6. Стадниченко, В. В. Организация работы с одаренными учащимися в ГОУ СПО «Староо-скольский индустриальный техникум» (из опыта работы) [Электронный ресурс] / В. В. Стадниченко. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/623328/.
7. Кузнецова, Г. И. Преемственность ФГОС в урочной и внеурочной деятельности в учреждении дополнительного образования [Электронный ресурс] / Г. И. Кузнецова. — Режим доступа: http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/30-2012-god/2112012/realizatsiya-fgt-i-fgos.
УДК 377 Е. П. Ковязина, директор Первомайского
техникума промышленности строительных материалов (ПТПСМ), Челябинская обл., Коркинский муницип. окр., e-mail: [email protected]
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В статье обсуждаются состояние и перспективы работы инновационной площадки, открытой Министерством образования и науки Челябинской области на базе техникума, обосновывается социальная значимость решаемой проблемы, описывается новая воспитательная компонента и ее инструментальное наполнение, указывается новизна предлагаемого научно-методического обеспечения воспитательной работы и предлагается описание полученных от реализации проекта эффектов.
Ключевые слова: апробация, инновация, инновирование, методики формирования и оценивания социализованности обучающихся, мониторинг, новация, патриотичность, социализация, социализованность.
Наша инновационная площадка
Функционирование государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) «Первомайский техникум промышленности строительных материалов» осуществляется в соответствии с программой развития, разработанной и принятой в 2013 г. на период 2014-2018 гг.
Мы исходим из того, что глобальная цель программы развития любой образовательной организации состоит в том, чтобы увеличить выраженность образованности и социализованности обучающихся. Ведь любая образовательная организация создается для образования и социализации всех обучающихся и воспитывающихся в этой организации, а для этого в ней и развернуты два процесса: обучение и воспитание. Обучение готовит человека к действию, а воспитание — к поступку, как утверждается в исследованиях С. Г. Молчанова [1-4].
Для выполнения поставленной в программе развития техникума цели в числе прочих решаются следующие две задачи:
1) обеспечение эффективности воспитательной деятельности педагогов в направлении формирования позитивных поведенческих компетенций обучающихся и выпускников техникума;
2) внедрение инновационных технологий социализации параллельно с реализацией образовательных программ ПО.
Исполнение этих задач потребовало от нас поиска инструментального обеспечения деятельности педагогов в створе двух направлений. Для этого мы обратились в наше Министерство, ЧИРПО и Областной совет по научно-методической и инновационной деятельности с просьбой открыть на базе нашего техникума региональную инновационную площадку по теме «Условия формирования позитивных социальных компетенций у обучающихся профессиональных образовательных организаций». И вот приказом № 01/2969 от 16.10.2015 г. была открыта такая площадка и утверждена программа ее функционирования.
Целью нашего инновирования1 мы определили разработку и апробацию инструменталь-
1 Термин введен проф. С. Г. Молчановым.
ного обеспечения эффективного формирования позитивных социальных компетенций у будущих специалистов.
В качестве объекта инновационной деятельности мы зафиксировали процесс социально-профессиональной подготовки обучающихся. Но подчеркнем, что мы инновировали с акцентом на аспект «социализация». Затем мы конкретизировали предмет инноваций, приняв решение сосредоточиться на формировании позитивных социальных компетенций у наших обучающихся — будущих специалистов.
Такая постановка инновационной деятельности обусловлена нашим пониманием чрезвычайной социальной значимости проекта. Мы исходили из необходимости исполнения нормативных документов, достаточно назвать следующие: 1) распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г»; 2) Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44, 89, 97); 3) ФГОС СПО; 4) Стратегия развития гражданского общества на Южном Урале; 5) Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг."».
Следует особо подчеркнуть, что социальная значимость проекта обосновывается также и необходимостью преодоления ценностной катастрофы, о которой В. В. Путин говорил в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012.
Решаемая проблема
В вышеназванном послании президента также говорится о необходимости создания «современной... воспитательной компоненты» в каждой образовательной организации.
