менее пяти (но чем больше оценивающих, тем достовернее оценка, поэтому к оцениванию могут быть привлечены в качестве экспертов и педагоги, и родители, и близкие); б) обеспечивается реализацией принципа реципрокности (взаимное оценивание снимает возможную агрессивность); в) гарантируется еще и тем, что оцениванию подлежат только позитивные качества (социальные компетенции) или поступки, в которых они явлены окружающим (социуму).
Так возникла и оформилась стратегия управления формированием и оцениванием позитивных социальных компетенций у обучающихся. Но ее реализация была бы невозможной без инструментального обеспечения [1].
Техникум как инновационная площадка
На выездном заседании Областного совета по научно-методической и инновационной деятельности 21 мая 2015 г. были предоставлены документы для открытия инновационной площадки. Представляя техникум, мы обратили внимание членов совета на важность сотрудничества с социальными партнерами в аспекте формирования у выпускников «поведенческих компетенций, обеспечивающих благоприятный психологический "климат" на производстве, что обеспечивает увеличение производительности труда на 20-25 %» [4, с. 83]. Мы также описали имеющиеся условия для работы инновационной площадки, тем более что уже тогда начали апробировать инструментальное обеспе-
чение социализации по методикам профессора С. Г. Молчанова, которому и было предложено стать научным руководителем площадки.
С. Г. Молчанов в своем выступлении привел слова Президента РФ В. В. Путина о необходимости создания современной воспитательной компоненты в каждой образовательной организации. Он подчеркнул, что инновационная «воспитательная компонента» должна ответить не только на вопросы «Какие ценности формировать у обучающихся?» и «Как это делать?», но и на вопрос «Как измерять прирост позитивной социализованности воспитанников?». В свою очередь, мы пояснили, что предполагаем выявить и описать необходимые и достаточные педагогические условия для функционирования инновационной «воспитательной компоненты», и совет принял решение рекомендовать Министерству образования и науки Челябинской области открыть на базе Первомайского техникума инновационную площадку по теме «Условия формирования позитивных социальных компетенций у обучающихся профессиональной образовательной организации». Приказом № 01/2969 от 16.10.2015 г. была открыта площадка и утверждена программа ее функционирования [4, с. 80].
Достижения и инновации
1. Мы уточнили и зафиксировали актуальные противоречия, снижающие эффективность нашей деятельности:
а) на социальном уровне — между объективной потребностью экономики в конкурентоспособных специалистах, обладающих позитивными социальными компетенциями, и недостаточной разработанностью теории социализации обучающихся в СПО с учетом гендерности;
б) на научно-теоретическом уровне — между необходимостью создания новой воспитательной компоненты в техникуме и отсутствием достаточного и необходимого научно-методического обеспечения деятельности педагогов и обучающихся, направленной на формирование и оценивание позитивных социальных компетенций;
в) на практическом уровне — между актуальной производственной востребованностью измерения позитивных социальных компетенций специалиста и отсутствием инструментария для формирования и оценивания его социа-лизованности как в сфере образования, так и во всех отраслях производства и экономики.
Понимание этих противоречий позволило нам уточнить задачи инновационной деятельности и определить приоритеты.
2. «Инновирование» [4, с. 82] выразилось, прежде всего, в заполнении лакун, существующих в традиционной воспитательной системе, то есть во включении в практику педагогов инструментов для ответа на вопросы «ЧТО?» и «КАКОВ?».
«Ответ на первый вопрос означает стандартизацию содержания социализации» [4, с. 80]. Но поскольку такой нормативный документ пока не создан, мы предложили определять содержание социализации «для каждой конкретной группы обучающихся на основе социального заказа самих обучающихся и (или) их родителей» [4, с. 81].
Ответ на вопрос «КАКОВ?» означает «стандартизацию способов измерения (оценивания) сформированности позитивных социальных компетенций» [4, с. 81].
Мы отмечали ранее, что «нынешняя воспитательная компонента представлена, по преимуществу, ответом на вопрос "КАК?" и находит свое отражение в плане воспитательной работы в виде перечня мероприятий на определенный период» [4, с. 81-82]. Отсутствие в традиционной воспитательной работе ответов на вопросы «ЧТО?» и «КАКОВ?» обусловливает инноваци-онность нашего проекта, явленную в том, что эти лакуны (пустые места) заполняются инструментами.
