[Текст] // Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ : сб. орг.-метод. документов. — М. : Изд-во «Перо», 2014. — 72 с.
5. Об областной целевой Программе развития профессионального образования в Челябинской области на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс] : Постановление правительства Челябинской области от 12 июля 2011 г. № 228-П (в ред. Постановлений правительства Челябинской области от 20.12.2011 № 454-П, от 28.08.2012 № 470-П «Об областной целевой Программе развития профессионального образования в Челябинской области на 2011-2015 гг.»). — Режим доступа : http://szn74.ru/LegalActs/Show/172.
6. Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 г. [Электронный ресурс] : [Постановление Законодательного собрания Челябинской обл. от 26.03.2014 г. № 1949]. — Режим доступа : http://www.econom-chelreg.ru/.
7. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
УДК 37.0/377 С. Г. Молчанов, проф. Челябинского
института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р пед. наук, проф., академик Академии гуманитарных наук (АГН), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уже на протяжении полутора лет Первомайский техникум промышленности строительных материалов инновирует1 инструментальное обеспечение социализации обучающихся, создавая систему оценивания, формирования и измерения социализованности (освоенности социальных компетенций).
Поручения из послания Президента РФ В. В. Путина («12.12.12») о создании новой, современной воспитательной компоненты исполняются внедрением технологии «Духовные скрепы», которая опирается на созданную нами теорию оценивания образовательных объектов, многократно апробированную в виде инструментального обеспечения и подкрепленную многолетней позитивной статистикой, а также данными экспертного оценивания. Новая воспитательная компонента обеспечена тремя методиками.
Ключевые слова: гендерность, социализация, воспитание, содержание социализации, содержание образования, социализованность (социальная компетентность), образованность (образовательная компетентность), реципрокность, социальная (образовательная) компетенция, технология, методика.
«Эффект Герострата», или пассионар-ность
Февральский, 2014 г, инцидент в школе № 263 г. Москвы поселил ужас в сердца и души работников образования и еще раз продемон-
1 Мы воспользовались опытом наших французских коллег, которые давно пользуются термином innover. Калька этого слова в русском языке может выглядеть как «инновировать», что будет означать «вносить обновление во что-либо». Пользуются же наши законодатели термином «новеллы» в значении «обновленные пункты закона», «внесенные изменения», «включенные новации». Хотя правильнее было бы говорить «инновеллы», потому что приставка «ин-» (лат. in-) несет смысл «помещение вовнутрь чего-то». А «новеллы» — просто «новости», а не «обновления».
стрировал, с одной стороны, несовершенство нынешней воспитательной работы в образовательных организациях и, с другой стороны, чрезвычайную своевременность поручений Президента РФ В. В. Путина из его посланий: от 12.12.2012 г. — о создании «... современной... программы полноценного развития воспитательной компоненты2...» [2] и от 12.12.2013 г. —
2 В дальнейшем мы будем пользоваться этим терми-
ном, который не мог быть вставлен в текст послания без согласования с Минобром РФ. Но почему «компонента»? Такого термина среди «основных понятий» [1, с. 2-8] Закона РФ «Об образовании...» — нет! Нет такого слова и в более чем 120-тысячном словнике словаря С. А. Куз -нецова, но есть слово «компонент», что означает «составляющий». Таким образом, «воспитательная компонента»
о противостоянии «аморальному интернационалу» [3], а также о сохранении, поддержании и развитии традиционных ценностей.
Когда где-то происходит что-то подобное, мы ужасаемся, а потом опять успокаиваемся... до поры до времени... Однако радует, что появился специальный правительственный (не ведомственный) документ «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г » [4], который мы склонны квалифицировать как важную веху в развитии теории и практики воспитания и социализации в России.
Гибель учителя от руки ученика воспринята всей страной с глубокой печалью и с болью в сердце. И все мы еще раз убедились, что человек, у которого нет позитивных социальных компетенций, нет «духовных скреп» [2] с окружающими его людьми и, следовательно, не могущий проявить себя в хорошем, но желающий быть оцененным, замеченным, проявляет себя в плохом, в разрушительном. Этот феномен мы квалифицировали, как «эффект Ге -рострата». Этот феномен является оппозитным «пассионарности»3, которую В. В. Путин определил как стремление к гражданственности, к добру, к созиданию [2; 3].
