самооценку (14 %). Большинство студентов из третьей группы имеют высокую самооценку (80 %), каждый пятый — среднюю (20 %). Низкая самооценка у них не выявлена.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что причинами, обуславливающими употребление алкоголя и наркотиков студентами из первой группы, являются такие стили воспитания, как авторитарный (студенты отмечают, что их часто наказывали/ругали родители), а также попустительский (родители никогда не наказывали / не ругали). Родители никогда не проводили с ними много времени, не занимались чем-нибудь интересным, никуда не ходили вместе, не разговаривали на разные темы, ни-
Библиографический список
когда не приобщали к работе по хозяйству и не включали их в обсуждение семейных проблем. Сейчас они оценивают отношения с родителями как «средние» и «плохие». И, как следствие, в свободное время они собираются со сверстниками во дворе, подъезде, подвале, употребляют алкоголь и наркотики. Основной причиной употребления алкоголя и наркотиков, по мнению студентов, является желание расслабиться и забыть хотя бы на время о проблемах. Самооценка у большинства студентов первой группы низкая.
Таким образом, правильное воспитание, основанное на любви, играет большую роль в том, чтобы ребенок выбрал трезвый путь без наркотиков.
1. Жегусов, Ю. И. Взаимосвязь потребления табака, алкоголя и наркотиков в молодежной среде [Текст] / Ю. И. Жегусов, З. И. Корякина // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 685-688.
2. Казанская, В. Г. Подросток : Трудности взросления [Текст] : книга для психологов, педагогов, родителей / В. Г. Казанская. — 2-е изд., доп. — СПб. : Питер, 2008. — 283 с.
3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столярен-ко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2002. — 671 с.
4. Погодина, Е. Н. Адаптация к студенческой жизни : анализ частоты и причин конфликтов в общежитии [Текст] / Е. Н. Погодина // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». — 2010. — № 1.
5. Свеженцева, Ю. А. Роль семьи в профилактике наркомании, реальная и потенциальная [Текст] / Ю. А. Свеженцева, Д. А. Головченко // Профилактика наркомании : организационные и методические аспекты : Итоговые материалы международного проекта / сост. : И. П. Рущен-ко. — Харьков : Финарт, 2002. — С. 123-137.
УДК 377 В. М. Тучин, директор Южноуральского
энергетического техникума (ЮЭТ), Челябинская обл., г. Южноуральск И. С. Николаева, зам. директора по метод. работе ЮЭТ, канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: [email protected]
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются особенности организации инновационной площадки на базе Южноуральского энергетического техникума, ее цель, объект, предмет, гипотеза исследования, программа социализации.
Ключевые слова: социализация студентов, практико-ориентированная модель, критерии и показатели социализированности студентов.
Проблема социализации студентов занимает важное место среди педагогических проблем, являясь одной из наиболее острых, во многом определяющей перспективы развития СПО.
Становление личности в период радикальных перемен в жизни общества требует новой парадигмы образования, обновления содержания обучения и воспитания, развития инновационных
технологий социализации. Направленность, цели, характер осуществления процесса социализации студентов, их становление как субъектов общественных отношений, формирование как специалистов в значительной степени влияют на качественные характеристики перспектив развития нашего общества [1]. Преобразование социума будет успешным, если оно обеспечивается активным, творческим включением молодого поколения в процесс создания материальных и духовных благ. Этим и обусловлена актуальность темы, которая базируется на следующих основаниях.
Исходя из потребностей общества в сохранении его стабильности и дальнейшем развитии, необходимо формировать такую личность, которой присущи активность, социальная мобильность, профессиональная компетентность, высокая способность адаптироваться в сложных ситуациях, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к интеллектуальному поиску и другие качества и свойства, определяемые современной реальностью.
Именно техникумы как институты социализации могут обеспечить подготовку специалистов, конкурентоспособных на рынке труда и востребованных обществом.
На базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум» 30 мая 2014 г. открыта областная инновационная площадка по теме «Организационно-педагогические условия социализации студентов в процессе образовательной деятельности».