В Послании Президента РФ В. В. Путина говорится о необходимости создания современной воспитательной компоненты, которая должна отвечать на эти три основных вопроса. Мы решили эту проблему — теперь у нас есть инструментальное обеспечение работы классного руководителя по следующим позициям.
«1. Какие ценности (социальные компетенции) воспитывать (формировать)?
2. Как это делать а) эффективно, б) адекватно вызовам, в) экономично (с учетом сложившихся социально-экономических условий), г) операционально (обеспечивая комфортное для воспитателей и воспитанников социальное вмешательство в социализацию последних)?
3. Как измерять (оценивать) прирост позитивной социализованности воспитанников?» [4, с. 81].
Изучение нормативных документов, а также анализ состояния проблемы в теории и практике обучения и воспитания показали, что на вопросы «Что воспитывать?» и «Как воспитывать?» система профессионального образования дает ответ, но вот вопрос «Каков результат?» (в аспекте социализации, то есть каков продукт воспитания) до последнего времени оставал-
ся без ответа. Между тем педагоги нуждаются в инструментарии для оценивания объекта «со-циализованность обучающихся». Без измерения этого образовательного объекта, без его оценивания они действуют «вслепую», то есть не имеют достаточной и необходимой информации для принятия организационно-педагогических, управленческих решений.
3. Участие в инновационной деятельности способствовало увеличению выраженности профессионально-педагогической и управленческой компетентности персонала. В рабочую группу инновационного проекта вошли директор, научный руководитель, заместители директора по УВР, УМР, УР, УПР, мастера производственного обучения, преподаватели, студенты нашей образовательной организации, а также специалисты ООО «Дюккерхофф Коркино Цемент», являющегося социальным партнером техникума.
Непосредственно к апробации методик и их экспертному оцениванию привлечены:
- 22 педагога (что составляет 56 % от общего числа): классные руководители, воспитатели, социальные педагоги, заместитель директора по воспитательной работе;
- 3 структурных подразделения (что составляет 67 % от общего числа): психологическая, методическая, социальная службы;
- все студенты (100 %) техникума.
4. Участие студентов в инновационной деятельности (а они выступили и как объекты воздействия, и как субъекты использования инновационного инструментария социализации) способствовало увеличению выраженности их ориентированности на пассионарное и креативное участие в социализационно-образователь-ном процессе.
Все обучающиеся в рамках инновационного проекта получили «возможность участвовать в формировании и формулировании социального заказа в адрес педагогического персонала и менеджмента техникума» [4, с. 83] в виде перечня желательных и социально одобряемых качеств юношей и девушек. А это и есть активное участие в отборе содержания социализации.
Обучающиеся освоили «новые для них способы социального взаимодействия и воздействия на самих себя», которые «сопровождаются конкретными инструментами: и а) освоения позитивных социальных компетенций, и б) взаимного воздействия и оценивания, и в) индивидуального (группового) социально-образовательного проектирования» [4, с. 83], в рамках, например, молодежного движения «Патриот». В апробацию методик и как объекты, и как субъекты
воздействия и взаимодействия включены 448 студентов. К третьему году инновационной деятельности около 30 % внеаудиторных занятий проводятся с использованием методик, обеспечивающих студентам возможность проявления своей субъектности, а также условия для перехода из пассивного состояния в активное.
В связи с динамикой позитивной социали-зованности обучающихся растет количество студентов, активно участвующих в молодежном движении «Патриот»; до 15 человек увеличилось в этом году число студентов, ставших победителями региональных и федеральных конкурсов и олимпиад.
5. В течение последних трех лет существенно возросла активность педагогов в публикации своих наработок, в частности, в рамках аттестационных процедур; были разработаны 39 методических и научно-практических материалов. На федеральном уровне опубликованы 5 статей, на региональном — 7; в настоящем номере представлены еще 5 статей, раскрывающих различные аспекты нашей инновационной деятельности.
