Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 20l2 г.]. — Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/.
2. Республика Казахстан. Законы. Об образовании [Электронный ресурс] : Закон Республики Казахстан №319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.) : [принят 27.07.2007 г.]. — Режим доступа: http://www.zakon.kz/141156-zakon-respubliki-kazakhstan-ot-27. html.
3. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011 — 2020 гг. (утв. указом Президента РК от 07.12.2010 г. № 1118) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.primeminister.kz/page/article_item-34.
4. Стратегия развития подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.youngscience.ru/pages/main/documents/5124/14761/index.shtml.
УДК 377 С. Г. Молчанов, проф. Челябинского
института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р пед. наук, проф., академик Академии гуманитарных наук (АГН), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННАЯ МЕНЕДЖМЕНТ-ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ: МЕТОДИКА ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья представляет инновационную менеджмент-технологию управления образовательными объектами: «социализация», «воспитание». Технология состоит из трех процедур и инструментов: отбора содержания социализации (ОСС), измерения социализованности (ОС) и оценивания эффективности социализационного (воспитательного) воздействия (ОЭСВ). Данная статья описывает только методику отбора содержания социализации.
Ключевые слова: гендерность, гражданин, гражданское общество, образованность, ом-нинациональная идея, реципрокность, содержание образования (социализации), социализо-ванность, социальная (образовательная) компетенция, социализационно-образовательная технология.
Замечательно, что сейчас готовится к утверждению Стратегия развития гражданского общества на Южном Урале. В этом проекте сделана попытка дать определение феномена «гражданское общество»: «...общество, характеризующееся сферой самопроявления граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которые защищены от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности граждан со стороны органов государственной власти» [1].
Заметим, что употребление словосочетаний «прямое вмешательство» и «произвольная регламентация» противопоставляет государство и гражданина, чего в государстве, строящем
гражданское общество, быть не должно. В государстве, где власть, как Людовик XIV, говорит: «Государство — это я», там нет граждан, там — подданные или рабы. Поэтому в определении следует подчеркнуть различия между феноменами «поданный» и «гражданин», которое возникло еще до Великой французской буржуазной революции.
Д. Дидро в « Энциклопедии» (1751-1780 гг.) различает их смыслы: «...гражданин — участник суверенитета, участник исполнения верховной власти» [2, с. 103] (то, что в России мы называем «государственно-общественным управлением» [2, с. 150]. И Ла Шалотэ (17011785 гг.) накануне Революции настаивал на необходимости éducation civile, т. е. гражданского
образования, для того чтобы «préparer des citoyens à l'Etat», т. е. формировать граждан для Государства1. Таким образом, содержание «гражданского образования», по Ла Шалотэ, должно было ориентироваться на подготовку «гражданина для Государства» [2, с. 103]. Французская революция уточнила содержание понятия «гражданин», внеся в него смысл обладания правами, которые вытекают из «естественного права и универсальной морали и которые закреплены в юридическом статуте гражданина» [2, с. 103].
Следовательно, гражданское общество — это общество, члены которого: «полезны для страны» [2, с. 21]; имеют юридический статус «гражданин», закрепленный законодательством; являются обладателями естественного права и носителями универсальной морали; являются участниками государственного суверенитета и исполнения верховной власти [2].
Таким образом, можно предложить следующее современное определение феномена «гражданское общество» — это общество, члены которого: 1) участники а) реализации суверенных прав государства и б) исполнения его (государства) властных полномочий; 2) носители гражданско-правовых образовательных компетенций, гражданского долга, гражданской доблести и гражданского достоинства по отношению к государству; 3) акторы (субъекты) позитивных общечеловеческих и гендерных социальных компетенций, среди которых приоритетными являются: ответственность, гражданственность, духовность, пассионарность по отношению к детям, семье, обществу; 4) организаторы и исполнители созидательных, пассионарных, позитивных гражданских инициатив [индивидуальных и групповых (в виде добровольных ассоциаций, организаций, движений, партий и т. п.), с участием органов государственной власти или без него], не противоречащих действующей Конституции.
Таким образом, в отличие от авторитарного общества, где «Государство — это я», в гражданском обществе — «Государство — это <все> мы».
Заметим также, что в гражданском обществе система образования должна обеспечивать гражданское образование, все же остальные социально-образовательные институты (семья и др.) — обеспечивать освоение «универсальной морали» [2, с. 103], или общечеловеческих, универсальных ценностей (общественно одо-
1 Перевод наш — С. М.