Управлять — значит оценивать
Послания Президента 2012 и 2013 гг. [2; 3] ориентируют всех граждан, включая и работников профессионального образования, не только на предупреждение «ценностной» и «демографической» «катастроф» [2], но и на обязательное противодействие, противостояние этим явлениям, провоцирующим «кризисы» [2]. И это означает, что инновационная «воспитательная компонента» должна отвечать на вопросы:
1) какие ценности (социальные компетенции) воспитывать (формировать);
оказывается «воспитательной составляющей... образования», которое есть «процесс воспитания и обучения» [1, с. 2]. Значит, вторая «составляющая» — «обучение» [1, с. 2], или «обучательная компонента»? Если президенту это пояснить, то он, наверное, пожурит составителей текста, своих помощников. И мне представляется важным как можно правильнее употреблять слова, отражающие реалии, а не гнаться за модными неологизмами.
3 В телепередаче «Вечер с В. Соловьевым» от 14.06.2015 г. один из известных политических деятелей термин «пассионарность» определил как активность и назвал бандитов из ИГИЛ пассионарными. Как будто он не присутствовал при оглашении послания «12.12.2012», в котором В. В. Путин употребил этот термин как позитивный, следуя теории Н. Л. Гумилева, в значении «СОЗИДА-ТЕЛЬНОСТЬ». И назвал «пассионарность» (созидатель-ность) важным и нужным качеством для современного россиянина. Таким образом, неудачное словоупотребление авторитетного политика может дать повод думать о России как об агрессоре.
2) как это делать: а) эффективно, б) адекватно вызовам, в) экономично (с учетом сложившихся социально-экономических условий), г) операционально (обеспечивая комфортное для воспитателей и воспитанников социальное вмешательство в социализацию последних);
3) как измерять (оценивать) прирост позитивной социализованности воспитанников.
По большому счету ФГОС отвечают именно на эти вопросы, но вот формулировки не совсем адекватно отражают вышеназванные смыслы.
Учитывая все это, система профессионального образования должна отвечать на актуальные вызовы, а это ответы на вопросы «ЧТО?», «КАК?» и «КАКОВ?», т. е.: «ЧТО воспитывать?», «КАК воспитывать?» и «КАКОВ уровень воспитанности?»4.
И если на первые два вопроса («ЧТО?» и «КАК?») в традиционной «воспитательной компоненте» есть не очень внятный, но все-таки ответ, то третий вопрос до недавнего времени оставался без ответа. А между тем педагоги нуждаются весьма и очень давно в инструментарии для оценивания образовательного объекта «социализованность» обучающихся (воспитанников): без измерения этого образовательного объекта, без его оценивания они действуют вслепую. Профессор Ж. Лад-су, известный во Франции социальный педагог, пишет по этому поводу: «Gérer, c'est aussi évaluer»5 [5, с. 3].
Объекты измерения (оценивания)
Оценивание (измерение) социализованности совершенно необходимо с позиции исполнения поручений из послания президента «12.12.2012», который говорит, что все должно быть не только «прозрачно», но и «измеримо». Поэтому, когда мы говорим о противостоянии «ценностной» и «демографической» «катастрофам», необходимо говорить и об измерении освоенности универсальных и гендерных ценностей. Таким образом, если противостояние первой («ценностной катастрофе») предполагает оценивание универсальных социальных компетенций, то второй («демографической катастрофе») — оценивание гендерных.
4 Нужна, однако, новая, более современная парадигма, в которой «ЧТО?» будет означать «содержание социализации, т. е. совокупность позитивных социальных компетенций, подлежащих обязательному освоению»; «КАК?» — «способы формирования (организации освоения) и оценивания»; «КАКОВ?» — «инструменты для измерения и оценивания освоенности социальных компетенций, т. е. позитивной социализованности».
5 Управлять — значит и оценивать, и измерять (перевод наш — С. М.).
