ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
43
НОВАЯ «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА»
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
С. Г. Молчанов
Челябинский государственный педагогический университет
Экспериментальная площадка ФГАУ ФИРО - школа-интернат № 11 г. Челябинска -уже на протяжении семи лет инновирует инструментальное обеспечение социализации, создавая систему оценивания, формирования и измерения социализованности (освоенности социальных компетенций). Поручения из Послания Президента РФ В. В. Путина (12.12.12) исполняются внедрением технологии «Духовные скрепы», которая опирается на созданную автором теорию оценивания образовательных объектов, подкрепленную позитивной статистикой и данными экспертного оценивания.
Инновационная технология представлена в более чем 40 публикациях и автора, и его адептов, в научных и публицистических статьях, включая «Российскую газету», «Аргументы и факты», «Глагол» (г. Миасс), «Копейскийрабочий» (г. Копейск), и в телевизионных интервью (каналы СТС-Челябинск;СТС-Копейск; СТС-Миасс).
Ключевые слова: социализация, воспитание, содержание социализации, содержание образования, социализованность (социальная компетентность), образованность (образовательная компетентность), реципрокность, социальная (образовательная) компетенция, технология, методика.
Внушающий ужас инцидент в школе № 263 г. Москвы (февраль 2014) еще раз показал, что нужна масштабная работа по исполнению поручений из Посланий Президента РФ В. В. Путина от 12.12.12. о создании «... современной» «...программы полноценного развития воспитательной компоненты...» (2) и от 12.12.13 о противостоянии «аморальному интернационалу» и о сохранении, поддержании и развитии традиционных ценностей (3).
Еще раз мы убедились, что человек, не обладающий позитивными социальными компетенциями и, следовательно, не могущий проявить себя в хорошем, но желающий быть оцененным, замеченным, проявляет себе в плохом, в разрушительном. Это явление мы квалифицировали, как «эффект Герострата». Оно противоположно «пассионарности» (В. В. Путин) - стремлению человека к добру, к созиданию [3].
Послания Президента - «12.12.12» и «12.12.13» [2; 3] - ориентируют педагогов на преодоление «ценностного» и «демографического» [2] кризиса: значит обновленная «воспитательная компонента» должна, учитывая это, отвечать на актуальные вызовы, а это ответы на вопросы ЧТО?, КАК? и КАКОВ?. То есть: «Что воспитывать?», «Как воспитывать?» и «Какова воспитанность?».
И, если на первые два вопроса в традиционной воспитательной компоненте есть ответ, то третий вопрос, до недавнего времени, оставался без ответа. Педагогам нужен инструментарий для оценивания социализованности: без измерения этого объекта они действуют вслепую. «Gerer, c’est aussi evaluer»1 [10. C. 3].
Когда речь идет об образованности, мы не делаем различий в «образованности» мужчин и женщин (юношей и девушек, мальчиков и девочек). И аттестация (например, ЕГЭ) выступает ее индикатором, по которому можно оценить эффективность2 образовательных усилий педагогического персонала. 1 2
1 Управлять - значит, и оценивать (измерять). Перевод наш (С. Молчанов).
2 Это вербальная оценка. Часть биполярной шкалы «эффективный-неэффективный». Но не критерий. Сейчас Министерство этот критерий в оценивании ВУЗов и других образовательных организаций не учитывает. Всем, по недоразумению, сегодня больше нравится «успешность».
44
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
Социализованности же имманенты и универсальность (универсальные «ценности»), и гендерность.
В формировании социализованности, просто необходимо, реализовывать принцип гендерности, поскольку социализованность мужчины (юноши, мальчика) - это готовность к отцовству, а социализованность женщины (девушки, девочки) - готовность к материнству. Значит, процесс воспитания и социализации должен учитывать гендерные различия. Недооценивание принципа гендерности [4; 5; 6] в воспитании и привело, как один из факторов, к «демографической катастрофе» (В.В. Путин [2]).
Управлять социализацией, это означает, прежде всего, измерять социализованность [10]. Поэтому мы включаем в качестве приоритетного показателя эффективности соци-ализаторской деятельности педагога (Ж. Ладсу [10] называет ее «социальным вмешательством» ) такой показатель, как дельта прироста ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ обучающихся (воспитанников). Это и есть приоритетный «измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы» (В.В. Путин [3]).
Субъектом оценивания образованности выступает специалист в предметной области (педагог-предметник): ему присваивается наибольший коэффициент доверия.