бряемых способов поведения), или содержания социализации. Недавно, в 2015 г., к единству на основе универсальных ценностей призывал многонациональных французов и президент Франции Ф. Олланд после теракта против еженедельника Charlie Hebdo.
Из сказанного становится понятным, что гражданское общество — это прежде всего ответственные люди, руководствующиеся в своем поведении естественным и универсальным правом, т. е. ценностями, обеспечивающими само существование человечества.
В Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ было сказано: «В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности» [4, с. 2]. И слова «ответственность — гражданственность — духовность» обрели статус российской омнинациональной идеи?
В. В. Путиным был жестко зафиксирован тезис: «...дефицит духовных скреп» [4, с. 3]. И это означает дефицит позитивных связей, отношений, уз... между людьми, т. е. позитивных социальных компетенций.
Нужно восполнить этот самый «дефицит», скрепить «расшатавшиеся» за последние десятилетия основы государственности. И этими скрепами должны стать: «ответственность», «гражданственность», «духовность» [4].
Возможно, именно поэтому С. Неверов [5, с. 1] и назвал эту триаду омнинациональной идеей, а словосочетание «духовные скрепы» стало словом года в 2013 г. по результатам опроса журнала «КоммерсантЪ-Власть».
Позитивные «скрепы» возникают, когда у каждого россиянина будет «к чему «прикрепиться», т. е. позитивные компетенции. И поэтому «нас должно быть больше и мы должны быть лучше» [4, с. 3]. Подчеркнем, что люди выбирают других людей «для совместной деятельности и общения» [7, с. 231] по основанию «наличие позитивных качеств» (свойств, «скреп»).
Какие же позитивные социальные компетенции необходимо формировать у россиян, чтобы в России началось становление гражданского общества? Мы еще в 2013 г. в нашей статье «Духовные скрепы...» [8] провели анализ текста Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012 г., в котором В. В. Путин называет социальные компетенции: патриотизм; уважение и любовь к своей
истории; служение обществу и стране; нравственность; компетентность; любовь к семье, детям; пассионарность; гражданская активность и ответственность; устремленность в будущее; интеллект; позитивность; национальная и духовная идентичность [8, с. 67].
Таким образом, определены: а) содержание социализации и б) содержание гражданского образования. Глава государства сформулировал государственный и социальный заказ от имени граждан — всем работникам образования и социальной сферы, исполнительной и законодательной власти, дал ответ на вопрос: что является омнинациональной идеей? Это — ответственность, гражданственность, духовность. Именно эти качества и нужно формировать в «нынешних и будущих поколениях» [4, с. 2], а упражнять их в пространствах феноменов «семья», «государство», «отечество» [4]. Именно они — фундамент, на котором можно построить гражданское общество, учитывая нынешние «вызовы» и «риски».
Нынешние вызовы В. В. Путин сформулировал весьма жестко: «Мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой» [4, с. 2]. И подчеркнул, что этот вызов настолько опасен и обусловленный им риск настолько велик, что и безо всякого «внешнего врага» «все и так развалится само по себе» [4, с. 2].
Что касается демографической ситуации, то вкладом системы образования в решение этой проблемы становится усиление представленности, выраженности, реализованности гендерного вектора в социализации и воспитании [9-12].
Риски, которые мы должны преодолевать, актуализированы сегодня в виде увеличения случаев отказа от гендерной принадлежности; «размывания», перераспределения гендерных ролей; частичной утраты безусловной ценности феноменов «семья», «дитя человеческое», «материнство», «отцовство». Многие из нас с непониманием отнеслись к «успеху» Кончиты Вурст, но при этом в России мы много лет миримся с Веркой Сердючкой, «новыми бабками» и другими фемино-мужчинами.
Ценностью же для россиян остается традиционная семья. Значит, мальчики (девочки), юноши (девушки) должны формироваться, прежде всего, как будущие отцы и будущие матери, с неукоснительным и последовательным воспитанием гендерной идентичности [11].
Между тем, игнорируя отечественные и международные практики, дилетанты говорят, что
дети дошкольного возраста — еще не граждане2, и поэтому отсутствует возможность «...вменения ребенку какой-либо ответственности (подчеркнуто нами — С. М.) за результат» [13, с. 27]. Но тогда МОиН РФ и вся система дошкольного образования в стране, отказывается(?), по существу, исполнять послание президента «12.12.12.», в котором многократно подчеркнута необходимость формирования этого качества, этой социальной компетенции, «нравственного... развития» [3, с. 44] и у взрослых россиян, и у их детей [3]. В частности, «...ответственность» упомянута президентом в нескольких контекстах [4, с. 2].