Тема инновационной деятельности площадки связана с основными задачами системы профессионального образования. В частности, в качестве одного из основных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» выделено развитие образования, ориентированного на подготовку творческой, социально ответственной личности.
Актуальность этого направления обоснована противоречиями, выявленными при исследовании специально-проблемной литературы.
Так, выявлено противоречие между необходимостью целенаправленно осуществлять работу по социализации студентов и недостаточной разработанностью технологии этой деятельности, тем более апробированной на практике.
Данные противоречия определяют проблему исследования, заключающуюся в том, чтобы выявить и обосновать теоретические, содержа-
тельные и организационные основы социализации студентов в процессе образовательной деятельности ПОО.
Все вышеизложенное позволило сформулировать тему исследования: «Организационно-педагогические условия социализации студентов в процессе образовательной деятельности ПОО».
Цель инновационной деятельности — разработка и реализация организационно-педагогических условий социализации студентов в процессе образовательной деятельности ПОО.
Объект исследования — образовательный процесс в техникуме.
Предмет исследования — социализация студентов техникума как результат внедрения практико-ориентированной модели социализации в процесс образовательной деятельности.
В основе гипотезы лежит идея, что процесс социализации студентов будет осуществляться эффективно, если будут созданы организационно-педагогические условия, а именно:
- разработана и реализована концептуальная практико-ориентированная модель социализации студентов в процессе образовательной деятельности ПОО с учетом реализации индивидуальной траектории развития личности обучаемого;
- создана инфраструктура, обеспечивающая развитие обучаемых в спортивно-оздоровительном, научно-исследовательском, гражданско-па-триотическом, художественно-эстетическом направлениях.
С учетом вышеизложенного в Южноуральском энергетическом техникуме разработана программа, обеспечивающая системный подход к решению данной проблемы.
Программа социализации студентов ЮЭТ является программно-планирующим документом, закрепляющим основные направления работы со студенческой молодежью и мероприятия по их реализации.
Программа разработана на период с 2014 по 2017 гг.
Цель программы: подготовка всесторонне развитой, общественно активной личности, готовой к сознательной созидательной деятельности на благо Родины и высоконравственному поведению.
Задачи программы:
- формирование социально ориентированной личности студента, сочетающей в себе гражданскую зрелость, творческую индивидуальность, высокие нравственные качества, профессиональную компетентность;
- создание условий для формирования сознательного отношения студента к своему здоровью
как к естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития;
- освоение студентами ценностей общества, в котором они живут, и способов самоопределения в нем;
- раскрытие творческих способностей студентов и развитие самоуправления в техникуме;
- формирование условий для индивидуального развития личности студентов и их реализация с помощью современных технологий;
- внедрение содержательной внеурочной деятельности.
Этапы реализации программы:
1) организационный (создание рабочей группы);
2) подготовительный (планирование деятельности);
3) внедренческий (реализация программы);
4) аналитический (анализ и коррекция программы).
Содержание программы определяется ее структурой и состоит из пяти блоков.
В программе предусмотрены следующие направления деятельности.
1. Организационный модуль.
Задача: организация подготовительной работы для реализации программы.
2. Диагностический модуль.
Задача: разработка системы мониторинга уровня социализации, адаптации студентов к социальной среде.
Ежегодно каждый классный руководитель совместно с социальным педагогом в своей группе проводит диагностику [2]. В техникуме проводится изучение структуры межличностных отношений через социометрию, что используется при формировании актива групп, выявление неформальных лидеров, группы по совместной деятельности. Применяется методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности, которая используется при определении психологического типа подростков и путей коррекции при работе с подростками с девиантным поведением, помогает в работе с детьми группы риска.
Информационно-аналитическая деятельность позволяет создавать банк данных: сирот и опекаемых; детей, нуждающихся в социальной защите и поддержке, государственной помощи; детей из многодетных семей; детей, склонных к бродяжничеству; детей-инвалидов; детей из неполных семей.