Проблема в ее выстраивании состоит в том, что в обществе и, следовательно, в образовании, во-первых, отсутствует представление о стандартном содержании социализации, т. е. нет нормативного ответа на вопрос «что воспитывать?2» и, во-вторых, нет ответа на вопрос «как измерять, как оценивать социализованность?3».
Поэтому мы считаем, что инновационная «воспитательная компонента» должна быть
2 В советском обществе такое стандартное содержание социализации определялось Моральным кодексом строителя коммунизма, в религии — христианскими заповедями, в конфуцианстве — традициями, в дзэн-буддизме — самурайским кодексом чести и т. п.
3 Сейчас вопрос «как оценивать патриотичность?» встал еще острее в связи с необходимостью исполнения госпрограммы «Патриотическое воспитание.».
стандартной и отвечать на стандартные вопросы.
1. Какие ценности (социальные компетенции) воспитывать (формировать)?
2. Как это делать: а) эффективно; б) адекватно вызовам; в) экономично (с учетом сложившихся социально-экономических условий); г) операционально (обеспечивая комфортное для педагогов и обучающихся социальное вмешательство в социализацию последних)?
3. Как измерять (оценивать) прирост позитивной социализованности обучающихся?
Поясним вышесказанное. Ответ на первый вопрос означает стандартизацию содержания социализации. Причем отбор стандартного содержания социализации должен, во-первых, производиться из перечня духовных скреп, названных Президентом РФ в послании от 12.12.2012, и опираться, во-вторых, на совокупность компетенций, названных в госпрограмме «Патриотическое воспитание граждан.» (30.12.2015). А до тех пор, пока эта совокупность не будет определена и стандартизирована нормативным документом МОиН РФ, мы предлагаем определять ее для каждой конкретной группы обучающихся на основе социального заказа самих обучающихся и (или) их родителей. Такой вариант временной стандартизации содержания социализации находит свое обоснование в статьях 44, 87 и 97 ФЗ «Об образовании.».
Ответ на второй вопрос означает стандартизацию способов педагогического воздействия на социализацию обучающихся, т. е. форм, методов, приемов и средств. Следовательно, необходимо произвести систематизацию и на ее основе — предварительную (стремящуюся к стандартной) классификацию способов социального вмешательства или воспитания. Эта классификация произведена С. Г. Молчановым по основанию «знать», «уметь», «действовать» [1].
Ответ на третий вопрос означает стандартизацию способов измерения (оценивания) сформированности позитивных социальных компетенций. И здесь основанием для создания инструментального обеспечения служит теория поступка [4].
Из сказанного мы сделали вывод, что новая воспитательная компонента должна отвечать на три вопроса: «ЧТО?», «КАК?» и «КАКОВ?»
Заметим также, что нынешняя воспитательная компонента представлена по преимуществу ответом на вопрос «КАК?» и находит свое отражение в плане воспитательной работы в виде перечня мероприятий на определенный
период. Отсутствие в ней ответов на вопросы «ЧТО?» и «КАКОВ?» обусловливает новизну нашего проекта, который и заполняет эти лакуны.
Новизна проекта
Нам представляется важным подчеркнуть, что апробация инструментального обеспечения формирования и оценивания позитивных социальных компетенций, таких как «ответственность», «гражданственность», «пассионар-ность», «патриотичность», «уважительность», «готовность к защите» и других духовных скреп, будет иметь своими следствиями:
- систематизацию содержания и организации воспитательной работы для решения локальных проблем с учетом глобального «ценностного и демографического кризиса» (В. В. Путин);
- повышение управляемости процесса социализации в образовательной организации и семье;
- автоматизацию обработки данных о соци-ализованности обучающихся (их семей) и увеличение достоверности получаемой информации;
- увеличение эффективности воспитательного воздействия (взаимодействия) на фоне экономии временных и трудозатрат педагогического персонала;
- повышение эффективности управления компетентностью персонала.