6. Инновации и новации коснулись и взаимодействия техникума с социальными партнерами; укрепились наши контакты с профильными организациями: ООО «Дюккерхофф Коркино Цемент», ОАО «Асбестоцемент», ООО «НЗСМ», ОАО «Кнауф Гипс Челябинск»,
Белгородским государственным технологическим университетом. В частности, за последние три года семь преподавателей (37 %) прошли стажировку на базе этих организаций.
Приоритетным социальным партнером для нас является ООО «Дюккерхофф Коркино Цемент», отношения с которым основываются «на взаимовыгодном сотрудничестве, являются многоплановыми и направлены на формирование у обучающихся как профессионально-образовательных, так и позитивных социальных компетенций» [4, с. 84].
Мы сотрудничаем с администрацией поселка, Домом культуры, библиотекой, конфессиями. Всего за период функционирования инновационной площадки было проведено восемь масштабных социально направленных и проф-ориентационных мероприятий. Нашими социальными партнерами также стали коллеги из Копейска, Коркино, Пласта и Челябинска.
7. Существенно возросла инструментальная оснащенность педагогической деятельности. В рамках нашего проекта предполагалась апробация инструментов воздействия и оценивания (табл. 3):
«1) социально-педагогического воздействия и (или) вмешательства;
2) измерения (оценивания) социализован-ности и (или) отдельных социальных компетенций» [4, с. 82-83].
Таблица 3
для апробации
№ п/п Наименование Назначение
1 Методика «Отбор содержания социализации (ОСС)» Обеспечивает возможность выбора качеств (компетенций), актуальных для социальной группы и фиксирующих социальный заказ образовательной организации и (или) семье (взрослым)
2 Методика «Оценивание социализованности (ОС)» Обеспечивает возможность взаимного (предельно честного) оценивания качеств каждого
3 Методика разработки индивидуальных и групповых проектов Обеспечивает возможность выбора из имеющихся или разработки новых социально-образовательных проектов, индивидуальных и групповых, с участием или без участия взрослых (педагогов, родителей, представителей работодателя, общественности поселка)
4 Методика экспертного (взаимного) реципрокного оценивания проектов Обеспечивает возможность взаимного (предельно честного) оценивания проекта на уровне самоуправления, родителей, педагогов и менеджмента
5 Методика video-self-teach Обеспечивает возможность быстрого социально позитивного переориентирования обучающегося на основе «метода взрыва» (А. С. Макаренко)
На основании методик воздействия и измерения «менеджмент техникума получает возможность формирования базы данных: 1) о социальном заказе обучающихся и родителей; 2) о социализованности обучающихся и взрослых (педагогов и родителей); 3) о совокупности инструментов для анализа эффек-
тивности образовательно-социализационных технологий (в частности, социальных проектов)» [4, с. 83]; 4) о содержании методической работы, адекватном актуальному заказу.
В рамках инновационной деятельности:
1) разработано 4 сценария классных часов;
2) подготовлено 8 отчетов в рамках проекта
«Преображение мира»; 3) написано 11 научно-методических статей, обобщающих опыт работы; 4) сделано 12 докладов; 5) подготовлены презентации, в том числе видеопрезентация для участия в федеральном смотре-конкурсе «На лучшую презентацию опыта работы образовательных учреждений»; 6) подготовлен комплект видеоматериалов и набор изображений для со-циализационных занятий по методикам video-self-teach и video-self-images.
С использованием инновационных методик [1] было проведено 98 социализационных занятий для обучающихся (в виде классных часов), 15 — для родителей (в виде круглых столов — 2, video-self-teach — 11, традиционных родительских собраний — 2), а также 5 экспертных опросов и анкетирований.
Можно констатировать, что инновационные формы занятий составили 28-30 % от общего числа внеаудиторных занятий. Во всех группах первого курса в 2017/18 уч. г были проведены родительские собрания с использованием инновационной методики «Отбор содержания социализации» [1]. Педагоги техникума организовали и провели восемь масштабных мероприятий с привлечением школьников, воспитанников детских садов, администрации и жителей поселка в рамках реализации проекта «Преображение мира».