А теперь сравним «мишени» оценивания. А это — два образовательных объекта: 1) образованность и 2) социализованность. И зафиксируем, что, когда речь идет об образованности, мы не делаем различий в «образованности» юношей и девушек. И итоги аттестации6 (например, в рамках ЕГЭ) в школе выступают индикатором образованности очередного поколения выпускников школ, по которому можно оценить эффективность7 образовательных воздействий педагогического персонала общего среднего образования. Образованность универсальна и не несет в себе гендерности8.
Принцип гендерности
Социализованности же имманентна прежде всего гендерность, и только потом — универсальность.
В связи с этим в формировании социали-зованности юношей и девушек просто необходимо реализовывать принцип гендерности, поскольку социализованность мужчины — это прежде всего готовность к отцовству, а социа-лизованность женщины — готовность прежде всего к материнству.
Недооценивание принципа гендерности [6] в воспитании и привело (как один из факторов) к «демографической катастрофе» [2].
Все это от того, что мы игнорируем тот факт, что материнские и отцовские качества (компетенции) необходимо формировать с момента осознания ребенком своей гендерной идентичности, т. е. с трех-четырехлетнего возраста (А. А. Реан и др.). Ведь потом, «вдруг», они у уже взрослого человека не появятся.
Дельта позитивной социализованности
Итак, мы считаем, что управлять социализацией означает прежде всего измерять гендерную социализованность [6] воспитанников (обучающихся). Поэтому мы в рамках внедрения наших методик в практику работы Первомайского техникума включаем в качестве приоритетного
6 Например, новый ФГОС ДО не позволяет «...вменять ребенку ответственность за результат... » в части пяти образовательных областей, но не запрещает оценивать социализованность с позиции родителя, что позволяет исполнять ст. 44 и 89 Закона РФ «Об образовании...».
7 Это вербальная оценка. Часть биполярной шкалы «эффективный — неэффективный». Но не критерий. Сейчас министерство этот критерий в оценивании вузов и других образовательных организаций не учитывает. Всем, по недоразумению, сегодня больше нравится критерий «успешность».
8 Хотя в некоторых общеобразовательных предметах
также просматривается гендерность. Например, физиче-
ская культура (различные комплексы упражнений и зада-
ний для девушек и юношей) и т. п.
показателя эффективности социализаторской9 (Ж. Ладсу [5] называет ее «социальным вмешательством») деятельности педагога такой показатель, как дельта прироста ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ обучающихся (воспитанников) — это и есть приоритетный «измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы» [3]. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что во ФГОС не заложены ни «измеримость», ни «прозрачность», ни «понятность». И авторы ФГОС должны это либо признать, либо оспорить.
Тем более, что в этой части все новые ФГОС должны будут приводиться в соответствие с новой «Стратегией развития воспитания...» [4].
Субъект оценивания (измерения)
Следующая проблема, которую мы предлагаем обсудить: кто выступит субъектом оценивания? Только после внятного и определенного ответа на этот вопрос можно дальше обсуждать инструментальное обеспечение оценивания и его процедуры. Но сначала о субъекте оценивания.
Субъектом оценивания (измерения) образованности выступает специалист в предметной области (педагог-предметник, например, учитель/преподаватель физики и т. д.): ему присваивается наибольший коэффициент доверия.
Субъектом оценивания социализованно-сти как объекта оценивания (измерения) может выступать и педагог, и родитель, и просто взрослый, и, наконец, сами обучающиеся (воспитанники). Причем сверстники и сверстницы выступают как эксперты, которые могут дать более полную и более достоверную информацию, тем более, что их в академической группе, как правило, около двадцати пяти.
Доверие к результатам оценивания
Таким образом, субъектом оценивания со-циализованности могут выступать не только 1) педагоги, но и 2) сверстники, и 3) родители, и 4) общественность (родительский комитет, например). По сравнению с образованностью, где оценивание производится из одной позиции (преподаватель), оценивание социализованно-сти может производиться из всех этих четырех.
9 Термин новый. Мы хотим суффиксом -атор- подчеркнуть активную позицию субъекта воздействия (социального вмешательства или, точнее, социализационного, т. е. имеющего отношение к социализации). Однако у «социализации» как процесса нет субъекта. Это процесс, не зависящий от воли и сознания педагога. Но он может в него вмешаться. Для того чтобы подчеркнуть его активность, его «вмешательство», мы и используем этот неологизм - «социализатор». По аналогии с «новатор», «терминатор», «организатор» и т. д.