3. Профориентационный модуль.
Задача: профориентация абитуриентов, сопровождение студентов в период адаптации.
На базе Южноуральского энергетического техникума разработана и действует программа создания центра профориентации и психологической поддержки молодежи.
Профессиональная ориентация — это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации.
Работа была организована таким образом, что основными направлениями в этой деятельности стали:
- профессиональная информация;
- профессиональное воспитание;
- профессиональная консультация.
В первую очередь на базе кабинета профессиональной ориентации был создан центр про-фориентационной работы, который успешно решал поставленные задачи, такие как оказание студентам профориентационной поддержки, выработка сознательного отношения к труду.
В кабинете оформлен уголок по профориентации и стенд «Профессия и человек». Организованы профконсультации для педагогов и родителей по изучению личности студентов:
- «Исследование готовности учащихся к выбору профессии»;
- «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся»;
- «Изучение склонностей и интересов»;
- «Изучение профессиональных намерений и планов учащихся».
Начато формирование тематической картотеки по профориентации для старшеклассников и выпускников техникума «Где ты, призвание мое?».
Студентами и преподавателями техникума проводятся выездные профориентационные мероприятия как в г. Южноуральске, так и в других населенных пунктах Челябинской области.
В 2014 г. 72 % выпускников трудоустроены на различные предприятия г. Южноуральска и других городов Челябинской области. Центр психологической ориентации и психологической поддержки молодежи совместно со службой трудоустройства выпускников Южноуральского энергетического техникума продолжает сопровождать студентов в период адаптации на предприятиях.
Преимущество данного проекта по сравнению с другими инновационными разработками аналогичного назначения в Челябинской области состоит в том, что в г. Южноуральске центр
профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи является первым. Подобных центров, осуществляющих профессиональную ориентацию, в городе нет, данная функция возложена на психологов образовательных организаций.
Данная подпрограмма в 2014 г. была представлена на IV Всероссийском творческом конкурсе «Мой выбор» в номинации «Педагогические проекты», где заняла 2-е место.
4. Профилактический модуль.
Задачи:
- создание условий для раннего выявления студентов, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия; принятие мер по их воспитанию;
- оказание действенной и незамедлительной психолого-медико-социально-педагогической помощи студентам, употребляющим наркотические вещества;
- создание условий для раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении, а также родителей, недобросовестно исполняющих свои родительские обязанности по воспитанию студентов; принятие мер общественного воздействия и оказание помощи в обучении и воспитании студентов.
В техникуме разработана и действует подпрограмма «Пока беда не пришла в дом». Программа заняла 1-е место в областном конкурсе учреждений высшего и среднего профессионального образования Челябинской области на лучшую программу в сфере профилактики наркомании и наркопреступности, проводимом в 2012 и 2013 гг. среди ссузов и вузов.
С 2013 г. студенты нашего техникума входят в состав Молодой гвардии Единой России. Именно по инициативе студентов Южноуральского энергетического техникума закрашены в городе все надписи о продаже спайса.
5. Работа с одаренными студентами.
Задача: оказание помощи педагогам в работе
с одаренными студентами, разработка программ.
В техникуме разработана программа по работе с одаренными студентами. В 2014 г. программа Южноуральского энергетического техникума стала лауреатом конкурса «Программа образовательной организации по работе с одаренными и мотивированными к обучению детьми». Конкурс был организован ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
Цель программы: создание условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных студентов, обладающих высоким
творческим потенциалом в различных областях интеллектуальной, творческой, спортивной и организационной деятельности, для их самореализации.
В техникуме работает НОУ. Научное общество учащихся — добровольное объединение студентов, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Именно для таких студентов научное общество является надежной опорой и средством самоутверждения.
Организация научно-исследовательской деятельности студентов техникума — это составная часть обучения и воспитания, она является одной из приоритетных задач научно-методического совета техникума. НОУ позволяет студентам попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности, раскрыть свой талант и раньше найти себя, сформироваться свободными личностями, на практике почувствовать демократические взаимоотношения.