Таким образом, «универсальная мораль» [2, с. 21], общечеловеческие ценности должны осваиваться человеком с раннего возраста, потому что потом — вдруг! — они появиться не могут!
Кстати, точка зрения наших французских коллег совпадает с позицией нашего президента: «Dans le programme de l'école maternelle... figure un groupe d'activité intitulé "Vivre ensemble". Il s'agit d'apprendre à des enfants... à partager avec d'autres des activités et des espaces communs, à découvrir un monde régi par les règles de la vie collective, ... la sensibiliasation à l'environnement» [2, c. 103].3
И в российской, и в других системах образования «ценности», «компетенции» [4, с. 2] определены и представлены в виде содержания: а) образования и б) социализации. И образовательные компетенции мы формируем эффективно, а вот что касается социальных компетенций, то их — не умеем. Поэтому, наверное, их состояние у «нынешних» — и детей, и взрослых — определено как «ценностная катастрофа» [4, с. 2]. Кто, как не система образования, должен ответить на этот вызов, к тому же получив от президента исчерпывающий ответ на вопрос: «ЧТО воспитывать?» (см. выше).
В. В. Путин подчеркнул, что «...качественное обучение без воспитания невозможно» [4, с. 3]. Образованный, но негативно социали-зованный человек опасен для общества и государства: вот где кроются причины коррупции.
2 Просто их статус гражданина еще формально не подтвержден паспортом.
3 «В программе материнской школы (в нашей традиции — «детский сад» — С. М.) ... есть группа видов деятельности, называемая «Жить вместе» (смысл: жить среди других, вместе с другими). Речь идет о том, чтобы научить детей... участвовать в совместной деятельности и общественных сферах, открывать мир, управляемый правилами коллективной жизни, ... ответственность перед <социальным>окружением» [2, с. 103].
И теперь, зная ответ на вопрос «ЧТО?» и отвечая на вопрос «КАК?», мы имеем поручение президента — «Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты, ...современной» [4, с. 3] — ко всем «образовательным организациям» [3; ст. 2, пп. 18-20], включая СПО.
Кроме этого, каждая образовательная организация должна ответить и президенту, и всему гражданскому обществу на вопрос — «КАКОВ?». Каков же «сейчас» уровень освоенности позитивных компетенций нынешним поколением? И какова дельта увеличения (прироста) позитивной социальной компетентности у всех обучающихся в конце каждого года? Только так система образования может продемонстрировать свою ответственность, гражданственность, духовность, пассионарность... по отношению к каждому обучающемуся (воспитаннику), каждому гражданину, каждой семье, государству, Отечеству; наконец, лояльность к общенародно избранному президенту и его посланию.
Итак, «воспитательная компонента», которую поручил «подготовить» В. В. Путин, должна отвечать на три главных вопроса: «ЧТО?», «КАК?» и «КАКОВ?».
И тогда «ЧТО?» и есть содержание социализации, «КАК?» — содержание воспитания; «КАКОВ(А)?» — уровень социализованности или социализованность воспитанников.
И до сего дня у нас не было ответов на вопросы «ЧТО?» и «КАКОВ?».
Методика «Отбор содержания социализации» (ОСС) позволяет ответить на вопрос «ЧТО?». И на основе экспертной оценки самих воспитанников отобрать содержание социализации, т. е. совокупность компетенций, референтных и являющихся «ценностями» [3] для них в конкретной, локальной группе «здесь и сейчас» [14, с. 15]4.
4 Хуэйнэн — VI чаньский патриарх в VII в. н. э. — говорил: «Если мир — воплощение истины, <то можно> ... занимаясь любым делом,. постичь истину. здесь и сейчас.» [13, с. 15]. «Два лучших ученика V чаньско-го патриарха — Хуэйнэн и Шэнь-сю затеяли спор о том, каким образом можно обрести Просветление. Оба признавали, что Просветление достижимо еще в нынешней жизни. Однако Хуэйнэн утверждал, что оно наступает внезапно, «подобно вспышке молнии в ночи. здесь и сейчас», Шэнь-сю же считал, что «. просветление приходит постепенно, ему должна предшествовать долгая монашеская практика» [13, с. 15]. Идея Шэнь-сю «учиться — учиться — учиться . долго-долго-долго» не привлекла сторонников. А вот либеральный подход Ху -эйнэна привлек к чань-буддизму всех, кто ценил свободу
В ходе реализации методики педагог предлагает воспитанникам (-цам) таблицу, в которой представлены только позитивные социальные компетенции (качества). Из нее нужно отобрать 10 мужских и 10 женских позитивных социальных компетенций5, которые ребята хотели бы видеть в своих сверстниках (-цах). Исполнение этого задания предполагает следующие действия: 1) оценивание; 2) сравнение; 3) субъективную экспертную оценку; 4) нормирование (создание субъективного эталона) набора социальных компетенций6.
