4. Олейникова О.Н. Анализ потребности в умениях / О.Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Ю.В. Коновалова. - М.: Альфа-М, 2005. - 142 с.
5. Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области: утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от22.12.2005 № 1107-ПП
6. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.
ВОСПИТАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СТУДЕНТОВ
© Кузнецова С.В/
Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского,
г. Брянск
В статье рассмотрены особенности процесса воспитания исследовательской культуры студентов.
В современной концепции высшего образования в России акцент с узко профильного подхода в подготовке специалистов переносится на становление личности профессионала, обладающего готовностью к непрерывному самообразованию, способного адаптироваться к изменяющимся социальным, трудовым условиям. Исходя из этого, приоритетным направлением высшей школы сегодня является организация такого процесса образовательной деятельности, в котором каждый студент мог бы стать субъектом собственного развития, а одной из актуальных задач вузовского образования является обучение студентов способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской деятельности в рамках компетентностного подхода.
Воспитание исследовательской культуры происходит как в условиях аудиторной, так и внеаудиторной деятельности.
Для аудиторных занятий мною разработаны и успешно используются практические работы двух видов: инструктивно-методического характера, и исследовательские по основным темам курса.
♦ Старший преподаватель кафедры Автоматизированных информационных систем и технологий
Теория и методика обучения и воспитания
143
Выполняя практическую работу инструктивно-методического характера, студенты, руководствуясь четкими и конкретными указаниями, данными в работе, самостоятельно прорабатывают и усваивают учебный материал, получают необходимые знания и навыки использования программного продукта. В итоге они учатся планировать свои действия, организовывать свою познавательную деятельность.
Исследовательские практические работы имеют творческий характер и комплексное содержание, предназначены для самостоятельной работы и предполагают подготовку итогового отчета.
Практика показывает, что успешное формирование исследовательской культуры происходит в условиях внеаудиторной образовательной деятельности.
Началом такой работы является подготовка информации на заданную тему, написание рефератов, докладов, подготовка презентаций. Для этого рабочими программами по специальным дисциплинам предусмотрено большое количество часов на самостоятельную работу студентов. Студенты занимаются написанием рефератов, сообщений, докладов с использованием материалов собственных микроисследований, изучают и исследуют литературу по темам семинарских занятий.
При написании рефератов и подготовке сообщений студенты учатся: работать с библиографическими указателями; учебной и специальной литературой, периодическими изданиями; использовать информационные ресурсы Интернет.
Для оформления работ в компьютерном варианте студенты закрепляют навыки работы на компьютере, сканере, работу в программах Word, Excel, Power Point.
При выполнении творческих работ студенты занимаются созданием бизнес проектов, планированием и оценкой инвестиционных проектов.
Студентам даются задания по решению сквозных ситуаций. Эти ситуации не всегда решаются известным алгоритмом и предполагают несколько вариантов решения, среди которых надо выбрать оптимальный, наиболее рациональный способ решения проблемной ситуации.
Подобная работа способствует формированию у студентов исследовательских и поисковых умений, наблюдательности, овладению методами анализа, обобщения, развитию творческого мышления, способствует интеграции знаний по дисциплине «Информационное обеспечение финансового менеджмента».
Выполнение и оформление отчетов по творческим работам - один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего специалиста, развивается умение решать актуальные проблемы,
самостоятельно ориентироваться в научной и специальной литературе, успешно применять на практике теоретические знания.
В результате выполнения данной творческой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность.
С этой целью студентам необходимо: научиться пользоваться библиографическими указателями; изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию; собрать, проанализировать и обобщить практические материалы на примере передовых торговых предприятий; выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы.
Список литературы:
1. Галиуллина Ф.Ш. К проблеме совершенствования готовности студентов вузов к научно-исследовательской деятельности / Ф.Ш. Галиуллина // Вестник ТИСБИ. - 2003. - № 3.
РЕФЛЕКСИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
© Куминова В.Н.*
Колледж управления и экономики «Александровский лицей», г. Санкт-Петербург
В статье рассматривается роль педагогической рефлексии в развитии проектировочных умений студентов педагогического колледжа, формы и методы развития умений проектирования в образовательном процессе.
Современное состояние подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической и практической подготовки, готовности к творческому труду. Профессионализм выпускника педагогического колледжа определяется его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию педагогического процесса, иными словами, уровнем владения проектировочными умениями. В Государст-
♦ Преподаватель, соискатель Курганского государственного университета