Инструментари
Целевая аудитория
В рамках инновационного проекта мы определили и объекты («мишени») социального вмешательства. При этом мы исходили из того, что без участия семьи (родителей), а также и общественности, представляющей работодателя, и всего населения поселка Первомайский эффективность собственно педагогического воздействия со стороны только педагогического персонала техникума (классных руководителей, социальных педагогов, психологов) резко снижается. Поэтому воздействие должно осуществляться одновременно в двух направлениях, как двухвекторное:
1) семья (родители)4;
2) социальная группа в образовательной организации (академическая группа, секция, кружок, общественное движение, отряд, команда и др.).
При этом каждое направление, каждый вектор должны быть обеспечены соответствующим педагогическим инструментарием.
Инструментальное обеспечение инноваций
В рамках нашего проекта предполагается апробация (табл. 1) и разработка (табл. 2) двух групп инструментов:
1) социально-педагогического воздействия и (или) вмешательства;
2) измерения (оценивания) социализованно-сти и (или) отдельных социальных компетенций.
Таблица 1
для апробации
№ п/п Наименование Назначение
1 Методика «Отбор содержания социализации (ОСС)» Обеспечивает возможность выбрать качества (компетенции), актуальные для социальной группы и фиксирующие социальный заказ образовательной организации и (или) семье (взрослым)
2 Методика «Оценивание социа-лизованности (ОС)» Обеспечивает возможность взаимного (предельно честного) оценивания качеств каждого
Таблица 2 Инструментарий для разработки
№ п/п Наименование Назначение
1 Методика разработки индивидуальных и групповых проектов Обеспечивает возможность выбирать из имеющихся или разрабатывать новые социально-образовательные проекты, индивидуальные и групповые, с участием или без участия взрослых (педагогов, родителей, представителей работодателя, общественности поселка)
4 Перенос акцентов на работу с семьей позволит именно через семью и ее членов (а это могут быть дети дошкольного и школьного возраста, работающая молодежь, предприниматели, общественные лидеры и проч.) установить связи с школами и детскими садами пос. Первомайский.
Окончание таблицы 2
№ п/п Наименование Назначение
2 Методика экспертного (взаимного) реципрокного оценивания проектов Обеспечивает возможность взаимного (предельно честного) оценивания проекта на уровне самоуправления, родителей, педагогов и менеджмента
Эффекты от реализации проекта
В течение полугодового периода с момента запуска инновационного проекта в социальном пространстве техникума начали происходить позитивные изменения в выраженности позитивных социальных компетенций в семьях, социальных группах, как у взрослых, так и у детей. И это уже нашло отражение в публикациях наших сотрудников [5; 6].
Реализация проекта обеспечивает эффективность нашей работы по следующим направлениям.
Первое направление — «Педагог». Все специалисты, участвующие в организации и содержании воспитательной работы, имеют возможность оптимизировать свою деятельность на основе освоения и внедрения экономичного, адекватного и операционального инструментального обеспечения воспитательной работы:
1) набора способов социального воздействия на социализованность обучающихся и ее оценивания;
2) включения обучающихся и родителей в процесс социализации, в частности, в процедуры: а) отбора содержания социализации и б) оценивания социализованности;
3) получения достоверной информации о состоянии социализованности обучающихся и информирования об этом самих обучающихся и родителей.
Второе направление — «Обучающийся». Все обучающиеся получают возможность участвовать в формировании и формулировании социального заказа в адрес педагогического персонала и менеджмента техникума. Это происходит в рамках экспертного отбора качеств, которые обучающиеся и (или) их родители хотели бы видеть в сверстниках и сверстницах в академической группе. Совокупность отобранных качеств, по существу, выступает как описание социального пространства. Это описание создается самими обучающимися и поэтому воспринимается ими как комфортное, а не навязанное взрослыми. В социальной группе, таким образом, формируется интенция к превращению этого описания в реальность, в создание общими усилиями этого комфортного социального про-
странства. И это-то и позволяет создать адекватные условия для получения и комфортного освоения профессионального образования.
Обучающиеся осваивают различные способы деятельности. Причем все эти новые для них способы социального взаимодействия и воздействия на самих себя сопровождаются конкретными инструментами: и а) освоения позитивных социальных компетенций, и б) взаимного воздействия и оценивания, и в) индивидуального (группового) социально-образовательного проектирования.