Но какова их иерархия с точки зрения присвоения им коэффициента доверия?
Экспертный опрос10 367 педагогов, 264 родителей и 467 обучающихся (воспитанников) показал, что наибольший коэффициент доверия присваивается взаимной оценке сверстников.
Экспертное оценивание предполагает фиксацию итогового экспертного суждения в виде числовых значений, внесенных в экспертный лист [6], что позволяет визуализировать результаты в виде диаграмм и/или шкал.
Источники информации для оценивания
Это означает, что обучающиеся (воспитанники) могут реализовать для оформления экспертного суждения непосредственное оценивание (при условии, что они знакомы, сталкивались с проявлениями компетенций оцениваемого сверстника, сверстницы).
В этом случае обучающиеся (воспитанники), опираясь на свои субъективные представления, выставляют субъективную оценку выраженности (явленности) качеств у члена социальной группы. Одно условие в этом случае является обязательным: нужно знать этого члена группы, быть с ним лично знакомым, иметь возможность наблюдать его поступки.
В случае необходимости мы можем инициировать и родителя на проведение экспертного опроса11 своего сына (дочери) относительно количества поступков, совершенных его (ее) сверстниками и сверстницами по отношению именно к его сыну (дочери). Родитель точно так же, как и обучающийся, будет фиксировать свою эгоистическую позицию, потому что, естественно, он заинтересован, чтобы все члены этой социальной группы совершали по отношению к его сыну (дочери) только позитивные поступки. И фиксирует он ее (эту позицию) в виде числовых значений в экспертных листах. При этом каждое числовое значение означает количество поступков (в которых проявилось каждое из 10 качеств), совершенных по отношению к его сыну (дочери).
При такой организации оценивания родитель будет дотошно расспрашивать своего сына (свою дочь) относительно того, какие поступки (действия) совершил тот или иной член группы по отношению к его сыну (дочери).
10 Экспертный опрос проводился в течение года в организациях системы СПО, на родительских собраниях, на курсах повышения квалификации в ЧИРПО, на социали-зационных занятиях с обучающимися (воспитанниками) в Каслях, Катав-Ивановске, Копейске, Кыштыме, Миассе, Томске, Уфе, Челябинске.
11 По существу, сын или дочь здесь выступают как эксперты, а родитель (взрослый) только фиксирует их экспертную позицию в виде числового значения.
Для педагогов же важно, чтобы количество позитивных поступков членов группы по отношению друг к другу увеличивалось.
Принцип реципрокности
Итог реципрокного оценивания социальных статусов членов группы выступает индикатором социализованности каждого и всех вместе [6].
Сравнение числовых значений путем вычитания предыдущего из актуального дает нам показатель дельты увеличения или уменьшения позитивных поступков члена группы. Этот показатель укажет педагогам (родителям и др.) вектор развития члена группы: прогрессивный или регрессивный.
Кроме того, это и есть идентификатор социальных компетенций в группе. По проявлениям компетенций члена группы можно сделать достоверный вывод о векторе социализации, причем оценивание (идентификация) производится без интервенции в группу12.
Дополнительные эффекты
Таким образом, использование методик ОСС и ОС [6] позволяет получить несколько дополнительных эффектов.
1. Идентификация количества позитивных поступков каждого члена в группе.
2. Включение обучающихся (воспитанников) и их родителей в:
а) отбор содержания социализации [в виде перечня референтных социальных компетенций, который есть, по существу, социальный заказ конкретной социальной (академической) группы, семьи, каждого из родителей в адрес воспитателя (куратора), всего учреждения, всей системы профессионального образования];
б) оценивание позитивной социализованно-сти каждого сверстника (сверстницы) и его самого (ее самой)13 относительно каждого другого и всех других14.
3. Определение иерархии членов группы и/или каждой группы в образовательной организации и идентификация отдельных членов группы и/или группы в целом, «сползающих» к кризису.