Причем это два «набора: а) для сверстника и б) для сверстницы.
У каждого члена группы возникает в сознании отражение некоего «портрета» своего, желаемого образа в группе, который он всегда (в каждый временной отрезок) может сравнить а) со своим реальным (внутри себя) и б) с внешними, явленными ему в каждый момент времени 1) отражениями своего «портрета» глазами членов группы, а также 2) реальными «портретами» других членов группы, сверстников.
Эти реальные «портреты» других отражаются воспитанником (-цей), как обеспечивающие либо не обеспечивающие комфортность его (ее) отношений (контактов) с этими другими. Мы опираемся здесь на одно из важнейших положений теории деятельностного опосредо-
творческой мысли, интуитивность в действиях и поступках. Для России сегодня нужна инновационность, творчество, созидательность, причем не дожидаясь чего-то в далеком будущем («следующее поколение будет жить при .», а мое поколение? Что же? Терпеть? Ждать? Смириться?), а именно — все хотят жить «здесь и сейчас». И это при нашем подходе ставится возможным. Я. А. Ко-менский говорил: «Воспитание может все». И это верно! Только нужно добавить: «. если его правильно организовать и инструментально обеспечить» (автор — С. М.).
5 Наверное, предпочтительнее в формулировке задания использовать слово «качество», поскольку оно ближе и понятнее обучающимся (воспитанникам), чем «социальная компетенция». При этом, в данном случае, это ситуативные синонимы. И к этому синонимическому ряду можно добавить: «характеристика», «свойство», «признак», «параметр». Однако, по мнению более чем 6000 классных руководителей, уже работающих с нашими методиками, удобнее употреблять слово «качество», которое обучающиеся понимают как свойство другого, делающее приятным (желательным, комфортным) общение с этим другим.
6 Выполнение этого задания предполагает колоссальную внутреннюю работу, построение внутреннего «нравственного закона», или «категорического императива» (И. Кант), а это, собственно, и есть социализация. Во всяком случае, ее базовое рефлексивное основание. Социализация — это процесс, который осуществляется внутри личности, а освоенные социальные компетенции — это то, каким человек предъявляет себя в социальном пространстве.
вания межличностных отношений (А. В. Петровский), а именно: «В основе референтных отношений лежат четыре главных фактора: ценностно-нормативный фактор, фактор сравнения, фактор стремления к повышению социального статуса и оценочный фактор» [15, с. 317].
При этом мальчики (юноши) не сравнивают себя с «портретами» девочек (девушек), а девочки (девушки) не сравнивают себя с «портретами» мальчиков (юношей). И в этом также обнаруживает себя нормальная, адекватная ген-дерность7
Обработка данных [12] позволяет педагогу получить два набора социальных компетенций— «мужской» и «женский» «портреты», — специфичных для каждой академической группы.
Таким образом, воспитатель получает ответ на вопрос, какими качествами (социальными компетенциями) хотели бы обладать члены данной группы. И, по существу, это их социальный заказ в адрес педагога (воспитателя).
Такой перечень внешне напоминает учебный (образовательный) план, в котором также перечислены (учебные, образовательные) предметы, подлежащие освоению. В нашем случае их можно было бы назвать «социализа-ционными», но такого термина пока в профессиональном обиходе нет. Но это и есть ответ на вопрос «ЧТО?». И это и есть содержание социализации.
И если в послании [4] содержится государственный, глобальный заказ всей системе образования, то наша методика позволяет еще и уточнить локальные акценты, которые будут, неизбежно и обязательно, возникать в определенной конкретной возрастной, гендерной, социальной группе. И это будет конкретный социальный заказ именно этой группы людей, с учетом именно их социальных приоритетов и именно «здесь и сейчас».