Третье направление — «Управленец». Менеджмент техникума получает возможность формирования базы данных: 1) о социальном заказе обучающихся и родителей; 2) социализо-ванности обучающихся и взрослых (педагогов и родителей); 3) совокупности инструментов для анализа эффективности образовательно-социализационных технологий (в частности, социальных проектов); 4) целевых программах институциональной системы повышения квалификации (в рамках методической работы).
Четвертое направление — «Родитель». Сегодня родитель удален от образовательного процесса. И это происходит из-за методологической ошибки, когда образование определено как воспитание и обучение. То есть и то, и другое лежит в сфере ответственности только педагога, только образовательной организации. На самом деле, как предлагает С. Г. Молчанов, если различить образование5 и социализацию, то становится
5 Участие родителя в образовательном процессе возможно, но ограничено. Например, его профессиональная деятельность может выступать как некая иллюстрация к программной теме занятия. Что же касается социализации ребенка (подростка, юноши, девушки), то родитель вмешивается в нее, начиная с детства и до тех пор, пока ребенок находится в пределах его досягаемости. Способ вмешательства называется «воспитание». Такой же способ и в профессиональной деятельности педагога. Таким образом, с одной стороны — профессионал, а с другой — дилетант. Один эффективен, а другой — нет. Более того, в нынешней ситуации родитель может оказывать еще и активное противодействие, снижая эффективность профессионала. И противоречие состоит в том, что нет инструментального обеспечения включения родителей в социализационный процесс. Противоречие также имеет место на методологическом уровне, когда в образовании объединяем воспитание и обучение. При этом в ст. 44 ФЗ «Об образовании.» говорится, что родители имеют
очевидно, что в образовании (обучении) родитель и не может участвовать, а вот в социализации (воспитании) — обязан (в соответствии со ст. 44 ФЗ «Об образовании...»). Но поскольку родитель не включен в процесс социализации6, то он и остается как бы сторонним наблюдателем, зрителем и даже жестким нашим критиком, говоря: «Вам за это деньги платят! Вот и воспитывайте!». И эта родительская позиция превращается и в позицию общества по отношению к системе образования в целом. Возникает противоречие: «они» и «мы». И его нужно разрешить путем вовлечения родителей в социализационно-образовательный процесс
В связи со сказанным мы готовы описать в научных текстах [4-6] и продемонстрировать способы активизации участия родителей:
1) в формировании и формулировании содержания социализации обучающихся (в виде социального заказа с их стороны);
2) оценивании социализованности обучающихся (их детей) в образовательной организации и семье;
3) реализации проектов в а) учреждении, б) семье и в) других социальных пространствах;
4) принятии обоснованных родительских решений [на основании результатов оценивания (п. 2 — см. выше) актуального социального статуса всех членов социальной группы сверстников] на основании состояния социализованности своего ребенка в целом и каждой его компетенции в отдельности.
Готовность педагогического персонала к инновационной деятельности
Поскольку мы обозначили различение двух процессов, разворачивающихся параллельно в образовательной организации (см. выше), то, конечно же, педагогический персонал должен быть готов к участию в инновировании7 и в а) образовательном, и в б) социализационном процессах.
Что касается образовательного процесса, то в связи с модернизацией содержания профессионального образования в соответствии с требованиями (социально-профессиональным заказом) работодателя нами было организовано повышение квалификации сотрудников.
Нужно отметить, что педагоги техникума и его филиалов имеют большой стаж профессио-
преимущественное право на воспитание и обучение детей. Но это право инструментально не подкреплено, и оно повисает без опоры. Именно вот эти противоречия мы и попытались разрешить с помощью методик нашего научного руководителя проф. С. Г. Молчанова.
6 Это, кстати, еще и нереализованность широко декларируемого принципа открытости.
7 Инновирование — внедрение в практику новых способов профессионально-педагогической деятельности.
нальной и профессионально-педагогической деятельности, а также и богатый практический опыт реализации различных форм, методов, приемов и средств образовательного и социали-зационного воздействия на обучающихся и их родителей: 33 (68 %) преподавателя работают в системе профессионального образования свыше 10 лет, а 10 (21 %) преподавателей из этого числа имеют стаж более 20 лет.