Субъектом же оценивания социализованности могут выступать 1) сверстники, 2) педагоги, 3) родители, 4) общественность, т. е. оценивание может производиться из этих четырех позиций. Но экспертный опрос показал, что наибольший коэффициент доверия присваивается взаимной оценке сверстников [7; 8; 9].
Реципрокное оценивание социальных статусов членов группы (в конкретной социальной группе в виде взаимных оценок) выступает индикатором социализованности каждого члена группы, всей группы, даже, всего поколения [9].
Каждому руководителю (педагогу) нужно включить этот индикатор - дельта прироста позитивной социализованности - «в свою операционную модель». Мы привыкли «отвечать за процесс», а нужно «за результат», который «:.. .должен быть измерим.. .сроками, стоимостью, количеством процедур», количественными и качественными индикаторами продукта. «.по каждому пункту. целевой индикатор. А если его невозможно определить, то весь пункт. убирать: не можешь четко сформулировать, что хочешь, значит, это не нужно»1 (с. 22).
Так сегодня организована работа Правительства РФ. Так должны работать и всякая образовательная организация.
По этому индикатору можно оценить а) эффективность социализационных (воспитательных) усилий персонала образовательного учреждения; б) эффективность «воспитательной компоненты» каждой образовательной организации, каждого воспитателя; в) крепость «духовных скреп» (В. В. Путин [2]).
Представим описание совокупности процедур применения инновационной технологии социализации «Духовные скрепы» (2). Еще раз подчеркнем, что технология ориентирована на исполнения поручений Президента о «создании новой современной воспитательной компоненты...» [2. C. 3], а, следовательно, и усиление позиций государственнообщественного управления [1] социализацией, т.е. привлечения и активизации участия родителей в процессе воспитания не только в «...школе...» [2. С. 3], но и детском саду, и в любой другой образовательной организации и (или) ее структурном подразделении.
Использование технологии «Духовные скрепы» становится особенно актуальным «... после послания президента, объявившего об «аморальном интернационале» и «давлении на традиционные ценности» [11. С. 14]. Президент РФ Владимир Путин в очередном Послании (12.12.13) вновь говорил о моральных ценностях, о дефиците «духовных скреп» [3], поэтому каждая семья, каждая образовательная организация., вместе..., должны
1 А. Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) в интервью: Сигал Е. Над бизнесом опять идут дожди // Деньги. № 23. .2013. С. 19-23.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
45
формировать и укреплять в обучающемся, воспитаннике ответственность, честность, порядочность, справедливость и другие одобряемые обществом качества хорошего, нормального гражданина России [3].
Как же формировать «иммунитет против грязи» (А.И. Осипов, профессор Московской духовной академии), которой очень много накопилось в нынешнем времени? А вот так!
Технология «Духовные скрепы» [2] состоит из трех процедур и трех инструментов:
1) отбора содержания социализации, 2) измерения социализованности членов социальной группы и 3) оценивания эффективности социализационного (воспитательного) воздействия [8].
Первая процедура предполагает два варианта - проведение 1) родительского собрания; 2) классного часа (часа воспитателя).
Оно, по существу является формой проведения методики экспертного оценивания в рамках методики отбора содержания социализации (ОСС). Родители или сами обучающиеся выступают в качестве экспертов [8; 9].
В первом варианте [8] родители должны назвать качества, которые они хотели бы «видеть» у сверстников и сверстниц своего сына или дочери.
Во втором варианте [9] сами обучающиеся, воспитанники должны назвать качества, которые они хотели бы «видеть» у своих сверстников и сверстниц
Родителям предлагается перечень позитивных компетенций в виде таблицы1 [8; 9], из которого они должны были выбрать десять качеств (компетенций), которые они хотели бы «видеть» в сверстниках своего (-ей) сына (дочери).
Обучающимся, воспитанникам предлагается выбрать десять качеств, которые они хотели бы «видеть» в своих сверстниках или сверстницах [9].
С чего же следует начать разговор с родителями? Можно спросить: «Хотите, чтобы ваши дети были счастливыми?». - «Да!» - несомненно, ответят они. Далее возникнет вопрос: «Но как это сделать?».
И потом монолог педагога... примерно такой: «Уже у малышей можно и нужно формировать позитивное отношение и стремление к социально-верным нормам и способам поведения. Начиная с 3-4-летнего [8] возраста дети выбирают для совместной деятельности и общения сверстников и сверстниц только с положительными качествами. Поэтому, если вы хотите видеть своего ребенка счастливым, нужно сделать так, чтобы его «выбирали», любили, хвалили, награждали... и дети, и взрослые. А для этого ему нужно обладать как можно большим количеством положительных качеств, которые и «скрепляют» каждого ребенка, да и всех нас, с другими хорошими людьми».