Опять же предупреждая неизбежную критику, которая будет состоять в том, что «только воспитанникам нельзя доверять формулировку социального заказ по поводу содержания социализации», мы с ней заранее согласимся. И полученная от воспитанников экспертная оценка по поводу того, что должно войти в содержание социализации, может и должна быть
7 Интересно, почему нынешние мужчины (актеры) так охотно играют роли женщин? А вот женщины — роли мужчин — гораздо реже? Я полагаю, что это, возможно, одно из наглядных проявлений «ухода» мужчин из своей гендерной (мужской) позиции. И это ухудшает демографическую ситуацию, а перед нами задача — ее улучшить.
дополнена родителями, педагогами, представителями общественных движений, партий, представителями исполнительной и законодательной власти. Но это уже сделано президентом.
Итак, собрав достаточно большое количество экспертных оценок членов одной возрастной группы и отобрав наиболее часто избираемые социальные компетенции, мы получаем перечень референтных для этой конкретной группы социальных компетенций, которые и станут моделью социализованности для именно этой возрастной и просто конкретной группы воспитанников «здесь и сейчас» [14]. Также зафиксируем, что методика ОСС реализует принцип гендерности: отличие ответов на вопрос «ЧТО?» — для содержания образования и для содержания социализации — в том, что содержание образования универсально и индифферентно по отношению к гендерности, а вот содержание социализации должно быть непременно гендерным.
При этом мы должны, наконец, принять во внимание и то, что ответственность, гражданственность, духовность в человеке явлены не только вообще, но и конкретно-гендерно: например, социальная ответственность мужчины отличается от социальной ответственности женщины.
Именно недооценка принципа гендерно-сти в образовании (воспитании и обучении) как один из факторов среди множества прочих и привела к тому, что мы «...столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой», «...с настоящим демографическим... кризисом» [4, с. 2]. Принцип ген-дерности означает, что акцент в воспитании: а) мальчиков (юношей) должен быть сделан на объектах будущий отец, глава семейства, «добытчик», защитник; б) девочек (девушек) — будущая мать, хранительница семейного очага, хозяйка дома, воспитательница детей.
Заключение
Известно, что в российском обществе растет озабоченность тем, что доминируют негативные социальные компетенции, или «...явный дефицит духовных скреп — милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи...» [4, с. 3], т. е. дефицит позитивных социальных компетенций. И также гендерных... А между тем, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, именно «положительные личностные качества становятся одним из мотивов выбора детьми друг друга для совместной деятельности и общения» [7, с. 231].
Следовательно, носители негативных компетенций «выбираются» реже, но хотят обратить на себя внимание окружающих. И возникает «эффект Герострата»: вместо созидания — разрушение, вместо толерантности — агрессия, вместо честности — коррупция, вместо доброго поступка — злой. И это тоже следствие дефицита «духовных скреп» [4, с. 3], следствие некой убогой социализованности на уровне «анималь-ной» адаптированности. Недавно патриарх Кирилл сказал в беседе с В. В. Путиным (на одном из каналов TV): «Без души человек — животное».
Можно предположить, что «эффект Герострата» («не могу, не умею проявить себя в хорошем; проявлю себя в плохом») и приводит к увеличению количества — среди детей школьного возраста, а затем и среди взрослых — носителей негативных социальных компетенций, активно себя проявляющих. И проблема, прежде всего, в том, что у педагогов (у родителей, у общества, у государства) нет инструмента, чтобы фиксировать точку и вектор «сползания» воспитанника (человека) от хорошего к плохому.
Отсутствие же инструментального обеспечения оценивания «личностных качеств» [7, с. 231], т. е. социальных компетенций молодого человека, приводит к неуправляемости воспитания, делает социальное вмешательство педагога (куратора) хаотичным, стихийным и выливается в недостаточную сформирован-ность или неустойчивость позитивной социальной компетентности.
Негативные проявления вызваны отсутствием или слабой выраженностью прежде всего социальной ответственности, созидательной гражданственности, глубокой духовности, которые в человеке явлены не вообще, а кон-кретно-гендерно, как: а) социальная ответственность мужчины и б) социальная ответственность женщины.
Поэтому принципиально инновационным основанием для восполнения дефицита «духовных скреп» являются принципы реципрок-ности (взаимности) и гендерности воздействия и оценивания, которые предполагают: 1) взаимное оценивание, но только позитив-
ного в сверстнике (-це) и 2) усиление гендерно-сти в формировании социальных компетенций юношей и девушек. И те, и другие должны освоить не только универсальные компетенции как граждане страны.