За последние три года семь преподавателей (37 %), прошли стажировку в профильных организациях: 1) ООО «Дюккерхофф-Корки-но-Цемент»; 2) ОАО «Асбестоцемент»; 3) ООО «НЗСМ»; 4) ОАО «Кнауф Гипс Челябинск»; 5) Белгородский государственный технологический университет.
Важным приоритетом для Первомайского техникума являются отношения с социальным партнером ООО «Дюккерхофф-Коркино-Це-мент». Эти отношения основываются на взаимовыгодном сотрудничестве, являются многоплановыми и направлены на формирование у обучающихся как профессионально-образовательных, так и позитивных социальных компетенций, поскольку предприятию нужны не просто высококвалифицированные специалисты, но и люди, обладающие позитивными поведенческими компетенциями, обеспечивающими благоприятный психологический климат на производстве, что обеспечивает увеличение производительности труда на 20-25 %.
В связи с этим социальным заказом работодателя мы делаем акцент на инициацию позитивного поведения обучающихся. И сегодня педагоги нуждаются в инструментарии для оценивания социально-образовательного объекта «социали-зованность обучающихся (воспитанников)»: без измерения этого образовательного объекта, без его оценивания они действуют вслепую, т. е. не имеют достаточной и необходимой информации для принятия организационно-педагогических, управленческих решений, для реализации педагогического и (или) социального вмешательства в процесс социализации группы обучающихся и каждого обучающегося в отдельности.
Для восполнения этой лакуны в техникуме начиная с 2014 г. была проведена серия занятий для педагогического персонала по освоению новых методик социального вмешательства [2; 5; 7; 8], воспитания (табл. 1 и 2).
Предполагаемые результаты
Мы полагаем основным результатом работы нашей инновационной площадки создание и описание модели новой воспитательной компоненты в техникуме, при этом все составляю-
щие этой модели поэтапно наполняются инструментарием, обеспечивающим эффективность всей воспитательной работы в образовательной организации. Педагоги оснащаются реальными инструментами, снижающими их трудозатраты и увеличивающими продуктивность их педагогического воздействия (взаимодействия).
Так, ответ на вопрос «ЧТО воспитывать?» обеспечен методикой «Отбор содержания социализации». Ответ на вопрос «КАК воспитывать?» обеспечен методиками: 1) video-self-teach, 2) «метод проектов», 3) «социализационное занятие классный час трех типов», 4) teach, 5) images-self-teach. Ответ на вопрос «КАКОВ уровень социализованности?» обеспечен методикой «Оценивание социализованности».
Таким образом, проблема, ради решения которой инициирован наш проект, решается через наполнение инструментарием всех составляющих формируемой нами институциональной воспитательной компоненты. Процесс наполнения происходит медленно и предполагает на каждом новом витке проведение экспертного оценивания каждого нового инструмента, его
апробацию и только после этого — нормирование и стандартизацию. Пока на институциональном уровне. В качестве примера можно привести организацию и содержание работы по оцениванию патриотичности обучающихся.
Оценивание патриотичности обучающихся
Особое внимание с начала 2016 г. мы уде -ляем патриотическому воспитанию молодежи. Это связано с тем, что 30 декабря 2015 г. Правительство РФ утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.».
Правительство полагает, что исполнение этой программы должно увеличить выраженность патриотичности граждан, а следовательно, и наших студентов, на 8-10 %.
Научный руководитель инновационной деятельностью на базе нашего техникума профессор С. Г. Молчанов предложил инструментарий для измерения дельты прироста патриотичности у наших обучающихся. Инструментарий состоит из экспертного листа (рис. 1) и бланка фиксации результатов экспертного оценивания.
ВНИМАНИЕ! Балльная оценка должна фиксировать количество поступков, в которых качество проявилось по отношению к Вам.