Далее строить разговор с родителями можно в виде диалога (полилога), в рамках которого нужно сделать следующие акценты.
Первый. Умный, ответственный родитель понимает, что только вместе с педагогом, влияя на окружение своего ребенка в группе, он может обеспечить формирование у него позитивных качеств, а значит сделать его счастливым.
Второй. Каждый ребенок хочет, чтобы его оценили, похвалили, одобрили, наградили... Но, чтобы добиться одобрения от окружающих, от взрослых, ребенок должен проявить себя в хорошем: совершить социально-одобряемый поступок. Значит - научить ребенка проявить себя в хорошем - вот задача и воспитателя, и родителя.
Третий. Ведь, когда делаешь ДОБРО, чувствуешь себя счастливым. И хочешь, чтобы все знали о твоем добром деле. А ЗЛО - всегда прячется: только обнаглев, оно, иногда, выплескивается из переполненной клоаки. Но в клоаках - ДОБРО не живет.
Четвертый. Обсудить вопрос: «Где человечество хранит информацию о положительных качествах? О позитивных социальных компетенциях?».
1 Тем родителям, которые, по каким-то причинам, не присутствуют, можно передать эту таблицу-перечень на бумажном или электронном носителе.
46
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
И дать ответ: «В общественно-историческом опыте! В культуре! А это все фиксируется в ЯЗЫКЕ, на котором мы говорим».
В таблице № 1 [8. С. 8] отобраны и зафиксированы, при помощи компьютерной программы, слова, обозначающие только позитивные компетенции: а) универсальные, б) по преимуществу, мужские и в) по преимуществу, женские [8. С. 8].
Объяснив все это, родителям и (или) обучающимся, мы предлагаем им выбрать, какие качества они хотели бы видеть в сверстниках и сверстницах. Ведь именно, от этого, будут зависеть качества каждого члена этой социальной группы.
В рамках родительского собрания родители (в рамках классного часа - члены социальной группы) выбирают качества, в соответствии с инструкциями №№ 1 и 2 [8; 9], и заполняют экспертные листы №№ 1 и 2 [8; 9].
После родительского собрания (классного часа) педагоги обрабатывают экспертные листы и получают информацию от каждой группы родителей (от каждой группы обучающихся) относительно социального заказа: какие качества родители (обучающиеся) хотели бы видеть в социальной группе?1 [8; 9].
Дополнительный эффект состоит в том, что в рамках родительских собраний, мы получили также информацию по вопросу: «Нужно ли использовать технологию «Духовные скрепы» С.Г. Молчанова в образовательных учреждениях?». Родителям было предложено выбрать один из трех вариантов ответа: «Да»; «Нет»; «Не знаю». Всего в опросе приняло участие 160 родителей (школы-интерната № 11, ДОУ № 14, 44, 362 (г. Челябинска), 47 (г. Копейска), № 69 (г. Миасса), а также, в ходе городского родительского собрания (г. Копейск), еще 37 родителей. Таким образом, из 197 опрошенных 162 (80,1 %) ответили «да»; 2 (1,2 %) - «нет»; 33 (18,7 %) - «не знаю».
Опрос родителей показал, что даже 30—40-минутное ознакомление с технологией вызывает у родителей положительную реакцию (см. выше). Родители, также, выражают желание активно участвовать и в оценивании социализованности детей, и в формировании социальных компетенций, и в индивидуальных (групповых) проектах.
Что касается педагогов, то, практически 100 % педагогов1 2 поддерживают необходимость и целесообразность внедрения технологии «Духовные скрепы».
Мы убедились, что технология «Духовные скрепы» позволит и педагогам видеть динамику позитивного в каждой группе, и родителям - в каждом ребенке, в группе и, прежде всего, конечно, в своем сыне, своей дочери.
А в группе обучающихся каждый член этой социальной группы, ежедневно, видит проявления, поступки своих сверстников, сверстниц. Следовательно, каждый может фиксировать позитивную или негативную динамику количества позитивных и (или) негативных поступков каждого члена группы. Следовательно, совокупная экспертная оценка всех членов группы даст объективизированное представление либо о возрастающей пассионарности, либо о «сползании» к негативному проявлению.