8. Инновирование обеспечило значительный прирост научно-методической активности педагогических работников. Мы приняли участие в одной федеральной и трех региональных конференциях. Педагоги подготовили тринадцать студентов к участию в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства регионального уровня и двух — федерального.
Коллектив техникума стал победителем отборочного этапа II Всероссийского смотра-конкурса на лучшую презентацию опыта работы образовательных учреждений в номинации «Лучший инновационный проект»; принял участие в реализации общественного социального проекта «Преображение мира» по поддержке и развитию социализованности жителей в малых городах и поселках Челябинской области.
Предварительные итоги инновационной деятельности были представлены 25 мая 2017 г. на заседании Областного совета по научно-методической и инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования в г. Миассе и затем опубликованы [2; 4; 6-9].
9. Активное профессиональное и социальное партнерство, интерес к инновационным методикам [1] дают дополнительные эффекты.
Так, в 2017 г. мы заключили соглашение о внедрении результатов инновационной деятельности с ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С. В. Хохрякова». На базе этого колледжа идет разработка компьютерной программы обработки данных [10], получаемых в ходе использования инновационных методик [1].
Для наших коллег из Коркино, Копейска, Пласта, Челябинска мы провели мастер-классы (3) и организовали круглые столы (3) для экспертного обсуждения реализуемых в нашем техникуме новаций и инноваций. В обсуждении приняли участие заместители директора по воспитательной работе и педагогические работники ГБПОУ «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности», ГБПОУ «Челябинский государственный промышлен-но-гуманитарный техникум имени А. В. Яковлева», ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С. В. Хохрякова», ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего», ГБПОУ «Катав-Ивановский индустриальный техникум», ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж» [7; 9-14].
В начале 2018 г. при участии Челябинской областной организации «Центр социальной и культурной поддержки инвалидов, ветеранов и молодежи Челябинской области» в техникуме была размещена выставка масштабных изделий военной техники. Из числа обучающихся — участников молодежного движения «Патриот» были подготовлены экскурсоводы, которые провели на базе этой выставки Уроки мужества для обучающихся техникума, школьников, воспитанников детских садов пос. Первомайский; материалы выложены на сайте организации «ЗвукоКнига» (http:// zvukokniga.ucoz.ru).
Таким образом, практическая значимость новаций и инноваций, реализуемых в ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов», заключается в том, что прошедшие практическую проверку методические и дидактические инструменты по созданию условий формирования позитивных социальных компетенций у обучающихся профессиональных образовательных организаций могут быть использованы в проектировании и реализации социализационно-обра-зовательного процесса по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих.
Библиографический список
1. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования [Текст] : пособие для кураторов акад. групп вузов / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с.
2. Молчанов, С. Г. Инновационная менеджмент-технология социализации : методика отбора содержания социализации в системе профессионального образования [Текст] / С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — № 1 (07). — С. 13-18.
3. Молчанов, С. Г. Профилактика семейного неблагополучия : Построение проекта «Кризисная семья» [Текст] / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко, Е. П. Солнцева, С. Б. Носачева // Детский сад от А до Я. — 2016. — № 4 (82). — С. 37-46.
4. Ковязина, Е. П. Условия формирования позитивных социальных компетенций у обучающихся профессиональных образовательных организаций [Текст] / Е. П. Ковязина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 3 (15). — С. 80-87.
5. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : фе-дер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 30.12.2015) : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». — М. : Эксмо, 2013. — 208 с.
6. Аскарова, Т. И. Проведение родительского собрания по методике «^ео^е!НеасЬ> [Текст] / Т. И. Аскарова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1 (13). — С. 53-60.
7. Григорьева, Л. А. Video-self-teach — занятие по формированию позитивных социальных компетенций у обучающихся с ОВЗ в системе СПО [Текст] / Л. А. Григорьева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1 (13). — С. 61-66.
8. Молчанов, С. Г. Мониторинг «внеучебных достижений» и (или) поступка в профессиональном образовании [Текст] / С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4 (12). — С. 91-96.
9. Подшивалова, Е. Н. Методика проведения социализационных занятий «Отбор содержания социализации» и «Оценивание социализованности» [Текст] / Е. Н. Подшивалова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1 (13). — С. 72-82.