4. Осуществление тотальной профилактики «кризисных» членов группы (или групп) с при-
12 Здесь мы реализуем инновационный принцип ин-фантоинтервенции.
13 Авторы ФГОС и МОиН РФ настоятельно подчеркивают, что измерять «достижения» обучающегося (воспитанника) можно только относительно предыдущего его «достижения». Наши методики в этом смысле весьма информативны и достоверны.
14 Обучающийся (воспитанник) и/или родитель начи-
нает идентифицировать социальный статус своего сына
(дочери) в социальной группе.
влечением органов социальной защиты, уполномоченных по правам ребенка (человека)15 и т. д.
5. Противодействие влиянию на обучающихся (воспитанников) девиантных и де-линквентных членов группы с привлечением органов здравоохранения, социальной защиты, общественных организаций и движений.
6. Фиксация дельты увеличения (уменьшения) позитивной социализованности у каждого члена социальной группы в различных социальных институтах.
7. Фиксация эффективности социального вмешательства каждого педагога, персонала образовательной организации в целом, каждой семьи и др.
Индикатор эффективности — дельта-У
В связи с изложенным мы предлагаем каждому руководителю (педагогу) включить этот индикатор — дельту увеличения/уменьшения (дельта-У) позитивной социализо-ванности — «в свою операционную модель» [7, с. 22]. Мы привыкли «отвечать за процесс» [7, с. 22], а нужно — «за результат» [7, с. 22], который «... должен быть измерим... сроками, стоимостью, количеством процедур» [7, с. 22], количественными и качественными индикаторами продукта: «.по каждому пункту. целевой индикатор. А если его невозможно определить, то весь пункт. убирать: не можешь четко сформулировать, что хочешь, значит, это не нужно» [7, с. 22]. Так сегодня организована работа Правительства РФ и так должна работать любая организация, по мнению А. Никитина16 [7, с. 22].
По этому индикатору (дельта-У) можно оценить: а) действенность социализацион-ных (воспитательных) воздействий персонала образовательной организации; б) адекватность «воспитательной компоненты» каждой образовательной организации, каждого воспитателя приоритетам социализации («ответственность», «гражданственность», «духовность») [2]; в) крепость « духовных скреп» [2] и другие показатели.
Технология «Духовные скрепы»
Представим описание совокупности процедур инновационной технологии «Духовные скрепы» [2]. Еще раз подчеркнем, что технология ориентирована на исполнение поручений президента о «создании новой современной воспитательной компоненты...» [2, с. 3], а, следовательно, и на усиление позиций госу-
15 В рамках специального проекта «Тотальная профилактика...».
16 А. Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) в интервью.
дарственно-общественного управления [1] социализацией, т. е. привлечения и активизации участия родителей в процессе воспитания [1] в образовательной организации.
Технология «Духовные скрепы» становится особенно актуальной после послания президента, объявившего об «аморальном интернационале» и «давлении на традиционные ценности» [3, с. 12]: он вновь говорил о моральных ценностях, о дефиците «духовных скреп» [3], поэтому каждая семья, каждая образовательная организация вместе должны формировать и укреплять в обучающемся (воспитаннике), сыне (дочери) ответственность, честность, порядочность, справедливость и другие одобряемые обществом качества хорошего, нормального гражданина России [3; 8].
Процедуры реализации технологии
Технология «Духовные скрепы» [6] состоит из трех процедур и трех инструментов: 1) отбора содержания социализации, 2) измерения социализованности членов социальной группы и 3) оценивания эффективности социализаци-онного (воспитательного) воздействия.
Первая процедура предполагает проведение социализационного занятия в виде классного часа. Оно, по существу, оформлено как процедура экспертного оценивания для отбора содержания социализации (ОСС). Обучающиеся (как эксперты) должны назвать качества, которые они хотели бы видеть у сверстников и сверстниц. Заметим, что здесь включается эгоизм участников этого экспертного оценивания-отбора. Ведь они выберут из предложенного перечня те качества, которые сделают окружающих их сверстников комфортными для них. При этом обучающиеся (воспитанники) начинают понимать, что если и у них самих будут наличествовать эти качества, то и они будут комфортны для своего окружения17. Для педагогов это означает, что обучающийся встает на их сторону и начинает помогать педагогу инициировать только позитивные поступки членов группы.