Все работники СПО, оснащенные инновационными методиками, смогут эффективнее участвовать в формировании социальной ответственности, гражданственности и духовности новых поколений.
Эти методики позволят педагогу (куратору), а также руководству образовательного учреждения:
- производить формирование и формулирование социального заказа от первого лица (т. е. от лица самих обучающихся, воспитанников, которые и выступают в качестве заказчика) в виде перечня желаемых позитивных социальных компетенций;
- осуществлять отбор содержания социализации для каждой возрастной группы на основе принципа гендерности;
- обеспечить индивидуализацию содержания и организации социализационного (воспитательного) воздействия;
- осуществлять систематическое (в рамках избранных временных интервалов) оценивание степени выраженности социально значимых позитивных компетенций у каждого воспитанника (-цы);
- оценивать выраженность каждой компетенции у каждого мальчика (юноши), каждой девочки (девушки);
- осуществлять оценивание с учетом принципа гендерности;
- объективизировать результаты оценивания за счет реализации принципа реципрокно-сти;
- идентифицировать (определить) социальный статус каждого воспитанника (-цы) в группе.
Использование этих методик обеспечит:
а) формирование позитивной социальной (мужской и женской) компетентности;
б) активизацию участия родителей в воспитании и социализации;
в) измеряемость, а следовательно, и управляемость процесса социализации.
Библиографический список
1. Стратегия развития гражданского общества в Челябинской области : проект Постановления Правительства Челябинской области [янв. 2015].
2. Arénilla, L. Dictionnaire de Pédagogie [Texte] / L. Arénilla, B. Gossot, M.-C. Rolland, M.-P. Roussel. — Paris, Larousse Bordas, 1996. — 288 p.
3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в РФ [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21.12.2012 г. : одобр. Советом Федерации 26.12.2012 г.] . — М. : ЭКСМО, 2013. — 208 с.
4. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ [Текст] // Рос. газ. — 2012. — 13 дек. — № 287 (5960). — С. 2-4.
5. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов : 17 000 слов [Текст]. — М. : Русские словари : АСТ : Астрель, 2007. — 957 с.
6. Латухина, К. Жить хорошо : Здесь и сейчас [Текст] / К. Латухина // Рос. газ. — 2012. — 13 дек. — № 287 (5960). — С. 1.
7. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / под ред. А. А. Реана. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с.
8. Молчанов, С. Г. «Духовные скрепы» : инновационная технология социализации [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. — Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2013. — № 1 (22). — С. 66-85.
9. Молчанов, С. Г. Воспитание — инструмент социализации и образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации : материалы междунар. науч.-практич. конф. (г. Челябинск, 16 дек. 2008 г.). Ч. 2. — Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009.
10. Молчанов, С. Г. Категория «воспитание» и образовательные программы воспитательной работы [Текст] / С. Г. Молчанов, К. Г. Тротт // Челябинский гуманитарий. — Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2009. — № 3 (9). — С. 74-86.
11. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социализованность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. — Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2009. — № 3 (9). — С. 87-97.
12. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении [Текст] : учеб.-метод. пособие для кл. рук. / С. Г. Молчанов. — Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2010. — 36 с.
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. № 1155]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
14. Энциклопедия для детей [Текст]. Т. 6, ч. 2. Религии мира / гл. ред. М. Д. Аксенова. — М. : Аванта+, 1996. — 688 с.
15. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — М. : Педагогика, 1983. — 448 с.
УДК 378+316.7 А. А. Павильч, д-р культурологии,
проф. Минского государственного лингвистического университета (МГЛУ), г. Минск, e-mail: [email protected]
ПРИКЛАДНОЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМПАРАТИВИСТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В статье определяется практическая значимость сравнительного знания в поликультурном образовании и межкультурном взаимодействии. Обоснован прикладной потенциал компаративистики, проявляющийся в возможности использования результатов сравнительных исследований в конструировании диалога культур и межкультурной коммуникации, в разработке образовательных программ подготовки к межкультурному взаимодействию.
Ключевые слова: компаративистика, компетенции межкультурного взаимодействия, культурное многообразие, компаративное знание, межкультурные различия, поликультурное образование.
Образовательная среда является той сферой обеспечивает непосредственную подготовку трансляции социокультурного опыта, которая к межкультурному взаимодействию на основе