10. Маслов, С. В. Автоматизированное обеспечение оценивания социализованности и (или) патриотичности [Текст] / С. В. Маслов, С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 2 (18). — С. 113-121.
11. Дорохова, Е. С. Формирование у обучающихся (воспитанников) толерантного отношения к различным социальным группам [Текст] / Е. С. Дорохова, Е. А. Джафарова ; под ред. проф. С. Г. Молчанова. — Челябинск : Энциклопедия, 2014. — 50 с.
12. Степанова, Е. А. Система менеджмента качества как фактор обеспечения качества образовательных услуг в ЮГТРК [Текст] / Е. А. Степанова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — № 1 (07). — С. 88-93.
13. Молчанов, С. Г. Дети-билингвы — новый феномен российского образования : обучение и воспитание [Текст] / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко // Челябинский гуманитарий. — 2015. — № 2 (31). — С. 136-150.
14. Молчанов, С. Г. Управление социальными, профессионально-значимыми производственными компетенциями работников организации [Текст] / С. Г. Молчанов // Вестник факультета управления ЧелГУ. — 2017. — № 2. — С. 139-145.
For citation: Kovyazina, E. P. Organization and content of regional innovation place functioning : Novations management strategies [Text] / E. P. Kovyazina // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 3 (19). — P. 33-41.
ORGANIZATION AND CONTENT OF REGIONAL INNOVATION PLACE FUNCTIONING: NOVATIONS MANAGEMENT STRATEGIES
E. P. Kovyazina
In 2015 in the Pervomaiskiy technical secondary school of building materials industry the innovation place was launched. It was created to approve the tools of formation and assessment of students' positive socialization.
Novations and innovations realized in the vocational educational institutions allow to implement the strategic assignment of the Message of the President of the Russian Federation on 12.12.2012 about the creation of the modern 'educational component' in the educational institution.
Key words: gendering, socialization, education, socialization content, being socialized (social competence), social competency, technology, methods.
References
1. Molchanov S. G. Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-VPO) i otsenivaniya sot-sializovannosti yunoshei i (ili) devushek (OS-YuD-VPO) v obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovaniya, Chelyabinsk: Entsiklopediya, 2013, 64 p. (In Russian)
2. Molchanov S. G. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2015, No. 1 (07), pp. 13-18. (In Russian)
3. Molchanov S. G. Detskii sad ot A do Ya, 2016, No. 4 (82), pp. 37-46. (In Russian)
4. Kovyazina E. P Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, No. 3 (15), pp. 80-87. (In Russian)
5. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony. Novyi Zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii», Moscow: Eksmo, 2013, 208 p. (In Russian)
6. Askarova T. I. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, No. 1 (13), pp. 53-60. (In Russian)
7. Grigor'eva L. A. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, No. 1 (13), pp. 61-66. (In Russian)
8. Molchanov S. G. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2016, No, 4 (12), pp. 91-96. (In Russian)
9. Podshivalova E. N. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, No. 1 (13), pp. 72-82. (In Russian)
10. Maslov S. V. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2018, № 2 (18), pp. 113-121. (In Russian)
11. Dorokhova E. S., Dzhafarova E. A. Formirovanie u obuchayushchikhsya (vospitannikov) tolerantnogo otnosheniya k razlichnym sotsial'nym gruppam, Chelyabinsk: Entsiklopediya, 2014, 50 p. (In Russian)
12. Stepanova E. A. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2015, No. 1 (07), pp. 88-93. (In Russian)
13. Molchanov S. G., Voinilenko N. V. Chelyabinskii gumanitarii, 2015, No. 2 (31), pp. 136-150. (In Russian)
14. Molchanov S. G. Vestnik fakul'teta upravleniya ChelGU, 2017, No. 2, pp. 139-145. (In Russian)
Ковязина Елена Павловна, директор ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов», Челябинская область, Коркинский муниципальный округ, пос. Первомайский, e-mail: [email protected]
Kovyazina E. P., director, Pervomaiskiy technical secondary school of building materials industry, Chelyabinsk region, e-mail: pervomaika_tehnikum@ mail.ru