При этом обучающимся (воспитанникам) предлагается перечень позитивных компетенций в виде таблицы18 [6], из которого они должны выбрать десять качеств (компетенций),
17 Родителям становится понятен смысл древнего правила: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы эти другие поступали по отношению к тебе».
18 Тем родителям, которые по каким-то причинам не присутствуют, можно передать эту таблицу-перечень на бумажном или электронном носителе для самостоятельной домашней работы.
которые хотели бы видеть в своих сверстниках (-цах) в группе19 [6].
Вторая процедура может быть реализована также в форме классного часа: обучающимся предлагается провести экспертное оценивание, заполнив экспертный лист в рамках реализации методики оценивания социализованности [6].
Оценивание социализованности (врамках второй процедуры)
Итак, каждый обучающийся (воспитанник) и/или родитель принимает участие в экспертном оценивании. Отметим, что предложенный нами инструмент предполагает «включение» эгоизма, но в этом случае эгоизму придается позитивный вектор. Ведь обучающийся (воспитанник) и/или родитель должен измерить (количество) и оценить (качество) поступков других членов группы по отношению к нему самому и/или по отношению к своему сыну (своей дочери). И он будет искренен и честен как никогда.
При этом эгоизму одного оценивающего будет противопоставлен эгоизм другого и даже эгоизм всех оценивающих в этой группе. Таким образом, один эгоизм, многократно умноженный на эгоизмы других, рождает альтруизм и «гасит», приглушает эгоизм каждого.
Мы убедились, что технология «Духовные скрепы» позволит видеть динамику позитивного: 1) педагогам — в каждой группе, каждом обучающемся (воспитаннике); 2) родителям — в каждом (-ой) сыне (дочери), в формальной и неформальной группе.
Библиографический список
Следовательно, совокупная экспертная оценка всех членов группы даст объективизированное представление либо о возрастающей «пассионарности» (В. В. Путин), либо о «сползании» к негативному проявлению.
Третья процедура обеспечивает оценивание эффективности воспитательного воздействия педагога, которая фиксируется дельтой увеличения (уменьшения) позитивной социализованно-сти [6]. Сравнение дельт, полученных в разных группах, позволяет установить иерархию педагогических работников по основанию «эффективность воздействия», а также определить рейтинг каждого воспитателя среди других его коллег по показателю «дельта позитивной соци-ализованно сти».
В связи с изложенным мы сформулировали следующие предложения по обновлению «воспитательной компоненты» в образовательной организации профессионального образования:
1) включить в перечень показателей эффективности функционирования образовательной организации индикатор «дельта прироста позитивной социализованности воспитанников»;
2) инновировать, нормировать и стандартизировать технологию « Духовные скрепы» в практике новой «воспитательной компоненты»;
3) апробировать и провести экспертное оценивание инновационного программного обеспечения методики оценивания эффективности воспитательной работы (социализационного воздействия) персонала.
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : фе-дер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» : сб. — М. : Эксмо, 2013. — 208 с.
2. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ [Текст] // Рос. газ. — 2012. — 13 дек. — № 287 (5960). — С. 2-4.
3. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ [Текст] // Рос. газ. — 2013. — 13 дек. — № 282 (6258). — С. 2-4.
4. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р]. — Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/.
5. Ladsous, J. Travail social [Texte] / J. Ladsous. — Montpellier : Actif, 1990. — 118 p.
6. Молчанов, С. Г. Отбор содержания социализации и оценивание социализованности [Текст] / С. Г. Молчанов. — Saarbrücken (Germany), LAP (LAMBERT Academic Publsching), 2014. — 47 с.
7. Сигал, Е. Над бизнесом опять идут дожди [Текст] / Е. Сигал // Деньги. — 2013. — № 23. — С. 19-23.
8. Сурначева, Е. Реформы и выборы [Текст] / Е. Сурначева // Власть. — 2013. — 23 дек. — № 50. — С. 9-14. ^
19 Более подробно можно ознакомиться с конспектом классного часа в нашей методике [6].