№ № п/п Качества (социальные компетенции) мальчиков Имена, фамилии
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 Созидал (делал что-то)
2 Проявлял уважение
3 Защищал
№ № п/п Качества (социальные компетенции) девочек
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 Созидала (делала что-то)
2 Проявляла уважение
3 Защищала
Рис. 1. Бланк экспертного листа для оценивания патриотичности
Экспертный лист
Уважаемый (-ая)_
(имя, отчество, фамилия) Вы добровольно участвуете в оценивании выраженности качеств ребят, с которыми общаетесь. Вам предлагается выставить оценку выраженности каждого качества (столбец 2) у каждого (-ой) из Ваших сверстников (сверстниц).
Проставьте в строках 1-3 (качества мальчиков/девочек) в столбцах 3-15 оценку в баллах (от 1 до 10), отражающую Ваше субъективное мнение о выраженности каждого качества у каждого. Если Вы не можете выразить свое мнение, то поставьте в эту клеточку знак «-».
Оценивание названных в экспертном листе качеств своих однокурсников в настоящее время проводят обучающиеся первого и второго курсов. Эти результаты мы сравниваем с теми, что получены осенью 2016 и 2017 гг. Таким образом, это сравнение позволяет нам видеть (фиксировать) либо увеличение, либо уменьшение выраженности позитивных социальных компетенций [5-7]. Оценивание производится относительно количества поступков [4], а количество, как известно, переходит в качество, в увеличение выраженности компетенции и (или) в компетенцию более высокого социального статуса: например, от пунктуальности — к дисциплинированности; от дисциплинированности — к ответственности.
И уже сейчас мы можем провести первичный анализ предварительных результатов нашего инновационного проекта, сделать соответствующие выводы и принять управленческие решения, адекватные исполнению социального заказа нашего приоритетного партнера ООО «Дюккерхофф-Коркино-Цемент».
Мы предполагаем провести в 2017/18 уч. г. по этой же схеме экспертное оценивание увеличения (уменьшения) выраженности патриотичности у преподавателей и сотрудников образовательного учреждения, а также у родителей студентов. Хотим предложить эту методику и для работников ООО «Дюккерхофф-Коркино-Цемент». Думаем, что менеджмент предприятия также заинтересован в том, чтобы его сотрудники проявляли готовность «уважать», «защищать» и «созидать».
Масштабирование и пролонгация проекта
Мы считаем своим большим достижением, что презентация нашего проекта на всероссийском конкурсе (февраль 2017 г.) среди учреждений СПО вошла в десятку призеров. К сожалению, в этом конкурсе мы приняли только заочное участие, а вот очное участие в следующем туре (июнь 2017 г.) показало бы нам, чего мы стоим на уровне всей России. Тем не менее, мы получили соответствующие дипломы участников (Т. И. Аскарова, Е. П. Ковязина, С. Г. Молчанов, Е. Н. Подшивало-ва). Наше участие в конкурсе привлекло к нашему инновационному проекту внимание наших коллег.
В орбиту нашего инновирования постепенно включаются и другие учреждения СПО Челябинской области (Челябинский колледж им. Я. П. Осадчего, Миасский машиностроительный колледж, Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности). Поэтому как учреждения, реализующие апробацию и экспертное оценивание наших инноваций, они приняли участие в нашем промежуточном
отчете по итогам инновационной деятельности 25 мая 2017 г. на Областном совете по научно-методической и инновационной деятельности8. На основании нашего доклада9 (Т. И. Аскарова, Л. А. Григорьева, И. А. Мавлонова, С. Г. Молчанов, Е. Н. Подшивалова, А. А. Суханова). На заседании совета было принято решение о масштабировании и пролонгации проекта и создания с этой целью на базе нашего техникума областной стажировочной площадки.
В рамках ее мы видим свою задачу в организации освоения педагогами и родителями10 соответствующих методик, входящих в состав технологии «Духовные скрепы». Занятия на этой стажировочной площадке мы будем проводить в основном в виде практикумов для освоения инновационных способов социального вмешательства (воспитания и социализации и подростков, и юношей/девушек, и взрослых).
Перспективы проекта
Методические и дидактические материалы по созданию условий для формирования позитивных социальных компетенций у обучающихся и оценивания их социализованности, прошедшие практическую проверку в рамках инновационного проекта, могут быть использованы в проектировании и реализации социализа-ционно-образовательного процесса по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих в СПО.