Работа НОУ дает определенные результаты. Так, в 2013/14 уч. г. из 12 исследовательских творческих работ, представленных на заочный экспертный этап, проходивший на базе Челябинского института развития профессионального образования, 6 работ прошли на следующий, очный этап конкурса, который проводился на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский государственный технический колледж». Работа Елизаветы Щербак «Топонимия Увельского района» (руководитель — Ю. А. Малий, преподаватель русского языка и литературы) заняла 3-е место и была рекомендована членами жюри для участия во Всероссийском конкурсе «Юность, наука, культура».
Лучшей исследовательской творческой работой была признана работа Анастасии Сазоновой «Определение наличия воды в грунте и изучение ее агрессивности для выбора гидроизоляции фундамента» (руководители — О. А. Бабкина, преподаватель строительных дисциплин, Л. А. Христич, преподаватель химии). В 2014/15 уч. г. данная работа представляла Челябинскую область на очном туре IX Ежегодного всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» и была удостоена звания лауреата II степени, а на очном туре Всероссийского конкурса «Юность, наука, культура» — звания лауреата I степени.
В 2014/15 уч. г. с целью организации интеллектуального общения молодежи образовательных организаций и взаимообмена информацией в сфере профессиональных интересов на базе нашего техникума была проведена региональная научно-практическая конференция (конкурс научно-исследовательских работ студентов). На конкурсе было представлено 28 работ участников НОУ из 6 образовательных организаций СПО, в том числе 16 работ из нашего учебного заведения. Кроме того, учащиеся техникума продолжают принимать участие в различных конкурсах и конференциях со своими проектами. Это уже принесло девять призовых мест в региональной V Студенческой научно-практической конференции «Первый шаг в науку», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, два призовых места в научно-практической кон -ференции в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Первомайский техникум промышленности строительных материалов». Из 13 работ, представленных на заочный этап областного конкурса научно-исследовательских работ студентов, на заключительный, очный этап рекомендованы 6 проектов обучающихся нашего техникума. Две работы (Светланы Есиной и Александра Зубчук) стали призерами этого конкурса.
Библиографический список
В 2014 г. 308 студентов приняли участие в различных олимпиадах и конкурсах, из них 55 % стали победителями и призерами.
В данной статье нами была предпринята попытка показать, что формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов СПО в формате организационных технологий учебного и воспитательного процессов весьма сложно, трудоемко и длительно. Однако получаемый позитивный результат позволяет ориентировать студентов на их будущую профессию, так как производство формирует заказ на специалиста с определенными качествами и само создает необходимые условия для качественной подготовки и творческой деятельности студентов, тем самым формирует специалиста с заданным характеристиками, определенными в Концепции воспитания студента техникума, а именно: активного, инициативного, самостоятельного гражданина, культурного человека, конкурентоспособного квалифицированного специалиста, способного к постоянному самосовершенствованию.
За годы своего существования ЮЭТ претерпел большие изменения. Неизменным осталось главное — готовить на высоком профессиональном уровне специалистов различных отраслей промышленности.
1. Дорохова, Е. С. Формирование у обучающихся (воспитанников) толерантного отношения к различным социальным группам [Текст] : метод. пособие / Е. С. Дорохова ; под науч. ред. проф. С. Г. Молчанова. — Челябинск : Энциклопедия, 2014. — 50 с.
2. Молчанов, С. Г. Методика отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализации юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования [Текст] : пособие для кураторов акад. групп вузов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с.
УДК 377+001 П. И. Чернецов, проф. Челябинского
государственного университета (ЧелГУ), д-р пед. наук, г. Челябинск И. В. Шадчин, зав. лабораторией Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассмотрен перечень методов диагностики уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Анализируются результаты оценивания уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием предложенного диагностического инструментария.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, уровень готовности, диагностика, готовность студентов к научно-исследовательской деятельности.