Практическая значимость технологии «Духовные скрепы»:
Для педагогов (воспитателей) состоит в оптимизации:
- инструментального обеспечения пространства воспитательной работы (экономичного, адекватного и операционального);
- набора способов (на основе метода экспертных оценок) социального воздействия и оценивания;
- формирования и формулирования социального заказа со стороны обучающихся (воспитанников) и родителей;
- получения информации о состоянии социализованности;
1 Более подробно можно ознакомиться с конспектом классного часа в нашей методике [9].
2 Данные нескольких опросов, проведенных в 2013-14 годах, в которых приняли участие 456 работников дошкольного, общего, высшего и среднего специального профессионального образования.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
47
- в вовлечении родителей в процесс социализации обучающихся (воспитанников).
Для обучающихся (воспитанников) состоит в создании адекватных условий для освоения ФГОСов на основе интериоризации:
- инструментального обеспечения
а) освоения позитивных социальных компетенций;
б) взаимного воздействия и оценивания;
в) индивидуального (группового) социально-образовательного проектирования;
- образовательно-социализационных технологий и техник индивидуализированного и дифференцированного коррекционно-развивающего обучения и воспитания с учетом различных ОВЗ.
Для администраторов состоит в формировании
- базы данных о
1) социальном заказе обучающихся (воспитанников) и родителей;
2) социализованности воспитанников (обучающихся) и педагогического персонала;
3) субъектом ресурсе персонала, семьи, обучающегося (воспитанника);
- набора (перечня) инструментов для анализа эффективности применяемых образова-тельно-социализационных технологий;
- программ педагогического и психологического сопровождения институциональной системы повышения квалификации.
Для родителей состоит в активизации участия в:
- формировании и формулировании социального заказа о содержании социализации;
- оценивании социализованности детей в группе (окружения своего ребенка) и своего (-ей) сына (дочери) в семье;
- реализации индивидуальных и групповых проектов обучающихся (воспитанников) в а) учреждении и б) семье и в) других социальных пространствах;
- принятии обоснованных решений о переводе обучающегося (воспитанника) в другие образовательные учреждения.
В связи с изложенным мы сформулировали следующие предложения:
1. Включить в перечень показателей эффективности функционирования С(К)ОУ индикатор — дельта прироста позитивной социализованности обучающихся (воспитанников).
2. Внедрить инновационную технологию «Духовные скрепы» в практику обеспечения новой «воспитательной компоненты» в С(К)ОУ.
3. Создать инновационное программное обеспечение методики оценивания эффективности воспитательной работы персонала.
Наши предложения подкреплены реально апробированной технологией (методики отбора содержания социализации (ОСС) и оценивания социализованности (ОС) опубликованы в России, Казахстане, Германии и уже используются), которая обеспечивают эффективное и экономичное управление социализацией и воспитанием.
Список литературы
1. Закон РФ “Об образовании” // Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. - М. : ИФ «Образование в документах», 2001. - 2-е изд. 104 с.
2. Путин, В. В. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета, № 287 (5960), от 12 декабря 2012 г., с. 2-4.
3. Путин, В. В. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета, № 282 (6258), от 12 декабря 2013 г., с. 2-4.
4. Молчанов, С. Г. Воспитание - инструмент социализации и образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и
48
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
профессионального образования в условиях модернизации: материалы международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 16 декабря 2008). Ч. 2. - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009.
5. Молчанов, С. Г. Категория «воспитание» и образовательные программы воспитательной работы. [Текст] / С. Г. Молчанов, К. Г. Тротт // Челябинский гуманитарий. -2009. - № 3(9). С. 74-86.
6. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социализо-ванность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. - 2009.
- № 3 (9). - С. 87-97.
7. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие для классного руководителя [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2010. - 36 с.
8. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) [Текст] / С. Г. Молчанов.
- Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.
9. Молчанов, С. Г. Отбор содержания социализации и оценивание социализованности [Текст] / С. Г. Молчанов. - Saarbrucken (Germany), LAP (LAMBERT Academic Publsch-ing), 2014. - 47 с. (на рус. яз.).
10. Ladsous, J. Travail social [Текст] / J. Ladsous. -Montpellier: Actif, 1990. - 118 p.
11. Сурначева, Е. Реформы и выборы [Текст] / Е.Сурначева // Власть. № 50. 2013. С. 9-14.
THE NEW «EDUCATIONAL COMPONENT»
IN THE PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION
S. G. Molchanov
Челябинский государственный педагогический университет
Experimental platform - school № 11 of Chelyabinsk - for the past seven years uses tool of socialization, creating a system of evaluation, formation and measurement of socialization ability (development of social competencies).