На основании этого на педагогическом совете было принято решение ориентировать педагогов (в первую очередь классных руководителей) на перенос акцентов в воспитательной работе на формирование адекватных современной социально-экономической и геополитической ситуации социальных (гражданских, патриотических и пассионарных) компетенций у обучающихся, педагогов и родителей.
8 Заседание проходило под председательством зам. министра образования и науки Челябинской области Е. М. Зайко на базе Южноуральского энергетического техникума (г. Южноуральск).
9 Это был доклад не только о работе внутри техникума, но и об апробации наших инноваций в других учреждениях СПО Челябинской области (от Челябинского колледжа им. Я. П. Осадчего — И. А. Мавлонова, от Ми-асского машиностроительного колледжа — А. А. Суханова, от Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности — Л. А. Григорьева).
10 Мы полагаем уместным провести социализацион-ные занятия с родителями нашего техникума и по возможности — с родительским активом других образовательных организаций СПО области. Это предложение исходит от родительского регионального движения «Союз семьи и школы».
Библиографический список
1. Молчанов, С. Г. Дети-билингвы — новый феномен российского образования : Обучение и воспитание [Текст] / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко // Челябинский гуманитарий. — 2015. — № 2 (31). — С. 136-150.
2. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования : пособие для кураторов акад. групп вузов [Текст] / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с.
3. Войниленко, Н. В. Профилактика семейного неблагополучия : построение проекта «Кризисная семья» [Текст] / Н. В. Войниленко, С. Г. Молчанов, С. Б. Носачева, Е. П. Солнцева // Детский сад от А до Я : науч.-метод. журнал. — 2016. — № 4 (82). — С. 37-46.
4. Молчанов, С. Г. Мониторинг «внеучебных достижений» и (или) поступка в профессиональном образовании [Текст] / С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. — 2016. — № 4 (12). — С. 91-96.
5. Аскарова, Т. И. Проведение родительского собрания по методике video-self-teach [Текст] / Т. И. Аскарова // — Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. — 2017. — № 1 (13). — С. 53-60.
6. Подшивалова, Е. Н. Методика проведения социализационных занятий «Отбор содержания социализации» и «Оценивание социализованности» [Текст] / Е. Н. Подшивалова // Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. — 2017. — № 1 (13). — С. 72-82.
7. Григорьева, Л. А. Video-self-teach — занятие по формированию позитивных социальных компетенций у обучающихся с ОВЗ в системе СПО [Текст] / Л. А. Григорьева. — Инновационное развитие профессионального образования : науч.-практ. журнал. — 2017. — № 1 (13). — С. 61-66.
8. Дорохова, Е. С. Формирование у обучающихся (воспитанников) толерантного отношения к различным социальным группам [Текст] / Е. С. Дорохова, Е. А. Джафарова ; под ред. проф. С. Г. Молчанова. — Челябинск : Энциклопедия, 2014. — 50 с.
УДК 377 И. В. Мавлонова, старший мастер
Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства (ЧТПиГХ) им. Я. П. Осадчего, г. Челябинск, е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕЛЯБИНСКОГО ТЕХНИКУМА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИМ. Я. П. ОСАДЧЕГО»
В статье описывается опыт внедрения методики формирования толерантности video-self-teach в одной из групп техникума и его промежуточные итоги.
Ключевые слова: видеодидактическое воздействие, социальные компетенции, социализация, патриотичность, социализационное занятие.
В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», утвержденной Президентом Российской Федерации 01.06.2012, отмечается низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития современных детей [1]. В связи с этим формирование позитивных социальных компетенций подрастающего поколения — одна из актуальных проблем современной педагогики.
В целях устранения обозначенной проблемы в ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего» в марте 2017 г. было принято решение о внедрении методики формирования толерантности video-self-teach (Е. А. Джафарова, Е. С. Дорохова; под ред. проф. С. Г. Молчанова [1]). Данная методика была апробирована в работе с группой, обучающейся по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».