Message of the President of the Russian Federation Vladimir Putin (12.12.12) performed introduction of technology «Spiritual buckles» which is based on estimation theory created by the author of educational facilities, backed by positive data statistics and expert evaluation. Innovative technology is represented in more than 40 publications and author, and his followers, in scholar publications, including the «Rossiyskaya Gazeta», «Arguments and Facts», «Verb» (Miass), «Kopeysk worker» (Kopeysk), and in television interviews (channels STS-Chelyabinsk, STS-Kopeysk; STS-Miass).
Keywords: socialization, education, socialization of content, the content of education, socialization ability (social competence), education (educational competence), reciprocity, social (educational) competence, technology, technique.
References
1. “Zakon RF Ob obrazovanii” (2001) [RF Law “Education”], in: Zakonodatel’stvo Ros-siyskoy Federatsii ob obrazovanii. Federal’nyye bazovyye zakony [=RF Legislation about education. Basic laws], IF «Obrazovaniye v dokumentakh», Moscow, 2-ye izd., 104 p. (in Russ.).
2. Putin, V. V. (2012) “Poslaniye Prezidenta Vladimira Putina Federal’nomu Sobraniyu RF” [=Address of President Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation], in: Rossiyskaya gazeta [=Russian Newspaper], N 287 (5960), 12.12.2012, pp. 2-4 (in Russ.).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
49
3. Putin, V. V. (2013) “Poslaniye Prezidenta Vladimira Putina Federal’nomu Sobraniyu RF” [=Address of President Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation], in: Rossiyskayagazeta [=Russian Newspaper], N 282 (6258), 12.12.2013, pp. 2-4 (in Russ.).
4. Molchanov, S. G. and Voronenko, G. G. (2009) Vospitaniye - instrument sotsializatsii i obrazovaniya [=Education as a tool of socialization and education], in: Aktual’nyye problemy povysheniya kachestva obshchego i professional’nogo obrazovaniya v usloviyakh modernizat-sii: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Chelyabinsk, 16 dekabrya 2008). P. 2 [=Actual problems of improving the quality of general and vocational education in the modernization of the International Scientific and Practical Conference (Chelyabinsk, 16 December 2008).], Izd-vo IIUMTS «Obrazovaniye», Chelyabinsk (in Russ.).
5. Molchanov, S. G. and Trott, K. G. (2009) “Kategoriya «vospitaniye» i obrazovatel’nyye programmy vospitatel’noy raboty” [=Category “education” and educational programs of educational work], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Humanities of Chelyabinsk], N 3 (9), pp. 74-86 (in Russ.).
6. Molchanov, S. G. and Tutatchikov, A. T. (2009) “Soderzhaniye sotsializatsii, sotsial’nyye kompetentsii, sotsializovannost’” [=Content of socialization, social competence, sotsializovan-nost], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Humanities of Chelyabinsk], N 3 (9), pp. 87-97 (in Russ.).
7. Molchanov, S. G. (2010) Formirovaniye i otsenivaniye sotsial’nykh kompetentsiy v obrazovatel’nom uchrezhdenii. Uchebno-metodicheskoye posobiye dlya klassnogo rukovodite-lya [=Formation and evaluation of social competence in an educational institution. A teaching aid for the classroom teacherOOO «Entsiklopediya», ], Chelyabinsk, 36 p. (in Russ.).
8. Molchanov, S. G. (2012) Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-DOU) i ot-senivaniya sotsializovannosti mal’chikov i (ili) devochek (OS-DOU) [=Selection procedure on the content of socialization (OSS-DOW) and evaluation of socialization ability of boys and (or) girls (OS-DOW)], Entsiklopediya, Chelyabinsk, 60 p. (in Russ.).
9. Molchanov, S. G. (2014) Otbor soderzhaniya sotsializatsii i otsenivaniye sotsializovannosti [=Selection of content socialization and evaluation of socialization ability], Saarbrucken (Germany), LAP (LAMBERT Academic Publsching), 47 p. (in Russ.).
10. Ladsous, J. (1990) Travail social [=Social work], Actif, Montpellier, 118 p. (in French).
11. Surnacheva, Ye. (2013) Reformy i vybory [= Reforms and elections], in: Vlast’ [=Pow-er], N 50, pp. 9-14 (in Russ.).
Молчанов Сергей Григорьевич - доктор педагогических наук, профессор, академик АГН.